Разработка урока "Файлова структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс" 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Харланова Оксана Викторовна

Разаботка создана в помощь учителю при работе по развитию коммуникативной и учебно-познавательной компетенций на уроках информатики и ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka3.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока информатики и ИКТ

 «Развитие коммуникативной и учебно-познавательной компетенции на уроке информатики и ИКТ по теме: «Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс»

8 класс

Цели:

Обучающая: сформировать у  учащихся навыки и умения копировать, перемещать, удалять, переименовывать файлы и папки, создавать ярлыки.

Компетенции:  развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры.

Оборудование: компьютеры; программное обеспечение: операционная система, Проводник; инструкции к практической работе, плакаты.

 Ход урока.

  1. Орг. момент.

Учитель сообщает тему и цели урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изложение нового материала.

Форма работы: фронтальная беседа.

Объект восприятия: речь учителя.

Развиваемые компетенции:

  1. Коммуникативные (умение высказывать свои мысли, навыки общения, сотрудничества)
  2. Учебно-познавательные (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с учителем, умение работать со схемами)

  1. Разница между операциями копирования и перемещения.

Предположим, у вас есть тетрадь с вашими стихами. Вы показали их своему другу или подруге, одно из стихотворений им понравилось и вы разрешили переписать ему или ей стихотворение из вашей тетради в свою.

- Осталось ли ваше стихотворение в тетради?

Ответ: да.

- Появилось ли стихотворение в тетради вашего друга (подруги)?

Ответ: да.

- Сколько одинаковых стихотворений получилось?

Ответ: два.

- Различаются ли эти стихотворения?

Ответ: нет.

Учащиеся должны прийти к выводу: стихотворение осталось в вашей тетради и появилось в тетради друга. Друг от друга стихи ничем не отличаются.

Изменим ситуацию. Вместо того, чтобы дать переписать понравившееся стихотворение, вы просто вырвали листочек с ним из своей тетради и вклеили в тетрадь друга.

- Осталось ли ваше стихотворение в тетради?

Ответ: нет.

- Появилось ли стихотворение в тетради вашего друга (подруги)?

Ответ: да.

- Сколько одинаковых стихотворений получилось?

Ответ: одно.

Учащиеся должны прийти к выводу: стихотворение отсутствует в нашей тетради и присутствует только в тетради друга в единственном экземпляре.

При копировании и перемещении файлов и папок происходит то же самое. При копировании  файлов и папок они остаются на старом месте и их копии с теми же именами появляются на новом. При перемещении файлов и папок происходит их «перекладывание» с одного места в другое. Если копировать файл в папку, в которой находится, то ему необходимо дать другое имя.

Объект восприятия: схема.

Для наглядности учащимся предлагаются схемы:

Упрощенная схема копирования объектов:

                                             

Упрощенная схема перемещения объектов:

                     

Объект восприятия: лекция учителя.

  1. Что такое «буфер обмена»

Буфер обмена – это специальная область оперативной памяти компьютера, в которую помещается копируемый или перемещаемый объект. Поместить объект в буфер обмена достаточно один раз и копировать объекты из него столько раз, сколько необходимо.

Вернемся к ситуации со стихотворением. Предположим, что ваше стихотворение понравилось нескольким вашим друзьям. Тогда вы переписываете его на листочек, и уже с этого листочка, по очереди, все ваши друзья переписывают стихотворение. При этом вам из своей тетради переписывать еще раз не придется. Ваши друзья в качестве источника информации используют листочек. Так вот этот листочек и можно представить себе буфером обмена.

Объект восприятия: схема.

Для наглядности учащимся предлагаются схемы:

Полная схема копирования объектов:

                             

Полная схема перемещения объектов:

                       

Объект восприятия: лекция учителя.

  1. Что такое «ярлык».

Ярлык – это средство быстрого доступа к файлам и папкам. Его создают в том случае, если путь к файлу с документом или программой, или папке, которая нужна вам часто или постоянно, достаточно длинный и «ручной» переход по файловой системе занимает много времени. Операционная система предлагает вам более простой способ быстрого поиска часто используемых объектов – ярлык. Значок ярлыка снабжен стрелкой в левом нижнем углу.

По нему достаточно щелкнуть и компьютер сам найдет нужную вам программу или документ.

  1. Практическая работа «Операции с папками и файлами»

Развиваемые компетенции:

  1. Коммуникативные (навыки общения, сотрудничества, умение вести диалог)
  2. Учебно-познавательные (умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, планирование собственной деятельности, владение технологией решения задач с помощью компьютера, умение работать с  инструкциями, умение оформить результаты своей деятельности).

Форма работы: самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют эту работу самостоятельно, получают карточки с заданиями и инструкциями для работы, при этом они заполняют таблицу в тетради.

Ход работы:

  1. Приготовьте  в тетради таблицу отчета.

Команда, действия или значок

Назначение и результат

Щелчок по объекту мышью

Кнопка «Копировать»

Кнопка «Вырезать»

Кнопка «Вставить»

Корзина

Щелчок правой кнопкой мыши

Shift + щелчки по объектам

Ctrl + щелчки по объектам

Ctrl + A

  1. Создайте на Рабочем столе папку Урок
  2. Скопируйте все графические файлы из папки Мои документы в папку Урок.
  3. Создайте текстовый файл в папке Мои документы.
  4. Переместите  ваш файл в папку Урок.
  5. Дайте вашему файлу другое имя.
  6. Создайте ярлык для своего файла.
  7. Покажите результат работы учителю и  удалите вашу папку

Инструкция.

Выделение группы файлов.

  1. Последовательная группа файлов.  Щелкнуть на значке первого файла выделяемой группы, нажать клавишу Shift и, не отпуская ее, щелкнуть на значке последнего файла группы.
  2. Произвольная группа файлов. Щелкать по значкам файлов при нажатой клавише  Ctrl. Щелчок на значке уже выделенного файла исключает его из группы.
  3. Выбор всех файлов в папке. Открыть папку и нажать клавиатурную комбинацию Ctrl + A.
  4. Сброс группового выделения. Для отказа от выполнения групповой операции достаточно щелкнуть в любом месте окна папки.

 

Копирование файла или папки.

I способ.

  1. Откройте окно программы Проводник.
  2. В правой части окна проводника найти файл, который необходимо копировать.
  3. Щелкните по значку файла. Выполните команду Файл  Копировать или щелкните на Панели инструментов по кнопке Копировать. Можно вызвать команду Копировать в контекстном меню файла.
  4. В левой части окна Проводника найдите папку, в которую необходимо скопировать файл.
  5. Щелкните по папке, в которую копируете файл. Выполните команду Файл  Вставить или щелкните на Панели инструментов по кнопке Вставить или в контекстном меню папки выберите команду Вставить.

II способ.

  1. – 3.  См. способ I.
  1. Наведя указатель мши на значок файла, нажмите левую кнопку мыши и клавишу Ctrl и перетащите значок файла на значок папки в левой панели окна Проводника. Обратите внимание на то, что указатель мыши снабжается дополнительным значком «+».

Перемещение файла или папки.

I способ.

  1. Откройте окно программы Проводник.
  2. В правой части окна проводника найти файл, который необходимо переместить.
  3. Щелкните по значку файла. Выполните команду Файл  Вырезать или щелкните на Панели инструментов по кнопке Вырезать. Можно вызвать команду Вырезать в контекстном меню файла.
  4. В левой части окна Проводника найдите папку, в которую необходимо переместить файл.
  5. Щелкните по папке, в которую копируете файл. Выполните команду Файл  Вставить или щелкните на Панели инструментов по кнопке Вставить или в контекстном меню папки выберите команду Вставить.

II способ.

  1. – 3.  См. способ I.
  2. Наведя указатель мши на значок файла, нажмите левую кнопку мыши и клавишу и перетащите значок файла на значок папки в левой панели окна Проводника.

Переименование файла или папки.

I способ.

  1. Найдите на правой панели окна Проводника файл (папку), который (которую) хотите переименовать.
  2. Вызовите контекстное меню файла (папки), который хотите переименовать или выполните команду Файл строки меню.
  3. Выберите команду Переименовать.
  4. Введите новое имя файла (папки).
  5. Нажмите

II способ.

  1. Щелкните на надписи под значком файла (папки).
  2. Введите новое имя файла (папки).
  3. Нажмите Enter.

Создание ярлыков.

I способ.

  1. В левой панели окна Проводника найти папку, в которой вы хотите создать ярлык, и открыть ее двойным щелчком по значку. При этом на правой панели окна отразиться содержимое данной папки.
  2. Вызвать контекстное меню щелчком правой кнопки мыши на свободном месте в рабочей области правой панели Проводника.
  3. Перед вами откроется окно Мастера создания ярлыков, в котором можно воспользоваться кнопкой Обзор. Щелкнуть по кнопке Далее.
  4. После этого ввести надпись под ярлыком и щелкнуть по кнопке Готово.

II способ.

  1. В левой панели окна Проводника найти папку, в которой вы хотите создать ярлык. Щелкнуть правой кнопкой мыши по значку и в контекстном меню выбрать команду Создать, а затем Ярлык.
  2. Как только ярлык будет создан, перетащите его с помощью мыши в левую панель Проводника на значок папки, в которой должен находиться ярлык.
  3. Изменить подпись под иконкой можно щелчком мыши по названию ярлыка, или выбором в контекстном меню команды Переименовать.

Удаление папок и файлов.

  1. Выберите файл или группу файлов, подлежащих удалению.
  2. Нажмите клавишу Delete или вызовите контекстное меню и выберите команду Удалить. Альтернативным является перетаскивание значка файла или группы файлов на значок Корзины.
  3. На запрос о подтверждении на удаление ответить «Да».

  1. Подведение итогов урока.

Развиваемые компетенции:

  1. Коммуникативные (умение  формулировать собственное мнение и позицию, вести диалог, контролировать действия партнера)
  2. Учебно-познавательные (умение осуществлять анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (умение оформить результаты своей деятельности )

Учащиеся оценивают результаты работы друг друга (таблицы в тетради и работа на компьютере) на основе критериев разработанных учителем.

Учитель подводит итоги урока.

  1. Домашнее задание.

Выучить определение новых терминов и понятий урока.

Папка 1

Файл

Папка 2

Файл

Папка 2

Файл

Папка 1

Папка 1

Файл

Папка 2

Файл

Папка 4

Файл

Папка 3

Файл

Папка 5

Файл

Буфер обмена

Папка 1

Папка 2

Файл

Папка 4

Файл

Папка 3

Файл

Папка 5

Файл

Буфер обмена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования"

Презентация "Кодирование основных   типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования" предназначена учащимся 9 класса, занимающихся по учебн...

Статья на тему "Этапы разработки объектно-ориентированного программного обеспечения"

Уделяя значительное время формированию умения и навыков создания программ, преподаватель зачастую сталкивается с трудностями в объяснении материала касающегося современных подходов к программированию....

Статья на тему "Объектно-ориентированный анализ при разработке программного обеспечения"

Современное программное обеспечение (ПО)  строится на основе классов объектов.  И  учителю после разъяснения причин,  по которым разработчики ПО пришли к применению этого подхода, ...

Статья на тему "Объектно-ориентированное проектирование при разработке программного обеспечения"

Современное программное обеспечение (ПО)  строится на основе классов объектов.  И  учителю после разъяснения причин,  по которым разработчики ПО пришли к применению этого подхода, ...

Статья на тему "Этапы разработки объектно-ориентированного программного обеспечения"

В статье излагаются основные этапы разработки объектно-ориентированного программного обеспечения, что будет подспорьем при изложении материала посвященнго этим вопросам в курсе информатики и ИКТ...

Рабочая программа электива «Курс объектно-ориентированного программирования», 10-11 классов

Рабочая программа электива «Курс объектно-ориентированного программирования», 10-11 классов, 68часов...