Проект "Читающие петербуржцы"
учебно-методический материал по литературе (7 класс) по теме
Технология внедрения.
Формируя на уроках литературы читательскую компетентность у обучающихся, развиваем умения и навык работы с любым текстом, поэтому сборник может использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности педагогами дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produkt_chitayushchie_peterburzhtsy.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Читающие петербуржцы
Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье, читать и понимать даже то, что не написано..
Яков Княжнин
Проблема: Как воспитывать социально-активную личность на уроках литературы, если дети не читают и не любят читать?
Все мы прекрасно понимаем, что даже в век компьютеров для успешного обучения ребёнка в школе по всем предметам необходимы его умение читать и сформированный интерес к книге.
Исследования показывают, что в настоящее время лишь малая часть детей читают книги, а если даже и читают, то не понимают смыла прочитанного, не вникают в текст.
Таким образом были поставлены следующие задачи :
- Провести исследования степени сформированности умений работать с книгой
- Разработать систему рациональных способов работы с книгой;
- Формировать у детей умение внимательного чтения;
- Разработать систему контроля степени сформированности активной читательской деятельности
- Провести сопоставительный анализ стартового и итогового мониторинга.
Форма инновационного продукта:
Диагностические, контрольно-измерительные материалы
Общее описание и область применения инновационного продукта.
Сборник диагностических и контрольно-измерительных заданий по литературе для 5-7 классов, который включает в себя тестовые задания, инструкции по работе с текстом, работу с разными видами словарей, формирующие читательскую компетентность обучающихся. Может применяться на уроках гуманитарного цикла.
Технология внедрения.
Формируя на уроках литературы читательскую компетентность у обучающихся, развиваем умения и навык работы с любым текстом, поэтому сборник может использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности педагогами дополнительного образования.
Сложность внедрения заключается в узком кругозоре большого количества обучающихся и нежелании работать с текстом. Разнообразие форм работы представленных в сборнике, позволяют решить эту проблему.
Были составлены анкеты для выявления читательской активности школьников.
Далее была разработана технологию формирования активной читательской деятельности на основе материалов книги Граник Г.Г. и Бондаренко С.М. «Когда книга учит». Этот вид работы состоит из трех этапов: до чтения, в процессе чтения и после прочтения текста.
Кроме того разработано обучение «диалогу» с текстом.
Последним этапом этой работы будет разработка мониторинговых работ по литературе для выявления уровня сформированности активной читательской деятельности.
Такой метод обучения работы с текстом должен привести ребят к умению подвергать самостоятельному осмыслению любой прочитанный ими текст.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I этап. До чтения текста | Обдумывание заголовка и эпиграфа:
заголовка
|
II этап. В процессе чтения. | «Диалог с текстом»:
- самоконтроль;
|
III этап. После прочтения текста. | Фиксирование понятого. Выделение главной мысли и создание ее словесной формулировки. Итог понимания и начало произвольного запоминания: 1) план 2) конспект 3) пересказ. |
НА КАЖДОМ ИЗ ЭТАПОВ | Внимательное отношение к слову:
|
При разработке использованы материалы книги Граник Г.Г., Бондарвнко СМ.,
Концввая ПЛ. Когда книга учит. – М: Педагогика, 1991.
ОБУЧЕНИЕ «ДИАЛОГУ» С ТЕКСТОМ
ЭЛЕМЕНТЫ ДИАЛОГА | ПЛАН «ДИАЛОГА» |
1. Автор. | |
2. Заглавие. | |
3. Гипотеза. | |
4. Проверка гипотезы. | |
5. Герои произведения. | |
6. Средства художественной вырази -тельности. | |
| |
8. Читательская позиция. |
ЭЛЕМЕНТЫ ДИАЛОГА | ПЛАН «ДИАЛОГА» (по рассказу М.Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету») |
1. Автор. | Какие ассоциации вызывает имя М.Твена? |
2. Заглавие. | Почему неожиданным кажется заголовок рассказа? |
3. Гипотеза. | Какие гипотезы о содержании произведения могут возникнуть |
4. Проверка гипотезы. | Совпало ли содержание рассказа с вашими ожиданиями? Перескажите сюжет памфлета в 5-6 предложениях. |
5. Герои произведения. | Сравните главных героев. В чём различие во взглядах на мир двух редакторов |
6.Средства художественной выразительности. | Благодаря каким средствам художественной выразительности раскрываются характеры персонажей. Приведите 2-3 примера. |
7.Авторская позиция. | Что подвергает осмеянию автор в современной ему Америке? |
8. Читательская позиция. | В чём, по-вашему, актуальность рассказа М.Твена. Мотивируйте свою точку зрения. |
Диагностика сформированности читательских умений учащихся.
5 КЛАСС
Стартовый мониторинг.
- Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль» А.С.Пушкин.
- Постройте гипотезу, о чем баллада В.А.Жуковского «Лесной царь»?
- Запишите слова из баллады, значения которых вам непонятны.
- Перескажите в 5-6 предложениях сюжет прочитанного произведения.
- Объясните лексическое значение слов:
I вариант | II вариант |
Бирюзовы Чертоги перлы | Ветлы Пленился оробелый |
6 КЛАСС
Мониторинговая работа № 2.
- Сформулируйте тезисы каждой из пяти частей статьи о Л.Н.Толстом. (Литература 6 класс. Учебник – хрестоматия).
- Прочитайте главу II («Гроза») из повести Л.Н.Толстого «Отрочество», выполните задания:
А) Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести «Отрочество»;
Б) Выпишите 5 слов, , значения которых вам непонятны;
В) Объясните лексическое значение слов:
I вариант | II вариант |
Бричка рубище | Армяк лощина |
В) Перескажите в 5-6 предложениях сюжет прочитанной статьи.
6 КЛАСС
Мониторинговая работа № 3.
- Сформулируйте три тезиса статьи « Читателям XXI века».
- Выполните задания к фрагменту из «Бесконечной книги» М.Эндэ.
- Выпишите 5 слов, значение которых вам неясно.
- Пользуясь контекстом, объясните значение словосочетаний
1 в. 2 в.
ломаный грош магнетическая сила
- Перескажите в 5 предложениях сюжет прочитанного эпизода.
- Почему владелец книжной лавки назвал Бастиана «неудачником по всем линиям»? Согласны или нет вы с его мнением? Своё суждение аргументируйте текстом
- Удалось ли вам прочитать надпись на двери книжной лавки? Что там было написано?
6 КЛАСС
Мониторинговая работа № 4.
1. Выпишите 5 слов с неясным значением.
2. Объясните значение словосочетаний:
Вариант №1
Вороной* конь –
Благосклонный* взор –
Урочный* путь –
Наклоня стан*-
Вариант №2
Питомцы* столетий –
Святой* приговор –
К луке* наклоня –
Раскинулся стан*-
Степной нелюдим
- Перескажите сюжет прочитанного стихотворения в 5-6 предложениях.
- Определите основную мысль стихотворения.
7 КЛАСС
Мониторинговая работа № 1.
УНТ. Предания
1. Выпишите слова с неясным значением.
2. Объясните значение следующих слов
Вариант №1
автобиография-
родоначальник-
монументальный-
династия-
жрец-
Вариант №2
очевидец-
деяния-
архаический-
баталия-
верфь-
3. Перескажите главное из статьи в 3-5 предложениях.
4. Почему предания названы "автобиографией народа"?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание петербуржца в поликультурном и многонациональном городе
В статье поднимается вопрос воспитания школьников на петербургских традициях взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур и подлинного российского патриотизма в со...
Памятники знаменитым петербуржцам
Презентация к уроку по истории города. Даёт представление о памятниках знаменитым петербуржцам 19 века....
Урок по Истории Санкт-Петербурга. "Отзвуки" Средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга.
Презентация нацелена на работу учащихся с "Петербургской тетрадью" Л.К. Ермолаевой, Т.И. Удальцовой и др."Краеведенье. Санкт-Петербург - город-музей", ч.3....
Мы - петербуржцы!
Методическая разработка классного часа по теме " Мы - петербуржцы!" Главная цель - патриотическое воспитание юного поколения....
Посвящение в Петербуржцы.
Презентация рассказывает о том,какосновывался город, кто является его основателем. Представлен герб города СПб и рассказано о покровителях города....
Урок для 9-го класса. Тема: «ПЕТЕРБУРЖЦЫ И ИХ ЖИЗНЬ - МОЯ СЕМЬЯ И МОЙ ГОРОД»
Цель урока: Формирование представления о Пушкине как о городе - жемчужине мировой культуры...
Чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца
В данной статье рассматривается вопрос приобщения подростков к изучению истории Санкт-Петербурга на материалах литературного наследия. Сегодня существует недостаточное использование краеведческой лите...