Рабочая программа по литературе 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Бредихина Елена Константиновна

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Г. Беленького.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_._po_lit._8_kl.rar31.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         

 

                                                                                                                                                   

 Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2оо4 года  на основе   программы  по литературе (5-11 классы)  под редакцией Г.И.Беленького. Авторы-составители: Г.И.Беленький, М.М.Голубков,   Г.Н.Ионин,   Э.А.Красновский,          Ю.И.Лыссый,       М.А.Снежневская,  О.М. Хренов,  (2009 г.).  

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения.

 Цель    литературного образования  в 8 классе:

приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели  предполагает:

- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

- формирование у школьников званий и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

-развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Программа для 8 класса – в преддверии курса на историко-литературной основе – построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (её образностью, отличиями от других видов искусства).

 Основой курса 8 класса остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. И вместе с тем 8 класс вносит существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. И располагаются они теперь по хронологическому порядку – первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

Остается в силе типология уроков, принятая программой Института общего среднего образования в 5-7 классах:

1.Уроки текстуального (подробного) изучения художественных произведений (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)

2.Уроки чтения и бесед (УНТ, древняя литература, рассказы К.Г.Паустовского и В.Шукшина)

3.Уроки по руководству самостоятельным внеклассным чтением.

 В учебнике-хрестоматии появилась рубрика «Для любознательных». Материал, предлагаемый в этом разделе книги, не является обязательным для всех учащихся. Он может быть рекомендован для желающих попробовать свои силы.

Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используются Учебно-методический комплект и дополнительная литература:

  1. Программа общеобразовательных учреждений. Литература, 5-11 классы. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. Литература.  8 класс:  Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 /Авт.–сост. Г.И.Беленький. –  11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 383 с.: ил.
  3. Литература.  8 класс:  Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Авт.–сост. Г.И.Беленький. –  11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 271 с.: ил.
  4. Литература.  8 класс. Дополнительные материалы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Авт.–сост. Г.И.Беленький,  О.М.Хренова. – М.: Мнемозина, 2011. – 271 с.: ил.

Авторская программа рассчитана на 68 часов.  Рабочая программа   на -  70 часов (2 часа в неделю). Из них:  развития речи – 4 ч., классных сочинений – 4 ч., домашних сочинений – 1ч.  Два часа добавлены учителем на внеклассное чтение.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как словесный, наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение,   самостоятельная работа.  

  Формы организации учебного процесса:  индивидуальные,  групповые, фронтальные, творческие.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Формы контроля ЗУН (ов):

  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. фронтальный опрос;
  4. опрос в парах;
  5. тестирование;
  6. создание творческих работ (сочинений)

Требования к уровню подготовки.

Оканчивая 8 класс, учащиеся должны  знать и уметь применять на практике:

— понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественный образ, роль художественного вымысла в литературе);

— понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев  (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные  средства языка, особенности стихотворной речи;

— понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельности:

— понимать роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении характеров героев;

— характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведениях;

— сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— обнаруживать авторское отношение к изображаемому;

— практически определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

— выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения или их фрагменты (указанные учителем);

— пересказывать устно и письменно (подробно, выборочно, сжато) эпические произведения или их фрагменты, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;

— писать сочинения различных жанров на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;

— писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата по плану

Дата

по

факту

Примечание

1

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

1

02.09

I. Устное народное творчество. Народные песни

2

 Исторические песни.

Песни о Петре 1, Ермаке, Пугачеве.

I. Устное народное творчество. Народные песни

1

04.09

3

Входной контроль. Лирические песни.

«Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» Для чтения и бесед

1

09.09

4

Стихи поэтов, ставшие народными песнями

1

11.09

II. Русская старина

6

А.Н.Толстой. «Земля оттич и дедич».

 «Житие преподобного Сергия Радонежского»  

1

16.09

7

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

1

18.09

8

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести 

23.09

III.  Литература ХIХ века

А.С.Пушкин.

9

  Пушкин – прозаик. 

1

25.09

10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.  Особенности композиции.  

1

30.09

11

Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов.                            

1

02.10

12

 Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота.

1

07.10

13

Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.                                            

1

09.10

14

Утверждение гуманности, чести и долга.                

1

14.10

15

Р. р. Подготовка к контрольному сочинению по творчеству А.С.Пушкина

1

16.10

16

Р. р. Написание контрольного сочинения  по творчеству А.С.Пушкина

1

21.10

17

Вн. чт.  А.С.Пушкин. «Повести Белкина».

1

23.10

М.Ю.Лермонтов

18

М.Ю.Лермонтов.  Певец Родины и свободы.

 Мотивы вольной кавказской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

1

06.11

19

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри  - любимый герой Лермонтова                                                            

1

11.11

20

Особенности композиции поэмы Мцыри».

1

13.11

21

Анализ эпизода из поэмы М.Ю.Лермонтов. «Мцыри».

1

18.11

Н.В.Гоголь.

22

Н.В.Гоголь.  Сатира в творчестве Гоголя.

1

20.11

23

Н.В.Гоголь. «Ревизор» Жизненная основа комедии.

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия

1

25.11

24

Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок

1

27.11

25

Общечеловеческое значение характеров комедии

1

02.12

26

Хлестаков и хлестаковщина.

1

04.12

27

«Ревизор» в театре и кино.

1

09.12

28

 Драматические произведения, комедия.  Сатира и юмор в драматическом произведении.

1

11.12

29

Р. р. Подготовка контрольному  сочинению по творчеству Н.В.Гоголя

1

16.12

30

Р. р. Написание контрольного сочинения  по творчеству Н.В.Гоголя

1

18.12

31

 Вн. чт. Н.В.Гоголь «Женитьба»

1

23.12

И. С. Тургенев.

32

И. С. Тургенев. Особенности прозы писателя. «Ася».

1

25.12

33

«Ася». Образ тургеневской девушки: скромность, обаяние, решительность

1

30.12

34

Драма рассказчика, обреченного на одиночество

1

13.01

35

Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести

1

15.01

36

Вн.  чт.      И.С.Тургенев «Андрей Колосов», «Три встречи»,  «Часы».

1

20.01

37

Р. р. Подготовка к контрольному сочинению  по творчеству И.С.Тургенева

1

22.01

38

Р. р. Написание контрольного сочинения  по творчеству И.С.Тургенева

1

27.01

Л.Н.Толстой

39

Л.Н.Толстой.   Писатель как поборник суровой правды жизни.

1

29.01

40

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как проблемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

1

03.02

41

Вн. чт.   Л.Н.Толстого. «Хаджи-Мурат», «Люцерн»,  «За что?»

1

05.02

IУ. Литература конца ХIХ — начала ХХ века

В. Г. Короленко.

42

В. Г. Короленко. Гуманизм писателя. Рассказ «Парадокс».

1

10.02

43

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе,  духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

1

12.02

44

«Огоньки» поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

1

17.02

И.А.Бунин

45

И.А.Бунин. Сведения о жизни писателя. Лирика.

1

19.02

46

И.А.Бунин. Проблема рассказа «Сверчок». Мастерство Бунина - прозаика

1

24.02

Максим Горький

47

Максим Горький — убежденный защитник идеи активного отношения к жизни.

«Песня о Соколе».

1

26.02

48

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности

1

03.03

49

Максим Горький.  «Заветы отца».

1

05.03

50

Вн. чт.  Максим Горький Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Челкаш»,  «Ма-аленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти». 

1

10.03

У. Литература ХХ века

51

Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. Лирика

1

12.03

52

В.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя. «Телеграмма».  

Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя

1

17.03

53

 «Телеграмма».  Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).

1

19.03

54

Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова.

1

02.04

55

Вн. чт.     К.Г.Паустовский

 «Снег»,  «Бриз» , «Белая радуга», «Разливы рек»  и другие произведения. Р. р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению  по творчеству В. Г. Паустовского

1

07.04

56

А.Т.Твардовский. Сведения о жизни писателя.

 «Василий Теркин» История создания и композиция поэмы.

1

09.04

57

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека Тема «большой» и  «малой»  родины

1

14.04

58

В.Теркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

1

16.04

59

Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме

1

21.04

60

Вн. чт. А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (полный текст поэмы),  «Я убит под Ржевом...»,«Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война...», «О Родине», «Жестокая память» и другие стих., Ч. Айтматов

1

23.04

61

В.М.Шукшин  Сведения о жизни писателя. Рассказы. «Дядя Ермолай». «Солнце, старик и девушка». «Микроскоп».

1

28.04

62

Вн.чт.     В.М.Шукшин

«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин».

1

 30.04

63

Н.М.Рубцов.  Сведения о жизни поэта.

Патриотический характер лирики поэта.

1

05.05

64

Н.М.Рубцов. Лирика.  Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном.

1

07.05

65

Р. р. Подготовка к контрольному сочинению «Наедине со стихотворением». Анализ поэтического текста

1

12.05

66

 Р. р. Написание контрольного сочинения «Наедине со стихотворением». Анализ поэтического текста

1

14.05

УI. Из зарубежной литературы  (4 часа)  Литература эпохи Возрождения

67

У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга.  «Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков.

1

19.05

68

Герои трагедии как символ верной и вечной любви.

Трагедия как жанр драматургии

1

21.05

69

М. Де Сервантес. Сведения о жизни писателя.

 «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса.

1

26.05

70

П.Мериме  Сведения о жизни писателя.

Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

«Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А. С. Пушкина «Конь».

1

28.05


Содержание программы

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

  1. Устное народное творчество.

Народные песни  

Исторические песни  (1 час)

Для чтения и бесед

Песни о Петре 1, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни (1час)

«Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца».

Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Для чтения и бесед

Стихи поэтов, ставшие народными песнями  («Славное море — священный Байкал...»  Д. П. Давыдова, «Среди долины ровныя...»  А. Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И. И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек...» А. А. Дельвига).

Для чтения и бесед.

К. Г. Паустовский. «Колотый сахар»;  В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»;

Б. Ш. Окуджава. «Песенка», «По Смоленской дороге».

II. Русская старина

А. Н. Толстой.

Для чтения и бесед

«Земля оттич и дедич».

Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

         Для чтения и бесед

«Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума первое –  автобиографическое произведение в русской литературе.

Для  самостоятельного чтения

«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык).

Из сатирической литературы ХУII в.: «Суд Шемякин».

«Повесть о Петре и Февронии».

III.  Литература ХIХ века

           А. С. Пушкин.  Пушкин-прозаик.

           Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести.   Точность в лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Для чтения и бесед

«Метель»

Для  самостоятельного чтения

А. С. Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения;   М. И. Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М. Ю. Лермонтов. Певец Родины в свободы.

Для чтения и бесед

«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Для чтения и изучения

«Мцыри».  «Мцыри –  любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

«Упругость, энергия стиха»  (В. Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Для самостоятельного чтения

«Желание», «Узник», «Соседка»  и другие стихотворения,   «Боярин Орша».

Н. В. Гоголь. Сатира в Творчестве Гоголя.

Дня чтения и изучения

«Ревизор».   Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.

Драматические произведения, комедия; сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения.

«Женитьба».

И. С. Тургенев. Особенности прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Ася». Образ тургеневской девушки: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения

         «Андрей Колосов», «Три встречи»,  «Часы».

Л. Н. Толстой.  Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения

«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения.

«Хаджи-Мурат»,   «За что?»,   «Люцерн».

IУ. Литература конца ХIХ — начала ХХ века 

В. Г. Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и бесед

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе,  духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

«Огоньки» поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения

«Мгновение»

И. А. Бунин. Сведения о жизни писателя.

«Полевые цветы»,  «Еще и холоден и сыр...»,  «Густой зеленый ельник у дороги...», «Родине»,  «Слово».

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

Для самостоятельного чтения

«Птицы небесные», «Крик» и другие рассказы.

Максим Горький — убежденный защитник идеи активного отношения к жизни.

Для чтения и изучения

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

Для чтения и бесед

«Заветы отца».

Для самостоятельного чтения (1 час)

Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Челкаш»,  «Ма-аленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти».

У. Литература ХХ века

Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой...», «Журавли», «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться...».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичностъ лучших стихотворений поэта.

К. Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Телеграмма».  Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения

 «Снег»,  «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек»  и другие произведения.

А. Т. Твардовский.  Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Василий Теркин» (главы «Переправа»,  «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», »Смерть и воин», «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и  «малой»  родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.

Для самостоятельного чтения

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (полный текст поэмы),  «Я убит под Ржевом...», «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война...», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения; Ч. Айтматов. «Ранние журавли».

В. М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дядя Ермолай».

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Для самостоятельного чтения (1 час)

«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы.

Н. М. Рубцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли», «Посвящение другу», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

Для самостоятельного чтения

«Во время грозы», «Жеребенок» и другие стихотворения.

УI. Из зарубежной литературы  

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга.

Для чтения и бесед

«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Трагедия как жанр драматургии.

М. Де Сервантес. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот — неумирающий образ мировой литературы.

П. Мериме. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

«Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А. С. Пушкина «Конь».

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

И. И. Лажечников. «Ледяной дом»;

А. И. Герцен. «Сорока- воровка»;

Н. Л. Некрасов. «Саша», стихи;

В. Г. Короленко. История моего современника (в издании для детей), «Без языка», «Слепой музыкант»;

В. М. Гаршин. «Красный цветок»;

Б. Л. Васильев. «В списках не значился» , «Завтра была война»;

Л. Грин.   «Бегущая по волнам»,  «Голос и глаз», «Алые паруса»;

Б. .Л. Пастернак. «Июль», «Снег идет» и другие стихотворения;

Е. Л. Евтушенко.  «Идут белые снеги... », «Речка тихая, Солнце сильное» и другие стихотворения;

Е. М. Винокуров.  «Оркестр» , «Огонь» и другие   стихотворения;

И. Л. Бродский.  «Сонет», «Под вечер он видит , застывши в дверях...» и другие стихотворения.

3АРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

У. Шекспир. «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете»;

Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (в издании для детей);

К. Гоцци. «Любовь к трем апельсинам»;

А. Доде. «Тартарен из Тараскона»;

Т. Манн. «Маленький господин Фридеман»;

Ж. Сименон. «Трубка Мегрэ», «Мегрэ и бродяга», «Мегрэ колеблется».

Формы и средства контроля.

     Плановых контрольных уроков:    

сочинений – 5:

4 – классных, 1 – домашнее.

 

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Формы контроля

3

Входной контроль. Лирические песни. «Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» Для чтения и бесед

09.09

Тест

16

Р. р. Написание контрольного сочинения  по творчеству А.С.Пушкина

21.10

Контрольное сочинение

30

Р. р. Написание контрольного сочинения  по творчеству Н.В.Гоголя

18.12

Контрольное сочинение

38

Р. р. Написание контрольного сочинения  по творчеству И.С.Тургенева

27.01

Контрольное сочинение

55

Вн. чт.     К.Г.Паустовский

 «Снег»,  «Бриз» , «Белая радуга», «Разливы рек»  и другие произведения. Р. р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению  по творчеству В. Г. Паустовского

07.04

Контрольное сочинение

66

 Р. р. Написание контрольного сочинения «Наедине со стихотворением». Анализ поэтического текста

14.05

Контрольное сочинение

Учебно-методические средства обучения

  1. Литература. Программа общеобразовательных учреждений. Литература, 5-11 классы. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. Литература.  8 класс:  Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 /Авт.–сост. Г.И.Беленький. –  11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 383 с.: ил.
  3. Литература.  8 класс:  Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Авт.–сост. Г.И.Беленький. –  11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 271 с.: ил.
  4. Литература.  8 класс. Дополнительные материалы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Авт.–сост. Г.И.Беленький,  О.М.Хренова. – М.: Мнемозина, 2011. – 271 с.: ил.

Учебно-методические и материально-технические условия

реализации учебного предмета

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

оснащённости

Должно быть

имеется

Иллюстрации // Плакаты

1

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату

1

0

0

2

Портреты поэтов и писателей

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

1

1

100

СРЕДСТВА ИКТ – Не имеется

СРЕДСТВА ИКТ // ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

31

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса

1

1

100

32

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

1

0

0

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

33

ЛИТЕРАТУРА // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по литературе

Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий

0

0

34

Учебно-методические комплексы по литературе

Для учителя

1.Программа по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого.- М.: Мнемозина, 2009 год .

2.Литература. 8 класс: учебник- хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч [авт.-сост. М.А.Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац]; под редакцией Г.И. Беленького. -М.: Мнемозина,  2011 год.

      3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.5-9 кл.: Метод.пособие.- М.: Дрофа, 2003

      4.Поурочные разработки, 8 кл. /С.М.Аникина,И.В.Золотарёва. – М.:ВАКО,2002

      5.Литература. Нестандартные уроки 5-11кл./О.М.Реут. – Волгоград: Учитель, 2007

Для учащихся

6. Литературные викторины. /О. Н. Козак. – СПб: Союз, 1998

7. Тесты по литературе. /Л.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова. –М.:Айрис-Пресс,2004

8. Областные и районные олимпиады по литературе./О.Л.Павлова-Белгород:ИПЦ»Политера»,

2005

9. «Большой справочник по литературе» - М.:»Издательство – Астрель», «Олимп», 2000

10. http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

1

См. 8.1,2

1

35

Иллюстрации по литературе

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.

1

0

0

36

Галерея портретов поэтов и писателей

Служит для обеспечения наглядности при знакомстве с историей предмета и в качестве источника материалов для проектных работ.

1

1

100

Учебно-методические и материально-технические условия

реализации учебного предмета

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

оснащённости

Должно быть

имеется

Иллюстрации // Плакаты

1

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату

1

0

0

2

Портреты поэтов и писателей

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

1

1

100

СРЕДСТВА ИКТ – Не имеется

СРЕДСТВА ИКТ // ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

31

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса

1

1

100

32

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

1

0

0

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

33

ЛИТЕРАТУРА // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по литературе

Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий

0

0

34

Учебно-методические комплексы по литературе

Для учителя

1.Программа по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого.- М.: Мнемозина, 2009 год .

2.Литература. 9 класс: учебник- хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч [авт.-сост. М.А.Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац]; под редакцией Г.И. Беленького. -М.: Мнемозина,  2011 год.

      3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.5-9 кл.: Метод.пособие.- М.: Дрофа, 2003

      4.Поурочные разработки, 8 кл. /С.М.Аникина,И.В.Золотарёва. – М.:ВАКО,2002

      5.Литература. Нестандартные уроки 5-11кл./О.М.Реут. – Волгоград: Учитель, 2007

Для учащихся

6. Литературные викторины. /О. Н. Козак. – СПб: Союз, 1998

7. Тесты по литературе. /Л.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова. –М.:Айрис-Пресс,2004

8. Областные и районные олимпиады по литературе./О.Л.Павлова-Белгород:ИПЦ»Политера»,

2005

9. «Большой справочник по литературе» - М.:»Издательство – Астрель», «Олимп», 2000

10. http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

1

См. 8.1,2

1

35

Иллюстрации по литературе

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.

1

0

0

36

Галерея портретов поэтов и писателей

Служит для обеспечения наглядности при знакомстве с историей предмета и в качестве источника материалов для проектных работ.

1

1

100

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....