Урок литературы в 9 классе "Поэтический мир М. Ю. Лермонтова" (программа Коровиной)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
урок построен на основе анализа трёх стихотворений Лермонтова, казалось бы, совершенно разных по содержанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskiy_mir_m._yu._lermontova.docx | 29.54 КБ |
poeticheskiy_mir_m._yu._lermontova.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9-ом классе.
Тема урока: Поэтический мир М.Ю. Лермонтова
Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова (Герцен)
Цели урока:
- знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова;
- понимать своеобразие художественного мира поэта;
- совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства);
- развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
- развивать эмоционально-ценностные компетенции.
- Оборудование: стихи Лермонтова, медиапроектор.
Ход урока.
Вступление.
Определение целей урока.
На сегодняшнем уроке мы с вами вновь обратимся к творчеству знаменитого русского поэта 18 века М. Ю. Лермонтова.
Прежде всего мне хотелось бы у вас спросить, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
- Мы узнаем что-то новое.
- Затронем основные мотивы в лирике поэта.
- Проведём анализ стихов.
-Вникнем в содержание.
Итак, на сегодняшнем уроке мы коснёмся основных тем и мотивов лирики Лермонтова, научимся понимать своеобразие художественного мира поэта, будем совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания и формы, развивать эмоционально – личностные компетенции.
Определение мотива лирики Лермонтова.
Вспомните, с какими стихами М. Ю. Лермонтова вы знакомы.
(«Парус», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» , «Бородино», «Земля и небо», «Мой дом»
-- Каковы основные темы лирики поэта?
(тема одиночества, тема Родины, тема отрицания, тема назначения поэта)
-- С чем вы видите связь творчества поэта?
(С его жизнью)
На уроке мы будем работать и коллективно, и группами, у вас были индивидуальные задания. Вы в любой момент можете сделать свой набросок, записать строчки, выразив тем самым отношение к теме урока. Для этого у нас есть всё необходимое.
--Рассказать о творчестве М. Ю. Лермонтова.
( Творчество М. Ю. Лермонтова развивалось в условиях усиления реакции: Николай 1 проявил себя бессердечным диктатором, преследующим всякое проявление вольности. Его злобная реплика на смерть Лермонтова «Собаке собачья смерть» показывает всю глубину трагедии свободолюбивого поэта, волей судьбы принадлежащего к аристократическим верхам.
Друзей не было, любовь приносила лишь страдания и разочарования. Пошлость и лицемерие окружающих раздражали и ещё более усугубляли одиночество.
Лермонтов – человек словно воплотил в себе идеал литературного романтического героя с его недюжинными способностями и гордым одиночеством. Он не искал гармонии, он сразу принял дисгармонию – это стало его эстетическим идеалом. Разлад с миром, глухая замкнутость – во всём и везде противоречия. На противоречии, на контрастах зиждется сам способ существования лирического героя Лермонтова.)
Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить
Так сказал Ф. И. Тютчев во второй половине 19 века, но эти строчки как нельзя кстати подходят к теме Родины М. Ю. Лермонтова и его знаменитому стихотворению «РОДИНА»
--Чтение стихотворения учителем.
Анализ стихотворения:
Историческая справка: стр. 159 Аристова
-- Почему свою любовь к Родине поэт называет странной?
(Любовь шла вразрез с казённым патриотизмом, с требованиями любить православие и самодержавие)
-- Какие картины народной жизни и родной природы привлекают поэта?
( Степь, лес, реки – это не традиционные, но и символические пейзажные картины, олицетворяющие простор, размах, могущество. От изображения монументального поэт переходит к изображению конкретной картины народной жизни, меняется размер стиха: от 6-и и 5-и стопного ямба к 4-х стопному.)
-- В чём особенность композиции и поэтического ритма стихотворения? ( Композиция стихотворения построена на переходе от общего к частному.)
ВЫВОД: Любовь к народу России выражена просто и глубоко, отсутствуют пышные сравнения и метафоры, живой 4-х стопный ямб – всё это сближает стихотворение Лермонтова с лучшими образцами пушкинской лирики.
-- В. Г. Белинский называл «Родину» Лермонтова «пушкинским» стихотворением. Можете ли вы аргументировать это утверждение?
( для творчества Пушкина также характерно писать о простоте русского народа и прелестях природы.)
Работа над стихотворением: « Смерть поэта»
--Как вы думаете, сравнивая двух великих людей, к какому стихотворению мы приблизились?
( «Смерть поэта»)
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПОДГОТОВЛЕННЫМ УЧЕНИКОМ:
--А почему мы от стихотворения «Родина» переходим к «Смерти поэта»?
( Пушкин – это и есть Родина, и мы переходим от общего к частному)
Историческая справка:
Считают, что стихотворение написано 28 января 1837 года, ещё до кончины А. С. Пушкина, слухи о которой постоянно возникали в те напряжённые дни. Это была первая часть стихотворения, текст быстро распространялся в списках по Петербургу. Активным распространителем был друг Лермонтова Святослав Раевский. Дуэль Пушкина с Дантесом горячо обсуждалась в обществе: одни защищали поэта и негодовали по поводу роковой развязки, другие, напротив, оправдывали Дантеса, ещё больше нагромождая клеветнические слухи. Это не могло не доходить до Лермонтова.
Известно, что 7 февраля состоялся резкий спор между Лермонтовым и его двоюродным братом Столыпиным, ревностно защищавшем Дантеса. Лермонтов воскликнул: «Если над ними нет закона и суда земного, если они палачи Гения, то есть Божий суд», а уже вечером он читал друзьям «известное прибавление», т. е. последние 16 строчек, которые стремительно разошлись. Николай 1 получил это прибавление по почте с надписью: « Воззвание к революции». Бенкендорф принёс царю всё стихотворение, прокомментировал: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». Участь Лермонтова была решена , завели «Дело о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб – гвардии гусарского полка Лермонтовым, и о распространении оных губернским секретарём Раевским».
Лермонтов был сослан на Кавказ, Раневский – в Олонецкую губернию.
-- Откуда был взят эпиграф к стихотворению?
(Из трагедии французского драматурга Жана де Ротру (1609 – 1650) «Венцеслав», переведённый на русский язык другом Грибоедова Жандром.
Лермонтов вернулся из ссылки только через год, а стихотворение было напечатано в «Полярной звезде» Герцена и Огарёва в Лондоне.
В России было опубликовано впервые не полностью лишь в 1858 году.
Анализ стихотворения «Смерть поэта»:
--Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?
(Стихотворение поднимает факт смерти человека до философского обобщения. И, по всей видимости, поэт не видит разницы между словами «поэт» и «Пушкин». «Поэт – это органическая черта Пушкина»
РАБОТА В ГРУППАХ: (2 минуты)
Задание 1 группе:
-- Как меняется настроение по ходу текста?
(Грусть – скорбь – сожаление – укор – гнев – призыв к возмездию Божьего суда)
Задание 2 группе:
--На какие композиционные части можно разделить стихотворение?
С какими интонациями следует читать каждую часть?
( 1 – 12 строки – глубокая печаль, скорбь,
13 – 38 строки – укор, обвинение толпы в смерти поэта,
39 – 44 – сожаление,
45 – 56 – горечь, грусть, скорбь,
57 – 72 – гнев, призыв к возмездию)
Задание 3 группе:
-- Какие слова и выражения рисуют облик поэта? Каковы характерные черты его личности?
(Невольник чести, гордая голова, восстал, свободный смелый дар, светоч, дивный гений, наша слава, сердце вольное, пламенные страсти, славное чело, праведная кровь)
Задание 1 группе: (2 мсинуты)
-- Какие чувства вызывает образ убийцы поэта?
-- Какие слова и выражения раскрывают сущность этого образа?
( убийца, пустое сердце, подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам, дерзко презирал, безжалостная рука)
Задание 2 группе:
-- Можно ли утверждать, что у стихотворения несколько адресатов?
Аргументируйте свою точку зрения.
Найдите ключевые слова.
( А) в 1 – 12 строках автор обращается к самому себе, размышляет о случившейся трагедии.
Ключевые слова: погиб, убит,
Б) в 13 – 20 строках появляется образ толпы, а в 21 – 33 – показан конкретный образ убийцы поэта,
В) в 34 – 38 – рождаются ассоциации с дуэлью Онегина и Ленского,
в 39 – 44 – адресатом становится сам Пушкин,
Г) Затем начинается цепочка риторических вопросов, начинающихся словом «зачем», содержит упрёк поэту в его простодушии, в его опрометчивых контактах с лживым светским обществом.
Д) здесь автор укоряет поэта в том, что он «постигнувший людей» , всё же не уберегся от рокового влияния завистливого и душного света.
Е) в 45 – 56 строках – ключевой образ – поэт и толпа.
Ж) трагизм гибели поэта в том, что с его смертью «замолкли звуки чудных песен», что «на устах его печать»
Это равносильно гибели красоты, это лишает Россию значительной части национальной культуры.)
Задание 3 группе:
-- Каковы черты убийц поэта в последних 16 строках?
--Какие образы противопоставлены?
(в последних строках даются образы палачей свободы, Гения и славы, и образ грозного судьи, который неподкупен, и «мысли и дела знает наперёд»)
-- С чем созвучны последние строчки стихотворения?
(с эпиграфом)
Индивидуальные задания:
-- Проследите за ритмом текста и длиной стиха. Какой смысл в том, что на протяжении текста длина строки колеблется между четырёхстопным и шестистопным ямбом?
(перебои в длине стиха, разностопность стиха передают волнение лирического героя, гамму чувств, переполняющих его)
-- Составить словесный портрет поэта.
--Составить словесный портрет убийцы.
-- Определить стилистические фигуры.
ВЫВОД:
Лермонтов осознаёт смерть Пушкина не просто как гибель человека и даже талантливого поэта, а как тяжелейшую утрату для России и для её национальной культуры.
Итак, проанализировав два стихотворения, к какому выводу можно прийти?
(Для Лермонтова Родина – это и природа с её самобытностью, это и простые люди, и люди великие.)
-- Итак, когда поэт передавал свои чувства, что прежде всего он хотел передать?
(Любовь, тревогу за будущее родной страны, и назначение поэта .)
Работа над стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива»
Какие чувства испытывал поэт, когда узнал о смерти А. С. Пушкина?
( грусть, сожаление, разочарование, печаль).
Историческая справка:
В 1837 году Лермонтов был арестован и несколько недель провёл в петербургской тюрьме, пока шло разбирательство по поводу стихотворения: «Смерть поэта». Лермонтов позволил себе резкий тон в отношении высшего света, фактически погубившего Пушкина, вызвал неудовольствие многих чиновников. Именно в тюрьме, не имея чернил и бумаги, поэт написал одно из последних лирических стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива»
По воспоминаниям очевидцев, в качестве пера поэт использовал обугленные спички, а бумагой служила обёртка от еды, которую ежедневно приносил ему в тюрьму старый слуга.
Слушание стихотворения в исполнении мастера слова:
--Почему автор в довольно сложный период жизни обратился именно к теме природы?
(В свои 24 года М. Лермонтов понимал, что прежние устои общества себя изжили , однако и осознавал, что общество не готово к переменам: восстание декабристов было подавлено, т. к. народ не поддержал горстку дворян, выступивших за отмену крепостного права и свержение самодержавия. И Лермонтов понимал, что в ближайшее время изменений в России не будет, что ситуация будет только ухудшаться, углубляя пропасть между сословиями. Ему, как человеку прогрессивному хотелось своими стихами вдохновить светлые умы отечества на повторение подвига декабристов и мириться с окружающей действительностью он был не в состоянии.)
-- Чему посвящено стихотворение?
(на первый взгляд красотам родного края)
--А какие строфы раскрывают замысел автора?
(последняя)
-- Давайте вдумаемся в смысл этой строфы. В чём признаётся поэт?
(когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога», «тогда расходятся морщины на челе»)
ВЫВОД:
Знакомые пейзажи дают Лермонтову силы жить, веря в то, что его творчество не является напрасным и в будущем будет по достоинству оценено потомками.
--Какую структуру имеет стихотворение?
(необычную)
-- Сколько строф?
(четыре строфы)
-- Сколько предложений ?
(одно)
-- Это типичный приём для автора?
(нет)
-- На что он показывает?
( стихотворение писалось на одном дыхании, поэт как будто опасался, что если остановится, то не сможет чётко передать читателям свои мысли и ощущения)
-- Придаёт ли подобная структура стихотворению целостность и мелодичность?
( да)
ВЫВОД: Такие произведения часто встречаются в русском народном фольклоре, который с детства знал и любил поэт.
-- Определите жанр произведения .
(пейзажная миниатюра)
-- О чём рассказывает поэт?
(волнуется нива, прячется слива, ключ играет)
-- Найдите олицетворение.
( кивает головой, лепечет)
РАБОТА В ГРУППАХ:
-Понаблюдаем за цветом:
1 группа: 1 строфа
2 группа: 2 строфа
3 группа: 3 строфа
(1 – желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок)
(2 – красок нет, но есть указания на них: румяный вечер, утра час златой, ландыш серебристый)
( 3 – цветовых эпитетов нет, они заменены другими: «смутный сон», «таинственная сага», «мирный край»)
ВЫВОД:
Такой принцип построения называется принципом обратной градации, который лежит в основе создания художественного времени произведения и художественного пространства.
-- Распределимся по временам года:
1 группа: 1 строфа
2 группа: 2 строфа
3 группа: 3 строфа
(1 строфа – лето, 2 – весна, 3 – никаких указаний на время года не содержит)
-- Понаблюдаем за пейзажной панорамой:
1 группа: 1 строфа
2 группа: 2 строфа
3 группа: 3 строфа
(1 – поле, лес, сад, 2 – куст, ландыш, 3 – овраг, ключ, который течёт в неизвестность и пространство вновь расширяется)
-- Где в стихотворении кульминационный момент?
(Ручей, т. к. жизнь продолжается и на пути возникают новые препятствия, но и есть свободный проход для воды. Всё это связано с жизнью человека).
-- Где автор погружает нас в область чувств лирического героя?
( последняя строфа)
-- Чем автор показывает особую любовь к Родине, к природе, к людям?
(тем, что использовал выразительные средства)
--Найдём эпитеты:
( под тенью сладостной
Румяным вечером,
в какой – то смутный сон
таинственная сага)
-- Для чего автор использует олицетворения?
(они позволяют сделать картину природы живой)
(Волнуется нива
Лес шумит
Слива прячется
Ландыш кивает головой
Ключ лепечет)
ВЫВОД:
Стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только осознав это, лирический герой говорит:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Заключение:
К какому выводу можно прийти в конце урока?
В лирике Лермонтова отразилось неприятие современной действительности, острый социальный протест против светского общества с его лицемерием. Но всё же поиск идеала приводит поэта к единению с природой.
ВЫВОД УРОКА:
Какие слова и выражения вы записали по ходу урока, какие зарисовки сделали?
К чему призывает поэт потомков?
Почему именно эти стихи в комплексе мы анализировали сегодня?
(Тема Родины,- а это и природа, и люди, и конкретный человек, тема умения найти гармонию в отношениях,- самое важное для людей. И мы об этом должны не только знать, но и чувствовать ответственность за себя, за других, за страну.)
Какой эпиграф для жизни можно взять за основу из нашего сегодняшнего урока?
Рефлексия: чтение собственного сочинения Кристиной Исаевой.
Оценки:
Д/з:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9-ом классе.
Тема урока: Поэтический мир М.Ю. Лермонтова
Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова (Герцен)
Цели урока:
- знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова;
- понимать своеобразие художественного мира поэта;
- совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства);
- развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
- развивать эмоционально-ценностные компетенции.
- Оборудование: стихи Лермонтова, медиапроектор.
Ход урока.
Вступление.
Определение целей урока.
На сегодняшнем уроке мы с вами вновь обратимся к творчеству знаменитого русского поэта 18 века М. Ю. Лермонтова.
Прежде всего мне хотелось бы у вас спросить, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
- Мы узнаем что-то новое.
- Затронем основные мотивы в лирике поэта.
- Проведём анализ стихов.
-Вникнем в содержание.
Итак, на сегодняшнем уроке мы коснёмся основных тем и мотивов лирики Лермонтова, научимся понимать своеобразие художественного мира поэта, будем совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания и формы, развивать эмоционально – личностные компетенции.
Определение мотива лирики Лермонтова.
Вспомните, с какими стихами М. Ю. Лермонтова вы знакомы.
(«Парус», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» , «Бородино», «Земля и небо», «Мой дом»
-- Каковы основные темы лирики поэта?
(тема одиночества, тема Родины, тема отрицания, тема назначения поэта)
-- С чем вы видите связь творчества поэта?
(С его жизнью)
На уроке мы будем работать и коллективно, и группами, у вас были индивидуальные задания. Вы в любой момент можете сделать свой набросок, записать строчки, выразив тем самым отношение к теме урока. Для этого у нас есть всё необходимое.
--Рассказать о творчестве М. Ю. Лермонтова.
( Творчество М. Ю. Лермонтова развивалось в условиях усиления реакции: Николай 1 проявил себя бессердечным диктатором, преследующим всякое проявление вольности. Его злобная реплика на смерть Лермонтова «Собаке собачья смерть» показывает всю глубину трагедии свободолюбивого поэта, волей судьбы принадлежащего к аристократическим верхам.
Друзей не было, любовь приносила лишь страдания и разочарования. Пошлость и лицемерие окружающих раздражали и ещё более усугубляли одиночество.
Лермонтов – человек словно воплотил в себе идеал литературного романтического героя с его недюжинными способностями и гордым одиночеством. Он не искал гармонии, он сразу принял дисгармонию – это стало его эстетическим идеалом. Разлад с миром, глухая замкнутость – во всём и везде противоречия. На противоречии, на контрастах зиждется сам способ существования лирического героя Лермонтова.)
Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить
Так сказал Ф. И. Тютчев во второй половине 19 века, но эти строчки как нельзя кстати подходят к теме Родины М. Ю. Лермонтова и его знаменитому стихотворению «РОДИНА»
--Чтение стихотворения учителем.
Анализ стихотворения:
Историческая справка: стр. 159 Аристова
-- Почему свою любовь к Родине поэт называет странной?
(Любовь шла вразрез с казённым патриотизмом, с требованиями любить православие и самодержавие)
-- Какие картины народной жизни и родной природы привлекают поэта?
( Степь, лес, реки – это не традиционные, но и символические пейзажные картины, олицетворяющие простор, размах, могущество. От изображения монументального поэт переходит к изображению конкретной картины народной жизни, меняется размер стиха: от 6-и и 5-и стопного ямба к 4-х стопному.)
-- В чём особенность композиции и поэтического ритма стихотворения? ( Композиция стихотворения построена на переходе от общего к частному.)
ВЫВОД: Любовь к народу России выражена просто и глубоко, отсутствуют пышные сравнения и метафоры, живой 4-х стопный ямб – всё это сближает стихотворение Лермонтова с лучшими образцами пушкинской лирики.
-- В. Г. Белинский называл «Родину» Лермонтова «пушкинским» стихотворением. Можете ли вы аргументировать это утверждение?
( для творчества Пушкина также характерно писать о простоте русского народа и прелестях природы.)
Работа над стихотворением: « Смерть поэта»
--Как вы думаете, сравнивая двух великих людей, к какому стихотворению мы приблизились?
( «Смерть поэта»)
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПОДГОТОВЛЕННЫМ УЧЕНИКОМ:
--А почему мы от стихотворения «Родина» переходим к «Смерти поэта»?
( Пушкин – это и есть Родина, и мы переходим от общего к частному)
Историческая справка:
Считают, что стихотворение написано 28 января 1837 года, ещё до кончины А. С. Пушкина, слухи о которой постоянно возникали в те напряжённые дни. Это была первая часть стихотворения, текст быстро распространялся в списках по Петербургу. Активным распространителем был друг Лермонтова Святослав Раевский. Дуэль Пушкина с Дантесом горячо обсуждалась в обществе: одни защищали поэта и негодовали по поводу роковой развязки, другие, напротив, оправдывали Дантеса, ещё больше нагромождая клеветнические слухи. Это не могло не доходить до Лермонтова.
Известно, что 7 февраля состоялся резкий спор между Лермонтовым и его двоюродным братом Столыпиным, ревностно защищавшем Дантеса. Лермонтов воскликнул: «Если над ними нет закона и суда земного, если они палачи Гения, то есть Божий суд», а уже вечером он читал друзьям «известное прибавление», т. е. последние 16 строчек, которые стремительно разошлись. Николай 1 получил это прибавление по почте с надписью: « Воззвание к революции». Бенкендорф принёс царю всё стихотворение, прокомментировал: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». Участь Лермонтова была решена , завели «Дело о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб – гвардии гусарского полка Лермонтовым, и о распространении оных губернским секретарём Раевским».
Лермонтов был сослан на Кавказ, Раневский – в Олонецкую губернию.
-- Откуда был взят эпиграф к стихотворению?
(Из трагедии французского драматурга Жана де Ротру (1609 – 1650) «Венцеслав», переведённый на русский язык другом Грибоедова Жандром.
Лермонтов вернулся из ссылки только через год, а стихотворение было напечатано в «Полярной звезде» Герцена и Огарёва в Лондоне.
В России было опубликовано впервые не полностью лишь в 1858 году.
Анализ стихотворения «Смерть поэта»:
--Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?
(Стихотворение поднимает факт смерти человека до философского обобщения. И, по всей видимости, поэт не видит разницы между словами «поэт» и «Пушкин». «Поэт – это органическая черта Пушкина»
РАБОТА В ГРУППАХ: (2 минуты)
Задание 1 группе:
-- Как меняется настроение по ходу текста?
(Грусть – скорбь – сожаление – укор – гнев – призыв к возмездию Божьего суда)
Задание 2 группе:
--На какие композиционные части можно разделить стихотворение?
С какими интонациями следует читать каждую часть?
( 1 – 12 строки – глубокая печаль, скорбь,
13 – 38 строки – укор, обвинение толпы в смерти поэта,
39 – 44 – сожаление,
45 – 56 – горечь, грусть, скорбь,
57 – 72 – гнев, призыв к возмездию)
Задание 3 группе:
-- Какие слова и выражения рисуют облик поэта? Каковы характерные черты его личности?
(Невольник чести, гордая голова, восстал, свободный смелый дар, светоч, дивный гений, наша слава, сердце вольное, пламенные страсти, славное чело, праведная кровь)
Задание 1 группе: (2 мсинуты)
-- Какие чувства вызывает образ убийцы поэта?
-- Какие слова и выражения раскрывают сущность этого образа?
( убийца, пустое сердце, подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам, дерзко презирал, безжалостная рука)
Задание 2 группе:
-- Можно ли утверждать, что у стихотворения несколько адресатов?
Аргументируйте свою точку зрения.
Найдите ключевые слова.
( А) в 1 – 12 строках автор обращается к самому себе, размышляет о случившейся трагедии.
Ключевые слова: погиб, убит,
Б) в 13 – 20 строках появляется образ толпы, а в 21 – 33 – показан конкретный образ убийцы поэта,
В) в 34 – 38 – рождаются ассоциации с дуэлью Онегина и Ленского,
в 39 – 44 – адресатом становится сам Пушкин,
Г) Затем начинается цепочка риторических вопросов, начинающихся словом «зачем», содержит упрёк поэту в его простодушии, в его опрометчивых контактах с лживым светским обществом.
Д) здесь автор укоряет поэта в том, что он «постигнувший людей» , всё же не уберегся от рокового влияния завистливого и душного света.
Е) в 45 – 56 строках – ключевой образ – поэт и толпа.
Ж) трагизм гибели поэта в том, что с его смертью «замолкли звуки чудных песен», что «на устах его печать»
Это равносильно гибели красоты, это лишает Россию значительной части национальной культуры.)
Задание 3 группе:
-- Каковы черты убийц поэта в последних 16 строках?
--Какие образы противопоставлены?
(в последних строках даются образы палачей свободы, Гения и славы, и образ грозного судьи, который неподкупен, и «мысли и дела знает наперёд»)
-- С чем созвучны последние строчки стихотворения?
(с эпиграфом)
Индивидуальные задания:
-- Проследите за ритмом текста и длиной стиха. Какой смысл в том, что на протяжении текста длина строки колеблется между четырёхстопным и шестистопным ямбом?
(перебои в длине стиха, разностопность стиха передают волнение лирического героя, гамму чувств, переполняющих его)
-- Составить словесный портрет поэта.
--Составить словесный портрет убийцы.
-- Определить стилистические фигуры.
ВЫВОД:
Лермонтов осознаёт смерть Пушкина не просто как гибель человека и даже талантливого поэта, а как тяжелейшую утрату для России и для её национальной культуры.
Итак, проанализировав два стихотворения, к какому выводу можно прийти?
(Для Лермонтова Родина – это и природа с её самобытностью, это и простые люди, и люди великие.)
-- Итак, когда поэт передавал свои чувства, что прежде всего он хотел передать?
(Любовь, тревогу за будущее родной страны, и назначение поэта .)
Работа над стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива»
Какие чувства испытывал поэт, когда узнал о смерти А. С. Пушкина?
( грусть, сожаление, разочарование, печаль).
Историческая справка:
В 1837 году Лермонтов был арестован и несколько недель провёл в петербургской тюрьме, пока шло разбирательство по поводу стихотворения: «Смерть поэта». Лермонтов позволил себе резкий тон в отношении высшего света, фактически погубившего Пушкина, вызвал неудовольствие многих чиновников. Именно в тюрьме, не имея чернил и бумаги, поэт написал одно из последних лирических стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива»
По воспоминаниям очевидцев, в качестве пера поэт использовал обугленные спички, а бумагой служила обёртка от еды, которую ежедневно приносил ему в тюрьму старый слуга.
Слушание стихотворения в исполнении мастера слова:
--Почему автор в довольно сложный период жизни обратился именно к теме природы?
(В свои 24 года М. Лермонтов понимал, что прежние устои общества себя изжили , однако и осознавал, что общество не готово к переменам: восстание декабристов было подавлено, т. к. народ не поддержал горстку дворян, выступивших за отмену крепостного права и свержение самодержавия. И Лермонтов понимал, что в ближайшее время изменений в России не будет, что ситуация будет только ухудшаться, углубляя пропасть между сословиями. Ему, как человеку прогрессивному хотелось своими стихами вдохновить светлые умы отечества на повторение подвига декабристов и мириться с окружающей действительностью он был не в состоянии.)
-- Чему посвящено стихотворение?
(на первый взгляд красотам родного края)
--А какие строфы раскрывают замысел автора?
(последняя)
-- Давайте вдумаемся в смысл этой строфы. В чём признаётся поэт?
(когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога», «тогда расходятся морщины на челе»)
ВЫВОД:
Знакомые пейзажи дают Лермонтову силы жить, веря в то, что его творчество не является напрасным и в будущем будет по достоинству оценено потомками.
--Какую структуру имеет стихотворение?
(необычную)
-- Сколько строф?
(четыре строфы)
-- Сколько предложений ?
(одно)
-- Это типичный приём для автора?
(нет)
-- На что он показывает?
( стихотворение писалось на одном дыхании, поэт как будто опасался, что если остановится, то не сможет чётко передать читателям свои мысли и ощущения)
-- Придаёт ли подобная структура стихотворению целостность и мелодичность?
( да)
ВЫВОД: Такие произведения часто встречаются в русском народном фольклоре, который с детства знал и любил поэт.
-- Определите жанр произведения .
(пейзажная миниатюра)
-- О чём рассказывает поэт?
(волнуется нива, прячется слива, ключ играет)
-- Найдите олицетворение.
( кивает головой, лепечет)
РАБОТА В ГРУППАХ:
-Понаблюдаем за цветом:
1 группа: 1 строфа
2 группа: 2 строфа
3 группа: 3 строфа
(1 – желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок)
(2 – красок нет, но есть указания на них: румяный вечер, утра час златой, ландыш серебристый)
( 3 – цветовых эпитетов нет, они заменены другими: «смутный сон», «таинственная сага», «мирный край»)
ВЫВОД:
Такой принцип построения называется принципом обратной градации, который лежит в основе создания художественного времени произведения и художественного пространства.
-- Распределимся по временам года:
1 группа: 1 строфа
2 группа: 2 строфа
3 группа: 3 строфа
(1 строфа – лето, 2 – весна, 3 – никаких указаний на время года не содержит)
-- Понаблюдаем за пейзажной панорамой:
1 группа: 1 строфа
2 группа: 2 строфа
3 группа: 3 строфа
(1 – поле, лес, сад, 2 – куст, ландыш, 3 – овраг, ключ, который течёт в неизвестность и пространство вновь расширяется)
-- Где в стихотворении кульминационный момент?
(Ручей, т. к. жизнь продолжается и на пути возникают новые препятствия, но и есть свободный проход для воды. Всё это связано с жизнью человека).
-- Где автор погружает нас в область чувств лирического героя?
( последняя строфа)
-- Чем автор показывает особую любовь к Родине, к природе, к людям?
(тем, что использовал выразительные средства)
--Найдём эпитеты:
( под тенью сладостной
Румяным вечером,
в какой – то смутный сон
таинственная сага)
-- Для чего автор использует олицетворения?
(они позволяют сделать картину природы живой)
(Волнуется нива
Лес шумит
Слива прячется
Ландыш кивает головой
Ключ лепечет)
ВЫВОД:
Стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только осознав это, лирический герой говорит:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Заключение:
К какому выводу можно прийти в конце урока?
В лирике Лермонтова отразилось неприятие современной действительности, острый социальный протест против светского общества с его лицемерием. Но всё же поиск идеала приводит поэта к единению с природой.
ВЫВОД УРОКА:
Какие слова и выражения вы записали по ходу урока, какие зарисовки сделали?
К чему призывает поэт потомков?
Почему именно эти стихи в комплексе мы анализировали сегодня?
(Тема Родины,- а это и природа, и люди, и конкретный человек, тема умения найти гармонию в отношениях,- самое важное для людей. И мы об этом должны не только знать, но и чувствовать ответственность за себя, за других, за страну.)
Какой эпиграф для жизни можно взять за основу из нашего сегодняшнего урока?
Рефлексия: чтение собственного сочинения Кристиной Исаевой.
Оценки:
Д/з:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе (авторы учебника: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, М.: "Просвещение").
В планировании описано содержание урока, представлены виды деятельности уч-ся, межпредметные связи, указаны умения и навыки школьников, домашнее задание....
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (по программе В. Я. Коровиной)
Это календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной, в которой представлены основные разделы (тема урока, основные ЗУН, обратная связь и др.)...
календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по программе В.Я.Коровиной
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по программе В.Я.Коровиной....
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по учебнику В.Я. Коровиной.
Календарно=тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по учебнику В.Я. Коровиной. Содержит планирование уроков, формы контроля, указание на использование различных технологий....
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по программе В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с авторской программой общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень). Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по учебнику В.Я.Коровиной
Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса предназначено для классов военной направленности, включает в себя, помимо традиционных разделов, разделы "Военная составляющая", "Смысло...
Тематическое и поурочное планирование уроков литературы в 7 классе к учебнику В.Я.Коровиной.ФГОС.
Тематическое и поурочное планирование уроков литературы по ФГОС в 7 классе к учебнику "Литература" 7 класс. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной....