Игра «Умники и умницы». (6 класс).
Предварительная подготовка.
До проведения мероприятия проводится подбор игроков. Для этого среди учащихся 6 классов проходит викторина по произведениям о детях «Родом из детства». 3 победителя становятся участниками игры.
Готовятся листы плотного картона, обтянутые цветной самоклеящейся лентой, для обозначения дорожек: 4 зеленых. 3 желтых, 2 красных. Делается запись музыки из одноименной передачи. Из картона изготавливаются ордена, из тонкой атласной ленты делается петля длиной 80 см., чтобы ее можно было свободно надевать отвечающему.
Игрокам предлагается повторить изучаемые в 6 классах произведения о детях.(«Кладовая солнца», «Конь с розовой гривой», «Уроки французского»). Приглашаются коллеги и учащиеся старших классов в качестве членов жюри. Оформляется зал, готовится презентация.
Ход игры Ведущий Я рада приветствовать всех присутствующих на интеллектуальной игре «Умники и умницы». Тема игры: «Родом из детства». Мы выбрали 6 участников игры, будем называть их агонистами, от греческого слова «агон», что значит «соревнование». А если агонисты не справятся с вопросами, то право предоставляется теоретикам, то есть зрителям. За полный, верный ответ теоретик получает орден «Умника», за правильный ответ – медаль. Две медали можно обменять на орден. Наблюдатели из старшеклассников внимательно следят, кто из теоретиков первым поднял руку для ответа, а также за тем, сколько орденов и медалей вы заработали. Желающие после игры могут поменять ордена на пятерки по русскому языку или литературе.
Представляю нашу судейскую коллегию: Судья Ученый секретарь_ Ответственный секретарь Ордена вручает
Правила игры: Свойство дорожек: Красная – самая короткая (2 этапа), но на ней нельзя ошибиться, если все-таки это происходит, то игрок может согласиться на блиц (Время на обдумывание не дается, нужно сразу отвечать на вопросы). Желтая – 3 этапа, можно ошибиться один раз. Зеленая – 4 этапа, можно ошибаться 2 раза. На размышление дается одна минута. 4 этапа игры. Пролог. В нем два конкурса: 1) Русский язык. Задача – исправить ошибки в тексте Первым урокам, как назло, был француский. Лидия михайловна, поправу класнова рукавадитиля, интиресавалась нами больше других учитилей, и скрыть от ниё что либо была трудно В результате 1 конкурса определяются 3 агониста, которые продолжают соревнования на дорожках. 2) Конкурс красноречия. В течение 40 секунд нужно убедить присутствующих прочитать одно из произведений: - М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
- В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»
- В.Г.Распутин «Уроки французского»
Судьи по итогам пролога называют места: 1, 2, 3. (учитывается связность, правильность, логичность, убедительность).Участники выбирают дорожки.
Первый этап. Выберите категорию (Биография и текст) - Русский язык
- География
- Предметы быта
- Каждый раз участникам предлагаются ключевые слова. Выбрав, ребята слушают вопрос и отвечают.
Русский язык В каком предложении нет числительных? А) Он ходил в седьмой класс. Б) Играли не все – то шестеро, то семеро. В) Всё же иногда мать подкладывала в письмо по пятёрке. Г) В первый раз я спустил девяносто копеек, во второй – шестьдесят. (ответ – В) География Соотнесите героя и место его проживания: А) Настя и Митраша | 1) Красноярский край
| Б) Герой рассказа «Конь с розовой гривой»
| 2) Ярославская область
| В) Герой рассказа «Уроки французского»
| 3) Иркутская область |
(ответ: 1Б, 2А, 3В)
Предметы быта Найдите чирки, галифе, туесок (на предложенных картинках)
Второй этап Выберите категорию (Между строк) - К загадкам слова
- «Хлеб насущный»
- Литературоведение
К загадкам слова Герой рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» думает: «Хлюзда на правду наведёт». При каких обстоятельствах приходит к нему эта мысль и как вы объясните это выражение? (ответ: В словаре Даля: ХЛЮЗДИТЬ влад. сиб. кривить душой, жилить, присваивать себе чужое. Схлюздить в картах, сплутовать. Хлюзда об. плут, обманщик, мошенник; или шулер. Хлюздать грязью, пск. хлюстать, —ся, шлепать. Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет. Все остальные лежали вверх решками. В таких случаях при броске обычно кричат "в склад!", чтобы - если не окажется орла - собрать для удара деньги в одну кучу, но я, как всегда, понадеялся на удачу и не крикнул. - Не в склад! - объявил Вадик. Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что монета была на орле, - иначе он не стал бы ее закрывать. - Ты перевернул ее, - сказал я. - Она была на орле, я видел. Он сунул мне под нос кулак. - А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет. Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно; если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же. Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монете, перевернул ее и подвинул вторую. "Хлюзда на правду наведет, - решил я. - Все равно я их сейчас все заберу" «Хлеб насущный» Что из предложенного мог употреблять в пищу герой рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»? На столе – набор продуктов: картошка, макароны, гематоген, яблоко, мандарин, горох, редька, хлеб, творог, рыба, колбаса, консервы. Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она не держала
- Почему ты решил, что это я? - Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает. - Как! Совсем не бывает?! - Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой. - Совсем не бывает. Знать надо было. Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее. - Действительно, надо было знать. Как же это я так?! - Она на минутку задумалась. - Но тут и догадаться трудно было - честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает? - Горох бывает. Редька бывает.
Литературоведение Назовите средства художественной выразительности, использованные в отрывке:
…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы (ответ: могучие – эпитет, как свечи – сравнение, храм природы – метафора)
Третий этап Выберите категорию (История одного обмана)
- Буря возмущения
- «Под развесистой клюквой»
- Беги, парень, беги…
Буря возмущения
«Вот это да! Учительница, называется! За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».
Чем вызваны подобные эмоции? (ответ: Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство - от противного. Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснутся монеты, исподтишка подталкивает ее к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу ее чистой воды мошенничество, она как ни в чем не бывало продолжала двигать монету. - Что вы делаете? - возмутился я. - Я? А что я делаю? - Зачем вы ее подвинули? - Да нет же, она тут и лежала, - самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отперлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи. Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.)
«Под развесистой клюквой»
Устав от долгой пешей прогулки по бескрайним Российским просторам, я пристроился передохнуть под развесистой клюквой.
А. Дюма (1802-1870) А как на самом деле растёт клюква?
(ответ Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. М.М.Пришвин)
Беги, парень, беги… Я рванул … к яру, подпрыгнул, ухватился за траву, с перепугу упал на комья глины, подскочил и бежать по берегу -- Ты куда! Стой! Стой, говорю! Я мчался во весь дух . -- Я-а-авишша , я-авишша домой , мошенник! Мужики поддали жару. -- Держи его! -- крикнули, и я не заметил, как оказался на верхнем конце села,
От кого и почему бежит герой?
ответ : Вдруг за ближним каменным бычком защелкали по дну кованые шесты, из-за мыса показалась лодка. Трое мужиков разом выбрасывали из воды шесты. Сверкнув отшлифованными наконечниками, шесты разом падали в воду, и лодка, зарывшись по обводы в реку, рвалась вперед, откидывая на стороны волны. Взмах шестов, перекидка рук, толчок — лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. Она ближе, ближе. Вот уж кормовой двинул шестом, и лодка кивнула в сторону от наших удочек. И тут я увидел сидящего на беседке еще одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город. Я рванул от удочек к яру, подпрыгнул, ухватился за траву, засунув большой палец ноги в норку. Подлетела береговушка, тюкнула меня по голове, я с перепугу упал на комья глины, подскочил и бежать по берегу, прочь от лодки. — Ты куда! Стой! Стой, говорю! — кричала бабушка. Я мчался во весь дух. — Я-а-авишша, я-авишша домой, мошенник! Мужики поддали жару. — Держи его! — крикнули из лодки, и я не заметил, как оказался на верхнем конце села, куда и одышка, всегда меня мучающая, девалась!
Блиц.
1.Назовите известные вам лесные ягоды.
(клюква, брусника, земляника, черника, голубика, костяника)
2.Объясните значение слов: бадогА (длинные поленья) куртИнка (островок) увАл (пологий холм) поскОтина (пастбище, выпас) елань (топкое место в болоте)
3.Назовите одним словом это языковое явление: лезть под руку что Бог пошлёт(послал) мчаться во весь дух (фразеологизмы)
По окончании игры жюри подводит итоги. Два победителя: один на дорожке, другой – по наибольшему количеству орденов. Происходит торжественное награждение.
|