Урок-игра по литературе в 5 классе по теме «Сказки Пушкина»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Тема урока: «Сказки Пушкина»
Предмет: литература. Класс: 5
Тип урока: урок-игра.
Цель урока: (формулировка для учителя) развивать интерес обучающихся к чтению, навык внимательного чтения, выразительного чтения стихотворений наизусть, умения грамотно и чётко строить устный ответ.
Игра проходит в 4 этапа: 1-3 — отборочные, 4-ый — итоговый, в котором выявится победитель. 3 дорожки: красная, желтая и зеленая. Задача участников — быстрее пройти по своей дорожке. Но дорожки разные не только по цвету: зеленая — самая длинная — здесь 4 вопроса, но зато можно 2 раза ошибиться; желтая — 3 вопроса, можно ошибиться 1 раз, самая короткая — красная, всего 2 вопроса, но на ней ошибаться нельзя. Зрители участвуют в игре и получают за правильные ответы "карточки умников" с иллюстрациями из сказок Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-игра "Сказки Пушкина" | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературной игры по сказкам А.С.Пушкина
«Умники и умницы»
(5 класс, занятие рассчитано на 2 учебных часа)
Оформление: на стенде выставка работ (рисунков) по сказкам Пушкина; на задрапированной подставке бюст Пушкина, подсвечник со свечами, на доске название игры, 3 дорожки, выставка книг Пушкина и о Пушкине
Реквизит: к инсценировке отрывка из «Сказки о царе Салтане»: костюмы 3 девиц, царя, 3 табуретки, прялка, свиток со словами автора и перо, сундук, окно с занавеской (декорация), деревянная посуда, свечи;
Стол, ручки, листы для жюри; призы: 8 для участников, 1 для победителя, 3-5 для зрителей; скотч, кнопки, стенд для рисунков, цветные мелки, магниты, портрет Пушкина.
3 листа и 3 ручки для итогового конкурса.
Компьютер и интерактивная доска для проведения зрительской викторины.
Ход игры.
Зрители и жюри рассаживаются, звучит музыкальный отрывок, инсценировка начала «Сказки о царе Салтане».
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, родители и наши уважаемое жюри. Вы, конечно, давно уже догадались, что наша сегодняшняя игра «Умники и умницы» будет посвящена Александру Сергеевичу Пушкину. Сегодня я приглашаю вас открыть волшебную дверь в мир пушкинских сказок.
Но сначала послушайте условия игры.
Она будет проходить в 4 этапа: 1-3 — отборочные, 4-ый — итоговый, в котором выявится победитель. На доске 3 дорожки: красная, желтая и зеленая. Задача участников — быстрее пройти по своей дорожке. Но дорожки разные не только по цвету: зеленая — самая длинная — здесь 4 вопроса, но зато можно 2 раза ошибиться; желтая — 3 вопроса, можно ошибиться 1 раз, самая короткая — красная, всего 2 вопроса, но на ней ошибаться нельзя.
Игроки каждого тура готовили домашнее задание, которое они представят на суд зрителей и жюри. Жюри и решит, в каком порядке игроки будут выбирать дорожки.
дорогие зрители, вы сегодня можете не только поболеть за наших участников, но и сами поиграть, отвечайте на вопросы специальной зрительской викторины и получите приз.
Ну а сейчас игра.
Приглашаются участники I тура.
Чтобы определить, кто будет выбирать дорожку 1-ым, кто 2-ым, кто 3-им, послушаем их домашнее задание.
Звучат стихотворения Пушкина[1].
Жюри: итог.
Выбор дорожек.
I тур.
«Сказка о царе Салтане»
Зеленая: Царь
- Царь — батюшка, мы сейчас видели, как ты выбрал себе невесту. Когда же ты с ней обвенчаешься?
(В тот же вечер)
(P.S. Если игрок не отвечает, слово зрителям).
2. Когда ты услышал текст подложной грамоты:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку»,
Что ты сделал?
(«В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья»)
3.Как ты встречаешь гостей?
(«Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили, куда?
Ладно ль морем иль худо?
И какое в свете чудо?»)
4. Что ты сделал от радости, что нашел любимую жену, сына и красавицу невестку?
(Простил ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху, отпустил всех трех домой)
Желтая: Гвидон
- Где прошло твое детство? (В бочке)
- Что ты сделал в первую очередь, оказавшись на острове Буяне? (Выбил дно бочки, сделал из ветви дуба и шелкового шнурка от креста лук и «пошел на край долины у моря искать дичины»)
- В кого ты превращался по волшебству царевны-лебеди, сколько раз и почему именно столько? (3 раза, троекратность — закон фольклорной сказки: комар, муха, шмель)
Красная: Царица
- Что ты сделала, когда у тебя родился сын? (Послала гонца к царю с радостной вестью)
- А что ты сделала, когда сын привел невесту? (Заплакала и благословила молодых)
Имя победителя.
II тур.
Разместите иллюстрации[2] по порядку, какие подписи под ними вы могли бы сделать.
Жюри: итог; выбор дорожек
«Сказка о мертвой царевне...»
Зеленая: Царевна
- Когда ты родилась? (В сочельник самый в ночь)
- Мы знаем, что, когда ты выросла, к тебе посватался королевич Елисей.
А каково же было твое приданое? (7 торговых городов да 140 теремов)
- Что ты сделала, когда набрела на терем семи богатырей и вошла в горницу?
(«Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась»)
4. Когда к терему семи богатырей пришла нищая черница, ты, не зная, что на самом деле это твоя мачеха, что-то ей дала. Что? (Хлеб).
Желтая: Царица
- Какой у тебя был волшебный предмет, и какие он имел свойства? (Зеркальце, «говорить оно умело» только правду).
- Что ты сделала, когда узнала, что царевна красивее тебя? (Послала Чернавку с царевной в лес и приказала ей
«Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам»).
- Как ты умерла? Кто тебя наказал? (От тоски. Бог).
Красная: Королевич Елисей.
- К кому ты обращался с просьбой помочь отыскать невесту? Почему тебе смог помочь только один из тех, кого ты спрашивал? (К солнцу, месяцу, ветру. Только ветер мог заглянуть в пещеру, где находился хрустальный гроб с телом царевны).
- Как ты разбудил от смертного сна свою невесту? («О гроб невесты милой он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг ожила»).
Имя победителя.
III тур.
Защита обложки книги сказок Пушкина[3].
(Или: Портрет персонажа и его характеристика (зрители угадывают)
Жюри:. Итог; выбор дорожек.
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Зеленая: Старик
- Чем ты занимаешься и сколько лет? (Рыбачу 30 лет и 3 года).
- Что попросила старуха у рыбки? (Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, царицей, владычицей морской).
- Куда послала тебя служить старуха, когда стала столбовой дворянкой? (На конюшню)
- Что ответила тебе рыбка, когда ты вызвал ее в последний раз? («Ничего не сказала рыбка»).
Желтая: Старуха
- Как ты назвала старика, когда узнала, что он отпустил золотую рыбку без выкупа? («Дурачина ты, простофиля»)
- Как относилась ты к своим слугам, когда была столбовой дворянкой? («Она бьет их, за чупрун таскает»).
- С чем ты осталась в конце сказки? (С ветхой землянкой и разбитым корытом).
Красная: Рыбка
- Что ты пообещала старику, чтобы он отпустил тебя в море? («Дорогой за себя дам откуп, Откуплюсь, чем только пожелаешь»)
- Каким было море, когда ты выплыла на зов старика в последний раз?
(«На море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют»)
Имя победителя.
ФИНАЛ.
Задание: за 5 минут написать, чем похожа «Сказка о мертвой царевне» на фольклорную.
В это время Игра со зрителями.
Сказочная викторина. (По сказкам Пушкина)[4]
- Какая сказочная героиня 4 раза исполняла просьбы своего повелителя, а на 5 раз все отняла? (Рыбка).
- Из какой сказки Пушкина этот предмет? Кто из героев «Сказки о мертвой царевне» напоминает золотое, наливное румяное яблочко? (Царевна)
- Кто из сказочных героев Пушкина был мастером на все руки? (Балда)
- Какая из сказочных героинь Пушкина умерла от восхищенья, т.е. от радости? (Царица-мать)
- Кто из пушкинских героев обладал несказанной жадностью? (Поп)
- Кто из героев Пушкина издалека распознавал врага? (золотой петушок)
- Кого из героинь сказок Пушкина стерегли слуги, ей отдавали честь войска, т.к. она приносила огромный доход? (Белка)
- Какой герой и из какой сказки Пушкина мог царствовать «лежа на боку»? (Царь)
- Имя героя сказки Пушкина, который погиб вместе со своей любимой хозяйкой, указав причину ее смерти? (Соколко)
Продолжи строки. Из какой сказки?
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
(Мимо острова Буяна
В царство словного Салтана)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
(Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах)
Негде, в тридесятом царстве,
В тридцатом государстве
Жил-был (славный царь Дадон)
Час обеда приближался, Царь с царицей простился,
Топот по двору раздался, В путь-дорогу снарядился,
Входят (7 богатырей, (И царица у окна
7 румяных усачей) Села ждать его одна).
Там за речной тихоструйной
Есть высокая гора,
В той горе, во тьме печальной,
(Гроб качается хрустальный)
… Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму (с тёплою весною,
Всех нас видишь под собой)
Не видал я девы красной,
На стороже я стою
(Только в очередь мою.
Без меня царевна видно пробежала)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
(Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года)
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: (опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто).
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
(Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге
И очутятся на бреге
33 богатыря,
В чешуе златой горя)
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью (землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит)
Жил-был поп
Толоконный лоб.
(Пошел поп по базару
Поискать кой-какого товару)
В течение игры со зрителями за каждый правильный ответ выдаётся «карточка умника» с иллюстрацией из сказки Пушкина. Жюри следит, кто поднял руку первым.
Жюри: итоги, награждение памятными медалями
Ведущий: На этом игра «Умники и умницы» подошла к концу. Спасибо всем участникам, болельщикам, членам уважаемого жюри за участие в нашей игре. Я думаю, что мы с вами еще не раз встретимся.
А закончить её я хочу словами Александра Сергеевича Пушкина:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
[1] Это домашнее задание
[2] Каждый участник II тура получает несколько заранее подобранных иллюстраций к «Сказке о мёртвой царевне».
[3] Это домашнее задание
[4] Можно провести викторину при помощи компьютера и интерактивной доски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....
Урок - игра «Крестики – нолики» в 9 классе по теме: «Основы динамики»
Урок - игра «Крестики – нолики» в 9 классе по теме: «Основы динамики»(в форме взаимоконтроля) Цель игры: Проверить качество и прочность усвое...
Урок – игра по физике в 10 классе на тему «Молекулярная физика».
Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по разделу «Молекулярная физика», расширить кругозор учащихся. Игра включает 4 тура, каждый из которых начинается с отбора шести участнико...
Урок-игра по информатике для 8 класса на тему "Человек. Информация. Компьютер."
Обобщающий урок по информатике для 8 класса, который можно провести после изучения тем: Человек и информация. Первое знакомство с компьютером....
"Вверх по трапу". Обобщающий урок-игра по географии для 7 класса по теме "Антарктида".
Урок - игра по теме "Антарктида" разработан в виде интересных заданий с включением иллюстраций. Обобщающий урок по теме "Антарктида" не предусмотрен программой. Но его можно использоавть в кружковой...
Итоговый урок по литературе 5 класс по теме "Сказки".
Сказка - это всегда интересно и увлекательно....
Урок-игра для учащихся 7-х классов по теме "Олимпийские игры"
Данный урок предназначен для учащихся 7-х классов. Урок является обобщающим уроком по теме “Спорт. Олимпийские игры”. Учащиеся уже владеют необходимым количеством лексических единиц и речевых образцов...