Урок "Я выйду живым из огня"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
На уроке будут звучать стихи В. Высоцкого, посвященные Великой Отечественной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stikhi_vysotskogo_o_voyne.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я выйду живым из огня…»
(Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Высоцкого)
Цель: ознакомить учащихся с творчеством В. Высоцкого, посвященного теме Великой Отечественной войны; формировать навыки анализа поэтического произведения; умение самостоятельно рассуждать; обучать выразительному чтению.
«Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых.»
Роберт Рождественский
Ведущий. Каждый год 9 мая мы отмечаем День Великой Победы, день святой народной памяти. С каждым годом все дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг народа, поднявшегося на защиту Родины.
-Нигде тема мужества, героизма, любви к Родине не сказалась с такой мощью и силой, как в поэзии о войне.
-И сегодня в преддверии Дня Победы мы поговорим о военной лирике В.Высоцкого.
- Высоцкий никогда не был политическим певцом, но колокол ответственности, тревоги за сегодняшний день мира бил в нем набатом.
Исполнение песни «Он не вернулся из боя»
Ведущая. Эта песня «Он не вернулся из боя», по мнению Роберта Рождественского, одна из главных в творчестве Высоцкого. «В ней, - считал он, - помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, всё-таки пишет о ней, более того - не может не писать!»
Ведущий. Сам Владимир Высоцкий объяснял это так: «…Почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю… Во- вторых, у меня военная семья…»
Ведущая Когда началась война, ему было всего 3 года, но поэта постоянно не покидало чувство вины за то, что не воевал, что опоздал родиться. Песнями о войне он довоевал, выполнил свой долг поэта и гражданина. «У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия,- писал Высоцкий.- Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача- писать о людях, которые воевали».
Так случилось — мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон —
Растворились в дорожной пыли.
Вытекают из колоса зерна —
Эти слезы несжатых полей.
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.
Мы вас ждем — торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.
А потом возвращайтесь скорей!
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.
Звучит песня «Сыновья уходят в бой» в исполнении автора (магнитозапись)
Ведущая. Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.
Стихотворение «Высота»
Вцепились они в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный...
А мы все лезли толпой на нее,
Как на буфет вокзальный.
И крики "ура" застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
Семь раз занимали мы ту высоту -
Семь раз мы ее оставляли.
И снова в атаку не хочется всем,
Земля - как горелая каша...
В восьмой раз возьмем мы ее насовсем -
Свое возьмем, кровное, наше!
А может ее стороной обойти,-
И что мы к ней прицепились?!
Но, видно, уж точно - все судьбы-пути
На этой высотке скрестились.
Ведущий.
Вслушиваешься в проникновенные строки этих стихов, и ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям.
-Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнувший в бой из окопа и понимая, что «на этот раз ему не вернуться», передает эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, победят, освободят Родину:
Я успеваю улыбнуться,
Я вижу, кто идет за мной.
Мы не успели…оглянуться,
А сыновья… уходят в бой…
-Как будто это он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой «все судьбы с путями скрестились».
Как будто это он сам, тяжело раненный, лежал в госпитале.
И однажды, как в угаре,
Тот сосед, что слева, мне
Вдруг сказал: «Послушай, парень,
У тебя ноги-то нет…
-Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошел через всю войну:
Все теперь одному, только кажется мне:
Это я не вернулся из боя.
-Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни, в начале ночного сражения, взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал свое самое сокровенное желание – «выйти живым из боя» и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:
Я уж решил: миновала беда
И удалось отвертеться…
Но с неба свалилась шальная звезда
Прямо под сердце…
Песня «Звезды»
Ведущий. Высоцкий « Я считаю, что во время войны человек ярче раскрывается. В крайних ситуациях человек проявлял свои лучшие качества: надежность, дружбу в прямом значении этого слова, когда друг прикрывает тебе спину.»
Инсценированное чтение стихотворения «Разведка боем»
Строем выходят 5 мальчиков, одетых по-военному (в рубашках защитного цвета, в пилотках, командир – в фуражке). По команде они останавливаются.
Ведущая. «С военными песнями,- вспоминал Владимир Высоцкий,- у меня было много интересных историй. Мне писали письма: «Володя! Помнишь, как мы под Сталинградом лежали в окопах…» - Я не помню. Мне было тогда 5 лет. Я лежать в окопе не мог. Но мне приятно, что люди видят в этих песнях какие-то настоящие строчки. Значит, люди предполагают, что эти песни может писать только человек, который прошёл через войну»
Чтец. «Песня лётчика»
Их восемь, нас – двое. Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть.
Серёжа, держись! Нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять
Я этот небесный квадрат не покину,
Мне цифры сейчас не важны:
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит – и шансы равны.
Мне в хвост вышел « мессер», но вот задымил он,
Надсадно завыли винты.
Им даже не надо крестов на могилы, -
Сойдут и на крыльях кресты.
Я – «Первый», я – «Первый», они под тобою,
Я вышел им наперерез…
Сбей пламя, уйди в облака, я прикрою!..
В бою не бывает чудес.
Сергей, ты горишь! Уповай, человече,
Теперь на надёжность строп.
Нет, поздно – и мне вышел «мессер» навстречу.
Прощай, я приму его в лоб!..
Я знаю, другие сведут с ними счёты…
Но, по облакам скользя,
Взлетят наши души, как два самолёта,-
Ведь им друг без друга нельзя.
Архангел нам скажет: «В раю будет туго.»
Но только ворота – щёлк,
Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк.»
И я попрошу Бога, Духа и Сына,
Чтоб выполнил волю мою:
Пусть вечно мой друг защищает мне спину,
Как в этом последнем бою.
Мы крылья и стрелы попросим у Бога,
Ведь нужен им ангел – ас.
А если у них истребителей много –
Пусть пишут в хранители нас.
Хранить – это дело почётное тоже, -
Удачу нести на крыле
Таким, как при жизни мы были с Серёжей, -
И в воздухе и на земле.
Ведущая. Все свои концерты Высоцкий неизменно начинал с песни «Братские могилы» Он войну сделал понятной для всех. Владимиру Высоцкому удалось передать и трагизм сорок первого года, и ликование сорок пятого..
Песня «На братских могилах»
Ведущий. Так почему Владимир Высоцкий так часто обращался к военной теме? « Я стараюсь для своих песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые каждую следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти»
Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог -
Кто считал, кто считал!..
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял.
Но не думай, что мы обошлись без потерь -
Просто так, просто так...
Видишь - в поле застыл как подстреленный зверь,
Весь в огне, искалеченный танк!
Где ты, Валя Петров? - что за глупый вопрос:
Ты закрыл своим танком брешь.
Ну а в сводках прочтем: враг потери понес,
Ну а мы - на исходный рубеж.
Ведущий. Владимир Высоцкий не раз повторял, что его военные песни имеют современную подоплеку. Те же самые проблемы существуют и сейчас: проблемы чувства долга, преданности, дружбы и надежности.
Зарыты в нашу память на века
И даты, и события, и лица,
А память, как колодец, глубока —
Попробуй заглянуть: наверняка,
Лицо и то неясно отразится.
Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд.
Осторожно с прошлым, осторожно:
Не разбейте глиняный сосуд!
До сих пор иногда вспоминается
Из войны много фраз —
Например, что сапёр ошибается
Только раз.
Одни его лениво ворошат,
Другие неохотно вспоминают,
А третьи даже помнить не хотят,
И прошлое лежит, как старый клад,
Который никогда не раскопают.
И поток годов унёс с границы
Стрелки — указатели пути.
Очень просто в прошлом заблудиться
И назад дороги не найти.
Потому-то до сих пор вспоминается
Из войны пара фраз —
Например, что сапёр ошибается
Только раз.
С налёта не вини — повремени!
Есть у людей на всё свои причины.
Не скрыть, а позабыть хотят они,
Ведь в толще лет ещё лежат в тени
И часа ждут заржавленные мины.
В минном поле прошлого копаться
Лучше без ошибок, потому
Что на минном поле ошибаться
Просто абсолютно ни к чему.
Иногда как-то вдруг вспоминается
Из войны пара фраз —
Например, что сапёр ошибается
Только раз.
Один толчок — и стрелки побегут,
А нервы у людей не из каната,
И будет взрыв, и перетрётся жгут...
Но, может, люди вовремя найдут
И извлекут до взрыва детонатор.
Спит земля спокойно под цветами,
Но ещё находят мины в ней...
Их берут умелыми руками
И взрывают дальше от людей.
До сих пор из войны вспоминается
Пара фраз, пара фраз —
Например, что сапёр ошибается
Только раз, только раз.
Ведущий. Убить неубиваемое, расстрелять вечное. У Высоцкого есть песня «Расстрел горного эха». Зачем понадобилось расстреливать эхо? От злобы? Ради потехи? Чтоб не было свидетеля, разносящего слух? Стреляют нелюди. Фашисты для Высоцкого не люди в победном своём марше, а лишь номера: первый – второй. А эхо – живое. Оно и сейчас несёт нам голос Высоцкого.
В тиши перевала,
где скалы ветрам не помеха,
помеха,
На кручах таких, на какие никто не проник,
никто не проник,
Жило-поживало
весёлое горное,
горное эхо,
Оно отзывалось на крик —
человеческий крик.
Когда одиночество комом подкатит под горло,
под горло
И сдавленный стон еле слышно в обрыв упадёт,
в обрыв упадёт,
Крик этот о помощи эхо подхватит,
подхватит проворно,
Усилит и бережно в руки своих донесёт.
Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья,
и зелья,
Чтоб не был услышан никем этот топот и храп,
топот и храп,
Пришли умертвить, обеззвучить живое,
живое ущелье.
И эхо связали, и в рот ему всунули кляп.
Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха,
потеха,
И эхо топтали, но звука никто не слыхал,
никто не слыхал.
К утру расстреляли притихшее горное,
горное эхо —
И брызнули слёзы, как камни, из раненых скал...
Ведущая. В душах сегодняшних и завтрашних поколений отражается, как небо, святая память о тех, кто честно прожив свою жизнь, стал частичкой этого чистого и ясного неба, кто познал высшую правду и чье незримое присутствие, как путеводная звезда, как само небо, помогает нам, сохранив веру в добро и справедливость, не заблудиться, не пропасть в дебрях современного суматошного мира.
Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги -
Значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов.
По нехоженным тропам протопали лошади, лошади,
Неизвестно, к какому концу унося седоков.
Наше время - иноe, лихое, но счастье, как в старь ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом товарищей нет.
И ещё будем долго огни принимать за пожары мы,
Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
Про войну будут детские игры c названиями старыми,
И людей будем долго делить на своих и врагов.
A когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать.
И когда наши девушки сменят шинели на платьица, -
Не забыть бы тогда, не прocтить бы и не потерять.
Звучит песня «Он не вернулся из боя»
Список использованной литературы
- Высоцкий В.С. Спасите наши души!: Стихи.- М.: Советский писатель, 1990.
- Высоцкий В. Стихи и проза. Составитель А. Полянский.- А.: Туркменистан, 1998.
- Высоцкий В. Вечный огонь.- Стихи. –том1-АОЗТ «Технэкс- Россия, Санкт-Петербург. 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.
Данная презентация к уроку литературы по теме "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....
Урок природоведения "Живые клетки" , 5 класс
Урок природоведения знакомит учащихся со строением и многообразием клеток;раскрывает значение органоидов клетки; раскрывает понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; знакомит с историей увел...
Урок мужества "Живая память"
Тема живой памяти всегда будет актуальна. Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. В этих словах вечный зов души русск...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы
Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...
Методическая разработка проверочной работы к уроку по теме урока "Признаки живых организмов" в 9 классе
Эта проверочная работа может быть использована на этапе урока Актуализация, в качестве проверки домашнего задания, либо при первичном закреплении изученного материала в конце урока, либо как задания д...
Конспект урока по теме "Сильнее огня..." (По рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
Урок с использованием проектной технологии...