Рабочая программа по литературе 8 кл
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному курсу «Литература»
8 класс
Базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе примерных программ по литературе для основного общего образования, составленных на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программы под редакцией Г.И.Беленького 2009 года.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели обучения.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Главной задачей изучения литературы в 8 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Программа предусматривает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения.
Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебник Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях / авт.-сост. Беленький Г.И., Снежневская М.А.; под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2007 г.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый; исследовательский;
- стимулирование и мотивация учения;
- организация и осуществление учебных действий.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, творческая (литературно-творческие задания).
Распределение часов по темам в программе примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися. Учителю предоставлено право определять последовательность изучения отдельных тем и произведений; переносить произведения из разделов; избирать методы и приемы; распределять учебное время на освоение программного материала.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в течение учебного года учащимся необходимо написать 4 классных и 1 домашнее сочинения.
Требования к уровню подготовки учащихся
К числу основных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
- поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделение основной информации от второстепенной;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Оканчивая 8 класс, учащиеся должны:
- знать и применять на практике:
-основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
-некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
-средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
- Знать основные биографические сведения об авторах изученных произведений.
- Понимать роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев.
- Характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении.
- Сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
- Выявлять авторское отношение к изображаемому.
- Пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты.
- Писать сочинения-рассуждения на доступную тему.
- Писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
- В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творческого пути классиков;
• изученные теоретико-литературные понятия.
уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | ЗУН | Подготовка к итоговой аттестации | Домашнее задание | Примечания | |
Введение | ||||||
1 | Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. Художественный образ. | Представление о литературе как одном из видов искусства, о ее месте в жизни общества, умение работать с учебником, навык чтения | Особенности художественной речи | С.12 (вопросы) | ||
Народные песни | ||||||
2 | Русская старина. Народные песни. Лирические песни как жанр народной поэзии. | Знать народные песни как жанр фольклора, понятие обрядовых и необрядовых песен | УНТ. Сказки, загадки, былины, их композиция | С.22 (зад.1-5) письменно | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
3 | Исторические народные песни как жанр устной народной поэзии. | Своеобразие исторических песен, навык выразительного чтения | Эпитеты, параллелизм | Сообще-ние | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
Древнерусская литература | ||||||
4 | Люди Древней Руси. Древнерусская литература (обзор). | Понятие о древнерусской литературе, закономерности ее развития, роль в становлении классической и современной литературы | «Песнь о вещем Олеге», «Повесть о Евпатии Коловрате» | С.34 | Групповые диффиренцированные домащние задания | |
5 | Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонеж-ского» (фрагменты) | Понятие о жанре жития, историческая основа «Жития Сергия Радонежского», навык выразительного и аналитического чтения | Литературные жанры Пейзаж | С.35-47, составить цитатный план | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
6 | «Житие прототопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Особенности сюжета. | Знакомство с личностью прототопа Аввакума, навык аналитического чтения | Жанр жития | С.47-54, сообщение об А.С. Пушк. | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
Русская литература XIX- начала XX века | ||||||
А.С. Пушкин | ||||||
7 | Исторические воззрения А.С. Пушкина. История создания повести «Капитанская дочка». Особенности композиции. | Исторические взгляды Пушкина, творческая история повести «Капитанская дочка», умение сжато пересказывать прочитанное | Сведения из жизни А.С. Пушкина | С.58-61, гл.I-II, пересказ | Урок-лекция, работа в группах. | |
8 | Формирование характера и взглядов Петра Гринева. Анализ глав I, II. | Жанровые особенности произведения, умение характеризовать героя на основе его поступков, навык сжатого пересказа | Роль эпиграфа в худ. произв. | Главы III-V, сжатый пересказ | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся. Работа в группах | |
9 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ глав VI,VII. | Знать содержание глав, уметь характеризовать героя по его поступкам, навык сжатого пересказа | Пейзаж, эпитет | Главы VI,VII пересказ, вопросы | Урок-диспут, создание ситуации успешности | |
10 | Падение Белогорской крепости. Анализ глав VI,VII. Изображение народной войны и ее вождя. Анализ глав VIII-XII. | Знать содержание глав, уметь характеризовать героя по его поступкам, навык выразительного чтения эпизода, сжатого пересказа | Жанр народной песни | Дочитать повесть, на вопросы в конце, ответить | Использование средств наглядности | |
11 | Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне | Умение обобщать и систематизировать знания, по образу Емельяна Пугачева, навык аналитического чтения | Исторические прототипы | План по теме «Образ Пугачева в повести» | Урок-диспут, создание ситуации успешности | |
12 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести | Умение обобщать и систематизировать знания, по образу героини, навык аналитического чтения | Тема произ-ведения | Образ Маши Мироновой | Работа в парах | |
13 | Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Утверждение идеалов гуманности, чести, долга | Умение обобщать, систематизировать знания по образу Петра Гринева, навык аналитического чтения | План простой и сложный, композиция повести | Урок-диспут, творческие задания, создание ситуации успешности | ||
14 | Р/р. Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | Знание повести, умение выразить свое отношение к героям повести, навык написания сочинения | Тема, идея, план произведения, требования к сочинению | Отобрать материал к сочинению | Средства наглядности | |
15 | Р/р. Написание сочинения по повести «Капитанская дочка» | |||||
16 | Роль случая в повести А.С. Пушкина «Метель». | Знать содержание повести; уметь анализировать героя по его поступкам; определить роль случая в жизни героев. Навык аналитического чтения. | Анализ эпизода | Сообщение о М.Ю.Лер-монтове | Урок-размышле-ние, групповые, индивидуальные формы работы | |
М.Ю. Лермонтов | ||||||
17 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта | Факты биографии поэта, сопоставление с биографией Пушкина; навык выразительного чтения, умение анализировать прочитанный текст | Понятие лирического произведения Рефрен Стихотворные размеры: амфибрахий | «Кавказ»-наизусть, выписать из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения | ТСО //средства наглядности Урок-лекция, выступления учащихся | |
18 | Тюрьма в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед» | Знание фактов биографии, умение анализировать поэтический текст, делать выводы о герое лирического произведения | Понятие лирического героя, жанр баллады | Прочитать поэму «Мцыри» | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
19 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения. Композиция. | Знание истории создания поэмы, ее структурных особенностей; умение выразительно читать, анализировать прочитанное | Поэма, тема, жанр, идея, сюжет, композиция | 1гр.: Жизнь Мцыри в монастыре. 2гр.: Хар-р юноши-послушника | Задания по группам, создание ситуации успешности | |
20 | «Мцыри – любимый идеал Лермонтова». | Умение характеризовать героя, навык аналитического чтения | Романтизм, романтический герой | Отрывок из поэмы наизусть | Урок-исследование; работа в группах, парах, индивид. | |
21 | Своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова. «Мцыри» как романтическая поэма. | Знать содержание, художественные особенности поэмы; навык выразительного, аналитического чтения | Особенности романтического произведения | Материал к сочинению по поэме | Урок-диспут, создание ситуации успешности | |
22 | Р/р. Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Знать содержание поэмы, характер Мцыри; уметь составить план, раскрыть по нему тему сочинения | Тема, план сочинения, эпиграф | Дописать сочинение | Создание ситуации успешности | |
23 | Р/р. Написание сочинения по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | |||||
Н.В. Гоголь | ||||||
24 | Н.В. Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | Понятие о драматическом произведении, идейном замысле комедии; умение работать с учебником; навык выразительного чтения драматического произведения | Драма, комедия, юмор, сатира | Прочитать I действие; зад. на с.181- устно | Использование средств ТСО Урок-лекция, выступления учащихся | |
25 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | Жизненная основа произведения; уметь анализировать поступки героев; навык выразительного чтения драматического произведения | Экспозиция, развязка, развитие действия, кульминация, развязка | Урок-диспут //урок-суд Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | ||
26 | Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина. | Представление о характере Хлестакова; понятие хлестаковщины; умение анализировать слова и поступки героев; навык выразительного чтения | Средства создания образа | Действие IV; вопросы на с.228-229 | Работа в парах, смена видов дятельности | |
27 | Чиновники на приеме у «ревизора». Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Знать содержание IV действия, уметь анализировать поступки героев; навык выразительного чтения; навык аналитического чтения | Особенности драматического произведения. Эпиграф, средства создания образа | Домашнее сочинение | Создание ситуации успешности, смена видов деятельности , дифференцированные задания | |
28 | Урок-семинар «Общечеловеческое значение характеров комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»» | Знать содержание комедии, идейный замысел, характер героев; умение систематизировать и обобщать, навык Р/р | Композиция драматического произведения | Сообщение о жизни и творчестве И.С. Тургенева | Работа в группах, в парах (с текстом) | |
И.С. Тургенев | ||||||
29 | И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася» | Знание фактов биографии и творчества писателя, умение отбирать материал для сообщения, навык выступления с сообщением, навык конспектирования главного | Жанр повести | «Мое прочтение повести «Ася» | Использование ТСО//средства наглядности Урок лекция | |
30 | «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя | Знать содержание повести; уметь анализировать прочитанное, делать выводы; навык выразительного чтения, выборочного пересказа | Художественные особенности прозаического произведения | Выразительное чтение XVI главы, план анализа главы | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
31 | Роль XVI главы в повести «Ася». | Знание содержания главы; умение анализировать эпизод | Понятие «эпизод» | Смысл назва-ния повести (письменно) | Творческие задания по группам | |
32 | «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя | Углубление знаний об образе главной героини; умение обобщать, выражать свое отношение к герою, его поступкам; навык составления плана | Анализ образа героя произведения | Устный рассказ об Асе по плану | Урок-семинар | |
Л.Н. Толстой | ||||||
33 | Л.Н. Толстой: личность и судьба. «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа | Основные биографические сведения, умение составлять план статьи учебника, навык выборочного пересказа. История создания, особенности рассказа «После бала»; писательский замысел; умение отбирать материал, навык выразительного чтения | Жанр «рассказ», композиция худ. произведения | Размышление: «Что нового я открыл в жизни писателя». С.333-342 | Использование ТСО Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
34 | Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг | Знание содержания, писательского замысла; умение понять главную мысль рассказа, навык монологического высказывания | Прием антитезы, композиция | Почему автор ведет героя на плац, где раз-ворачивается картина экзе-куции солдата? | Урок-диспут, диффиренцированные задания | |
35 | Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству Л.Н. Толстого. | Знание содержания и героев рассказа; умение подбирать материал по теме, связно излагать мысли, навык написания сочинения | Тема, основная мысль, тезисы, план | Отобрать материал к сочинению | Творческие задания Развитие духовно-нравственной сферы учащихся Создание ситуации успешности | |
36 | Р/р. Написание сочинения по творчеству Л.Н. Толстого | |||||
В.Г. Короленко | ||||||
37 | Этапы жизненного пути В.Г. Короленко. История создания очерка «Парадокс». | Основные этапы жизни писателя; умение делать записи во время лекции учителя, навык отбора главного | Жанр «очерк» | С.4-20 | средств наглядности | |
38 | Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке | Знать содержание очерка; уметь выразительно читать эпизод, навык аналитического чтения | «рассказ», «очерк» | Прочитать повесть «Слепой музыкант» (опереж..зад.) | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
39 | «Огоньки». Смысл названия миниатюры, идейное содержание. | «Огоньки». Смысл названия миниатюры, идейное содержание. | «миниатюра» | Прочитать повесть «Слепой музыкант» | Работа с текстом в парах | |
40 | Вн. чт. В.Г. Короленко. Утверждение гуманистического начала в повести «Слепой музыкант» | Содержание повести; умение дать оценку самостоятельно прочитанному произведению, сделать вывод, навык написания отзыва | Роль пейзажа в художеств. произведении Анализ эпизода | 1.«Что такое выбор жизни? 2 «Как это понимать?» 3«В чем смысл жизни?» | Творческие задания по группам Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
41 | Вн. чт. В.Г. Короленко. Утверждение гуманистического начала в повести «Слепой музыкант» | |||||
М. Горький | ||||||
42 | М. Горький. «Песня о Соколе»: композиция, ритмика, интонационные особенности. Роль пейзажа в произведении. | Представление о Горьком как о писателе и человеке; содержание «Песни о Соколе»; умение работать с учебником, навык выразительного чтения | Эпитет, метафора, олицетворение Тропы | 1. С.56-60, чтение, вопросы; 2. отрывок наизусть | Работа в парах, группах. | |
43 | В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе»: символико-аллегорический смысл. | Смысл противопоставления Ужа и Сокола; авторская позиция и способы ее выражения; умения и навыки аналитического чтения | Афоризм, антитеза, аллегория | Прочитать рассказ «Челкаш» | Работа в парах, группах Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
44 | Вн. чт. М. Горький. «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. | Содержание рассказа; умение сопоставлять поступки героев, делать выводы об их характерах; понимать роль пейзажа | Пейзаж, компози-ция произведения, анализ эпизода, конфликт | Прочитать рассказ И.А.Бунина «Сверчок» | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
И.А. Бунин | ||||||
45 | Трагедия и само-отверженность маленького человека в рассказе И.А. Бунина «Сверчок». | Содержание рассказа; умение сопоставлять поступки героев, делать выводы об их характерах; навык аналитического чтения | Анализ эпизода, конфликт в худ. произведении. | С.28-54; пер-спективное зад.2 с.54 | Творческие задания Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
Литература ХХ века | ||||||
А.Т. Твардовский | ||||||
46 | А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания и композиция поэмы «Василий Теркин» | Факты биографии писателя; творческий замысел поэмы; умение выразительно читать, отвечать на вопросы | Лирика Жанр «поэма» | С.95-101 | средства наглядности Урок-лекция | |
47 | Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин». Анализ главы «Переправа» | Жанровое новаторство поэмы; умение анализировать поэтический текст, навык выразительного чтения | Стихотворные размеры Анализ эпизода | С.101-118 | Работа в парах, дифференцированные индивидуальные задания | |
48 | Героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина | Сочетание героики и юмора в поэме; выявление определяющих качеств Теркина, умение характеризовать героя | Понятие героического и юмористического | -устная характеристика Теркина; -начать учить главу 2; -с.118-120 | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
49 | Автор и его герой в поэме «Василий Теркин» | Обобщение знаний о Василии Теркине; роль автора в поэме; умение отличать автора и героя; навык выразительного чтения | Образ автора в худ. произведении, герой | Отрывок наизусть | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
50 | Р/р Выразительное чтение наизусть II главы. | развитие навыка выразительного чтения | Отличие архитектуры от литературы | С.78-80 (пересказ), с.80-90 | Творческие задания Создание ситуации успешн. | |
К.Г Паустовский | ||||||
51 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Заочное путеше-ствие в литературный музей-центр писателя. | Представление о Паустовском как человеке; умение пересказывать, развивать воображение | Эпические жанры, рассказ | С.80-90 | средства нагляд-ности. Выступле-ния учащихся. Урок-путешествие | |
52 | К.Г. Паустовский. «Телеграмма». История создания рассказа, его композиция. Авторская позиция | История создания рассказа, его композиция; умение выявить авторскую позицию, характеризовать художественные особенности рассказа, совершенствовать навык работы с текстом художественного произведения | Диалектные слова, композиционные части | Письменно о способах выражения авторской позиции; вопр. на с. 277 в Поур. план. | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
53 | Смысл названия рассказа. Проблема истинной человечности в рассказе. | Способы авторской характеристики Насти; умение анализировать поступки героев | Художественные средства | «Поступок, за который я себя осужд.» | Урок-семинар | |
Н.А. Заболоцкий | ||||||
54 | Лирика Н. Заболоцкого (обзор жизни и творчества). Философская глубина, юмор, афористичность стихотворений. | Представление о Заболоцком как человеке, поэте; умение воспринимать поэтический текст | Лирика | 1 стихот-ворение наизусть | Использование средств наглядности Урок-лекция с выступлениями учащихся | |
55 | Человек и природа в лирике Н Заболоцкого. | Познакомить с лирикой указанных поэтов; формировать умение сопоставительного анализа поэтических произведений разных авторов (сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и Н. Заболоцкого) | Художественные тропы | В.Шукшин «Микроскоп» | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
В.М. Шукшин | ||||||
56 | В.М. Шукшин: жизнь и творчество. «Чудик» в рассказе «Микроскоп» | Многогранность личности В. Шукшина; закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть авторскую поз. | Жанр рассказа | «Солнце, старик и девушка» | Средства наглядности Творческая работа с текстом | |
57 | «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? | Готовиться к уроку Вн.чт. | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |||
58 | Вн. чт. Гуманистическое начало рассказов В.М. Шукшина | Выявление своеобразия рассказов В.М. Шукшина; умение анализировать прочитанное | Нравственные категории, совесть, стыд | 1.«Кто такой «Чудик»?» 2.«Русский характер в изображении Шукшина» | Творческие задания по группам | |
Н. Рубцов | ||||||
59 | Н. Рубцов. Личность, судьба, творчество поэта | Знакомство с судьбою, личностью и творчеством поэта; умение воспринимать поэтическое произведение | С.142-148, чтение, вопросы | Использование ТСО, смена видов деятельности. | ||
60 | Творческая мастерская поэта: анализ стихотворений. | Творческий почерк поэта; формирование умения анализировать лирическое произведение | Художественные тропы | 1 стихотво-рение наизусть. | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
61 | Выразительное чтение наизусть | совершенствовать навык выразительного чтения | ||||
Б. Пастернак | ||||||
62 | Пастернак. Сведения о жизни поэта. «Июль», «Снег идет»: тема природы в творчестве поэта. | Знакомство с судьбою, личностью и творчеством поэта; умение воспринимать произведение, анализировать его | Художественные тропы | Сообщение о Шекспире | Работа в группах | |
Зарубежная литература | ||||||
У. Шекспир | ||||||
63 | У. Шекспир. Писатель и его время. Трагедия «Ромео и Джульетта». | Представление об эпохе Возрождения, Шекспире как писателе, личности; умение выбирать важное. Т/л – трагедия. | Жанры драматургии. Трагедия | 1 сонет наизусть | ТСО, задания по группам//парам | |
64 | Конфликт живого чувства и семейной вражды в трагедии. Герои как символ верной и вечной любви. | Пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства; умение читать драматическое произведение | Белый стих, ямб, метафора | Чтение главы романа Сервантеса «Дон Кихот» | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
65 | Вн. чт. Комедии Шекспира. | Выявление своеобразия драматургии Шекспира; умение анализировать прочитанное | Трагедия, комедия, фарс | Чтение главы романа Сервантеса «Дон Кихот» | Творческие групповые задания | |
М. Сервантес | ||||||
66 | М. Сервантес. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот» (главы из романа). | Сведения о писателе; обзор романа «Дон Кихот»; умение кратко, выборочно пересказывать прочитанное | Жанр романа | Материал к отзыву о прочитан-ном | Развитие духовно-нравственной сферы учащихся | |
67 | Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы. | |||||
68 | Р/р. Написание сочинения - отзыва о прочитанном произведении. | Повторить изученное; формировать умение самостоятельно анализировать прочитанное | Композиционные части сочинения, требования к сочинению | Подг. к вн.чт. | Создание ситуации успешности | |
69 | Вн. чт. Творчество белгородских писателей | |||||
70 | Завершая раздел и изучение литературы в 8-м классе | Задание на лето |
Содержание программы учебного курса
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.
I
Народные песни
Исторические песни.
Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
Лирические песни.
Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.
II
Древнерусская литература
Жития
Житие Сергия Радонежского (фрагменты).
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.
III
Русская литература XIX – начала ХХ века
А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.
Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.
Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.
«Повести Белкина»: «Метель».
М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.
Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога.
«Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.
Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.
«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами.
И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.
«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.
Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.
«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.
В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.
«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.
«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.
М.Горький. Вера писателя в человека.
«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.
И.А.Бунин. Лирика и проза писателя.
«Сверчок». Прием противопоставления в рассказе, его значение.
IV
Литература ХХ века
А.Т.Твардовский. Слово о поэте.
«Василий Теркин» (главы).
История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме.
К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.
«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа. Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя.
Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.
«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».
Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.
В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.
«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе..
«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?
Н.М.Рубцов. Слово о поэте.
«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».
Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».
V
Из зарубежной литературы
Литература эпохи Возрождения
В.Шекспир. Слово о драматурге.
«Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. Теория литературы: трагедия.
М.Сервантес. Слово о писателе. «Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
Формы и средства контроля
Темы сочинений:
- По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:
1). Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2). Идейно-композиционные особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
3). Утверждение идеалов гуманности, чести и долга в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
4). Пугачев и его окружение в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
- по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:
1). Мцыри как романтический герой.
- по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»:
1). О чем мечтают герои комедии «Ревизор»?
2). Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?
- по творчеству Л.Н. Толстого:
1). Утро, изменившее жизнь.
2). Полковник на балу и после бала.
3). Что такое честь, долг и совесть в моем понимании?
- Сочинение - отзыв о прочитанном произведении (по выбору учащихся).
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 8 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2007.
- Инструктивно-методическое письмо о преподавании литературы в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
- Программа общеобразовательных учреждений. Литература, 5-11 классы. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 2009.
Дополнительная литература
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
- Макарова Б.А. Литературные поэтические вечера: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...