Методические рекомендации для подготовки обучающихся к ГИА по литературе
консультация по литературе (9 класс) по теме

Кустарева Любовь Павловна

Рекомендации и примеры заданий для подготовки обучающихся к итоговой аттестации за курс 9 кл. по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ  К  ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Подготовку к экзамену по литературе необходимо вести планомерно, начиная с 5 класса основной ступени.   Для этого необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля. В качестве таких форм можно использовать контрольную работу, включающую тестовые задания с кратким ответом и вопросы, предполагающие ответ ограниченного объема.

Возможный вариант контрольной работы для 5 класса.

А

Заполните таблицу

Автор

Главные герои

Жанр

1.Кавказский пленник

2.Лошадиная фамилия

3.Соловей

4.Конёк-горбунок

5.Ночь перед Рождеством

6.Барышня-крестьянка

7. Книги на какие темы вы больше всего любите читать? Назовите их автора и жанры (2  примера).

8. Приведите по одному примеру эпического, лирического и драматического произведения. Назовите их авторов и жанр.

Б

9. Вспомните стихотворение о природе, которое вы выучили наизусть. Выпишите из него художественно-выразительные средства, используемые автором. Объясните, с какой целью они использованы.

В

Запишите ряд красочных определений, которые вы могли бы употребить со словом «весна». С полученными словосочетаниями напишите мини сочинение. Не забудьте озаглавить.

Как видим, уже в 5 классе можно приучать школьников к работе с выразительными средствами, а также к составлению кратких письменных высказываний на заданную тему.

          В 6 – 8  классах в качестве форм промежуточного  контроля можно использовать творческие работы различных видов: сочинение-рассуждение, сравнительная характеристика, эссе, рецензия и т.д.

Подготовку к экзаменам в 9 классе начинать нужно уже в сентябре.

Желательно в начале года провести входную консультацию, где следует объяснить, что представляет из себя экзаменационная работа,  какова ее структура, какие типы заданий она включает, каковы требования к выполнению заданий. В начале года следует дать учащимся примерные планы  анализа эпизода и лирического произведения.

Анализ эпизода

Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением - в устном ответе, в сочинении и т. д. Но анализ эпизода - это ещё и вид школьного сочинения, который  относится   к одному из самых трудных. Несколько задач встает перед  школьником,  когда он получает задание проанализировать эпизод. Какие это задачи?

 Необходимо

- установить границы эпизода;

 -определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют;

 -проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;

 -рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;

- проследить логику развития авторской мысли;         

- отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;

 -показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.

      Последняя из перечисленных задач является самой главной, т. к. при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.

      Главная опасность - замена анализа пересказом эпизода!

      Анализ эпизода - это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез - то, во имя чего этот анализ делается: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений. Поэтому мы считаем этот вид работы одним из самых сложных. На уроках литературы ему необходимо уделять время систематически.

Такой анализ  может проводиться и устно, а  завершаться   небольшой письменной работой: краткий ответ на конкретный  вопрос в конце урока ( до 5 предложений), таким образом учащиеся будут постоянно приучаться письменно подводить итог своим размышления, это будет формировать умение выстраивать ответ кратко   и ясно.

Анализ лирического произведения

Анализ лирического произведения всегда был сложен для девятиклассника, поэтому в начале года необходимо дать подробный план  для этого вида работы.

Пример.

В стихотворении ... (автор, название) говорится о... (чём?). В стихотворении ... (название)... (фамилия поэта) описывает. .. (что?).

В стихотворении царит... настроение. Стихотворение. .. пронизано... настроением.

Настроение этого стихотворения... .Настроение меняется на протяжении стихотворения: от ... к... .Настроение стихотворения подчеркивается....

Стихотворение можно разделить на... части, так как .... Композиционно стихотворение делится на... части. Звучание стихотворения определяет... ритм. Короткие (длинные) строки подчеркивают.... В стихотворении мы словно слышим звуки.... Постоянно повторяющиеся звуки... позволяют услышать.... Поэт хочет запечатлеть словами....

Для создания настроения автор использует.... С помощью.., автор даёт нам возможность увидеть (услышать) .... Используя..., поэт создаёт образ.... Лирический герой этого стихотворения представляется мне....    

Можно предложить карточку-помощницу:

Карточка – помощница

  1. Образ …. .  создают слова …. .  Словесный ряд …. .  вызывает ощущение (ассоциации) …. .  Композиция строится на ….  Словесных рядов.  Автор использует композиционные приемы …. .
  2. Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. .
  3. Аллитерация на …. .  создает ощущение …. .  Ассонанс на …. .  вызывает ассоциации …. .
  4. Повторы слов …. .  усиливают (подчеркивают) …. .  Противопоставление слов …. . создает …. .  На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. .
  5. Троп …. . используется с целью …. .  Троп …. .  вызывает ощущение …. .
  6. Название …. .  становится символом (метафорой) …. .  Анализ текста вывел нас к …. .  позиции.  С точки зрения поэта, …. .

Сначала ребята научатся работать с шаблонными текстами, потом, расширив свой словарный запас, получив опыт написания сочинений,  они более уверенно будут чувствовать себя при создании  самостоятельных работ.

Самостоятельная творческая работа на уроке литературы.

      Особая трудность при анализе лирического произведения  состоит в том, что научить понимать и глубоко воспринимать стихи нельзя, продиктовав, например, план анализа, пусть даже хороший. Пока ребята не попробуют самостоятельно проанализировать стихотворение, не почувствуют трудности, не поймут своих ошибок, они не научатся сложнейшему виду анализа – анализу лирического текста.

         Для этого рекомендуем использовать такой   вид работы,  как, ,например, парная работа, когда на каждую парту раздаются 2-3 законченные по смыслу напечатанные строчки стихотворения и предлагается объяснить свое видение образов, определить, какими изобразительно-выразительными средствами пользовался автор. Разумеется, полный текст стихотворения у школьников есть. Можно произвести анализ особенностей построения предложений, употребления словосочетаний и слов, использование слов в прямом и переносном значении, основ этого переноса значений и прочее. Учащиеся всегда охотно выполняют эту работу, т.к. в ней привлекательность активной и самостоятельной деятельности на уроке множится на склонность к коллективной деятельности.

        Следующий этап, характеризующийся еще большей степенью самостоятельности, - домашний анализ одного общего для всех стихотворения. Почему одного для всех? Чтобы каждый над ним работал дома сам, а разбор на уроке был интересен всем. Он особенно интересен, если учитель составит из всех находок ребят один коллективный анализ и прочитает в классе. Когда  его слушают, то  удивляются чужим открытиям, досадуют, что не увидели эпитета, не обратили внимания на сравнение, не поняли метафоры.

Приведу для примера фрагмент коллективного анализа стихотворения.

 С. Есенин. «Песнь о собаке»

…Как хорошо все в начале стихотворения: утро,  «злятся рогожки», и с появлением нового дня совпадает появление семи новых жизней – «рыжих семерых щенят».

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым её животом.

А вечером…

Читаешь и настораживаешься: все злые дела делаются под покровом темноты (не зря эта антитеза: утро-вечер). «Вышел хозяин хмурый…» Почему хмурый? Может быть, ему неприятно было это делать? Нет, Есенин пишет: «…семерых всех поклал в мешок». Какое грубое и деловитое это слово « поклал».  Ведь они живые!

Есенин не говорит прямо, что сделал хозяин со щенками. Ему это тяжело. Он просто рисует нам картину:

И так долго дрожала

Воды незамерзшей гладь…

Самостоятельное литературное творчество ребят.

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной  деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные
  • наглядные и практические методы
  • репродуктивные и поисковые методы
  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ,  лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.  

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.  В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.  В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у одноклассника.

Поставив задачу в начале года, учитель будет работать по подготовке к экзамену в течение всего года .

 А в четвертой четверти  можно обобщить пройденный  материал, организовав тематическое повторение.

Например:

  1. Пейзажная лирика в творчестве поэтов 19 – 20 веков
  2. Тема поэта и поэзии 19 – 20 веков
  3. Любовная лирика 19 – 20 веков

  1. Сквозные темы русской лирики: урок-семинар по стихотворениям из экзаменационной спецификации. – 2 часа
  2. Маленький человек в прозе 19 – 20 веков
  3. Роль пейзажа в прозе 19 – 20 веков
  4. Тема воспитания в прозе 19 – 20 веков
  5. Сквозные темы русской прозы: урок-семинар по произведениям из экзаменационной спецификации. – 2 часа.

Важное литературное умение учеников основной школы интерпретация художественного текста, особенно текста лирического, как наиболее условного и сложного для читательского восприятия.

Таким образом, для качественной подготовки учеников к государственной  итоговой аттестации по литературе необходимо систематически проверять такие сферы их литературного развития, как начитанность и читательские интересы, умение выделять в тексте актуальные для ученика нравственно-идеологические проблемы, активность оценки прочитанного, развитость читательского восприятия, объем историко- и теоретико-литературных знаний и умение применять их для понимания прочитанного, развитие речи.  


Список литературы

  1. Беляева Н. В.Литература. проверочные работы. 5-9 кл.: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений: /Н. В. Беляева. – М. : просвещение, 2010. – 79с.
  2. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.  М.И.Мещерякова. М.: Айрис-прес, 2005.
  3. Краткий словарь литературоведческих терминов. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. М.: Просвещение, 1978.

Интернет-ресурсы:

  1. http:// russlovesnost.
  2. http:// shkola. lv
  3. http:// 4ege. ru
  4. http:// thff (форум Творческая свобода).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Методика подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения»

Методические рекомендации подготовлены на основе письма Рособрнадзора от 17.10.16 № 10-764...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиадам по истории.

Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся 10- 11 классов к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году

Методические рекомендации  по подготовке обучающихся 10- 11 классов  к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году...

Коучинг-сессия "Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ВОШ в течение учебного года "

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ВОШ в течение учебного года...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к научно-практической конференции

Переход на новые стандарты предполагает «формировать у учащихся целостную совокупность личностных образовательных результатов посредством включения школьников в процедуры понимания, проектирован...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ОГЭ

             Непременным условием получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение выпускниками IX классов государственной итог...