Рабочая программа Литература 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во час | Тип урока | Виды учебной деятельности; планируемые результаты | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения
| |
план | факт | |||||||
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Тестирование | Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в | |||
Литература о Древней Руси (с повторением ранее изученного).Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Конспектирование сообщения учителя, беседа. Комментированное чтение Фрагменты). | Ответы на вопросы, стр.34 | Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…» | |||
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа над текстом. Эвристическая беседа
| Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34. | Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова» | |||
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя; | Ответ на вопрос 8, стр41 | Знать: особенности классицизма как литературного направления | |||
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Аналитическое чтение произведения. | Фронтальный опрос класса | Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях» | |||
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа Подбор цитат | Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией? | Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях | |||
Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний Урок внеклассного чтения | Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета. | 1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67 | Знать: характеристику литературы ХVIII века ( третий и четвертый периоды) | |||
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Наблюдение над «высоким»слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения | 4-е задание, стр.67 | Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности | |||
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Обучение конспектированию. Работа над содержанием произведения | Ответить на вопрос 8, стр74 | Знать: жанр путешествия | |||
Особенности повествования в «Путешествии…».Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум | Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева | Знать: замысел книги, понятие «подтекст» | |||
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры сентиментализма; образ автора-рассказчика в сентиментальном произведении | Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина | Знать: понятие сентиментализм и его особенности | |||
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа над текстом. Комментированное чтение
| Задания по груп- пам-проанализи- ровать:описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы | Знать: новые черты русской литературы; знание текста; умение анализировать и делать выводы | |||
Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) | 1 | Урок развития речи | Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения | Подбор цитат, составление плана | Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века | |||
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией | Составить тезисы лекции по плану | Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений | |||
Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Практикум. | Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос | Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия | |||
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Практикум. | Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана» | Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка; жанр баллада | |||
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, видеофильм . | Составление тезисов по плану. | Знать: жизненный путь и творчество писателя | |||
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен | Расставить основ- ные события пьесы в хроноло- гическом поряд- ке. Выписать выражения, став- шие крылатыми | Знать: сюжет и композицию пьесы | |||
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10). Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора. | Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы- явить отношение главных героев к Москве, само оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу | Знать: оценка Москвы главными персонажами комедии | |||
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 2 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого. Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками. | Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче- ский персонаж? Цитатный план-характеристика | Знать: роль личности автора | |||
Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии | Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии важны читателю ХХ1 века?» | Знать: черты классицизма и реализма в комедии | |||
Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» | Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова | Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным | |||
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта | Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова» | Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта | |||
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение | Составить лекси ческий словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2) | Знать: смыслообразующие изобразитель но-выразительные средства | |||
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « а холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви | Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений | Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви | |||
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений | Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия» | Знать: понятие реализм, реализм в русской литературе | |||
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | 1 | Урок контроля | Ответы на вопросы | Читать «Цыганы» | ||||
А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов. | Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы | Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности | |||
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий. | Ответить на 1-2 вопросы, стр.247 | Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа | |||
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина. | Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора | Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт | |||
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов. | Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков | Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев) | |||
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов | Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским | Знать: сюжет романа | |||
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Работа с текстом. | Ответы на вопросы | Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни | |||
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Обсуждение проблемных вопросов | Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени | Знать: реализм романа; художественные особенности романа | |||
Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы «Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики» | Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях | Знать: язык и стиль романа в оценке критиков | |||
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа по вопросам. Комментирование отдельных эпизодов | Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы | Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты | |||
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений | Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений | Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений | |||
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений. | Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки- на и Лермонтова | Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии | |||
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение | Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…» | Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка | |||
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина» «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Анализ стихотворений. | Сопоставить ритм «Думы» со стих. А.С.Пушкина «Памятник» | Знать: основной пафос стихов Лермонтова | |||
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ предисловия | Тесты на знание содержания романа | Знать: особенности композиции романа | |||
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Анализ эпизодов | Определить роль пейзажа в главе «Бэла». Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку. | Знать: концепция личности | |||
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 2 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» | Пересказ эпизода, работа по карточкам | Знать: психологический портрет героя | |||
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Анализ эпизодов Составление плана | Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина | Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике | |||
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Пересказ и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | Проанализиро- вать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы | Знать: композиционная функция женских образов | |||
Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов. | Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина | Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями | |||
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | Урок контроля | Самостоятельная работа | Ответы на вопросы | Написать сочинение по роману «Герой нашего времени» | |||
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы | Викторина по произведениям Гоголя | Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы | |||
Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) | Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану | Параллель между помещиками, положительные черты в их характере | Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках | |||
Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов. | Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме. | Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций | |||
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление) | Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина. | Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре» | Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое | |||
Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению | 2 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.) | Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским | Знать: единство комического и лирического начал | |||
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов. | Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения) | Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок» | |||
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (комбинированный) | Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам. | Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам) | Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт | |||
60-61 | Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести | Беседа по поставленным вопросам | Знать: традиции изображения «маленького» человека | ||
62 | Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести | 1 | Работа с текстом; комментированное чтение, аналитическая беседа Сообщения учеников. Составление плана. | Чем интересна повесть современному читателю? Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение) | Знать: проблемы повести; психологизм повести | |||
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего моно- лога в раскрытии души героя | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав. | Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности» более всего привлек мое внимание | Знать: осознание героем собственной нравственной позиции | |||
А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ. | Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку | Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа | |||
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Анализ рассказа. | Ответить на вопросы | Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ | |||
Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.) | 1 | Урок развития речи | Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат | Составление плана сочинения | Уметь составлять связное высказывание на тему | |||
Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений | 1 | Урок внеклассного чтения | Сравнение тематики стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева, выявление особен- ностей стихотворений Н.Некрасова. Составление таблицы «Основные даты жизни поэтов» | Выразительное чтение стихотворений | Знать: особенности стиля поэтов ,их творчества | |||
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, конспектирование | Основные положения лекции | Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений | |||
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ рассказа. | Ответы на вопросы викторины | Знать: биография писателя, текст произведения | |||
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Анализ рассказа, характеристика героев | Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» | Знать: композиция рассказа | |||
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце». | Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про фессора Преобра женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова)на выбор | Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика | |||
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести | Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118 | Знать: проблематика повести | |||
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рас- сказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение рассказа | Ответы на вопросы по теме | Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ) | |||
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа | Роль пейзажей и портретных зарисовок | Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя | |||
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя. | Знать: жизненный путь и основные произведения писателя | ||||
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы | Раскрыть | Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи | |||
Контрольная работа ( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века | 1 | Урок контроля | Ответы на вопросы | ЗУН по теме | ||||
Русская поэзия «серебряного века». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Урок- концерт | Составление тезисов лекции | Умение составлять конспект лекции | |||
А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений | Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами | Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта | |||
С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Сообщение учителя. Практикум: выразительное чтение и анализ стихотворений. | Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов | Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль | |||
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Анализ стихотворения | Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений) | Знать: сквозные образы в лирике поэта | |||
В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии. Маяковский о труде поэта | 2 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений. | Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта | Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии | |||
М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Чтение и анализ стихотворений | Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы | Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта | |||
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии | 7-е задание, стр129 | Знать: особенности поэзии Цветаевой | |||
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение | Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте | Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого | |||
А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений | Отметить характерные черты ранней лирики | Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы | |||
А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений | 4-е задание учебника, стр146 | Знать: судьбу поэта и стихи | |||
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи (стр.206-207) | Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака» | Знать: философская глубина лирики поэта | |||
90.91. | А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…». Проблемы интонации стихов о войне | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228) | Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры | Знать: основные мотивы творчества | ||
92.93 | Внеклассное чтение. «Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков | 1 | Уроки внеклассного чтения | Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов | Краткая информация о жизни и творчестве поэтов | Знать: отличительные признаки жанра романс | ||
Зачетное занятие по русской лирике ХХ века | 1 | Урок контроля | Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка)на одну и ту же тему. | ЗУН по теме | ||||
Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии | 1 | Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений.
| Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается | Знать: тематика и особенности произведений; Знать: тема поэта и поэзии в русской литературе | |||
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы | Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы | Знать: множественность смыслов поэмы | |||
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2). | Фронтальный опрос | Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения | |||
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам | Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы? | Знать: трагедия как драматический жанр | |||
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания | Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля | Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения | |||
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Выразительное чтение отрывков | Раскрыть итоговый смысл трагедии | Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература | |||
Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Урок контроля | Зачет Рекомендации для летнего чтения | Ответы на вопросы | ||||
Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения | 1 | Урок систематизации ЗУН | Зачет Рекомендации для летнего чтения | Ответы на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-84193-1364295633.jpg)
Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая программа «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...