Урок «У кого нет памяти, нет жизни»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Конспект урока по повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок «У кого нет памяти, нет жизни» | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
11 класс
«У кого нет памяти, нет жизни»
(По повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»)
Цели занятия:
- рассмотреть концепт «память» в повести Распутина «Прощание с Матёрой»;
- исследовать ключевой образ земли в повести Распутина; соотнести его с мотивом памяти;
- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;
- ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев.
Оборудование: портрет В.Распутина, дидактический материал (фрагменты повести), иллюстрации к произведению Распутина.
Эпиграф к уроку:
Привязчив человек, имевший свой дом и родину,
ох как привязчив!
Валентин Распутин
Ход занятия
I. Введение в урок (целеполагание). Запись эпиграфа.
В начале урока размышляем над словами Распутина: «Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью…», учащиеся читают сочинения «Размышления после прочтения повести Распутина». Приложение.
. (Создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес – задача учителя на этапе вхождения в тему урока. Для этого предлагаю учащимся выполнить творческое домашнее задание: написать сочинение «Размышления после прочтения повести Распутина».)
II. Словарный портрет концепта «память».
«У кого нет памяти, нет жизни».
Эти слова писателя стали смысловым центром урока и первой ступенькой в работе над концептом «память».
Работа над концептом «память» носила поэтапный характер:
Первый этап - этап овладения «языком» концепта (что знает о данном концепте сам язык?). Учащиеся работают со словарями, создают словарный портрет концепта.
Обращаем внимание на толкование слова память в словарях:
Актуализация знаний Хронотоп есть, по Бахтину, «определенная форма ощущения времени и определенное отношение его к пространственному миру». III. Концепт «память» в художественной картине мира писателя Следующий этап - этап литературной установки (каким предстаёт данный концепт в художественной картине мира писателя?) Две особенности текста – наличие в нём эмоциональных полюсов и богатство семантических полей – область нашего исследования. В основе занятий - освоение концептов, выстраивание мотивных полей, ассоциативных рядов, позволяющих проследить движение художественной мысли автора. |
Исследование текста осуществлялось через мотивные поля слов «время» («память»), «душа».
Самостоятельная работа в группах.
Работа первой группы
Задание: найти цитаты, отражающие временной аспект произведения; выявить ключевые слова-образы и мотивы; прокомментировать их.
Дети выполняют практическую работу, составляют таблицу.
После обсуждения таблица выглядит примерно так:
Прошедшее время | Настоящее | Ключевые мотивы |
Всё это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен…(гл.1) | И опять наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя для Матёры… Опять с грохотом и страстью пронесло лёд… | Мотив вечности природы; мотив гибели Матёры |
И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне…(гл.1) | …она дотягивада последние годы… Но теперь оставалось последнее лето… | Ритм времени, вечности в сочетании с неизбежностью гибели |
Так и жила деревня, перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов…(гл.1) | …пустить под огонь | У Матёры было прошлое, настоящее её связано с мотивом прощания, так как будущего у неё нет. |
Остров собирался жить долго. (гл.6) | Он последний. Но пока остров стоит, Хозяин здесь он. (гл.6) | Идея общей жизни, общей судьбы Хозяина, деревни и острова |
Хозяин уже не в первый раз почуял: здесь, в Матёре, и достанет наконец Богодула смерть, что живёт он, как и Хозяин тоже, последнее лето. (гл.6) | Мотив предопределённости | |
Да и как было спать в последнюю ночь, где взять для такого сна покою? <>Отошла последняя ночь в Матёре. Встало последнее утро. (гл.7) | Повтором эпитета последняя задаётся мотив грусти, безысходности, противоестественности происходящего |
. Рисуя землю, на которой проходит жизнь человека «от пелёнок до старости», Распутин возвращает нас к одухотворённому её восприятию, испокон веков свойственному русскому народу. Проводя антитезу между прошлым и настоящим, автор с нарастающей тревогой показывает процесс утраты такого понимания современным человеком. Земля окормляет души людские своей «благодатью, покоем и миром». Разрыв с нею нарушает спасительную связь между предками и потомками, порождает духовную потерянность и пустоту.
Мир на острове гармоничен, люди являются его частью, они не обособлены от природы и от земли. «Остров собирался жить долго». Но и остров, и деревня обречены на смерть (мотив гибели, смерти задаётся повтором эпитета последний) – обрывается связь времён, связь между предками и потомками. Уходит то, что хранило и «окормляло» благодатью души людские. Именно потому тревожится сердце и спрашивает: «А не слишком ли дорога цена? Не переплатить бы?»
Работа второй группы
Задание: раскрыть мотивное поле слова земля; выявить сопутствующие образы и прокомментировать их.
Мотивное поле слова земля | Смысловая нагрузка |
…опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки…(гл.1) | Мотив вечности, красоты мира природы |
Прежде чем пустить воду, следует навести в зоне затопления порядок, подготовить территорию. (Жук, 3 гл) | Отчуждённое, «туристическое» отношение к земле |
И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля…<>…от края и до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре…(гл. 4) | Матёра – малая часть Божьего мира |
Пышно, богато было на матёринской земле – в лесах, полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай – хлеба… (гл 7) | Земля – источник жизни. Гармония мира; духовные ценности |
…земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение…(гл.9) | Связь времён, связь между поколениями, мотив памяти |
…земля не молчала, звала их перед смертью проститься. <>…привязчив человек, имевший свой дом и родину, ох как привязчив! | Связь с понятием родины, отчего дома |
Матери и отцы, бабушки и дедушки везли с собой ребятишек, зазывали и вовсе посторонних людей. Чтобы показать землю, из которой они вышли и которую позже будет уже не увидеть и не сыскать. (гл11) | Связь между предками и потомками; земля –родина, мотив обречённости, гибели земли |
И укрыться, обрести долгожданный покой. И разом узнать всю правду. Тянет, тянет земля. | Мотив кладбища, погоста |
Одним из центральных поэтических образов повести является образ родной земли С незапамятных времён земля называлась матерью и была возведена в степень божества. В народном представлении земля осмысливалась как всеобщий источник жизни, мать всего живого, мать сыра земля. В повести Распутина мотив земли воплощается в образе острова и деревни Матёры.
Матёра – малая часть Божьего мира, живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Кусок земли, территория – это для пришлых людей. Для матёринцев же родная земля – первооснова, на которой держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее.
Выстраиваем ассоциативную связь образов:
родина дом источник жизни
земля
связь между поколениями смерть человека
Работа третьей группы
Задание: рассмотреть текстовые реализации концепта «память»; охарактеризовать отношение героев к своим корням.
Текстовые реализации концепта «память» | Отношение героев к своим корням. |
…песня то одна, то другая, то старая, то новая, но чаще всего старая, прощально-поминальная, которую, оказывается, помнил и знал народ, которую словно до этой поры и хранил в себе…(гл.11) | Единение матёринцев подчёркивается песней, именуемой «прощально-поминальной»: они вспоминают ту землю, что вскормила их, и просят у земли прощения, отдают ей последний поклон. |
Неужели и о Матёре люди, которые останутся, будут вспоминать не больше, чем о прошлогоднем снеге? Если даже о своих родных забывают так скоро… «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой, – думала она. – С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится» (гл.15) | Прощаться с Матёрой для Дарьи – значит просить прощения у старших, что не защитила родовые корни, родовую землю. |
Вы как на выставке перед нами. Мы и глядим во все глаза, кто чё делает, кто чё помнит. Правда в памяти. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни (гл.18). | «Дарья – матерь и память Матёры. Этот образ – не просто характер, но – точка зрения, предельный, обобщенный взгляд на мир, приближающийся к авторскому, но не сливающийся с ним» [Сухих 2002:11] |
…Память услужливо подсказывала только то, что относилось к тутошней жизни… (гл.9) | Порывая с материнскими корнями, сын Дарьи Павел теряет себя: слишком слаба в его душе память, дающая надёжность и твёрдость. |
«Много ли толку от этой Матёры? <> Вы почему-то о себе только думаете, да и то, однако, памятью больше думаете, памяти у вас много накопилось… » (гл.12) | Внук Дарьи Андрей не хранит память и уважение к родным корням. |
Текстовые реализации концепта «память»:
- лексический повтор слов, однокоренные слова, слова-синонимы: память, помнить, хранить, вспоминать;
- антонимичные пары: память - забвение, помнить - забыть
Анализируя эпизоды повести, сопутствующие образы, определяем авторскую позицию: духовная память как мерило человеческой души.
Основные составляющие концепта «память»:
- связь человека с понятием рода и семьи;
- уважение к старшим – к родителям, дедам и прадедам;
- связь между прошлым, настоящим и будущим;
- память – духовное понятие.
VI. Выводы
Оборвалась преемственная связь поколений: у предков нет надежды, что память о них сохранится, а у потомков – что о них вспомнят будущие поколения.
«В сохранении связи с прошлым, в охранительном отношении к окружающему миру, в трепетном отношении к своим корням, к своей земле, и, конечно, прежде всего, к вере своей, видит будущее человека Распутин. Столь животрепещущими в наше время вопросами тревожит нас этот писатель, не давая успокоиться в равнодушном безразличии ко всему, что творится вокруг нас» [Барышева 2010].
У нас, педагогов, в процессе работы с произведением Распутина появляется возможность поговорить со старшеклассниками о проблеме наших корней, о добре и зле, о живой и усталой душе, о сложном соотнесении вечного движения и смыслом земной жизни человека. («И кто знает правду о человеке: зачем он живёт?»)
В заключение обращаемся к словам В.Распутина: «Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветви».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров...
Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"
Помочь учителям русского языка и литературы ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев; обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формиро...
Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"
Материалы для открытого урока по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"...
Презнтация к уроку "Представление звука в памяти компьютера"
В презентации представлен теоретический материал по заданной теме....
Презентация к уроку "Былые годы в памяти не стерты"(Е.Носов "Красное вино Победы"
Презентация к уроку внеклассного чтения....
Разработка урока "Файлова структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс" 8 класс
Разаботка создана в помощь учителю при работе по развитию коммуникативной и учебно-познавательной компетенций на уроках информатики и ИКТ....
Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".
Цель урока: Развивать у учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...