методические рекомендации по подготовке к экзамену по литературе
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Рылова Кристина Юрьевна

Работа представляет собой  рекомендации по подготовке к экзамену по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке к устному экзамену по литературе

Приступая к самостоятельной подготовке к экзамену по литературе, необходимо усвоить несколько общих правил, которые позволят успешно справиться с этой задачей:

1) Все тексты должны быть прочитаны внимательно, вдумчиво. Не полагайтесь на прочитанное «когда-то» произведение, постарайтесь перечитать его ещё раз. Не заменяйте чтение книги просмотром фильма. Просмотр экранизации произведения будет полезен лишь в том случае, если текст произведения уже прочитан.

2) Читать нужно осмысленно, лучше делать при этом необходимые пометки, записи,  потому как в произведении важен не только сюжет, но и пейзаж, портрет, детали, особенности композиции, языка автора и т. д.

При подготовке к экзамену важно выделять  все художественные особенности текста. Здесь будет полезным ведение читательского дневника, куда можно записывать имена героев, значимые цитаты,  собственные наблюдения и т. д.

3) Особый вопрос – это чтение лирических произведений. Здесь важно уловить в первую очередь основное настроение, эмоциональный тон, пафос, а также понять, какой смысл содержится в нем. Необходимо также определить особенности художественной речи, выделить средства выразительности, проанализировать их.

4) Для устного экзамена очень важно знать несколько стихотворений наизусть. Не обязательно заучивать длинные стихотворения полностью, это могут быть отдельные строфы, строчки.

5) При подготовке к экзамену нужно тренироваться выражать собственные мысли о произведении, оперируя при этом литературоведческими терминами, а не только эмоциональным восприятием.

Для  того чтобы научиться анализировать художественное произведение, необходимо как можно больше внимания уделять письменным работам. Это могут быть не только сочинения, но и другие виды работ. Например, рецензия, письмо, мини-сочинение, изложение, ведение читательского дневника и др.

6) Во время подготовки лучше выбирать трудные задания, вопросы. Начинать чтение художественных текстов тоже лучше с крупных эпических произведений.

7) Хорошо,  если при подготовке к экзамену будет изучена критическая литература. Это позволит детальнее разобраться в произведении.  Следует помнить, что если при устном ответе на вооружение будут взяты какие-либо взгляды автора критической статьи, монографии, то  обязательна ссылка на первоисточник.

8) Свое собственное мнение высказывается корректно и обязательно подкрепляется примерами из текста.

Методические рекомендации по написанию сочинения по литературе

Перед началом работы над сочинением необходимо определить, какая проблема заявлена в самой теме. Это позволит избежать типичных ошибок, связанных с абстрактными рассуждениями по произведению или вовсе его пересказом.

Начиная работу над сочинением, следует помнить, что время ограничено. Для того чтобы максимально эффективно его использовать, рекомендуется составить график работы, где будут предусмотрены обдумывание сочинения, составление плана, написание черновика, переписывание текста, проверка  и оставлено резервное время, что позволит избежать паники.

Работа над сочинением предполагает создание плана. Если этого не сделать, то велика вероятность того, что будет потеряна логика изложения, будут упущены важные моменты или, напротив, возникнут повторы.

В начале сочинения обозначается проблема, в пунктах плана последовательно развертывается понимание темы, в конце делаются обобщения и выводы. Сочинение должно быть внутренне логичным и композиционно законченным.

В сочинении по литературе важно не пересказывать художественный текст, а анализировать и интерпретировать его.  Особое внимание следует уделить художественному своеобразию и тому, как автор воплощает в художественных образах тему, проблему, идею, свою позицию. При этом обязательна опора на само произведение: приводятся примеры из текста, цитаты. Однако чрезмерного цитирования следует избегать. К каждому пункту плана подбираются нужные примеры. Лучше, если план будет цитатным.

Также важно отразить собственное видение проблемы, отношение к ней. Сочинение должно показать не только знание текста и умение раскрывать тему, но и способность самостоятельно мыслить. Личностное мнение должно быть выраженно корректно и быть обоснованным.

В конце сочинения формулируются выводы и обобщения, подводятся итоги. Эту часть сочинения нельзя упускать, так как именно она в большей степени отражает понимание обучающимся  темы и проблемы работы и делает ее законченной.

Сочинение рекомендуется писать с черновиком. Написание        черновика – самая объемная,  ключевая часть работы. При работе с ним следует постоянно сверяться с планом для того, чтобы избежать уклонения от темы и не потерять основную мысль.

После написания сочинения на черновике следует перечитать весь текст полностью, сделать необходимые поправки, дополнить его или, напротив, исключить лишнее, обратить внимание на орфографию и пунктуацию. Только после этого можно приступать к переписыванию сочинения.

Переписывание работы на чистовик – это не механическая, а осмысленная работа. При переписывании также можно заметить недочеты, внести какие-либо изменения в текст. Чистовик обязательно еще раз перечитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для подготовки обучающихся к ГИА по литературе

Рекомендации и примеры заданий для подготовки обучающихся к итоговой аттестации за курс 9 кл. по литературе....

Рекомендации по подготовке к экзамену по педагогике

Рекомендации разработаны в помощь студентам в подготовке к экзамену по педагогике и содержат информацию по вопросу и список литературы для подготовке....

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...

Методические рекомендации для подготовки и проведения интерактивных форм внеклассных мероприятий по литературе

Методические рекомендации составлены с целью разъяснения преподавателям литературы особенностей подготовки и проведения интерактивных форм внеклассных мероприятий. Методические рекомендации включ...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...