Рабочая программа Литература 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во час | Тип урока | Виды учебной деятельности; планируемые результаты | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения
| |
план | факт | |||||||
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Тестирование | Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в | |||
Литература о Древней Руси (с повторением ранее изученного).Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Конспектирование сообщения учителя, беседа. Комментированное чтение Фрагменты). | Ответы на вопросы, стр.34 | Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…» | |||
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа над текстом. Эвристическая беседа
| Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34. | Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова» | |||
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя; | Ответ на вопрос 8, стр41 | Знать: особенности классицизма как литературного направления | |||
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Аналитическое чтение произведения. | Фронтальный опрос класса | Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях» | |||
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа Подбор цитат | Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией? | Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях | |||
Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний Урок внеклассного чтения | Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета. | 1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67 | Знать: характеристику литературы ХVIII века ( третий и четвертый периоды) | |||
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Наблюдение над «высоким»слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения | 4-е задание, стр.67 | Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности | |||
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Обучение конспектированию. Работа над содержанием произведения | Ответить на вопрос 8, стр74 | Знать: жанр путешествия | |||
Особенности повествования в «Путешествии…».Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум | Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева | Знать: замысел книги, понятие «подтекст» | |||
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры сентиментализма; образ автора-рассказчика в сентиментальном произведении | Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина | Знать: понятие сентиментализм и его особенности | |||
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа над текстом. Комментированное чтение
| Задания по груп- пам-проанализи- ровать:описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы | Знать: новые черты русской литературы; знание текста; умение анализировать и делать выводы | |||
Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) | 1 | Урок развития речи | Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения | Подбор цитат, составление плана | Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века | |||
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией | Составить тезисы лекции по плану | Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений | |||
Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Практикум. | Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос | Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия | |||
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Практикум. | Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана» | Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка; жанр баллада | |||
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, видеофильм . | Составление тезисов по плану. | Знать: жизненный путь и творчество писателя | |||
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен | Расставить основ- ные события пьесы в хроноло- гическом поряд- ке. Выписать выражения, став- шие крылатыми | Знать: сюжет и композицию пьесы | |||
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10). Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора. | Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы- явить отношение главных героев к Москве, само оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу | Знать: оценка Москвы главными персонажами комедии | |||
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 2 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого. Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками. | Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче- ский персонаж? Цитатный план-характеристика | Знать: роль личности автора | |||
Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии | Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии важны читателю ХХ1 века?» | Знать: черты классицизма и реализма в комедии | |||
Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» | Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова | Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным | |||
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта | Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова» | Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта | |||
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение | Составить лекси ческий словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2) | Знать: смыслообразующие изобразитель но-выразительные средства | |||
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « а холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви | Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений | Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви | |||
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений | Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия» | Знать: понятие реализм, реализм в русской литературе | |||
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | 1 | Урок контроля | Ответы на вопросы | Читать «Цыганы» | ||||
А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов. | Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы | Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности | |||
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий. | Ответить на 1-2 вопросы, стр.247 | Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа | |||
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина. | Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора | Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт | |||
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов. | Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков | Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев) | |||
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов | Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским | Знать: сюжет романа | |||
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Работа с текстом. | Ответы на вопросы | Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни | |||
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Обсуждение проблемных вопросов | Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени | Знать: реализм романа; художественные особенности романа | |||
Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы «Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики» | Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях | Знать: язык и стиль романа в оценке критиков | |||
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа по вопросам. Комментирование отдельных эпизодов | Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы | Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты | |||
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений | Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений | Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений | |||
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений. | Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки- на и Лермонтова | Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии | |||
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение | Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…» | Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка | |||
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина» «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Анализ стихотворений. | Сопоставить ритм «Думы» со стих. А.С.Пушкина «Памятник» | Знать: основной пафос стихов Лермонтова | |||
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ предисловия | Тесты на знание содержания романа | Знать: особенности композиции романа | |||
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Анализ эпизодов | Определить роль пейзажа в главе «Бэла». Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку. | Знать: концепция личности | |||
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 2 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» | Пересказ эпизода, работа по карточкам | Знать: психологический портрет героя | |||
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Анализ эпизодов Составление плана | Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина | Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике | |||
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Пересказ и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | Проанализиро- вать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы | Знать: композиционная функция женских образов | |||
Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов. | Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина | Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями | |||
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | Урок контроля | Самостоятельная работа | Ответы на вопросы | Написать сочинение по роману «Герой нашего времени» | |||
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы | Викторина по произведениям Гоголя | Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы | |||
Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) | Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану | Параллель между помещиками, положительные черты в их характере | Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках | |||
Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов. | Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме. | Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций | |||
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление) | Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина. | Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре» | Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое | |||
Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению | 2 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.) | Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским | Знать: единство комического и лирического начал | |||
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов. | Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения) | Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок» | |||
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (комбинированный) | Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам. | Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам) | Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт | |||
60-61 | Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести | Беседа по поставленным вопросам | Знать: традиции изображения «маленького» человека | ||
62 | Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести | 1 | Работа с текстом; комментированное чтение, аналитическая беседа Сообщения учеников. Составление плана. | Чем интересна повесть современному читателю? Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение) | Знать: проблемы повести; психологизм повести | |||
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего моно- лога в раскрытии души героя | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав. | Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности» более всего привлек мое внимание | Знать: осознание героем собственной нравственной позиции | |||
А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ. | Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку | Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа | |||
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Анализ рассказа. | Ответить на вопросы | Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ | |||
Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.) | 1 | Урок развития речи | Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат | Составление плана сочинения | Уметь составлять связное высказывание на тему | |||
Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений | 1 | Урок внеклассного чтения | Сравнение тематики стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева, выявление особен- ностей стихотворений Н.Некрасова. Составление таблицы «Основные даты жизни поэтов» | Выразительное чтение стихотворений | Знать: особенности стиля поэтов ,их творчества | |||
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, конспектирование | Основные положения лекции | Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений | |||
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ рассказа. | Ответы на вопросы викторины | Знать: биография писателя, текст произведения | |||
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Анализ рассказа, характеристика героев | Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» | Знать: композиция рассказа | |||
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце». | Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про фессора Преобра женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова)на выбор | Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика | |||
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести | Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118 | Знать: проблематика повести | |||
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рас- сказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение рассказа | Ответы на вопросы по теме | Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ) | |||
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа | Роль пейзажей и портретных зарисовок | Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя | |||
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя. | Знать: жизненный путь и основные произведения писателя | ||||
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы | Раскрыть | Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи | |||
Контрольная работа ( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века | 1 | Урок контроля | Ответы на вопросы | ЗУН по теме | ||||
Русская поэзия «серебряного века». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Урок- концерт | Составление тезисов лекции | Умение составлять конспект лекции | |||
А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений | Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами | Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта | |||
С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Сообщение учителя. Практикум: выразительное чтение и анализ стихотворений. | Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов | Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль | |||
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Анализ стихотворения | Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений) | Знать: сквозные образы в лирике поэта | |||
В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии. Маяковский о труде поэта | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений. | Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта | Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии | |||
М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Чтение и анализ стихотворений | Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы | Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта | |||
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии | 7-е задание, стр129 | Знать: особенности поэзии Цветаевой | |||
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение | Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте | Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого | |||
А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений | Отметить характерные черты ранней лирики | Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы | |||
А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений | 4-е задание учебника, стр146 | Знать: судьбу поэта и стихи | |||
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи (стр.206-207) | Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака» | Знать: философская глубина лирики поэта | |||
90.91. | А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…». Проблемы интонации стихов о войне | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228) | Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры | Знать: основные мотивы творчества | ||
92.93 | Внеклассное чтение. «Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков | 1 | Уроки внеклассного чтения | Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов | Краткая информация о жизни и творчестве поэтов | Знать: отличительные признаки жанра романс | ||
Зачетное занятие по русской лирике ХХ века | 1 | Урок контроля | Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка)на одну и ту же тему. | ЗУН по теме | ||||
Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии | 1 | Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений.
| Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается | Знать: тематика и особенности произведений; Знать: тема поэта и поэзии в русской литературе | |||
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы | Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы | Знать: множественность смыслов поэмы | |||
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2). | Фронтальный опрос | Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения | |||
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам | Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы? | Знать: трагедия как драматический жанр | |||
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания | Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля | Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения | |||
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Выразительное чтение отрывков | Раскрыть итоговый смысл трагедии | Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература | |||
Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Урок контроля | Зачет Рекомендации для летнего чтения | Ответы на вопросы | ||||
Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения | 1 | Урок систематизации ЗУН | Зачет Рекомендации для летнего чтения | Ответы на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая программа «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...