Урок-игра по литературе в 5 классе по теме «Сказки Пушкина»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Левина Ольга Владимировна

Тема урока: «Сказки Пушкина»

Предмет: литература. Класс: 5

Тип урока: урок-игра.

Цель урока: (формулировка для учителя) развивать интерес обучающихся к чтению, навык внимательного чтения, выразительного чтения стихотворений наизусть, умения грамотно и чётко строить устный ответ.

Игра проходит в 4 этапа: 1-3 — отборочные, 4-ый — итоговый, в котором выявится победитель. 3 дорожки: красная, желтая и зеленая. Задача участников — быстрее пройти по своей дорожке. Но дорожки разные не только по цвету: зеленая — самая длинная — здесь 4 вопроса, но зато можно 2 раза ошибиться; желтая — 3 вопроса, можно ошибиться 1 раз, самая короткая — красная, всего 2 вопроса, но на ней ошибаться нельзя. Зрители участвуют в игре и получают за правильные ответы "карточки умников" с иллюстрациями из сказок Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-игра "Сказки Пушкина"57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной игры по сказкам А.С.Пушкина

«Умники и умницы»

(5 класс, занятие рассчитано на 2 учебных часа)

Оформление: на стенде выставка работ (рисунков) по сказкам Пушкина; на задрапированной подставке бюст Пушкина, подсвечник со свечами, на доске название игры, 3 дорожки, выставка книг Пушкина и о Пушкине

Реквизит: к инсценировке отрывка из «Сказки о царе Салтане»: костюмы 3 девиц, царя, 3 табуретки, прялка, свиток со словами автора и перо, сундук, окно с занавеской (декорация), деревянная посуда, свечи;

Стол, ручки, листы для жюри; призы: 8 для участников, 1 для победителя, 3-5 для зрителей; скотч, кнопки, стенд для рисунков, цветные мелки, магниты, портрет Пушкина.

3 листа и 3 ручки для итогового конкурса.

Компьютер и интерактивная доска для проведения зрительской викторины.

Ход игры.

        Зрители и жюри рассаживаются, звучит музыкальный отрывок, инсценировка начала «Сказки о царе Салтане».

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, родители и наши уважаемое жюри. Вы, конечно, давно уже догадались, что наша сегодняшняя игра «Умники и умницы» будет посвящена Александру Сергеевичу Пушкину. Сегодня я приглашаю вас открыть волшебную дверь в мир пушкинских сказок.

        Но сначала послушайте условия игры.

Она будет проходить в 4 этапа: 1-3 — отборочные, 4-ый — итоговый, в котором выявится победитель. На доске 3 дорожки: красная, желтая и зеленая. Задача участников — быстрее пройти по своей дорожке. Но дорожки разные не только по цвету: зеленая — самая длинная — здесь 4 вопроса, но зато можно 2 раза ошибиться; желтая — 3 вопроса, можно ошибиться 1 раз, самая короткая — красная, всего 2 вопроса, но на ней ошибаться нельзя.

        Игроки каждого тура готовили домашнее задание, которое они представят на суд зрителей и жюри. Жюри и решит, в каком порядке игроки будут выбирать дорожки.

дорогие зрители, вы сегодня можете не только поболеть за наших участников, но и сами поиграть, отвечайте на вопросы специальной зрительской викторины и получите приз.

        Ну а сейчас игра.

        Приглашаются участники I тура.

        Чтобы определить, кто будет выбирать дорожку 1-ым, кто 2-ым, кто 3-им, послушаем их домашнее задание.

Звучат стихотворения Пушкина[1].

Жюри: итог.

        Выбор дорожек.

I тур.

«Сказка о царе Салтане»

Зеленая: Царь

  1. Царь — батюшка, мы сейчас видели, как ты выбрал себе невесту. Когда же ты с ней обвенчаешься?

(В тот же вечер)

(P.S. Если игрок не отвечает, слово зрителям).

2.  Когда ты услышал текст подложной грамоты:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку»,

Что ты сделал?

(«В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ:

«Ждать царева возвращенья

Для законного решенья»)

3.Как ты встречаешь гостей?

(«Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой, вы, гости-господа,

Долго ль ездили, куда?

Ладно ль морем иль худо?

И какое в свете чудо?»)

4. Что ты сделал от радости, что нашел любимую жену, сына и красавицу невестку?

(Простил ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху, отпустил всех трех домой)

Желтая: Гвидон

  1. Где прошло твое детство? (В бочке)
  2. Что ты сделал в первую очередь, оказавшись на острове Буяне? (Выбил дно бочки, сделал из ветви дуба и шелкового шнурка от креста лук и «пошел на край долины у моря искать дичины»)
  3. В кого ты превращался по волшебству царевны-лебеди, сколько раз и почему именно столько? (3 раза, троекратность — закон фольклорной сказки: комар, муха, шмель)

Красная: Царица

  1. Что ты сделала, когда у тебя родился сын? (Послала гонца к царю с радостной вестью)
  2. А что ты сделала, когда сын привел невесту? (Заплакала и благословила молодых)

Имя победителя.

II тур.

Разместите иллюстрации[2] по порядку, какие подписи под ними вы могли бы сделать.

Жюри: итог; выбор дорожек

«Сказка о мертвой царевне...»

Зеленая: Царевна

  1. Когда ты родилась? (В сочельник самый в ночь)
  2. Мы знаем, что, когда ты выросла, к тебе посватался королевич Елисей.

А каково же было твое приданое? (7 торговых городов да 140 теремов)

  1. Что ты сделала, когда набрела на терем семи богатырей и вошла в горницу?

(«Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась»)

4.        Когда к терему семи богатырей пришла нищая черница, ты, не зная, что на самом деле это твоя мачеха, что-то ей дала. Что? (Хлеб).

Желтая: Царица

  1. Какой у тебя был волшебный предмет, и какие он имел свойства? (Зеркальце, «говорить оно умело» только правду).
  2. Что ты сделала, когда узнала, что царевна красивее тебя? (Послала Чернавку с царевной в лес и приказала ей

«Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам»).

  1. Как ты умерла? Кто тебя наказал? (От тоски. Бог).

Красная: Королевич Елисей.

  1. К кому ты обращался с просьбой помочь отыскать невесту? Почему тебе смог помочь только один из тех, кого ты спрашивал? (К солнцу, месяцу, ветру. Только ветер мог заглянуть в пещеру, где находился хрустальный гроб с телом царевны).
  2. Как ты разбудил от смертного сна свою невесту? («О гроб невесты милой он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг ожила»).

Имя победителя.

III тур.

Защита обложки книги сказок Пушкина[3].

(Или: Портрет персонажа и его характеристика (зрители угадывают)

Жюри:. Итог; выбор дорожек.

«Сказка о рыбаке и рыбке».

Зеленая: Старик

  1. Чем ты занимаешься и сколько лет? (Рыбачу 30 лет и 3 года).
  2. Что попросила старуха у рыбки? (Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, царицей, владычицей морской).
  3. Куда послала тебя служить старуха, когда стала столбовой дворянкой? (На конюшню)
  4. Что ответила тебе рыбка, когда ты вызвал ее в последний раз? («Ничего не сказала рыбка»).

Желтая: Старуха

  1. Как ты назвала старика, когда узнала, что он отпустил золотую рыбку без выкупа? («Дурачина ты, простофиля»)
  2. Как относилась ты к своим слугам, когда была столбовой дворянкой? («Она бьет их, за чупрун таскает»).
  3. С чем ты осталась в конце сказки? (С ветхой землянкой и разбитым корытом).

Красная: Рыбка

  1. Что ты пообещала старику, чтобы он отпустил тебя в море? («Дорогой за себя дам откуп, Откуплюсь, чем только пожелаешь»)
  2. Каким было море, когда ты выплыла на зов старика в последний раз?

(«На море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют»)

Имя победителя.

ФИНАЛ.

Задание: за 5 минут написать, чем похожа «Сказка о мертвой царевне» на фольклорную.

В это время Игра со зрителями.

Сказочная викторина.  (По сказкам Пушкина)[4]

  1. Какая сказочная героиня 4 раза исполняла просьбы своего повелителя, а на 5 раз все отняла? (Рыбка).
  2.  Из какой сказки Пушкина этот предмет? Кто из героев «Сказки о мертвой царевне» напоминает золотое, наливное румяное яблочко? (Царевна)
  3.  Кто из сказочных героев Пушкина был мастером на все руки? (Балда)
  4. Какая из сказочных героинь Пушкина умерла от восхищенья, т.е. от радости? (Царица-мать)
  5. Кто из пушкинских героев обладал несказанной жадностью? (Поп)
  6. Кто из героев Пушкина издалека распознавал врага? (золотой петушок)
  7. Кого из героинь сказок Пушкина стерегли слуги, ей отдавали честь войска, т.к. она приносила огромный доход? (Белка)
  8. Какой герой и из какой сказки Пушкина мог царствовать «лежа на боку»? (Царь)
  9. Имя героя сказки Пушкина, который погиб вместе со своей любимой хозяйкой, указав причину ее смерти? (Соколко)

Продолжи строки. Из какой сказки?

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

(Мимо острова Буяна

В царство словного Салтана)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

(Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах)

Негде, в тридесятом царстве,

В тридцатом государстве

Жил-был (славный царь Дадон)

Час обеда приближался,         Царь с царицей простился,

Топот по двору раздался,        В путь-дорогу снарядился,

Входят (7 богатырей,        (И царица у окна

7 румяных усачей)        Села ждать его одна).

Там  за речной тихоструйной

Есть высокая гора,

В той горе, во тьме печальной,

(Гроб качается хрустальный)

… Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму (с тёплою весною,

Всех нас видишь под собой)

Не видал я девы красной,

На стороже я стою

(Только в очередь мою.

Без меня царевна видно пробежала)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

(Они жили в ветхой землянке

 Ровно 30 лет и 3 года)

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился

Глядь: (опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто).

Каждый день идет там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

(Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге

И очутятся на бреге

33 богатыря,

В чешуе златой горя)

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью (землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит)

Жил-был поп

Толоконный лоб.

(Пошел поп по базару

Поискать кой-какого товару)

В течение игры со зрителями за каждый правильный ответ выдаётся «карточка умника» с иллюстрацией из сказки Пушкина. Жюри следит, кто поднял руку первым.

Жюри: итоги, награждение памятными медалями

Ведущий: На этом игра «Умники и умницы» подошла к концу. Спасибо всем участникам, болельщикам, членам уважаемого жюри за участие в нашей игре. Я думаю, что мы с вами еще не раз встретимся.

А закончить её я хочу словами Александра Сергеевича Пушкина:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.


[1] Это домашнее задание

[2] Каждый участник II тура получает несколько заранее подобранных иллюстраций к «Сказке о мёртвой царевне».

[3] Это домашнее задание

[4] Можно провести викторину при помощи компьютера и интерактивной доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....

Урок - игра «Крестики – нолики» в 9 классе по теме: «Основы динамики»

Урок - игра «Крестики – нолики» в 9 классе по теме: «Основы динамики»(в  форме  взаимоконтроля)  Цель  игры:  Проверить  качество  и  прочность  усвое...

Урок – игра по физике в 10 классе на тему «Молекулярная физика».

Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по разделу  «Молекулярная физика», расширить кругозор учащихся. Игра включает 4 тура, каждый из которых начинается с отбора шести участнико...

Урок-игра по информатике для 8 класса на тему "Человек. Информация. Компьютер."

Обобщающий урок по информатике для 8 класса, который можно провести после изучения тем: Человек и информация. Первое знакомство с компьютером....

"Вверх по трапу". Обобщающий урок-игра по географии для 7 класса по теме "Антарктида".

Урок - игра по теме "Антарктида" разработан в виде интересных заданий с включением иллюстраций. Обобщающий урок по теме "Антарктида" не предусмотрен программой. Но его можно использоавть в кружковой...

Итоговый урок по литературе 5 класс по теме "Сказки".

Сказка - это  всегда  интересно  и увлекательно....

Урок-игра для учащихся 7-х классов по теме "Олимпийские игры"

Данный урок предназначен для учащихся 7-х классов. Урок является обобщающим уроком по теме “Спорт. Олимпийские игры”. Учащиеся уже владеют необходимым количеством лексических единиц и речевых образцов...