Использование игровых технологий на уроках русского языка
статья по литературе (5 класс) на тему
Данная статья содержит материалы по использованию игровых технологий на уроках литературы. Такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_na_urokakh_literatury_seminar.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ на уроках литературы
«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету.»
К.Д.Ушинский
К сожалению, в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Исправить ситуацию можно за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. К достижению данной цели я иду через реализацию следующих задач:
- повышение мотивации обучения,
- развитие познавательной активности учащихся,
- стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
На своих уроках я использую компьютер как:
- средство информационной поддержки учебного процесса;
- дополнительный источник информации;
- средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;
- универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.
Задача учителей на любом этапе обучения – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Вот здесь на помощь придут уроки - игры. На таких уроках учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Особый интерес у моих учеников вызывает игра «Кто хочет стать отличником», которую я провожу на одном из уроков литературы в 5 классе при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
В процессе подготовки к уроку учащиеся получили задание: выяснить значение устаревших слов, познакомиться с важными этапами жизни поэта, внимательно прочитать текст.
Занимались ученики исследовательской деятельностью: работали с дополнительной литературой, энциклопедиями, осуществляли контекстный поиск информации, связанной с жизнью и творчеством поэта.
Цель:
- Прививать любовь к литературе, проверить знания текста, учить работать с дополнительной литературой, словарями.
- Развивать мышление, развивать и обогащать словарный запас.
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование:
- Портреты А.С Пушкина, иллюстрации к поэме, рисунки учащихся, словарь А.Даля
- Компьютер, мультимедиапроектор
План проведения.
- Организационный момент:
- Деление на группы (пары).
- Знакомство с условиями игры.
Урок выполнен в формате известной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером»
- Ребята делятся на пары (или группы). Чтобы дойти до финала, группе необходимо ответить на 10 вопросов.
- Ход игры
(просмотр презентации)
Вопросы разделены на 3 блока.
1 блок (1-5 вопросы) – «Несгораемая «3»»
Включены вопросы о жизни поэта, биографии, о друзьях Пушкина, истории создания поэмы, вопросы на знание текста «Угадай героя по описанию».
2 блок (6-8вопросы) – «Несгораемая «4»»
Вопросы , акцентирующие внимание на деталях текста, которые помогают лучше понять поведение героя.
3 блок (9-10вопросы)- «Несгораемая «5»»
Вопросы повышенного уровня сложности, требующие глубокого знания текста, изучения значения слов, работы с дополнительной литературой.
Ребята имеют право на 3 подсказки: «50/50» - убирается 2 неверных ответа, «Звонок другу» - определяется заранее ученик, которому будет задан вопрос, «Помощь зала» - голосование зрителей(т.е. учащихся класса).
Не менее интересно проходит другой урок в формате телевизионной игры «Своя игра». Данный урок провожу после изучения нескольких рассказов начала 20 века: И.Шмелева, Е.Замятина, А. Ремизова, М.Зощенко, А Сологуба.
Игровая форма урока позволяет вспомнить и обобщить изученный материал, а это несколько рассказов, подготовиться к написанию отзыва, развивает речевые, мыслительные навыки, т.к. требуется полная и точная формулировка ответа на поставленный вопрос.
Ход урока
- Организационный момент
Объяснение условий игры
Каждый ученик играет сам за себя. Т.е. самостоятельно по поднятой руке отвечает на поставленный вопрос, набирая тем самым баллы за правильный и полный ответ.
Жюри ( Учитель, возможно воспитатель или родитель) отслеживает. Кто первый поднял руку и дает право ответить. При неправильном ответе учащегося возможность ответить передается тому, кто вторым поднял руку.
(просмотр презентации)
В учебнике «Психология», автором которого является В.А. Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время». Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Таким образом, игра учит.
Уроки, разработанные мною, по организационным формам можно отнести как к индивидуальным, так и групповым.
На уроке литературы ИКТ позволяют открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.
Компьютер на уроке литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».
Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...
Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе
Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.
Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирован...
Использование игровой технологии на уроках русского языка
С первых дней своей педагогической деятельности работаю над проблемой «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы». И лучше ...
Статья "Использование игровых технологий на уроках русского языка".
В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения - игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка и воспитанию любви к слову и рече...
Использование игровых технологий на уроках русского языка
Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения. ...