исследовательский проект Жизнь и деятельность настоятеля Свияжского Успенского монастыря епископа Амвросия (Гудко)
творческая работа учащихся по истории на тему
Жизнь и деятельность настоятеля Свияжского Успенского монастыря епископа Амвросия (Гудко)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_i_deyatelnost_nastoyatelya_sviyazhskogo_uspenskogo_monastyrya_episkopa_amvrosiya.docx | 47.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ
Жизнь и деятельность настоятеля Свияжского Успенского монастыря епископа Амвросия (Гудко)
Полякова Любовь Геннадьевна
2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Деятельность в должности начальника Корейской духовной миссии (1897-1899) 5
Глава 2. Деятельность епископа Амвросия в Сарапуле и Елабуге (14 февраля 1914 — 18 марта 1917) 7
Глава 3.Настоятельство в Свияжском Богородицком Успенском монастыре (18 марта 1917 – 8 августа 1918) 8
Заключение 12
Список использованной литературы 12
" Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем... Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открывалась в смертной плоти нашей... "
(2 Кор., гл. 4, ст. 8—11)
Актуальность темы.
Одной из характерных черт общественной жизни нашего времени является процесс динамичного развития отношений российского государства и Русской Православной Церкви. Мы являемся свидетелями становления Русской Православной Церкви как общественного института, играющего важнейшую роль в деле нравственного оздоровления российского общества. Поэтому в последнее время все большее внимание историков обращено к более детальному исследованию деятельности конкретных исторических личностей в этот период.
История России неотделима от истории Русской Православной Церкви. На протяжении столетий правители России созидали государство российское в тесном союзе с Церковью. Немало имен выдающихся деятелей Русской Православной Церкви наряду с именами выдающихся государственных деятелей вписано золотыми буквами в анналы отечественной истории.
К плеяде выдающихся деятелей Русской Православной Церкви XIX — начала XX вв. с полным основанием может быть отнесен и Амвросий (Гудко) (1867/1868 - 1918) — епископ Сарапульский и Елабужский. Он был первым, кто принял мученическую смерть за Христа для всей Казанской епархии. Жизнь епископа Амвросия явила собой пример жертвенного служения людям в конкретных исторических условиях.
Создание исторического портрета епископа Амвросия открывает новую страницу в истории России и Русской Православной Церкви XIX — начала XX вв.
Объектом исследования выступает административная и просветительская деятельность Русской Православной Церкви в России периода XIX — начала XX вв.
Предметом авторского интереса является жизнь и деятельность епископа Амвросия (Гудко) в России XIX — начала XX вв.
Хронологические рамки исследования определяются временем земной жизни епископа Амвросия (Гудко) и охватывают период с 1867/1868 по 1918 гг. Периодизация исследования обусловлена изменениями, происходившими в жизни епископа Амвросия, и переменой мест его служения.
Историография темы исследования.
Начиная с 2000 года, растет интерес исследователей к истории монастырей Казанского края.
Обстоятельное описание жизнедеятельности священномученика Амвросия Свияжского было составлено историком А.Журавским в работе «Жизнеописание новых мучеников Казанских: год 1918», вышедшей в Казани в 1995 году. Автор предлагает материалы к истории Казанской епархии XX века с привлечением архивных документов. К сожалению, составленное А.В.Журавским «Жизнеописание епископа Амвросия, настоятеля Успенского Свияжского монастыря» не проясняет всех обстоятельств мученической гибели епископа, что связано, в первую очередь, с игнорированием событий предшествующих этому дней, а также опубликованных в советское время свидетельств очевидцев, содержащих ценные фактические сведения.1
Интерес ученых к монастырской истории выразился в росте числа диссертационных работ, посвященных различным аспектам монастырской истории. Наибольшую значимость для исследователей представляет диссертация Коровина В. «Свияжский Успенский монастырь в контексте социально-экономической, политической и религиозной истории Казанского края в середине 16-начале 20 вв». Глава 3 «Свияжский монастырь и его настоятели в период с 1917 по 1923 годы» посвящена истории монастыря с 1917 по год его закрытия. В главе на основе архивных документов изучается история настоятельства епископа Амвросия (Гудко), его противостояния со светской властью и расстрела в августе 1918 г. Изучается история жизни следующих пяти настоятелей монастыря. 2
Хозяйственной деятельности монастырей Казанской епархии в XIX -начале XX века посвящена диссертация А.В.Рощектаева. Автор, на основе анализа архивных материалов (прежде всего, фондов Казанской духовной консистории и фондов монастырей Казанской епархии, хранящихся в Национальном архиве Республики Татарстан), представил сведения по угодьям, банковским вкладам, хозяйственной деятельности монастырей Казанской епархии. Интересные сведения содержатся о деятельности епископа Амвросия.3
Деятельность епископа Амвросия нашла отражение в докладе И.Алексеева «Образ священномученика патриарха Гермогена (Ермогена) как символ религиозно-духовного противостояния большевизму в Казани в январе - сентябре 1918 г.», прочитанном на научной конференции «Казань в истории белогвардейского движения в годы гражданской войны: события и имена» (г. Казань, 6 июня 2012 г.). В докладе опровергается версия о том, что владыка был казнён по личному приказу прибывшего в Свияжск Л.Д.Троцкого.
__________
1Журавский А.В., «Жизнеописание новых мучеников Казанских: год 1918», Казань, 1995 год
2Коровин В. Свияжский Успенский монастырь в контексте социально-экономической, политической и религиозной истории Казанского края в середине 16-начале 20 вв: автореферат диссертации…канд.ист.наук: 09.00.13, Москва, 2009
3Рощектаев А.В Монастыри Казанской епархии в ХГХ - начале XX вв.: Автореф. дисс. … к.ист.н. Казань, 2001.
Амвросий родился 28 декабря 1867 года в посаде Пыжовцах, Люблинской губернии в семье благочестивых родителей. В 1875 году вместе с родителями присоединился к Православной Церкви.
Окончил Холмскую духовную семинарию со званием студента и, в 1889 году, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1891 году был пострижен в монашество и 30 мая 1893 года рукоположен во иеромонаха..
В 1893 году окончил академию со званием кандидата богословия и был назначен заведующим миссионерским катехизаторским училищем в Бийске на Алтае, где пребывал до 1897 года. В 1897 году Амвросий назначен начальником Корейской духовной миссии.
Глава 1. Деятельность в должности начальника Корейской духовной миссии (1897-1899)
Русско-корейские связи стали особенно интенсивно развиваться в XIX веке. Для России отношения с Кореей имели два очень важных исторических последствия. Прежде всего, установление общих границ между Россией и Кореей в середине XIX века и активные контакты между двумя странами вызвали бурную корейскую иммиграцию в Россию и, таким образом, появление в ней еще одной национальности, численность которой к концу XX века достигла 450 тысяч человек. И, как считают большинство историков, именно борьба между Россией и Японией за сферы влияния в Корее явилась одной из причин русско-японской войны 1904–1905 годов.
Было и еще одно, не менее, если не более важное последствие интенсивного развития русско-корейских отношений.
В 1900 году в Сеуле была открыта Русская духовная миссия. Ее история оказалась не столь краткой, как история экономического, политического или военного проникновения России в Корею. Даже после революции 1917 года, после того, как в сентябре 1925 года старое российское Генеральное консульство было закрыто и его сменило Генеральное консульство СССР, миссия не прекратила своего существования, продолжая сеять пусть незначительные, но стойкие ростки Православия, которое живо в Республике Корея и по сей день.
Решение об открытии миссии было принято в 1897 году во время стремительного усиления российского влияния в Корее. Сначала разрешение дал лично император Николай II, после чего 2–4 июля 1897 года Святейшим Синодом был издан указ за № 2195, предписывавший открыть в Сеуле православную миссию в составе трех человек: архимандрита Амвросия, иеродиакона Николая (Алексеева) и псаломщика А. Красина.
В начале 1898 года члены миссии отбыли из России к месту своего назначения. На постройку в Сеуле церкви и дома для причта было ассигновано из казны 25 тысяч рублей. Но правительство, выделив эту сумму, признавало, что она весьма незначительна даже для начала, особенно в сравнении с положением инославных миссий, действовавших в Корее. Поэтому архимандрит Амвросий накануне отъезда из России через церковную печать обратился к русским христианам с просьбой о пожертвованиях на дело православной проповеди в Корее.
Признавая заслуги католических миссионеров, которые к тому времени обратили в христианство свыше 30 тысяч корейцев, о. Амвросий свидетельствовал о том, что «вся остальная масса народа, числом свыше 13 миллионов душ, продолжает пребывать в вере Будды, Конфуция и в грубых формах идолопоклонства». «Пусть никого не смущает то обстоятельство, что мы просим пожертвований, еще не прибыв в Корею и не начав дела, – продолжал о. Амвросий, – ибо ожидающие нас там нужды нам и здесь известны, а затем ведь и для начала дела нужны средства, и большие средства».
И снова начальнику миссии приходилось обращаться к опыту инославных проповедников, миссионерствующих в Корее. «Католические миссионеры располагают многими сотнями тысяч; нам необходимы по крайней мере десятки, чтобы можно было в десятки лет потверже поставить то дело, из-за которого они хлопочут вот уже более сотни годов», – отмечал о. Амвросий.
У начальника Русской духовной миссии были большие планы. По прибытии в Сеул архимандрит Амвросий намеревался приступить к возведению церкви. «Первый православный храм в Корее мы намерены строить во имя святителя и чудотворца Николая, да будет он сильным хранителем в морях вокруг Кореи плавающих и в волнах язычества погибающих, – писал о. Амвросий. – Этого храма давно уже с нетерпением ждет проживающая там наша русская колония (всего около 100 человек), которая до сих пор мучилась там без церкви и священника. Благолепие этого храма должно бы сколько-нибудь соответствовать величию того угодника Божия, во имя которого он имеет быть построен и имя которого хорошо известно, вероятно, даже корейским язычникам».
Заканчивая свое обращение к благочестивым читателям, Амвросий приводил адреса, по которым можно было высылать пожертвования на нужды православной миссии.
Но на первых порах миссия встретилась с большими трудностями. Дело в том, что к этому времени русское влияние в Корее стало ослабевать, уступая место японскому. К тому же в то время, как члены миссии приближались к месту своего служения, в Корее произошел ряд политических событий, неблагоприятных для России. В силу этих обстоятельств русские подданные, жившие в Корее, стали уезжать из страны. Финансовый советник, дирекция и служащие русско-корейского банка также покинули Сеул. По предложению российского поверенного в делах в Корее, члены Русской духовной миссии должны были на время поселиться в Уссурийском крае в ожидании более благоприятных обстоятельств.
Архимандрит Амвросий остановился в г. Новокиевске, но вскоре был отозван в европейскую часть России, где получил новое назначение. В 1899 году он был отозван обратно в Санкт-Петербург и назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве.
Глава 2. Деятельность епископа Амвросия в Сарапуле и Елабуге
(14 февраля 1914 — 18 марта 1917)
14 февраля 1914 года –Амвросий стал епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии.
5 октября 1916 года Государь Император утвердил доклад Св.Синода о наименовании Преосвященного Амвросия, викария Вятской епархии, епископом Сарапульским и Елабужским.
В конце 1916 г. произошел конфликт между сарапульскими "либералами" Михелем и Поляковым, с одной стороны, и епископом Амвросием - с другой, в результате чего Владыка отлучил этих господ от Причастия. Мера по тем временам была крутая и некоторые, особенно из единомысленных Михелю социал-демократов, выражали сомнение в необходимости такого наказания. Гласный Сарапульской Думы г.Михель был известен в городе своими крайне дерзкими, несдержанными высказываниями и идеями. Так, когда в январе 1917 года в Думе обсуждался вопрос об освобождении войсками от постоя помещения женской гимназии, Михель выразился таким образом: "Я вовсе не хочу лишить солдатиков хорошего помещения, но нужно же позаботиться и о науке", а потому предложил солдатам съехать из гимназии и занять сарапульский мужской монастырь. Когда был поставлен вопрос о том, что отлученный от Причастия, должен отказаться и от должности попечителя Николаевского церковно-приходского училища, каковым состоял Михель, последний, непечатно выразившись в адрес епископа, заявил о себе так: "Какой бы нравственности не был человек, как бы нравственно он не стоял, у каждого есть какое-нибудь святое святых, дорогое. Это святое святых для меня была Николаевская школа. Епископ Амвросий вот здесь меня и поймал, поймал за самое больное место."
Желая опротестовать решение епископа, Михель направил жалобу в Св.Синод. Против преосвященного Амвросия выступила революционная левая печать, требуя удаления епископа Амвросия из Сарапула. В поддержку Владыки выступили верующие и духовенство.
В №284 "Камы" за 1916 г. напечатана статья "Из местной жизни", в которой приведена выдержка из "Биржев.Вед.", заключающая в себе характеристику деятельности Епископа Сарапульского Амвросия. В частности упоминалось о его выступлении на Ижевском заводе, который был посещен Амвросием в 1914 г. 1 раз, в июне; в 1915 г. 2 раза в мае и ноябре, и в 1916 г. 3 раза - в мае, августе и ноябре. Все эти посещения сопровождались богослужениями во всех церквах завода. Особенно сильно вооружался архипастырь в первое посещение против тайной продажи кумышки и бражки, раскрывая всю беззаконность и пагубность этой продажи, и призывая общество бороться с этим злом. Слова и речи Епископа во время войны были полны глубокого патриотического чувства. В посещения завода в ноябре 1916 г. Владыка обличал с церковной кафедры мародеров тыла.
Все поучения Амвросия были направлены к тому, чтобы возгреть в слушателях любовь к Богу и ближнему, любовь к Царю и отечеству, любовь к воинам - защитникам отечества.
Среди опубликованных писем в защиту Владыки, стоит отметить письмо одного ижевского священника от 17 января 1917 года, опубликованное в "Прикамской жизни" (№18, с.3-4):
"От искры иногда разгорается сильный пожар. Так бывает и в физическом и в духовном мирах. Самое естественное дело - дело отлучения от Св.Причастия Михеля и Полякова по распоряжению Сарапульского Епископа Амвросия, несомненно сделанное им с доброю целью, теперь разгорелось, попало в газеты и грозит стать чуть не всероссийским. Нравственный облик Епископа настолько высок, что нет против него улик».
Коньком деятельности Амвросия являлась борьба с пьянством. Для борьбы с бражковарением в Сарапуле и Елабуге им были учреждены Уездные Братства. В Сарапуле Амвросий устраивал торжественные трезвенные праздненства, развивал школьные кружки трезвости.
Елабужское Братство Трезвости устроило чайную-столовую для бедных, выпускало множество литературы.
На некоторое время кампания против Амвросия утихла. Св.Синод рассматривал даже вопрос о выделении Сарапульского викариатства в самостоятельную епархию с отпуском необходимых средств государственным казначейством, однако, Февральский переворот дал ход иным преобразованиям. Часть монархически настроенных иерархов, не слишком согласных с декретами Временного правительства или открыто выступавшие против засилья новой власти, были смещены обер-прокурором Львовым. 18 марта 1917 года на покой был уволен и Амвросий с назначением его на настоятельское место в Свияжский Успенский монастырь С этого момента начинается другой славный период деятельности Преосвященного Амвросия - свияжский.
Глава 3.Настоятельство в Свияжском Богородицком Успенском монастыре (18 марта 1917 – 8 августа 1918)
Вступив в управление Свияжским монастырем, епископ Амвросий обнаружил, что хозяйственные дела обители запущены, службы совершались неисправно, некоторые из монашествующих ведут неподобающий образ жизни. Неизбежным стало столкновение с местными властями, покушавшимися на монастырскую собственность. Владыка вынужден был сообщить в Москву обер-прокурору Священного Синода о бесчинствах свияжской уездной милиции.
Знамением времени и как бы печальным предзнаменованием грядущей мученической кончины владыки стало покушение на жизнь епископа монахом Феодосием. Жители Свияжска и окрестных деревень были потрясены случившимся. Началось особое паломничество в обитель – за благословением владыки. Феодосий же был арестован, что и спасло его от возможного самосуда разгневанных крестьян. Рост авторитета епископа Амвросия повлек за собой откровенную травлю и поток клеветы. Безнаказанным остался покушавшийся на владыку иеродиакон Феодосий, который был выпущен из тюрьмы. В монастыре вновь началась смута. Часть братии, сговариваясь против епископа, игнорировала все распоряжения Владыки.
В начале марта 1918 года владыка Амвросий был вызван в суд Свияжского ревтрибунала по обвинению в "контрреволюционных действиях". Это было одно из первых в России судебных дел, где главным обвиняемым был православный архиерей, коему вменялись в вину его якобы контрреволюционные деяния. Через двадцать лет подобные процессы станут обычны. Официально дело было начато по жалобе выпущенного из тюрьмы иеродиакона Феодосия, который к тому времени сразу был принят на службу... в милицию. Владыка Амвросий привлекался к суду не только за обличения бесчинств новой власти против Православной Церкви, но и за чинимые им препятствия к разграблению святой обители. На процессе множество свидетелей выступило в защиту епископа. Они свидетельствовали, что владыка радел об упорядочении жизни в монастыре, в своих проповедях звал народ к прекращению междоусобицы, к единению, братству и взаимной любви, звал к объединению под сенью Православия.
Совершенно неожиданно в результате долгого совещания судей епископ Амвросий был оправдан. Столь неожиданный исход дела был встречен аплодисментами. Владыке пришлось долго пробираться через густую толпу народа, подходившего под благословение в зале заседания и на улице.
Весь короткий период служения в Свияжске судьба не оставляла Амвросию времени для покойной жизни. Клевета и гонения на него по существу преследовали цель опорочить все православное духовенство, представить его чуждым и враждебным русскому народу. Однако чем более откровенно и зло клеветали на епископа, подвергали его гонениям, тем больший авторитет приобретал он своим исповедничеством и непримиримостью с грубым насилием новой власти, творимым над Церковью, ее пастырями и ее паствой.
Вскоре после суда в монастырь поступило постановление вновь учрежденной Финансовой комиссии при Совете крестьянских и солдатских депутатов Свияжского уезда об обложении всех монастырей уезда контрибуцией в размере 5000 рублей каждый в пользу Совета. И опять епископ Амвросий один из немногих открыто встает на защиту монастырской собственности. Его усилия увенчались успехом, и незаконное распоряжение было отменено.
Второй раз Амвросий был арестован в июне 1918 года. Причин для ареста было множество, искали подходящий повод, благо непокорный и бесстрашный архипастырь давал их предостаточно. Епископа продержали несколько дней в одиночной камере, но благодаря хлопотам казанских архипастырей он был освобожден.
После освобождения Амвросий на некоторое время поселился в Спасском монастыре. Однако вскоре заявил, что намерен вернуться в родную обитель. На все уговоры повременить с отъездом (все опасались за жизнь преосвященного) епископ Амвросий просто и убежденно ответил: "Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять". С глубокой верой в правоту своих слов владыка вернулся в Свияжск.
О дате и обстоятельствах зверского убийства Преосвященного Амвросия сохранились довольно противоречивые сведения, излагаемые в трех версиях. Точно известно лишь одно, что это страшное злодеяние свершилось 27 июля по ст.ст. 1918 г. Из рапорта, представленного благочинным 2-го округа монастырей игуменом Феодосием Преосвященному Анатолию, епископу Чистопольскому, следует, что 26 июля ст.ст. 1918 года в Свияжский Успенский монастырь прибыли красноармейцы, чтобы реквизировать хлебные запасы. Епископ Амвросий вышел к солдатам (видимо, протестуя против сего очередного насилия) и был (около 4 часов пополудни) арестован. "Владыку отвели к городскому собору, около которого, подождав полчаса, повезли его на станцию Свияжск. Здесь, в вагоне, Преосвященный Амвросий и ночевал. 27-го в 7 часов утра Владыку вывели близ станции в поле, где, по рассказам очевидцев, Преосвященный стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока рыли для него неглубокую могилу. Потом последовали выстрелы. Владыку стащили в яму и присыпали землей. О смерти Епископа Амвросия устно сообщила очевидица Александра Филиппова Ваняшина, жившая близ станции, на задах огорода которой и находится в поле могила Преосв. Амвросия".
По другому свидетельству, предложенному в своей книге Михаилом Польским, когда из Свияжска ушел отряд белочехов под предводительством полковника Каппеля, то в город ворвались части Красной армии, возглавляемые Троцким. Владыку Амвросия, бесстрашного в своем исповедничестве (как и о.Константина Далматова), Троцкий приказал расстрелять. Владыку арестовали в родной обители и вывезли вместе с келейником Иовом на станцию Тюрлема Московско-Казанской железной дороги. Там, из штаба 5-й армии, стоявшего в вагонах поезда Троцкого, Владыку вывели в поле, а келейника отпустили, запретив ему следовать за своим любимым Епископом. Через несколько часов, келейник нашел в еще нескошенном поле тело Владыки Амвросия, брошенное лицом вниз, проткнутое штыком в спину насквозь с вывернутыми при жизни обеими руками. Верный келейник похоронил Владыку на месте его мученической кончины и в продолжение 12 лет платил крестьянину, владельцу поля, чтобы тот не трогал поле поблизости того места, где покоилось на небольшой глубине тело священномученика. Место погребения, во избежание неприятностей со стороны большевиков, было известно лишь очень немногим. Судьба келейника убиенного епископа - иеродиакона Иова (Протопопова) - такова: после закрытия Свияжского монастыря он перешел в Раифскую пустынь, где позже был арестован и расстрелян.
В 1930 году земля отошла к колхозу. После свидетелю этого рассказа не удалось установить судьбу безвестной могилы, но среди разосланных по тюрьмам монашествующих Казанской епархии и местных крестьян сохранилась память о бесстрашном архипастыре.
Русский православный писатель первой половины XX века Никифоров-Волгин в своей небольшой повести "Дорожный посох" упоминает о нем: "Мне вспомнились муки, которые претерпели Христа ради соратники мои. <...> В Свияжске епископа Амвросия привязали к хвосту бешеной лошади и пустили лошадь по острову, а после окровавленного, но еще живого Владыку пристрелили где-то за городом"
В докладе, прочитанном на научной конференции «Казань в истории белогвардейского движения в годы гражданской войны: события и имена» (г. Казань, 6 июня 2012 г.) указывалось на то, что основной причиной казни большевиками епископа Амвросия (В.И.Гудко) была его активная поддержка занявших Свияжск «белых», произведших массовые расстрелы захваченных ими красноармейцев и партийных активистов. Проживавший в то время в Свияжске А.А.Ильин писал, например, в «Краткой истории гражданской войны в городе Свияжске»: «Архиерей мужского монастыря Амвросий, облегчённо вздохнув, подошёл к почте, где были белобандиты, набожно проговорил: «Здравствуйте, братцы, ну, как - угнали совсем этих.огоотступников коммунистов», получив утвердительный ответ, набожно помолившись, сказал: «ну, слава тебе, творец небесный, и вам спасибо, избавители наши».
Как вспоминали «члены РКП(б) Свияжской организации» Пучковский и Тычкин, в момент отбитого «красными» наступления со стороны города Свияжск на станцию Свияжск «городскими думскими деятелями лихорадочно готовился в городе белым обед, а на площади был назначен благодарственный молебен». «Неудача на фронте, - сообщалось далее, - помешала белым как обедать в Свияжске, так и служить благодарственный молебен: они спешно покинули город». За «белыми», по словам Пучковского и Тычкина, «потянулась буржуазия и мещанство, участвовавшие с ними в операциях; пошли, как бараны, и мирные граждане». Однако епископ Амвросий (В.И.Гудко) предпочёл остаться в монастыре и был расстрелян.
Заключение
Таким образом, в работе изучены факты биографии епископа Амвросия, выявившие его духовный облик и религиозно-нравственное мировоззрение, которого он придерживался независимо от форм государственной власти; исследована организационная, просветительская, миссионерская, благотворительная деятельность епископа Амвросия в местах его служения.
Изученные материалы позволили автору определить основные вехи его жизненного пути и выделить в его деятельности несколько периодов: деятельность в должности начальника Корейской духовной миссии (1897-1899), деятельность епископа Амвросия в Сарапуле и Елабуге (14 февраля 1914 — 18 марта 1917), настоятельство в Свияжском Богородицком Успенском монастыре (18 марта 1917 – 8 августа 1918).
Епископ Амвросий был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви. Вся его деятельность была проникнута неустанной заботой о нравственном состоянии народа, поэтому он снискал огромную любовь, авторитет и почитание в среде духовенства и мирян. Память об Амвросии передается из поколения в поколение благодарными потомками. Архиерейским собором Русской православной церкви в 2000 году Амвросий причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия память священномученика Амвросия, епископа бывшего Сарапульского, настоятеля Свияжского Успенского монастыря, совершается 27 июля (9 августа) в день его мученической кончины, 4(17) октября - в день празднования Собора всех Казанских святых, а также - в день, когда празднуется Собор новомучеников и исповедников Российских.
Список использованной литературы
Журавский А.В., «Жизнеописание новых мучеников Казанских: год 1918», Казань, 1995 год (Материалы
к истории Казанской церкви ХХ в.; Сб.1).
Кищук Ю. Свет Евангелия в «Стране утренней свежести».
110-летию со дня основания Русской духовной миссии в Корее
Коровин В. Свияжский Успенский монастырь в контексте социально-экономической, политической и религиозной истории Казанского края в середине 16-начале 20 вв: автореферат диссертации…канд.ист.наук: 09.00.13, Москва, 2009
Рощектаев А.В Монастыри Казанской епархии в ХГХ - начале XX вв.: Автореф. дисс. … к.ист.н. Казань, 2001.
http://www.ortho-rus.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.
Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...
Исследовательская работа «Жизнь и деятельность Нила Фёдоровича и Владимира Петровича Филатовых» (Выполнила ученица 9 класса Кемаева Диана)
Исследовательская работа, представленная в 2011 году на муниципальном этапе Олимпиады по школьному краеведению....
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
В знак благодарности от потомков тем, кто подарил нам жизнь своим ратным подвигом, мы решили пройти героический путь воинов Великой Отечественной войны – членов учительских семей МБОУ «Лиц...
«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»
Проектная деятельность играет важную роль в творческом развитиии учащихся. В данной работе рассматриваются различные виды проектов этапы выполнения проектов, роль учителя и ученика в совместной работе...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
Материал представлен в форме исследования. Применяется эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.Цель исследования — создать систему успешной ...
Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.
Замысел данного проекта впервые забрезжил на горизонтах моего сознания после завершения темы «Устное народное творчество» в родном 6в классе, в котором я являюсь классным руководителем уже второй год....