Рабочая программа по литературе, 11 класс
рабочая программа (литература, 11 класс) по теме

Сергеевых Светлана Анатольевна

Программа составлена в соответствии с предъявляемыми на современном этапе требованиями к составлению подобных документов. Возможно, она станет хорошим подспорьем начинающим свою педагогическую деятельность учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra_11kl._programma.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературе для 11а,б

классов

на 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа.

Рабочая программа составлена учителем  на основе программы по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной (Москва, «Просвещение», 2011год), на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Структура документа.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пояснительная записка
  • тематический план
  • требования к уровню подготовки учащихся
  • методическое обеспечение учащихся и учителя.

Общая характеристика предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.        

Цели обучения:        

  • способствовать духовному становлению личности;        
  • формировать нравственные         позиции старшеклассников развивать эстетический вкус;
  • продолжить работу над устной и письменной речью;        
  • привить любовь к чтению высоко художественной  литературы.                                        

Задачи обучения:

  • формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;        
  • помочь освоить теоретические понятия для постижения художественных произведений;
  • способствовать формированию гуманистического мировоззрения;
  • воспитать чувство любви и патриотизма.

Предполагаемые формы обучения.

Чтение фрагментов из произведений, включённых в программу по литературе для 11 класса, чтение наизусть отрывков из прозаических и лирических произведений, монологов из драматических произведений, чтение и анализ литературно-критических статей, чтение мемуарной литературы, работа со справочной литературой, тесты, рефераты, конспекты, сочинения, уроки-обзоры, уроки-дискуссии, уроки-зачёты, лекции учителя с элементами беседы.

Предполагаемые результаты обучения.

Предполагаемые результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 11 класса, которые содержат компоненты, связанные с умениями и навыками целостного анализа текста, литературоведческими знаниями и эстетическим воздействием литературного произведения  на читателя.

Место предмета в федеральном базисном плане.

Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы отводится 102 часа, из  расчёта  3 часа в неделю.

Тематический план.

1. Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 века. Характеристика литературного процесса в России. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направление философской мысли начала столетия .  1 час.

2. И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Философичность и лаконизм поэтической мысли автора. Тонкий лиризм пейзажной лирики И.А. Бунина. Рассказы И.А. Бунина. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщения («Господин из Сан-Франциско»). Тема любви в прозе И.А.Бунина.  6 часов.

3. А.И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Анализ рассказа «Гранатовый браслет».  3 часа.

4. Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество (обзор). «Иуда Искариот» как отклик на состояние русской общественной жизни.  3 часа.

5. М.Горький. Ранние романтические рассказы. «На дне» как философская и социальная драма.  6 часов.

6. Русский символизм и его истоки.  3 часа.

7. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.  3 часа.

8. Футуризм как литературное направление. 1 час.

9. А.А. Блок. Жизнь и творчество.  6 часов.

10. С.А Есенин. Судьба поэта. Основные темы лирики С.А. Есенина.  5 часов.

11. Литература 20 годов 20 века. Тема революции и гражданской войны в прозе и поэзии данного периода.  3 часа.

12. В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. 4 часа.

13. Литература 30 годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб.   1 час.

14. М.А. Булгаков. Анализ романа «Мастер и Маргарита».  6 часов.

15. А.П. Платонов. Обзор повести «Котлован». 2 часа.

16. А.А. Ахматова. Судьба поэтессы. Художественное своеобразие лирики А.А. Ахматовой.  4 часа.

17. О.Э Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи.  2 часа.

18. М.И. Цветаева. Жизнь и творчество.  2 часа.

19. М.А. Шолохов. Судьба и творчество.  8 часов.

20. Литература периода Великой Отечественной войны.  1 час.

21. Литература второй половины 20 века (обзор).  2 часа.

22. Новое осмысление военной темы в литературе 50 -90 ых годов. 2 часа.

23.А.Т. Твардовский. Лирика.  2часа.

24. Б.Л. Пастернак. Общая характеристика романа «Доктор Живаго».  2 часа.

25. А.И. Солженицын. «Лагерная» тема в творчестве писателя.  2 часа.

26. В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы». Их поэтика и проблематика. 1 час.

27. «Деревенская» тема в прозе  В.П. Астафьева, В.Г. Распутина.  4 часа.

28. И. А. Бродский. Проблемно-тематический диапазон лирики.  2 часа.

29. «Городская» проза в современной литературе. 1 час.

30. Темы и проблемы современной драматургии.  1 час.

31. Основные тенденции развития современной литературы.  2 часа.

32. Зарубежная литература 20 века (обзор).  4 часа.

33. Обобщающее повторение курса русской литературы 19 -20 веков. Консультации по подготовке к экзаменам.  6 часов.

Содержание программы

Введение – 1 ч.

Русская литература XX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.

 

И.А.Бунин – 6 ч.  Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды!..», «Последний шмель» (возможен выбор других стихотворений) Философский и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы:  «Господин из Сан-Франциско»,  «Митина любовь», «Грамматика любви», «Чистый понедельник»,  «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина.  Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом).  Психологизм  бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика  бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А.И.Куприн – 3 ч.   Жизнь и творчество ( обзор).«Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

     

Л. Н.Андреев – 3ч.  Жизнь и творчество (обзор).

«Иуда Искариот» как отклик на состояние русской общественной жизни.     

М.Горький – 6 ч.  Жизнь и творчество (обзор). Роль М. Горького в судьбе русской культуры.  Ранние романтические произведения: «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Макар Чудра».  Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Приём контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказов. Горький-драматург. Сотрудничество писателя с Художественным театром. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщённости людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое истолкование: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Смысл названия пьесы.

Символизм  и его истоки – 3ч. Истоки русского символизма. Связь с романтизмом. Музыкальность стиха. «Старые символисты» (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт,
Ф.К.Сологуб, И.Ф.Анненский) и «младосимволисты» (А.Белый, А.А.Блок). Основные темы и мотивы поэзии.

Акмеизм – 3 ч. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.     Жизнь и творчество Н.С. Гумилёва (обзор). Основные темы и мотивы поэзии. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилёва.

Футуризм – 1 ч. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового» искусства. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин), кубофутуристы (В.В.Маяковский, В.В.Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л.Пастернак).

А.А.Блок – 6 ч . Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», « Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» ( цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» и др. Поэма «Соловьиный сад».  Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихов. Тема города в творчестве. Образы «страшного мира». Тема исторического пути  России. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать». История создания, авторский опыт осмысления событий  революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, её герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, её основные символы. Образ Иисуса Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы её выражения в поэме.

С.А. Есенин – 5 ч.   Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь уходящая», «Русь советская», «Собаке Качалова», «Письмо к женщине», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» и другие стихи. Традиции А.С.Пушкина  А.В.Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина.Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

 

Тема гражданской войны в литературе XX века– 3 ч.

   

В.В.Маяковский – 4 ч.   Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Нате!», «Мама и убитый немцами вечер», «Дешёвая распродажа», «Вам!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Небоскрёб в разрезе», «Домой», «Облако в штанах»,«Про это»,

«Во весь голос», «Клоп», «Баня» и др. произведения.

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (рифма, ритмика, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. 

Литература 30 годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб – 1ч.

М. А. Булгаков – 6 ч. Жизнь, творчество, личность.   Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Литературный мир на страницах романа. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. Тема милосердия и раскаяния, свободы и независимости.

А.П.Платонов. Обзор повести «Котлован» - 1ч.

А.А.Ахматова – 4 ч.  Жизнь и творчество (обзор). Стихи «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал  утешно…», «Родная земля»;                     «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома  Отражение в лирике глубины человеческих переживаний. Тема любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха  Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти  над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. 

О.Э.Мандельштам – 2ч. Жизнь и творчество (обзор).   Культурно-исторический контекст лирики Мандельштама: античность, Средневековье, русская история, фольклор.Поэтика Мандельштама: предметность, ассоциативность, лирические персонажи. Смена художественной манеры: «последняя прямота» «Воронежских тетрадей»  Петербургская тема у Мандельштама: история и современность. Мандельштам и власть.  Любовная тема у Мандельштама.

М.И.Цветаева – 2ч. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»; «Идёшь, на меня похожий…», «Куст» и другие. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряжённый монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

М.А.Шолохов – 8 ч.  Жизнь и творчество (обзор). «Донские рассказы» (избранные рассказы). Семейные трагедии в ходе гражданской войны в изображении писателя. Выбор героев. Авторская позиция. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.  Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа Шолохова.  

Рассказ «Судьба человека».  

Литература периода Великой Отечественной войны – 1ч.

Литература второй половины ХХ века – 2часа.

Новое осмысление военной темы в литературе 60-90годов – 2ч.

А.Т.Твардовский – 2ч. Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», « Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом…», «Утро», «Кружились белые берёзки…», «О Родине», «Жестокая память», « Дробится рваный цоколь монумента…», «О сущем»  и другие стихотворения.  Поэмы: «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «За далью – даль…», «По праву памяти».  Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого. Лирика и публицистика в поэмах.  Размышления о судьбе народа, страны. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Б.Л.Пастернак – 2 ч.

Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

А.И.Солженицын – 2 ч. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В.Т. Шаламов. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» - 1ч.  «Деревенская» тема в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина – 4.

И.А. Бродский. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта – 2ч.

«Городская» проза в современной литературе – 1ч.

Темы и проблемы современной драматургии – 1ч.

Основные тенденции развития современной литературы – 2ч.

Зарубежная литература ХХ века – 4ч.

Обобщающее повторение курса литературы IХ – ХХ веков. Консультации по подготовке к экзаменам – 7ч.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен:

  1. знать/понимать:
  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX – XX веков;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  1. уметь:
  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;        
  • выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  1. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Литература для учащихся.

1. Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл.: в 2ч./ Под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение,2011.

2. Русская литература ХХ века: Практикум / Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2011.

Литература для учителя.

1. Литература в 11 классе: Метод.советы / Под редакцией В.П.Журавлёва.  – М.: Просвещение, 2003.

2. Уроки литературы: 11 кл.: Кн. для учителя / Под ред.  В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2003.

3. Литература в 11 классе. Урок за уроком: в 2 ч. / Б.И. Турьянская, Л. Н. Гороховская, Т.М. Миллиощикова. – М.: Русское слово,2005.

4. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. /  Н.В.Егорова, И.В. Золотарёва. – М.: ВАКО,2003

5. Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл.: в 2ч./ Под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение,2011.

6. Русская литература ХХ века: Практикум / Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....