Рабочая программа по литературе
рабочая программа (литература, 6 класс) по теме
Рабочая программа по литературе 6 класс. УМК О.М.Хренова , М.А. Снежневская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 6 класс | 363.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №5
города Алексеевки
«Рассмотрено» Руководитель МО учитель русского языка и литературы _________ Лычаная В.В. Протокол № _______ от « » __________ 2013г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ ООШ №5 г. Алексеевка ___________ Добудько В.И. « » ____________ 2013г. | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № _____ _ от « » _________ 2013г. | «Утверждаю» Директор МОУ ООШ №5 г. Алексеевка _________ Олейник А.А. Приказ № _______ от « » __________ 2013г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
п о л и т е р а т у р е
БАБИЧ ЮЛИИ ИГОРЕВНЫ
6 класс
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Примерной программы по литературе и авторской «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы. Г. И. Беленький, Э.А.Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова» (200 г.)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание и структура программы определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта О.М.Хренова, М.А. Снежневская, «Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях/ авт.сост. О.М.Хренова , М.А. Снежневская, - М.: «Мнемозина», 2008г.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу, и их обоснование
В авторской программе по литературе для 5–11 классы. Г. И. Беленький, Э.А.Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова (Москва, «Мнемозина», 200 г.) на изучение литературы в 6 классе отведено 68 часов, а в рабочей программе – 70 часов, так как в базисном учебном плане на изучение литературы в 5 классе отводится 2 часа в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель.
Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому особое внимание (обязательное чтение и подробный анализ с опорой на художественный текст) планируется уделить произведениям, рекомендованным для чтения и изучения (В.А Жуковский, А.С.Пушкин, Н.М. Языков, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, А.П. Платонов, М.М. Пришвин, В.Г.Распутин, Д.Олдридж, Н.М.Рубцов). Остальные произведения рассматриваются на уроках обзорно, с позиций главной идеи или идейно-художественных особенностей. Ряд произведений, предложенных программой для самостоятельного изучения включены в календарно-тематическое планирование в рамках уроков внеклассного чтения.
В течение года возможны изменения объема количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания, с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа/неделю).
В течение учебного года планируется провести 4 письменных работы (сочинений), из них 3 классных и 1 домашнее.
Планируемые сроки освоения образовательной программы со 2 сентября 2013 года по 31 мая 2014 года.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Осваивая художественные произведения, указанные в программе, учащиеся к концу 6-го класса должны знать и уметь применять на практике:
- понятия, связанные с общими свойствами литературы: художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
- понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев — портрет, речь, авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
- понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
- объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;
- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
- определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
- давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
- писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
- писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(70 ч)
№ п/п | № урока в теме | Тема учебного занятия | Тип урока | Контрольные работы | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Подготовка к ГИА// ЕГЭ | Домашнее задание | Дата проведения | |
По плану | Факти чески | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I ЧЕТВЕРТЬ (18 ч.)
| |||||||||
Введение | |||||||||
1 | Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении | 0 тип | Знать, что литература – это художественное отражение жизни, а человек – главный объект изображения в художественной литературе, знать структуру и краткое содержание учебника-хрестоматии, понимать важность изучения литературы в школе. Уметь выделять специфику художественной литературы, работать с учебником. | В 12 части 2 КИМ 2010 В.4 | Сочинить сказку о какой-то вещи. Прочитать с.4-7 | 02.09 | |||
Былины | |||||||||
1 | "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Былина как один из видов устного народного творчества. | 1 тип | Знать особенности былины как жанра устного народного творчества. Уметь характеризовать былинного героя. | В1-В2 части 1 КИМ 2010 В. 2 | Прочитать с.10-13, ответить на вопросы с.13-14. | 05.09 | |||
2 | Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. | 2 тип | Знать особенности построения и языка былин. Уметь находить в текстах былин их художественные особенности (гиперболы, пост. эпитеты, метафоры, олицетворения) |
| Прочитать и ответить на вопросы с.14-21 | 09.09 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3 | Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. | 2 тип | Знать имена русских былинных богатырей, их жизнеописание, подвиги. Уметь рассказывать былины близко к тексту, сохраняя язык и стиль повествования. Понимать важность былин в воспитании патриотизма. | Прочитать с.21-23, подготовиться к вн.чт. | 12.09 | ||||
4 | Внеклассное чтение № 1 по былинам об Илье Муромце (в пересказе Б. В. Шергина). | 3 тип | Знать содержание былин о русских богатырях. Уметь характеризовать былинного героя, определять героев былин по описанию |
| Ответить на вопросы | 16.09 | |||
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» | |||||||||
1 | Древнерусская повесть. "Повесть временных лет". (сказания о походе Олега на Царь-град, о гибели Олега, о мести Ольги…). | 1 тип | Знать историю возникновения письменности на Руси, исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, летописные жанры древнерусской литературы, их особенности. Уметь рассказывать о них. | . | Выучить лекцию, прочить с.24-28 | 19.09 | |||
2 | "Слово о погибели Русской земли" | 1 тип | Знать время и причину написания «Слова…», фрагмент текста Уметь читать «Слово…», сохраняя стиль (торжественно и с любовью). Понимать значение «Слова…» в истории литературы. |
| Прочитать и пересказать с.29-42, ответить на вопросы с.40-41 | 24.09 | |||
3 | "Евпатий Коловрат". (из "Повести о разорении Рязани Батыем). Исторические события, отраженные в повести. | 1 тип | Знать содержание, последовательность развития событий, художественные особенности изображения героя. Уметь пересказывать фрагмент близко к тексту по плану. | В3-В4 части 1 (автор Иванова Ю.С.) | Подготовить пересказ с.42-46, ответить на вопросы | 26.09 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | Прославление патриотического подвига русских воинов. | 2 тип | Знать содержание, последовательность развития событий, художественные особенности изображения героя. Уметь пересказывать фрагмент близко к тексту по плану. | Нарисовать иллюстрацию, ответить на вопросы | 01.10 | ||||
5 | Баллада как литературный жанр . " Лесной царь" (из И. В. Гете); " Перчатка" (из И. Ф. Шиллера). | 0 тип | Знать содержание баллады «Лесной царь» эпический, драматический и лирический элементы. Уметь выделять эпический, драматический и лирический элементы, анализировать художественные особенности языка. | Выучить лекцию, прочитать выразительно с.58-63 подготовить сообщение о Гете, Шиллере | 03.10 | ||||
6 | В.А. Жуковский - оригинальный поэт и переводчик. "Светлана" Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. | 1 тип | Знать определение и особенности жанра баллады, содержание баллады «Светлана» её фольклорную основу. Уметь характеризовать особенности жанра баллады, ориентироваться в тексте баллады. | В8-12 части 2 КИМ 2010 | Ответить на вопросы с.58, выучить наизусть понравившиеся строки | 07.10 | |||
7 | А.К. Толстой. Сведения о жизни. "Канут". | 1 тип | Знать содержание произведений и особенности баллады как жанра. Уметь аргументировано обосновать принадлежность произведения к жанру баллады |
| Подготовиться к чтению баллады в лицах с.69-76, подготовиться к вн.чт. | 10.10 | |||
8 | Внеклассное чтение №2 по балладам А.М. Майкова , В.А Жуковского, А.К.Толского. | 3 тип | Знать сюжет произведения. Уметь составлять цитатный план, отвечать на вопросы по содержанию, понимать переживания и чувства героев. |
| Разобрать статью с.77-79, ответить на вопросы | 14.10 | |||
Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | А.С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность. " Песнь о вещем Олеге". Летописный источник и балладный характер "Песни…". | 1 тип | Знать основные факты биографии поэта, летописную основу баллады, отличие баллады от летописного источника, художественные особенности «Песни о вещем Олеге». Уметь сопоставлять балладу с летописным источником, называть художественные особенности «Песни о вещем Олеге» |
| Подготовить сообщение о творчестве писателя, прочитать с.95-99, ответить на вопросы | 17.10 | |||
2 | "Няне". Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей. | 1 тип | Знать историю создания стихотворения, определения эпитета, сравнения, олицетворения. Уметь находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, определять их функциональную роль. |
| Выучить стих-е наизусть с.104, выполнить интерпретацию | 21.10 | |||
3 | "Зимняя дорога", "Бесы". Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. Роль глаголов , эпитетов, передающих динамику действия и переживаний. | 1 тип | Знать историю создания стихотворения, определения эпитета, сравнения, олицетворения. Уметь находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, определять их функциональную роль. |
| Нарисовать иллюстрацию, прочитать выразительно с.105-106, ответить на вопросы | 25.10 | |||
4 | " Зимнее утро". Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин. | 1 тип | Знать историю создания стихотворения, определения эпитета, сравнения, олицетворения. Уметь анализировать его, находить в тексте изобразительные средства языка. | В7-В8 части 2 КИМ 2010 | Выучить стих-е наизусть с.108, выполнить интерпретацию | 28.10 | |||
5 | " Цветок","Узник" ''Туча ''. Мотив неволи. | 1 тип | Знать содержание стихотворений, уметь анализировать их, находить в тексте изобразительные средства языка. | Выучить стих-е наизусть с.110-111, ответить на вопросы | 31.10 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I I ЧЕТВЕРТЬ (14 ч.) Классное сочинение- 1
| |||||||||
6 | Восприятие, интерпретация выбранного стихотворения А. С. Пушкина. | 3 тип | Знать какие художественные средства и приемы использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа. Уметь воспринимать поэтический текст, проводить его анализ, находить эпитеты, метафоры, сравнения. | Прочитать роман А.С. Пушкин "Дубровский". | 11.11 | ||||
7 | А.С. Пушкин "Дубровский". Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство, власть. | 1 тип | Знать названия прозаических произведений, созданных в болдинскую осень 1830 года, содержание романа «Дубровский», что такое честь, достоинство личности. Уметь определять роль эпизода в развитии сюжета, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям | В 12-В13 части 2 КИМ 2010 в2. | Прочитать и пересказать с.112-136 гл.1-5, ответить на 1-4 вопрос | 14.11 | |||
8 | "Благородный разбойник" Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. | 1 тип. | Знать средства обрисовки характеров Владимира Дубровского и Маши, раскрытия их внутреннего мира: пейзаж, интерьер, прямая авторская характеристика, внутренний монолог, диалог. Уметь характеризовать героев, используя различные средства обрисовки и раскрытия их внутреннего мира | В1-В2 части 1 КИМ 2010 В.2 | Прочитать и пересказать с. 136-165 гл.6-11, ответить на 6 вопрос | 19.11 | |||
9 | Изображение крестьянского бунта в романе. | 2 тип. | Уметь оценивать поступки героев во время крестьянского бунта, выражать собственное мнение по отношению к этим событиям, приводя цитаты из текста. | В1-В2 части 1 КИМ 2010 В.2 | Прочитать и пересказать с. 165-193 гл.12 -19, ответить на 8-9 вопрос | 21.11 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10 | Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа. | 2 тип. | Знать средства обрисовки характеров героев, раскрытия их внутреннего мира: пейзаж, интерьер, прямая авторская характеристика, внутренний монолог, диалог. Уметь характеризовать героев, используя различные средства обрисовки и раскрытия их внутреннего мира, определять последовательность событий в соответствии с фабулой произведения. |
| Ответить на 10-16 вопрос с.194-195 . Подготовиться к написанию сочинения. | 25.11 | |||
1 Р/Р | Подготовка к написанию классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский». | 4 ТИП | Знать: содержание и проблематику изученного произведения. Уметь: работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. |
| 28.11 | ||||
2 Р/Р | Написание классного сочинения №1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский». | 5 ТИП | Классное сочинение №1 |
| Прочитать повесть А.С.Пушкина "Выстрел". | 28.11 вместо русс.яз. (02.12) | |||
11 | Внеклассное чтение №3 по повести А.С.Пушкина "Выстрел". | 3 тип. | Знать содержание повести. Уметь анализировать ее, приводя цитаты из текста. |
| Подготовить сообщение о творчестве Н.М.Языкова | 05.12 | |||
12 | Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры."Песня","Пловец" | 1 тип. | Знать основные сведения о жизни и творчестве поэта. Уметь определять настроение стихотворения, анализировать его, используя основные изобразительно-выразительные средства | В7-В8 части 2 КИМ 2010 | Выучить стих-е наизусть с.200-202, выполнить интерпретацию | 09.12 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13 | М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувства одиночества и грусти поэта. | 1 тип. | Знать основные факты жизни и творчества поэта, понятия эпитета, олицетворения, антитезы, иносказания. | Законспектировать стр.203-206 | 12.12 | ||||
14 | "Парус". Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. | 1 тип. | Знать основные изобразитель-новыразительные средства. Уметь анализировать стихотворение «Парус», | В 12-В13 части 2 КИМ 2010 в2. | Выполнить интерпретацию, Выучить стих-е наизусть с.206 | 16.12 | |||
15 | Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. Парус в стихах и рисунках Лермонтова. | 2 тип | Знать основные изобразитель-новыразительные средства. Уметь анализировать стихотворение «Парус», | Нарисовать иллюстрацию, ответить на вопросы с.207-208 | 19.12 | ||||
16 | "Три пальмы".Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения. | 1 тип. | Знать понятия об эпитете, олицетворении, идее, о балладе как литературном жанре. Уметь анализировать стихотворение по данному плану, выразительно читать стихи | Прочитать выразительно с.208-210, выполнить интерпретацию. | 23.12 | ||||
17 | ТЛ Стихотворные размеры. | 1 тип. | Знать двухсложный и трехсложный размер, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Уметь характеризовать стихотворение с точки зрения ритма, рифмы и стихотворного размера. | В1-В2 части 1 КИМ 2010 В.2 | Выучить конспект | 26.12 | |||
I I I ЧЕТВЕРТЬ (20 ч.) Классное сочинение - 1 | |||||||||
18 | М.Ю.Лермонтов."Утёс","На севере диком стоит одиноко","Козачья колыбельная". | 1 тип. | Знать содержание стихотворений. Уметь анализировать их по данному плану, выразительно читать стихи. | В1-В2 части 1 КИМ 2010 В.2 | Выполнить интерпретацию, ответить на вопросы с.219-220. | 13.01 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
19 | Восприятие, интерпретация выбранного стихотворения М. Ю. Лермонтова. | 3 тип | Знать какие художественные средства и приемы использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа. Уметь воспринимать поэтический текст, проводить его анализ, находить эпитеты, метафоры, сравнения. | Подготовить сообщение о творчестве Н.В.Гоголя | 16.01 | ||||
20 | Н.В.Гоголь. Сведения о жизни писателя."Майская ночь" или "Утопленница". Поэтизация чистой, светлой любви. | 1 тип. | Знать основные факты жизни и творчества писателя, историю создания цикла «Вечера на хуторе…», роль рассказчика в повести. Уметь работать с учебником, высказывать свое аргументиров. мнение о прочитанном |
| Прочитать и пересказать с.225-240, гл.1-3, ответить на 3-6 вопрос. | 20.01 | |||
21 | Ироническое изображение "Власти в повести"(пана головы) | 2 тип. | Знать комические эпизоды повести. Уметь анализировать их. |
| Прочитать и пересказать с.240-260, гл.4-6, ответить на 7-8 вопрос. Пис. 9 вопрос. | 23.01 | |||
22 | Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. | 2 тип. | Знать понятие повести как жанра литературы, особенности «Майской ночи…»:сочетание реального и фантастического, своеобразие народных легенд, праздничность и пестрота эпизодов. Уметь характеризовать особенности повести. |
| Прочитать «Ночь перед Рождеством», ответить на вопросы с.263 | 27.01 | |||
23 | Внеклассное чтение №4 по сборнику "Вечера на хуторе близ Диканьки". | 3 тип. | Знать содержание произведения. Уметь пересказывать эпизод по выбору, характеризовать героя. |
| Подготовить сообщение о творчестве А.П.Чехова | 31.01 | |||
Смешное в жизни и литературе | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | А.П.Чехов. Сведения о жизни писателя."Толстый и тонкий". Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. | 1 тип. | Знать основные факты жизни и творчества писателя, его детские впечатления как источник ранних рассказов; приемы создания комического эффекта; понятия тема и идея произведения. Уметь находить и анализировать приемы создания комического эффекта. Формулировать тему и идею произведения . |
| 2 часть Законспектировать стр.12-14, прочитать и ответить на вопросы с.7-12 | 03.02 | |||
2 | А.П.Чехов."Маска","Смерть чиновника". Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. | 2 тип. | Знать основные факты жизни и творчества писателя, его детские впечатления как источник ранних рассказов; приемы создания комического эффекта; понятия тема и идея произведения. | В3-В4 части 1 КИМ 2010 В.2 | Прочитать и ответить на вопросы с.14--19 | 06.02 | |||
3 | Острота комического сюжета. | 2 тип. | Знать содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; «ирония», понимать: смысл названия рассказа; Уметь делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | В8-В9 части 2 КИМ 2010 В.3 | Подготовиться к вн.чт. по творчеству А.П.Чехова | 10.02 | |||
4 | Внеклассное чтение №5 по рассказам А.П.Чехова "Пересолил», «Лошадиная фамилия", '"Хирургия", "Дорогая собака". | 3 тип. | Знать содержание рассказа. Уметь делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. Формулировать тему и идею произведения, находить завязку, кульминацию и развязку произведения. | В10-В12 части 2 КИМ 2010 В.3 | Сочинить юмористический рассказ | 13.02 | |||
Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | В.Г.Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе». | 1 тип. | Знать основные сведения о жизни писателя и события, отразившиеся в повести «В дурном обществе». Уметь характеризовать персонажей по опорным вопросам. |
| Выучить конспект | 17.02 | |||
2 | "Дети подземелья». Сочувственное отношение писателя к людям "подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. | 1 тип. | Знать отличие понятий автор и рассказчик в эпическом произведении; проблемы, вставшие перед рассказчиком повести в ситуации нравственного выбора. |
| Прочитать и пересказать с.32-56, гл.1-3, ответить на вопросы с.86-87. | 20.02 | |||
3 | Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. | 2 тип. | Уметь называть средства раскрытия внутреннего мира героя,. Называть проблемы, вставшие перед рассказчиком повести в ситуации нравственного выбора. |
| Прочитать и пересказать с.56-74, гл.4-6, ответить на вопросы с.88-89. | 24.02 | |||
4 | Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. | 2 тип. | Знать мастерство писателя в создании картин природы, созвучие этих картин характеру событий и настроениям персонажей. Уметь называть мотивы поведения персонажей, аргументируя примерами . |
| Прочитать и пересказать с.74-86, ответить на вопросы с.89 | 27.02 | |||
5 | Особенности повествования (рассказ от первого лица). Портрет литературного героя. | 2 тип. | Уметь определять роль пейзажа в повести, находить связь между картинами природы и событиями и настроениями персонажей . Нарисовать портрет литературного героя. |
| Прочитать статью с.90-92, ответить на вопросы, подготовиться к сочинению | 03.03 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1Р/Р | Подготовка к написанию классного сочинения по повести В.Короленко «Дети подземелья» | 4 ТИП | Знать: содержание и проблематику изученного произведения. Уметь: работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. |
| 06.03 | ||||
2Р/Р | Написание классного сочинения №2 по повести В.Короленко «Дети подземелья» | 5 ТИП | Классное сочинение №2 |
| Прочитать рассказ «Домой» Телешова Н.Д. | 06.03 вместо русс.яз. (10.03) | |||
6 | Н.Д. Телешов. О писателе. Рассказ «Домой». Обстоятельства и поступки.. | 1 тип. | Знать о творчестве Телешова, о произведениях нравственной проблематики; словарь абстрактных существительных, характеризующих внутренний мир человека и его нравственные качества. Уметь формулировать нравственную проблему характеризовать героя в ситуации нравственного выбора. | В3-В4 части 1 КИМ 2010 В.2 | Прочитать и пересказать с.117-133, ответить на вопросы с.133-134 | 13.03 | |||
7 | А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя. «Песчаная учительница". Труд, как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость. | 1 тип. | Знать сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику. Анализировать художественный текст, давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию. | В10-В12 части 2 КИМ 2010 В.3 | Прочитать и пересказать с.143-150, ответить на вопросы с.151 | 18.03 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8 | М.М.Зощенко "Не надо врать», «Бедный Федя". | 1 тип. | Знать сведения о личности М.М.Зощенко и особенности его рассказов. Уметь раскрывать внутренний мир литературного героя на основе средств изображения персонажа | В8-В12 части 2 КИМ 2010 | Прочитать и пересказать с.153-164, ответить на вопросы с.164 | 20.03 | |||
I V ЧЕТВЕРТЬ (18 ч.) Классное сочинение -1 Домашнее сочинение - 1 | |||||||||
9 | М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя. «Кладовая солнца". Смысл названия произведения. Пейзаж и его роль в сказке-были. | 1 тип. | Знать сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев, термин сказка-быль. Уметь анализировать художественный текст, давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию. Высказывать и обосновывать свое отношение к героям |
| Прочитать и пересказать с.169-178, гл.1-3, ответить на вопросы | 31.04 | |||
10 | Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. | 2 тип. | Знать роль олицетворений в описаниях природы, роль этих описаний в сюжете сказки-были. |
| Прочитать и пересказать с.178-186, гл.4-6, ответить на 1-3 вопрос. | 03.04 | |||
11 | Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митроши. Труд в жизни детей. | 2 тип. | Уметь формулировать первое впечатление о сказке-были, анализировать описания природы, связывать их с историей Насти и Митраши; употреблять в речи олицетворения |
| Прочитать и пересказать с.186-199, гл.8-9, ответить на 4-6 вопрос. | 08.04 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12 | Значение истории Травки для понимания идеи повести. | 2 тип. | Знать смысл названия и жанровые особенности, роль вставной главы об Антипыче и Травке для понимания идейно-художественного смысла произведения. Уметь характеризовать смысл названия и жанровые особенности; владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка |
| Прочитать и пересказать с.199-207, гл.10-12, ответить на 7-11 вопрос. | 10.04 | |||
13 | Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. | 2 тип. | Знать содержание сказки-были, роль пейзажа в ней. Уметь характеризовать литературного героя, выборочно пересказывать текст, используя элементы анализа | Прочитать с.208-212, подготовиться к сочинению | 14.04 | ||||
1Р/Р | Подготовка к написанию классного сочинения по повести М.М.Пришвина "Кладовая солнца" | 4 ТИП | Знать: содержание и проблематику изученного произведения. Уметь: работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. |
| 17.04 | ||||
2Р/Р | Написание классного сочинения №3 по повести М. М. Пришвина "Кладовая солнца" | 5 ТИП | Классное сочинение №3 |
| Прочитать рассказы М.Пришвина из сборника "Моим молодым друзьям". | 17.04 вместо русс.яз. (21.04) | |||
14 | Внеклассное чтение № 6 по рассказам М.Пришвина из сборника "Моим молодым друзьям". | 3 тип. | Знать содержание рассказа, уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания Уметь формулировать тему и идею произведения, находить завязку, кульминацию и развязку произведения. |
| Подготовить сообщение о творчестве Бунина, Северянина, Твардовского, Межирова. | 24.04 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15 | И. А. Бунин. «Бушует полая вода…», «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первый соловей»; И. Северянин. «Весенний день». А. Т. Твардовский. «Весенний, утренний, Тоненький…»; А. П. Межиров. «Летит сосулька из зимы в весну…». | 2 тип | Знать русских поэтов, содержание программных стихотворений. Уметь читать их выразительно, анализировать поэтический текст, понимать образы и настроения пейзажной лирики, связь стихов с жизнью героев и самих поэтов. | Выучить стих-е наизусть с.214-221, выполнить интерпретацию | 28.04 | ||||
16 | В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского". Изображение человека в эпическом произведении. | 1 тип. | Знать сведения о личности и творчестве писателя; особенности повествования в автобиографическом рассказе, историю создания рассказа и реальные события, положенные в его основу. | В 12 части 2 КИМ 2010 В.4 | Прочитать и пересказать с.226-246, ответить на 1-6 вопрос | 01.05 | |||
17 | Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. | 1 тип. | Уметь определять и комментировать нравственные проблемы произведения, мотивировать поступки героев и объяснять взаимосвязь событий и характеров | В1-В2 части 1 КИМ 2010 В. 2 | Прочитать и пересказать с.246-261, ответить на 7-9 вопрос | 05.05 | |||
18 | Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. | 1 тип. | Знать понятия: духовная память, духовный опыт, ответственность за свои поступки, ответственность за другого человека, самовоспитание, добро, бескорыстие. Уметь сопоставлять отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича; давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию. Высказывать и обосновывать свое отношение к героям . | В3-В4 части 1 КИМ 2010 В.2 | Ответить на 10-13 вопрос. | 08.05 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3Р/Р | Подготовка к написанию домашнего сочинения №1 по повести В.Г.Распутина "Уроки французского". | 4 ТИП | Домашнее сочинение №1 | Знать: содержание и проблематику изученного произведения. Уметь: работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. |
| Написать сочинение | 12.05 | ||
19 | Д. Олдридж. Сведения о жизни писателя. "Последний дюйм". Смысл названия рассказа. | 1 тип. | Иметь представление о многозначности названия рассказа, его связи с идеей; средствах изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог. Уметь объяснять композиционную роль пейзажа, использовать средства изображения героя - портрет, речь, внутренний монолог – для его характеристики |
| Подготовить сообщение о творчестве Д. Олдриджа, прочитать и пересказать с.276-287 | 15.05 | |||
20 | Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. | 2 тип | Знать содержание рассказа, уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. Уметь высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному произведению | Прочитать и пересказать с.288-306, ответить на 1-8 вопрос подготовиться к вн.чт. | 19.05 | ||||
21 | Внеклассное чтение №7 Ю.М. Нагибин рассказы «Старая черепаха», «Мальчики», «Комаров» . | 3 тип. | Уметь высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному произведению; Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. |
| 22.05 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Соловьиное горло – Россия, белоснежные пущи берез | |||||||||
1 | Н. М. Рубцов. Сведения о жизни поэта. "Далекое", "Тихая моя Родина". Патриотический характер лирики поэта. Преломление общественных мотивов в личном, "частном". | 3 тип. | Знать факты биографии, обусловившие темы стихотворений Рубцова; художественные особенности стихотворений (аллитерация, ассонанс), стихотворные размеры. Уметь анализировать художественные особенности стихотворений, определять стихотворные размеры, определять авторские чувства, выраженные в стихах | В 12 части 2 КИМ 2010 В.4 | 26.05 | ||||
2 | Итоговый урок. Список рекомендательной литературы для чтения летом. | 0 ТИП | Знать содержание курса литературы 6 класса, Уметь отвечать на вопросы по содержанию текстов. | 29.05 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(68 часов)
Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
I Былины
Для чтения и изучения
«Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Былина как один из видов устного народного творчества. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Для самостоятельного чтения
Былины об Илье Муромце (в пересказе Б. В. Шергина); «Волы:, и Микула Селянинович»; «Болезнь и исцеление Ильи», «Святогор и Илья Муромец», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»; «На Буяне, славном острове»: Сборник русского фольклора. Былины, героические предания, исторические и старые солдатские песни; Десять былин / Сост. В. П. Аникин; Былины в пересказе для детей И. В. Карнауховой; Былины / Сост. Ю. П. Круглов.
II «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А. С. Пушкин)
Древнерусская повесть
Для чтения и бесед
«Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царь-град, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше кожемяке, о белгородском киселе).
«Слово о погибели Русской земли».
Для чтения и изучения
«Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
Для самостоятельного чтения
Рассказы из начальной русской летописи; рассказы из русских летописей XII—XIV веков.
Баллады
В. А. Жуковский — оригинальный поэт и переводчик.
Для чтения и изучения
«Светлану». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр. Для чтения и бесед
«Лесной царь» (из И. В. Гёте); «Перчатка» (из И. Ф. Шиллера).
А. К. Толстой. Сведения о жизни поэта. Для чтения и бесед «Канут».
Для самостоятельного чтения
А. Н. Майков. «Емшан»; В. А. Жуковский. «Кубок» (из И. Ф. Шиллера), «Певец во стане русских воинов» (отрывок); А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Курган».
Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека
А. С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность; отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни...». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.
«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. Роль глаголов, эпитетов, передающих динамику действия и переживаний.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин.
Для чтения и бесед
«Цветок», «Узник», «Туча».
«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство, власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянского бунта в романе. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
Для самостоятельного чтения
«Барышня-крестьянка», «Выстрел».
Н. М. Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры.
Для чтения и бесед
«Песня» («Из страны, страны далекой...»), «Пловец».
М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувства одиночества и грусти поэта.
Для чтения и изучения
«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения.
Стихотворные размеры.
Для чтения и бесед
«Утес», «На севере диком стоит одиноко...», «Казачья колыбельная песня».
Н. В. Гоголь. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
Для самостоятельного чтения «Вечера на хуторе близ Диканьки».
IV Смешное в жизни и литературе
А. П. Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
Для чтения и изучения
«Толстый и тонкий». Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.
Для чтения и бесед
«Маска», «Смерть чиновника».
Для самостоятельного чтения
«Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и другие ранние рассказы. М. М. Зощенко. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Бедный Федя», «Не надо врать».
V Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах
В. Г. Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».
Для чтения и изучения
«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Портрет литературного героя.
Для самостоятельного чтения
Н. Д. Телешов. «Домой»; В. Г. Короленко. Главы из «Истории моего современника» («Раннее детство», «Начало учения», «В уездном городе», «Ученические годы»); А. И. Свирский. «Рыжик».
А. П. Платонов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Ее самоотверженность, доброта, отзывчивость.
Для самостоятельного чтения «Сухой хлеб», «Корова», «Никита».
М. М. Пришвин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы,ее участие в судьбе героев. Жанр сказки-были. Смысл назван» произведения. Пейзаж и его роль в сказке-были.
Для самостоятельного чтения
М. М. Пришвин. Страницы из дневника «Дорога к другу» (в изд. для детей), сб. «В краю дедушки Мазая», рассказы «Анчар», «Друг человека» «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», «Вася Веселкин»; С. Т. Аксаков. Рассказы о родной природе; Ю. М. Нагибин. «Старая черепаха»; А. Я. Яшин. «Пустырь», «Люблю все живое»; А. В. Жигулин. «Бурундук», «По земному перелогу...», «Засыпают землею овраг...».
В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения
«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
Изображение человека в эпическом произведении.
Д. Олдридж. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
Для самостоятельного чтения
Д. Олдридж. «Мальчик с лесного берега»; К. М. Станюкович. «Человек за бортом».
VI «Соловьиное горло — Россия, белоснежные пущи берез» (А. А. Прокофьев)
Н. М. Рубцов, Сведения о жизни поэта
Для чтения и изучения
«Далекое», «Тихая моя родина». Патриотический характер лирики поэта. Преломление общественных мотивов в личном, «частном».
Для самостоятельного чтения
Н. М. Рубцов. «Левитан», «Звезда полей», «Воробей», «Про зайца», «Ласточка», «Старый конь»; С. Т. Аксаков. «Очерк зимнего дня»; Н. П. Огарев. «Дорога»; И. С. Никитин. «Ярче звезд мерцанье.»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Колокольчики мои...»; А. А. Фет. «Чудная картина...»; И. 3. Суриков. «Степь»; \ П. Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки...».
* * *
Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)
В. К. Арсеньев. «Дерсу Узала»; В. П. Астафьев. «Васюткино озеро», «Осенние грусти и радости», «Мальчик в белой рубашке», другие рассказы из книги «Последний поклон», «Где-то гремит война»; Л. Р. Беляев. «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Мистер Смех»; Кир Булычев. «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллион приключений», «Новые подвиги Геракла»; Б. С. Житков. Сб. «Морские истории», «Рассказы о животных» и «Что бывало», рассказ «Храбрость»; Ф. Искандер. Сб. рассказов «Праздник ожидания праздника»; М. Карим. «Радость нашего дома», «Таганок»; В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий»; А. И. Куприн. «Изумруд», «Однорукий комендант» и другие рассказы; А. А. Лиханов. «Последние холода»; Г. Матевосян. «Чужак»; Ю. М. Нагибин. «Зимний дуб», «Комаров», «Мальчики» и другие рассказы; Л. Пантелеев. «Ленька Пантелеев»; А. П. Платонов. «Еще мама» и другие рассказы; М. М. Пришвин. Рассказы и повести в сб. «Моим молодым друзьям»; Б. Н. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»; Э. Рауд. «Нержавеющая сабля»; А. Н. Рыбаков. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»; Ю. В. Сотник. «На тебя вся надежда»; А. П. Чехов. Рассказы (в изд. для детей); Баллады о Робин Гуде (в переводе С. Я. Маршака); М. А. Гершензон. «Робин Гуд»; Л. Буссенар. «Капитан Сорви-голова»; Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»; Ч. Диккенс. «Оливер Твист»; Конан Дойл. «Красным по белому», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир», «Маракотова бездна»; Г. Мало. «Без семьи»; Э. По. «Золотой жук»; Р. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Сатанинская бутылка», «Вересковый мед»; Анекдоты о Ходже Насред-дине; А. Линдгрен. «Расмус-бродяга»; Д. Лондон. «Зов предков»; Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари»; М. Твен. «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»,
«Приключения Гекльберри Финна»; Р. Киплинг. «Арест лейтенанта Голайтли»; А. Франс. «Жизнь в цвету» (глава из романа); Р. Брэдбери. «Ракета».
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих методов: предварительный, текущий, итоговый.
Промежуточный:
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
- выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка доклада, сообщения на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками ;
- составление планов, тезисов;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Классное сочинение № 1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
Примерные темы:
- Забавы и развлечения русского барина.
- Отец и сын Дубровские.
- Благородный разбойник Дубровский.
- Мое мнение о Троекурове.
- Спицын в медвежьей комнате.
- Классное сочинение № 2 по повести В.Короленко «Дети подземелья».
Примерные темы:
- Как дружба Васи, Валека и Маруси скрасила их жизнь?
- Любимые страницы повести.
- Утверждение в повести доброты и уважения к человеку.
- Классное сочинение № 3 по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Примерные темы:
- Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе.
- Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
- Домашнее сочинение №1 по повести В.Г. Распутина «Уроки французского».
- Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
- Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1. Программы образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Авт.-сост. Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый– 3 издание, исправленное – М: Мнемозина, 2007г.
2. Хренова, О.М. Учебник-хрестоматия. Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. О.М.Хренова, М.А.Снежневская,–7-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2007г.;
Дополнительная учебная литература
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
- Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...