Что за прелесть эти сказки
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что за прелесть эти сказки!»
(урок внеклассного чтения в 5 классе)
Цели: - проверить качество самостоятельного чтения сказок А.С.Пушкина пятиклассниками;
- выявить победителя в творческом соперничестве;
- в игровой форме еще раз совершить (всем вместе) путешествие в мир удивительных и непростых сказок А.С.Пушкина;
-воспитывать вдумчивого и внимательного читателя.
Оборудование: волчок (детская юла); карточки с названием этапов: «сказочное лото», «Спешите видеть…», «Ты-мне, я-тебе», «Темная лошадка», «Музыкальная пауза», «Дальше, дальше, дальше…», «Гонка за лидером»; экран игры на классной доске; бочонки (из русского лото) от 1 до 8 в мешочке; портрет А.С.Пушкина; иллюстрации к сказкам; выставка книг со сказками А.С.Пушкина.
Участники: 2 команды по 10 человек.
Жюри: 4 человека.
Ведущий: учитель литературы.
Подведение итогов: победители те, кто получают больше баллов, они получают благодарности (медали).
Ход урока-игры
Звучит музыка (или аудио книга «Сказки А.С.Пушкина»).
Ведущий.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день, урок. У нас сегодня праздник. А на праздник принято приглашать друзей, гостей. Но сегодня все будет наоборот. Мы пойдем в гости к А.С.Пушкину, подарившему нам свои замечательные, удивительные и необыкновенные сказки. «Что за прелесть эти сказки!» - писал великий поэт, человек с богатой фантазией, собственным взглядом на мир и вещи, которые его окружали.
Наше путешествие-игра называется «Счастливый случай». В ней участвуют 2 команды. Ответы на вопросы будет оценивать строгое жюри, но справедливое. Это наши консультанты-эксперты, которые хорошо знают сказки А.С.Пушкина и подтверждением этому служат их оценке на уроках литературы и успешное участие их в школьной игре «Что? Где? Когда?».
Представляю их вам.
Итак, начинаем.
При помощи волчка определяется порядок проведения конкурсов.
«Сказочное лото».
Ведущий достает из мешочка бочонки с номерами, зачитывает под каждым из них вопрос, команды дают ответы, бочонок под №7 – «счастливый случай», дающий право получить дополнительные 5 (10) очков. За каждый правильный ответ 5 (10) очков, за неполный 3-4 балла (на усмотрение ведущего+ жюри).
- Послушайте отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? И в чем!..»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
-Объясните, какой «рогаткой» угрожала царица Чернавке.
(Орудие пыток, железный ошейник с вделанными снаружи прутьями, мешавшими лежать. Человек в такой рогатке вынужден был стоять в течение всей пытки, которая могла продолжаться длительное время.)
- Вспомните, что случилось с попом из сказки А.С.Пушкина с первого щелка, со второго щелка, с третьего щелка.
(Прыгнул поп до потолка, лишился поп языка, вышибло ум у старика).
- В какой глаз впился Гвидон-комар своей тетке, услышав, как та рассказывала о «чуде не безделке»?
(«И впился комар как раз…Тетке прямо в правый глаз».)
- Выберите правильный ответ:
«И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит…»
А) «…в халате»,
Б) «…в палате»,
В) «… на кровати».
5. Выберите правильный ответ:
«…Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела-
А) «… в шею коршуна задела»,
Б) «…в брюхо коршуна задела»,
В) «… в лапу коршуна задела».
6. В « Сказке о золотом петушке» читаем:
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
-О какой ратной силе говорится в этих строчках?
(Ратная сила – это царское войско.)
7. «Счастливый случай».
8. А.С.Пушкин дол попу прозвище «толоконный лоб». А что на Руси называлось толокном?
(Толокном на Руси называлась овсяная крупа особого приготовления.)
«Спешите видеть…»
Каждая команда получает задание угадать сказку по книжной иллюстрации. Иллюстрации тянут (вниз лицом) у жюри со стола. Как вариант, можно дать иллюстрации разрезанные на части. Нужно собрать целую картинку на время и отгадать, какой сказке она принадлежит. (В зависимости от подготовленности класса или отведенного на этот урок времени).
« Ты – мне, я- тебе».
В этом конкурсе сражаются капитаны команд (или выбранный командой один эрудит).Каждый задает свой вопрос представителю другой команды. Дается время для формулировки (приготовления) этого вопроса от каждой команды. Важны: четкость, лаконичность и однозначность вопроса!
Пример: Вспомните, какую русскую народную песню пела белка, сидя под елкой и грызя орешки?
(«Во саду ли, в огороде».)
- Скажите, в кого превращала Царевна Лебедь Гвидона, чтобы тот мог лететь за кораблем Салтана?
(В комара и шмеля.)
«Темная лошадки».
Ведущий зачитывает цитату из сказки, команды узнают и называют героя по портрету.
- Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(Царевна-лебедь. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
- В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
- Великаны молодые,
Все равны, как на подбор…
(Тридцать три богатыря из «Сказки о царе Салтане».)
- Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
(Молодая царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)
«Музыкальная шкатулка»
Командам предлагается прослушать по одному музыкальному фрагменту, назвать его, определить автора и само произведение.
- «Полет шмеля» из оперы Н.С.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
- Отрывок из оперы Глинки «Руслан и Людмила».
«Дальше, дальше, дальше…»
Ведущий читает начало сказки. Команды на скорость дают ответ. Кто правильно назовет сказку быстрее, тот получает очко.
- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
(«Сказка о царе Салтане».)
- «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
- «Жил-был поп, толоконный лоб…»
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)
- «Жил старик со своею старухою у самого синего моря…»
(Сказка о рыбаке и рыбке».)
- «Негде, в тридевятом царстве, /в тридесятом государстве/, жил –был славный царь Дадон».
(«Сказка о золотом петушке».)
«Гонка за лидером».
Командам предлагается вспомнить известные слова героев прочитанных сказок. Номера вопросов разыгрываются по стрелке крутящегося волчка. (Или тянуть жребий).
- О чем спрашивала злая царица и мачеха молодой царевны у зеркальца?
(Здравствуй, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
- С какими словами обращался всякий раз царь Салтан к заморским купцам которые приезжали к нему в гости и рассказывали о чудесах, увиденных на острове Буяне?
(Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?)
- Вспомните, с какими словами обращался королевич Елисей к ветру, прося помочь найти царевну.
(Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе,
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее…)
По окончании игры жюри подводит итоги, объявляет команду-победительницу. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)
В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)
Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс
Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)
Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
Показать учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....