Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в калейдоскопе времени
творческая работа учащихся (литература, 10 класс) по теме

Многогранно, всеобъемлюще творчество А. С. Пушкина. Удивительный феномен этого автора проявился в каждом его творении.

«Евгений Онегин» - самый великий русский роман гениального А.С.Пушкина – является одновременно и самым загадочным. Об этом произведении существует огромная литература: десятки книг, сотни статей, тысячи «заметок». Существует несколько «классических» комментариев к роману в стихах: Н.Л.Бродского (1932), В.В.Набокова (1964), Ю.М.Лотмана (1980), Н.Г.Долининой (1985). Ни «заменить», ни «объять» эту громадную литературу невозможно. Наша задача гораздо скромнее – дать несколько исследовательских «этюдов» о знаменитом творении великого Пушкина.

Исследовательская работа ставит своей целью приобщение к творческому наследию А.С.Пушкина, лучшим его образцам (на примере романа в стихах «Евгений Онегин»), раскрытие нравственного потенциала литературы как искусства слова в плане формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roman_a._s._pushkina_evgeniy_onegin_v_kaleydoskope_vremeni.docx195.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №2

Конкурс проектных и исследовательских работ

«От гипотезы к открытию»

«Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

в калейдоскопе времени»

Вид работы – образовательное (учебное) исследование.

Секция   литература

Авторы исследования:

                                                                        Дмитриева Инна Олеговна,        

Плеханова Дарья Андреевна,

 учащиеся МБОУ–СОШ №2

г. Аркадака Саратовской области

Класс 10

                Руководитель работы:

                         Визнер Наталья Геннадьевна,

                                              высшая квалификационная категория,

                                             учитель русского языка

                                                                                           и   литературы

                                               Преподаваемый предмет литература

Телефон 8(84542)4-11-68

E-mail arkschool@yandex.ru

2013 г.

                                             Содержание

Введение

Основная часть.

1. История создания романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и отзывы современных критиков. Своеобразие произведения.

2.  Портрет эпохи. Главные герои в  «энциклопедии русской жизни».

3. Издание романа. 

4. Интерес к произведению  А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сегодня, изучение его в школе.

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

 Пушкин, Лермонтов, Гоголь… Эти имена мы слышим с самого раннего детства.

Творения этих авторов остаются  актуальными всегда, так как поднимают нравственные проблемы развития как общества в целом, так и отдельного человека. Они  позволяют сделать читателю правильный, осознанный выбор, задуматься над своей жизнью  и судьбой всего человечества.

Многогранно, всеобъемлюще творчество А. С. Пушкина. Удивительный феномен этого автора проявился в каждом его творении.

«Евгений Онегин» - самый великий русский роман гениального А.С.Пушкина – является одновременно и самым загадочным. Об этом произведении существует огромная литература: десятки книг, сотни статей, тысячи «заметок». Существует несколько «классических» комментариев к роману в стихах: Н.Л.Бродского (1932), В.В.Набокова (1964), Ю.М.Лотмана (1980), Н.Г.Долининой (1985). Ни «заменить», ни «объять» эту громадную литературу невозможно. Наша задача гораздо скромнее – дать несколько исследовательских «этюдов» о знаменитом творении великого Пушкина.

Исследовательская работа ставит своей целью приобщение к творческому наследию А.С.Пушкина, лучшим его образцам (на примере романа в стихах «Евгений Онегин»), раскрытие нравственного потенциала литературы как искусства слова в плане формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности.
Предусматривает решение следующих задач:

- развитие творческих способностей на основе изучения произведений А.С.Пушкина
- формирование навыков исследовательской деятельности
- воспитание любви и бережного отношения к родному языку и литературе.
Методы

-Изучение лингвистической литературы, посвященной проблеме исследования романа  А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

-Сравнительный анализ материалов соц.опроса(анкетирование)  старшеклассников.

1. История создания романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и отзывы современных критиков. Своеобразие произведения.

Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Это самое крупное произведение поэта, самое известное, оно в наибольшей степени повлияло на развитие русской литературы.

Роман  был написан в 20— 30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лег. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени.

Это самый плодотворный период творчества Пушкина. То обстоятельство, что поэт работал над “Евгением Онегиным” долгие годы, сыграло свою роль. Шло время, совершались значительные события в мире, в стране, в жизни самого писателя. Заканчивал роман уже и тот, и не тот человек, который его начинал.

Появление первых глав «Евгения Онегина» привело читающую публику в восторг и удивление…

Друг Пушкина, поэт  Евгений Баратынский высоко оценивал замысел романа. «Я очень люблю обширный план твоего «Онегина», но большее число его не понимает. Ищут романтической завязки, ищут необыкновенного и, разумеется, не находят. Высокая поэтическая простота твоего создания кажется им бедностью вымысла, они не замечают, что старая и новая Россия, жизнь во всех ее изменениях проходит перед их глазами».

“Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах, писал и Виссарион Григорьевич Белинский. Роману свойственны афористичность, образно-метафорическое воссоздание жизни, музыкальность.

Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни пушкинского времени”. По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха. Многих изумляла формулировка критика: что же это за энциклопедия, если весь роман посвящен светскому франту и его окружению в Петербурге и в деревне? Само понятие “энциклопедия”, вызывавшее в сознании тяжелые увесистые тома, как бы вступало в противоречие с этим небольшим по объему произведением, которое, однако, оказалось “томов премногих тяжелей”. Роман Пушкина по конкретному историзму, по широте охвата русской жизни и масштабу поставленных в нем этических, социальных, национальных проблем был и остается, может быть, самым уникальным, но и самым загадочным явлением всей русской литературы.

2.  Портрет эпохи. Главные герои в  «энциклопедии русской жизни».

В романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала прогни крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например. Онегин читает Адама Смита. Руссо — любимый автор Татьяны.

С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией "блистательной и полувоздушной" Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию "за лес и сало" ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: "духи в граненом хрустале", "пилочки", "щетки тридцати родов".

На этом широком фоне даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. В самом начале романа описывается зимнее утро в Петербурге: 


Петербург неугомонный 
Уж барабаном пробужден. 
Bcтает купец, идет разносчик, 
На биржу тянется извозчик, 
С кувшином охтенка спешит, 
Под ней снег утренний хрустит.

И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни "золотой дворянской молодежи". Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только "за полдень". Жизнь Евгения "однообразна и пестра": балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем. почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе


Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы...

С иронией автор отмечает, что цвет столичного общества составляют дамы, с виду злые, диктаторы бальные, господа, "заслуживающие известность низостью души".

В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих "поместных владетелей". Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

Гости на именинах Татьяны — это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.

Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой главе Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства. Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого — глупость, и скупой Семен Петрович. Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству: 


Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей, 
Расспросов, сплетен и вестей 
Не вспыхнет мысли в целы сутки, 
Хоть невзначай, хоть наобум...

Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, парившие в деревне. Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, "чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели".

Таким образом, в романе "Евгений Онегин" все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин признавался: "Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя". Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия с невидимым, но многоликим читателем. На протяжении всего роман эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица.

Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шутка: "читатель ждет уж рифмы "розы", на вот, возьми ее скорей". А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником! 


Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою 
С любовью лечь к ее ногам! 
Как я желал тогда с волнами 
Коснуться милых ног устами!..

Авторский образ противоречив, он тяготеет к иронии, к простодушной усмешке. Вот Пушкин прощается с молодостью, признается в том, что позиции молодости сданы без возврата: 


Смирились вы, моей весны
Высокопарные мечтанья,
И в поэтический бокал
Воды я много подмешал.
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор, 
Перед избушкой две рябины, 
Калитку, сломанный забор...

Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полемический задор. Это своеобразный манифест художника, который проделал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником — жизнь, ее повседневная простота.

Пушкин уходит от классицизма и от романтики. Он ратует за новый язык русского общества, за освобождение языка от наносных влияний и веяний, от запоздалых славянизмов, от новейшей иностранщины, от школьной скованности. В конечном счете он ратует за народность, за общую демократизацию русской культуры. Ведь к концу работы над романом уже написаны и "Борис Годунов", и сказки. Поэт в расцвете сил. в разгаре творческого освоения народности.

В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал: "Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...".

3. Издание романа.

А. С. Пушкин писал роман более  восьми лет (1823- 1831). Завершил работу над «Евгением Онегиным» 26 сентября 1830 г. Публиковал его отдельными главами: по одной за год, начиная с 1825г.

Однако в первое полное издание «Евгения Онегина» (1833) Пушкин включил восемь глав и «Отрывки из путешествия Онегина». В предисловии поэт отметил, что «он выпустил из своего романа целую главу, в коей было описано путешествие Онегина по России». Таким образом, по сравнению с первоначальным планом романа место восьмой главы заняла девятая «Большой свет», а глава восьмая «Странствие» превратилась в «Отрывки из путешествия Онегина». Кроме того, тогда же в Болдино Пушкин писал и десятую главу «Евгения Онегина» - своеобразную историческую хронику преддекабристской эпохи. Однако рукопись десятой главы Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф). В канонический текст романа десятая глава не вошла.

4. Интерес к произведению  А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сегодня, изучение его в школе.

Гипотеза. Нас интересовал вопрос актуальности и необходимости изучения романа в будущем.

В опросе принимало участие 50 респондентов из школьников 9 – 11 классов.

Результаты оказались положительными: Все 50 человек (100 %) отметили несомненное неугасающее воздействие романа на читателя, независимо от эпохи.

% - 40 отметили актуальность нравственных запросов романа: идея верности, чистой любви, не утихающей с годами.

% -60сказали о большой значимости произведения как отражении исторической действительности России.

Понять гений А. С. Пушкина, русский национальный характер пытаются читатели в разных странах. Режиссёры и сценаристы стараются выразить своё вИдение сути произведения.

Не оказались в стороне и Марта Файнс-режиссер английской экранизации фильма «Онегин», вышедшего на экраны в 1999 году.

В главных  ролях известные голливудские актёры:  Ральф Файнс, Лив Тайлер, Тоби Стивен.

Данная экранизация романа в стихах А.С. Пушкина отмечена многими российскими и международными наградами.  

Заключение

Да, поистине пророческими стали слова  В. Г. Белинского, который предсказывал ему историческое бессмертие: «Пусть идёт время и приводит с собою новые потребности, новые идеи; пусть растёт русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...»

Литература

1. Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. Печорин и наше время: ЭссеДет.лит.,1985

2. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада»// ЛВШ.- 1998. - №8

3. Краткий словарь литературоведческих терминов/ Книга для учащихся/ Редакторы-составители: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев.- М.: Просвещение, 1985

4. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. Дуэль.// ЛВШ.- 1999.- №2

5. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/авт.-сост. Г.И.Осипова. – Волгоград. : Учитель, 2007

6. Павлова О.А. Комплексный анализ художественного текста на уроках литературы: дидактические материалы. – Белгород, 2002

7. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т.Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М. : Худож. Лит., 1986

8. Словарь литературоведческих терминов 

ПРИЛОЖЕНИЕ

picture.jpg

Первое издание романа «Евгений Онегин»

Результаты исследования старшеклассников МБОУ – СОШ № 2

г. Аркадака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Образы Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация по теме "Образы Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"...