А.И.Солженицын "Матрёнин двор"(вопросы к анализу рассказа)
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
А.И.Солженицын "Матрёнин двор"(вопросы к анализу рассказа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matryonin_dvorvoprosy_k_analizu_rasskaza.zip | 15.1 КБ |
Предварительный просмотр:
А.И.Солженицын «Матрёнин двор».
Вопросы к анализу произведения.
- О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя - отчество” Игнатич.Что узнаем мы о нем из пролога?
- Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?
- В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
- Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
- Почему рассказчик решает у неё остаться?
- Как проходит обычный день у Матрены?
- Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?Подтвердите свой ответ примерами из текста.
- Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
- Как относится Матрена к работе?
- Как используют ее труд окружающие люди?
- Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
- Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?
- Были ли в жизни Матрены минуты радости?
- Солженицын разделил свой рассказ на три части.Как их можно озаглавить?
- Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?
- Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?
- Почему Матрёне приходилось воровать?
- Как складывались у Матрёны отношения с властью?
- Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?
- Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?
- Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?
- Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
- Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
- Дайте описание внешности Фаддея. Что она говорит о его характере?
- Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?
- Что ещё сообщает автор о Фаддее?
- Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?
- На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
- Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»?Что это за
угроза?
- Какой момент стал поворотным в жизни Матрёны? Почему?
- Почему Матрёна выходит замуж за Ефима?
- Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?
- Что изменило обычный образ жизни Матрены?
- Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
- Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите
цитатой из текста.
- Почему читатель верит ей?
- Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
- Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
- Попробуйте поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
- Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
- Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
- Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
- Проследите за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Охарактеризуйте их.
- Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
- Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не
преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним
величественный и трагический образ Матрены. В чём он заключается?
- Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены?В чем трагичность ее судьбы?
- Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатьичу?
- Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой? В чём заключается эта красота?
- Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?
- Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника». Раскройте его философский
смысл.
- Как растолковать смысл начального названия рассказа?
- Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?Как?
- Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними?
- В чем смысл слова “праведник”?
- В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
- С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
- Кто сможет защитить “Матренин двор”?
- Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению разговора о смысле жизни. В чём он заключается, исходя из рассказа А.И.Солженицына?
- Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни? Почему? Зачем?
- Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать
праведниками?
- Кто из писателей затрагивал эту же проблему? Каково их понимание праведничества?
- Какие ещё проблемы вы увидели в этом рассказе?
- Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?
- Как русский характер понимает Солженицын?
- Какие ещё представления о русском народном характере заявлены в рассказе?
- Можно ли сказать, что рассказ А.И.Солженицына“Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы
предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений? Приведите примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"
Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...
Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор».
Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа....
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...
Анализ рассказа "Матренин двор" А И Солженицын
Анализ рассказа "Матренин двор" А И Солженицын...
Методическая разработка урока по литературе по теме: " А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Тема праведничества в рассказе" 9 класс
Объяснение нового материала...
Анализ рассказа "Матренин двор" Солженицын
СодержаниетемысутьпроблемыЧто хотел сказать автор?...
А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе
Конспект урока в 9 классе...