Урок "Я выйду живым из огня"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Мальцева Татьяна Алексеевна

На уроке будут звучать стихи В. Высоцкого, посвященные Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stikhi_vysotskogo_o_voyne.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

«Я выйду живым из огня…»

(Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Высоцкого)

Цель: ознакомить учащихся с творчеством В. Высоцкого, посвященного теме Великой Отечественной войны; формировать навыки анализа поэтического произведения; умение самостоятельно рассуждать; обучать выразительному чтению.

 «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих   людей. Людей из   плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых.»

Роберт Рождественский

Ведущий.     Каждый год  9 мая мы отмечаем  День Великой Победы, день святой народной памяти.  С каждым годом все дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг народа, поднявшегося на защиту Родины.

-Нигде тема мужества, героизма, любви к Родине не сказалась с такой мощью и силой, как в поэзии о войне.

 -И сегодня в преддверии  Дня Победы  мы поговорим о  военной лирике     В.Высоцкого.

- Высоцкий никогда не  был политическим певцом, но колокол ответственности, тревоги за сегодняшний день мира бил в нем набатом.

                                       Исполнение песни «Он не вернулся из боя»

Ведущая. Эта песня «Он не вернулся из боя», по мнению Роберта Рождественского, одна из главных в творчестве Высоцкого. «В ней, - считал он, - помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, всё-таки пишет о ней, более того - не может не писать!»

Ведущий. Сам Владимир Высоцкий объяснял это так: «…Почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю…   Во- вторых, у меня военная семья…»

Ведущая Когда началась война, ему было всего 3 года, но поэта постоянно не покидало чувство вины за то, что не воевал, что опоздал родиться. Песнями о войне он довоевал,  выполнил свой долг поэта и гражданина. «У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия,- писал Высоцкий.- Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача- писать о людях, которые воевали».

Так случилось — мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон —
Растворились в дорожной пыли.

Вытекают из колоса зерна —
Эти слезы несжатых полей.
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.

Мы вас ждем — торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.
А потом возвращайтесь скорей!
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.

Звучит песня «Сыновья уходят в бой» в исполнении автора (магнитозапись)

Ведущая. Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.

  Стихотворение «Высота»

Вцепились они в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный...
А мы все лезли толпой на нее,
Как на буфет вокзальный.

И крики "ура" застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
Семь раз занимали мы ту высоту -
Семь раз мы ее оставляли.

И снова в атаку не хочется всем,
Земля - как горелая каша...
В восьмой раз возьмем мы ее насовсем -
Свое возьмем, кровное, наше!

А может ее стороной обойти,-
И что мы к ней прицепились?!
Но, видно, уж точно - все судьбы-пути
На этой высотке скрестились.

Ведущий. 

Вслушиваешься  в проникновенные строки этих стихов, и ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям.

-Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнувший в бой из окопа и понимая, что «на этот раз ему не вернуться», передает эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, победят, освободят Родину:

Я успеваю улыбнуться,

Я вижу, кто идет за мной.

Мы не успели…оглянуться,

А сыновья… уходят в бой…

-Как будто это он сам вместе со своими  однополчанами штурмовал высоту, на которой «все судьбы с путями скрестились».

Как будто это он сам, тяжело раненный, лежал в госпитале.

И  однажды, как в угаре,

Тот сосед, что слева, мне

Вдруг сказал: «Послушай, парень,

У тебя ноги-то нет…

-Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошел через всю войну:

Все теперь одному, только кажется мне:

Это я не вернулся из боя.

 -Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни, в начале ночного сражения, взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал свое самое сокровенное желание – «выйти живым из боя» и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни  упавшей с неба звездой:

Я уж решил: миновала беда

И удалось отвертеться…

Но с неба свалилась шальная звезда

Прямо под сердце…

                                      Песня «Звезды»

Ведущий. Высоцкий « Я считаю, что во время войны человек ярче раскрывается. В крайних ситуациях человек проявлял свои лучшие качества: надежность, дружбу в прямом значении этого слова, когда друг прикрывает тебе спину.»

Инсценированное чтение стихотворения «Разведка боем»

Строем выходят 5 мальчиков, одетых по-военному (в рубашках защитного цвета, в пилотках, командир – в фуражке). По команде они останавливаются.

 Ведущая. «С военными песнями,- вспоминал Владимир Высоцкий,- у меня было много интересных историй. Мне писали письма: «Володя! Помнишь, как мы под Сталинградом лежали в окопах…» - Я не помню. Мне было тогда 5 лет. Я лежать в окопе не мог. Но мне приятно, что люди видят в этих песнях какие-то настоящие строчки.  Значит, люди предполагают, что эти песни может писать только человек, который прошёл через войну»

                               Чтец.      «Песня лётчика»

            Их восемь, нас – двое. Расклад перед боем

Не наш, но мы будем играть.

Серёжа, держись! Нам не светит с тобою,

Но козыри надо равнять

            

Я этот небесный квадрат не покину,

Мне цифры сейчас не важны:

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А значит – и шансы равны.   

      

Мне в хвост вышел « мессер», но вот задымил он,

Надсадно завыли винты.

Им даже не надо крестов на могилы, -

Сойдут и на крыльях кресты.

 

Я – «Первый», я – «Первый», они под тобою,

Я вышел им   наперерез…

Сбей пламя, уйди в облака, я прикрою!..

В бою не бывает чудес.

Сергей, ты горишь! Уповай, человече,

Теперь на надёжность строп.

Нет, поздно – и мне вышел «мессер» навстречу.

Прощай, я приму его в лоб!..

               

Я знаю, другие сведут с ними счёты…

Но, по облакам скользя,

Взлетят наши души, как два самолёта,-

Ведь им друг без друга нельзя.

 

Архангел нам скажет: «В раю будет туго.»

Но только ворота – щёлк,

Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом

В какой-нибудь ангельский полк.»

 

И я попрошу Бога, Духа и Сына,

Чтоб выполнил волю мою:

Пусть вечно мой друг защищает мне спину,

Как в этом последнем бою.

 

Мы крылья и стрелы попросим у Бога,

Ведь нужен им ангел – ас.

А если у них истребителей много –

Пусть пишут в хранители нас.

 

Хранить – это дело почётное тоже, -

Удачу нести на крыле

Таким, как при жизни мы были с Серёжей, -

И в воздухе и на земле.

Ведущая. Все свои концерты Высоцкий неизменно начинал с песни «Братские могилы» Он войну сделал понятной для всех. Владимиру Высоцкому удалось передать и трагизм сорок первого года, и ликование сорок пятого..

Песня «На братских могилах»

Ведущий. Так почему Владимир Высоцкий так часто обращался к военной теме? « Я стараюсь для своих песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые каждую следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти»

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог -
Кто считал, кто считал!..
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял.

Но не думай, что мы обошлись без потерь -
Просто так, просто так...
Видишь - в поле застыл как подстреленный зверь,
Весь в огне, искалеченный танк!

Где ты, Валя Петров? - что за глупый вопрос:
Ты закрыл своим танком брешь.
Ну а в сводках прочтем: враг потери понес,
Ну а мы - на исходный рубеж.

Ведущий. Владимир Высоцкий не раз повторял, что его военные песни имеют современную подоплеку. Те же самые проблемы существуют и сейчас: проблемы чувства долга, преданности, дружбы и надежности.

Зарыты в нашу память на века

И даты, и события, и лица,

А память, как колодец, глубока —

Попробуй заглянуть: наверняка,

Лицо и то неясно отразится.

Разглядеть, что истинно, что ложно,

Может только беспристрастный суд.

Осторожно с прошлым, осторожно:

Не разбейте глиняный сосуд!

До сих пор иногда вспоминается

Из войны много фраз —

Например, что сапёр ошибается

Только раз.

Одни его лениво ворошат,

Другие неохотно вспоминают,

А третьи даже помнить не хотят,

И прошлое лежит, как старый клад,

Который никогда не раскопают.

И поток годов унёс с границы

Стрелки — указатели пути.

Очень просто в прошлом заблудиться

И назад дороги не найти.

Потому-то до сих пор вспоминается

Из войны пара фраз —

Например, что сапёр ошибается

Только раз.

С налёта не вини — повремени!

Есть у людей на всё свои причины.

Не скрыть, а позабыть хотят они,

Ведь в толще лет ещё лежат в тени

И часа ждут заржавленные мины.

В минном поле прошлого копаться

Лучше без ошибок, потому

Что на минном поле ошибаться

Просто абсолютно ни к чему.

Иногда как-то вдруг вспоминается

Из войны пара фраз —

Например, что сапёр ошибается

Только раз.

Один толчок — и стрелки побегут,

А нервы у людей не из каната,

И будет взрыв, и перетрётся жгут...

Но, может, люди вовремя найдут

И извлекут до взрыва детонатор.

Спит земля спокойно под цветами,

Но ещё находят мины в ней...

Их берут умелыми руками

И взрывают дальше от людей.

До сих пор из войны вспоминается

Пара фраз, пара фраз —

Например, что сапёр ошибается

Только раз, только раз.

Ведущий. Убить неубиваемое, расстрелять вечное. У Высоцкого есть песня «Расстрел горного эха». Зачем понадобилось расстреливать эхо? От злобы? Ради потехи? Чтоб не было свидетеля, разносящего слух? Стреляют нелюди. Фашисты для Высоцкого не люди в победном своём марше, а лишь номера: первый – второй. А эхо – живое. Оно и сейчас несёт нам голос Высоцкого.

В тиши перевала,
где скалы ветрам не помеха,
помеха,
На кручах таких, на какие никто не проник,
никто не проник,
Жило-поживало
весёлое горное,
горное эхо,
Оно отзывалось на крик —
человеческий крик.

Когда одиночество комом подкатит под горло,
под горло
И сдавленный стон еле слышно в обрыв упадёт,
в обрыв упадёт,
Крик этот о помощи эхо подхватит,
подхватит проворно,
Усилит и бережно в руки своих донесёт.

Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья,
и зелья,
Чтоб не был услышан никем этот топот и храп,
топот и храп,
Пришли умертвить, обеззвучить живое,
живое ущелье.
И эхо связали, и в рот ему всунули кляп.

Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха,
потеха,
И эхо топтали, но звука никто не слыхал,
никто не слыхал.
К утру расстреляли притихшее горное,
горное эхо —
И брызнули слёзы, как камни, из раненых скал...

Ведущая. В душах сегодняшних и завтрашних поколений отражается, как небо, святая память о тех, кто честно прожив свою жизнь, стал частичкой этого чистого и ясного неба, кто познал высшую правду и чье незримое присутствие, как путеводная звезда, как само небо, помогает нам, сохранив веру в добро и справедливость, не заблудиться, не пропасть в дебрях современного суматошного мира.

Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги -
Значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов.
По нехоженным тропам протопали лошади, лошади,
Неизвестно, к какому концу унося седоков.

Наше время - иноe, лихое, но счастье, как в старь ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом товарищей нет.

И ещё будем долго огни принимать за пожары мы,
Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
Про войну будут детские игры c названиями старыми,
И людей будем долго делить на своих и врагов.

A когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать.
И когда наши девушки сменят шинели на платьица, -

Не забыть бы тогда, не прocтить бы и не потерять.

                        Звучит песня «Он не вернулся из боя»

 Список использованной литературы

  1. Высоцкий В.С. Спасите наши души!: Стихи.- М.: Советский писатель, 1990.
  2. Высоцкий В. Стихи и проза. Составитель А. Полянский.- А.: Туркменистан, 1998.
  3. Высоцкий В. Вечный огонь.- Стихи. –том1-АОЗТ «Технэкс- Россия, Санкт-Петербург. 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Урок природоведения "Живые клетки" , 5 класс

Урок природоведения знакомит учащихся со строением и многообразием клеток;раскрывает значение органоидов клетки; раскрывает понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; знакомит с историей увел...

Урок мужества "Живая память"

         Тема живой памяти всегда будет актуальна. Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. В этих словах вечный зов души русск...

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Методическая разработка проверочной работы к уроку по теме урока "Признаки живых организмов" в 9 классе

Эта проверочная работа может быть использована на этапе урока Актуализация, в качестве проверки домашнего задания, либо при первичном закреплении изученного материала в конце урока, либо как задания д...