Разработка урока "Файлова структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс" 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Разаботка создана в помощь учителю при работе по развитию коммуникативной и учебно-познавательной компетенций на уроках информатики и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka3.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока информатики и ИКТ
«Развитие коммуникативной и учебно-познавательной компетенции на уроке информатики и ИКТ по теме: «Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс»
8 класс
Цели:
Обучающая: сформировать у учащихся навыки и умения копировать, перемещать, удалять, переименовывать файлы и папки, создавать ярлыки.
Компетенции: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры.
Оборудование: компьютеры; программное обеспечение: операционная система, Проводник; инструкции к практической работе, плакаты.
Ход урока.
- Орг. момент.
Учитель сообщает тему и цели урока.
- Проверка домашнего задания.
- Изложение нового материала.
Форма работы: фронтальная беседа.
Объект восприятия: речь учителя.
Развиваемые компетенции:
- Коммуникативные (умение высказывать свои мысли, навыки общения, сотрудничества)
- Учебно-познавательные (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, умение работать со схемами)
- Разница между операциями копирования и перемещения.
Предположим, у вас есть тетрадь с вашими стихами. Вы показали их своему другу или подруге, одно из стихотворений им понравилось и вы разрешили переписать ему или ей стихотворение из вашей тетради в свою.
- Осталось ли ваше стихотворение в тетради?
Ответ: да.
- Появилось ли стихотворение в тетради вашего друга (подруги)?
Ответ: да.
- Сколько одинаковых стихотворений получилось?
Ответ: два.
- Различаются ли эти стихотворения?
Ответ: нет.
Учащиеся должны прийти к выводу: стихотворение осталось в вашей тетради и появилось в тетради друга. Друг от друга стихи ничем не отличаются.
Изменим ситуацию. Вместо того, чтобы дать переписать понравившееся стихотворение, вы просто вырвали листочек с ним из своей тетради и вклеили в тетрадь друга.
- Осталось ли ваше стихотворение в тетради?
Ответ: нет.
- Появилось ли стихотворение в тетради вашего друга (подруги)?
Ответ: да.
- Сколько одинаковых стихотворений получилось?
Ответ: одно.
Учащиеся должны прийти к выводу: стихотворение отсутствует в нашей тетради и присутствует только в тетради друга в единственном экземпляре.
При копировании и перемещении файлов и папок происходит то же самое. При копировании файлов и папок они остаются на старом месте и их копии с теми же именами появляются на новом. При перемещении файлов и папок происходит их «перекладывание» с одного места в другое. Если копировать файл в папку, в которой находится, то ему необходимо дать другое имя.
Объект восприятия: схема.
Для наглядности учащимся предлагаются схемы:
Упрощенная схема копирования объектов:
Упрощенная схема перемещения объектов:
Объект восприятия: лекция учителя.
- Что такое «буфер обмена»
Буфер обмена – это специальная область оперативной памяти компьютера, в которую помещается копируемый или перемещаемый объект. Поместить объект в буфер обмена достаточно один раз и копировать объекты из него столько раз, сколько необходимо.
Вернемся к ситуации со стихотворением. Предположим, что ваше стихотворение понравилось нескольким вашим друзьям. Тогда вы переписываете его на листочек, и уже с этого листочка, по очереди, все ваши друзья переписывают стихотворение. При этом вам из своей тетради переписывать еще раз не придется. Ваши друзья в качестве источника информации используют листочек. Так вот этот листочек и можно представить себе буфером обмена.
Объект восприятия: схема.
Для наглядности учащимся предлагаются схемы:
Полная схема копирования объектов:
Полная схема перемещения объектов:
Объект восприятия: лекция учителя.
- Что такое «ярлык».
Ярлык – это средство быстрого доступа к файлам и папкам. Его создают в том случае, если путь к файлу с документом или программой, или папке, которая нужна вам часто или постоянно, достаточно длинный и «ручной» переход по файловой системе занимает много времени. Операционная система предлагает вам более простой способ быстрого поиска часто используемых объектов – ярлык. Значок ярлыка снабжен стрелкой в левом нижнем углу.
По нему достаточно щелкнуть и компьютер сам найдет нужную вам программу или документ.
- Практическая работа «Операции с папками и файлами»
Развиваемые компетенции:
- Коммуникативные (навыки общения, сотрудничества, умение вести диалог)
- Учебно-познавательные (умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, планирование собственной деятельности, владение технологией решения задач с помощью компьютера, умение работать с инструкциями, умение оформить результаты своей деятельности).
Форма работы: самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют эту работу самостоятельно, получают карточки с заданиями и инструкциями для работы, при этом они заполняют таблицу в тетради.
Ход работы:
- Приготовьте в тетради таблицу отчета.
Команда, действия или значок | Назначение и результат |
Щелчок по объекту мышью | |
Кнопка «Копировать» | |
Кнопка «Вырезать» | |
Кнопка «Вставить» | |
Корзина | |
Щелчок правой кнопкой мыши | |
Shift + щелчки по объектам | |
Ctrl + щелчки по объектам | |
Ctrl + A |
- Создайте на Рабочем столе папку Урок
- Скопируйте все графические файлы из папки Мои документы в папку Урок.
- Создайте текстовый файл в папке Мои документы.
- Переместите ваш файл в папку Урок.
- Дайте вашему файлу другое имя.
- Создайте ярлык для своего файла.
- Покажите результат работы учителю и удалите вашу папку
Инструкция.
Выделение группы файлов.
- Последовательная группа файлов. Щелкнуть на значке первого файла выделяемой группы, нажать клавишу Shift и, не отпуская ее, щелкнуть на значке последнего файла группы.
- Произвольная группа файлов. Щелкать по значкам файлов при нажатой клавише Ctrl. Щелчок на значке уже выделенного файла исключает его из группы.
- Выбор всех файлов в папке. Открыть папку и нажать клавиатурную комбинацию Ctrl + A.
- Сброс группового выделения. Для отказа от выполнения групповой операции достаточно щелкнуть в любом месте окна папки.
Копирование файла или папки.
I способ.
- Откройте окно программы Проводник.
- В правой части окна проводника найти файл, который необходимо копировать.
- Щелкните по значку файла. Выполните команду Файл Копировать или щелкните на Панели инструментов по кнопке Копировать. Можно вызвать команду Копировать в контекстном меню файла.
- В левой части окна Проводника найдите папку, в которую необходимо скопировать файл.
- Щелкните по папке, в которую копируете файл. Выполните команду Файл Вставить или щелкните на Панели инструментов по кнопке Вставить или в контекстном меню папки выберите команду Вставить.
II способ.
- – 3. См. способ I.
- Наведя указатель мши на значок файла, нажмите левую кнопку мыши и клавишу Ctrl и перетащите значок файла на значок папки в левой панели окна Проводника. Обратите внимание на то, что указатель мыши снабжается дополнительным значком «+».
Перемещение файла или папки.
I способ.
- Откройте окно программы Проводник.
- В правой части окна проводника найти файл, который необходимо переместить.
- Щелкните по значку файла. Выполните команду Файл Вырезать или щелкните на Панели инструментов по кнопке Вырезать. Можно вызвать команду Вырезать в контекстном меню файла.
- В левой части окна Проводника найдите папку, в которую необходимо переместить файл.
- Щелкните по папке, в которую копируете файл. Выполните команду Файл Вставить или щелкните на Панели инструментов по кнопке Вставить или в контекстном меню папки выберите команду Вставить.
II способ.
- – 3. См. способ I.
- Наведя указатель мши на значок файла, нажмите левую кнопку мыши и клавишу и перетащите значок файла на значок папки в левой панели окна Проводника.
Переименование файла или папки.
I способ.
- Найдите на правой панели окна Проводника файл (папку), который (которую) хотите переименовать.
- Вызовите контекстное меню файла (папки), который хотите переименовать или выполните команду Файл строки меню.
- Выберите команду Переименовать.
- Введите новое имя файла (папки).
- Нажмите
II способ.
- Щелкните на надписи под значком файла (папки).
- Введите новое имя файла (папки).
- Нажмите Enter.
Создание ярлыков.
I способ.
- В левой панели окна Проводника найти папку, в которой вы хотите создать ярлык, и открыть ее двойным щелчком по значку. При этом на правой панели окна отразиться содержимое данной папки.
- Вызвать контекстное меню щелчком правой кнопки мыши на свободном месте в рабочей области правой панели Проводника.
- Перед вами откроется окно Мастера создания ярлыков, в котором можно воспользоваться кнопкой Обзор. Щелкнуть по кнопке Далее.
- После этого ввести надпись под ярлыком и щелкнуть по кнопке Готово.
II способ.
- В левой панели окна Проводника найти папку, в которой вы хотите создать ярлык. Щелкнуть правой кнопкой мыши по значку и в контекстном меню выбрать команду Создать, а затем Ярлык.
- Как только ярлык будет создан, перетащите его с помощью мыши в левую панель Проводника на значок папки, в которой должен находиться ярлык.
- Изменить подпись под иконкой можно щелчком мыши по названию ярлыка, или выбором в контекстном меню команды Переименовать.
Удаление папок и файлов.
- Выберите файл или группу файлов, подлежащих удалению.
- Нажмите клавишу Delete или вызовите контекстное меню и выберите команду Удалить. Альтернативным является перетаскивание значка файла или группы файлов на значок Корзины.
- На запрос о подтверждении на удаление ответить «Да».
- Подведение итогов урока.
Развиваемые компетенции:
- Коммуникативные (умение формулировать собственное мнение и позицию, вести диалог, контролировать действия партнера)
- Учебно-познавательные (умение осуществлять анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (умение оформить результаты своей деятельности )
Учащиеся оценивают результаты работы друг друга (таблицы в тетради и работа на компьютере) на основе критериев разработанных учителем.
Учитель подводит итоги урока.
- Домашнее задание.
Выучить определение новых терминов и понятий урока.
Папка 1
Файл
Папка 2
Файл
Папка 2
Файл
Папка 1
Папка 1
Файл
Папка 2
Файл
Папка 4
Файл
Папка 3
Файл
Папка 5
Файл
Буфер обмена
Папка 1
Папка 2
Файл
Папка 4
Файл
Папка 3
Файл
Папка 5
Файл
Буфер обмена
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно — ориентированного и процедурного программирования
Конспект для 9 класса по учебнику Н.Д. Угринович....
Презентация на тему "Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования"
Презентация "Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования" предназначена учащимся 9 класса, занимающихся по учебн...
Статья на тему "Этапы разработки объектно-ориентированного программного обеспечения"
Уделяя значительное время формированию умения и навыков создания программ, преподаватель зачастую сталкивается с трудностями в объяснении материала касающегося современных подходов к программированию....
Статья на тему "Объектно-ориентированный анализ при разработке программного обеспечения"
Современное программное обеспечение (ПО) строится на основе классов объектов. И учителю после разъяснения причин, по которым разработчики ПО пришли к применению этого подхода, ...
Статья на тему "Объектно-ориентированное проектирование при разработке программного обеспечения"
Современное программное обеспечение (ПО) строится на основе классов объектов. И учителю после разъяснения причин, по которым разработчики ПО пришли к применению этого подхода, ...
Статья на тему "Этапы разработки объектно-ориентированного программного обеспечения"
В статье излагаются основные этапы разработки объектно-ориентированного программного обеспечения, что будет подспорьем при изложении материала посвященнго этим вопросам в курсе информатики и ИКТ...
Рабочая программа электива «Курс объектно-ориентированного программирования», 10-11 классов
Рабочая программа электива «Курс объектно-ориентированного программирования», 10-11 классов, 68часов...