Использование компьютерных технологий на уроках русского языка, литературы, литературного краеведения
статья по русскому языку (8 класс) по теме
Представлена мини-статья на тему использования компьютерных технологий на уроках, также разработка урока с использованием компьютерных технологий на тему "Вводные конструкции и знаки препинания на них" для 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionnye_tehnologii.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
Заплатина Зоя Степановна,
учитель русского языка и литературы
высшей кв. категории
МАОУ «СОШ №120»
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействия всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Как подсказывает опыт работы, на уроках русского языка и литературы, литературного краеведения можно сделать вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами.
По данным исследований, в памяти человека остается, ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик включен в активные действия в процессе обучения.
Управление обучением с помощью компьютера также приводит к повышению эффективности деятельности учащихся.
Внедрение в традиционную систему «учитель-класс-ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографических и пунктуационных правил.
На уроке с применением ИКТ могут быть использованы разнообразные формы наглядности: таблица, схемы, кроссворд (например, на уроке повторения и обобщения в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения»), а также можно продемонстрировать различные языковые явления при изучении «Лексики и фразеологии» в динамике с применением цвета, звука, «оживления» иллюстраций. Задание с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, занимательных заданий, тестов, повышает интерес к учебному процессу.
На уроках литературы и литературного краеведения применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал, который находят сами учащиеся в интернете для составления презентаций, что развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал для урока.
Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать уроки русского языка и литературы, русского языка и литературного краеведения, что повышает интерес к предметам, расширяет кругозор учащихся, потому что тексты сопровождаются иллюстрациями и интересными историческими справками.
Следовательно, компьютер - замечательный помощник учителю и ученику. У ученика формируется положительное отношение и интерес к обучению. С помощью специальных программ учитель может увлекательно преподать не только новый материал, но и организовать повторение, которое, с одной стороны, не будет скучным и утомительным для учащихся, а с другой - сформирует прочные знания по русскому языку. При этом компьютер берет на себя и выполнение функции контроля - немедленно реагирует на ошибку, дает необходимые объяснения, помогает выбрать правильный вариант написанного.
Использование мультимедиа-технологий повышает уровень наглядности, обеспечивающий успешность обучению.
В заключение хочется отметить, что в 21 веке изменяется содержание деятельности учителя: он не может быть только «источником» знаний, он становится разработчиком новой технологии.
Вариант использования ИКТ-технологий представлен уроком русского языка.
ТЕМА: «Вводные конструкции и знаки препинания при них»
8 КЛАСС
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, диск «По улицам старого города»
Ход урока:
Организационный момент
Учащиеся записывают число, тему урока, формулируют цель урока.
Слово учителя. Сегодня мы продолжим экскурсию по нашему городу, но теперь в поле нашего зрения будут не улицы и переулки старого города, а памятные места: это памятник основателю нашего города В. Н. Татищеву, один из красивейших храмов Спасо-Преображенский Кафедральный собор и театр оперы и балета имени П. И. Чайковского.
Далее продолжается работа на основе презентации.
Слайд №1.
1 Задание.
Прочитайте текст. Найдите предложения с вводными конструкциями, объясните знаки препинания и пропущенные орфограммы. Запишите подчеркнутое предложение и произведите синтаксическую синонимию: вводное словосочетание замените вводным предложением.
Слайд №2.
2 Задание.
Прочитайте текст, найдите слова, которые могут выступать в роли вводных конструкций и в роли членов предложения, расставьте знаки препинания и объясните их употребление.
Выполните задания по тексту.
1. Замените словосочетание деревянные скульптуры, построенную на основе святи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления.
Напишите получившееся словосочетание.
2. Подберите синонимы к слову синтез.
3. Найдите метафору в последнем предложении.
4. Составьте словарный диктант по первому и второму текстам с орфограмами «Непроверяемые безударные гласные и согласные в корне слова» и «правописание сложных прилагательных».
Слайд №3.
3 Задание.
Прочитайте текст, спишите, вставьте вводные конструкции по смыслу в предложения вместо многоточий и расставьте знаки препинания, объясните орфограммы.
Слайд №4. Рефлексия.
Укажите цифры, обозначающие запятые при вводных конструкциях.
Итак, (1) завершился первый этап конкурса на лучший проект памятника Татищеву. Некоторая поспешность привела к тому, (2) что ряд пермских мастеров остались «за бортом». Например, (3) скульптор Алексей Кутергин, (4) лауреат Краевой премии в сфере культуры и искусства. С другой стороны,(5) это свидетельствует о твёрдой решимости администрации войти в историю установкой памятника основателю города. По мнению ряда специалистов, (6) долго был спорным вопрос о месте установки памятника. Однако, (7) согласитесь, (8) трудно говорить о конкретной привязке к местности, (9) (необходимое условие любого конкурса) (10), поскольку территория вокруг Разгуляйского сквера, (11) где стоит закладной камень Татищеву, (12) уже в ближайшие годы должна измениться.
Итог урока:
Блиц-опрос
В каком разделе русского языка изучаются знаки препинания при вводных конструкциях?
Что такое вводные конструкции и какова их роль в русском языке?
Расскажите когда ставится запятая, а когда тире или скобки при вводных конструкциях?
Домашнее задание: написать сочинение по теме «Роль вводных конструкций в русском языке» из 10-15 предложений, в качестве примеров приводить и вводные конструкции из использованных текстов во время урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка как способ повышения уровня качества знаний по предмету
Данная статья поможет с помощью компьютерных технологий подготовиться к уроку...
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы
Материал содержит размышления о применении элементов ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития компетенций учащихся.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта...
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы
Мы живем в XXI веке – веке информационных технологий. Нас окружают компьютеры и компьютерные системы, аудио- и видеотехника, различные электронные устройства. И ...