Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Анищенко Тамара Николаевна

Поурочно-тематическое планирование по литературе (учебник В.Коровиной 9 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_lit_9_novaya.docx110.92 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс (102 часа)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Виды контроля

Домашнее задание

Планируемая дата проведения

Содержание образования

Освоение предметных знаний

(личностные, метапредметные, предметные)

Виды учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение (1 час).

1

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Урок усвоения новых знаний

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

Рецептивная: чтение вступительной статьи учебника;

Репродуктивная: составление таблицы, ответы на вопросы;

Продуктивная, творческая: устное сочинение;

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера

Лекция с элементами беседы. Конспектирование.

Ответить письменно на вопрос учебника

Литература Древней Руси (3 часа.)

2

Литература Древней Руси.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Урок усвоения новых знаний

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Репродуктивная: пересказ статьи учебника, ответы на вопросы;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Исследовательская: сопоставление с летописными источниками.

Беседа.

Комментированное чтение

Подготовить выразительное чтение зачина

3

Композиция «Слова о полку Игореве». Часть первая : поход Игорева войска.

1

Урок усвоения новых знаний

Композиция «Слова…». Образы русских князей. Характер князя Игоря. Образ русской земли. Основные мотивы «Слова…»

Знать: жанр и композицию произведения,  художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.  

 Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения;

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие художественного текста;

Репродуктивная: осмысление сюжета  произведения;

Продуктивная, творческая:

выразительное чтение;

Поисковая: комментированеи текста произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Исследовательская: анализ художественного текста.

Работа над текстом, иллюстрациями.

Прочитать 2 часть «Слова…», отметить строки-рефрены.

4

Часть вторая. Сон и «золотое слово» СвятославаЧасть третья.  Плач Ярославны.

1

Комбинированный урок.

«Золотое слово» Святослава. Значение обращения автора к русским князьям. Жанровые особенности второй части. Бегство Игоря. Концовка и «слава». Особенности композиции. Роль рефренов.

Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова»; понятие образ автора, лирическое отступление.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, выразительно читать текст; формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая:

устное сочинение, выразительное чтение плача Ярославны;

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера;

Исследовательская: анализ художественного текста.

Комментирование текста, эвристическая беседа.

Выразительное чтение наизусть отрывка

Русская литература ХVIII века (9 часов).

5

Характеристика русской литературы  ХVIII века. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

1

Урок усвоения новых знаний

Характеристика русской литературы  ХVIII века. (Первый и второй периоды). Четыре периода развития литературы 18 века. Классицизм. Биография М.В.Ломоносова, его теория 3 «штилей», теория стихосложения.

Знать основные черты классицизма как литературного направлении; биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции; анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..;

Рецептивная: чтение высказываний о литературе 18 века;

Репродуктивная: ответы на вопросы учебника

Беседа. Конспектирование

Перечитать стихотворение «Вечернеее размышление…»; сформулировать его основную мысль.

6

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1

Урок усвоения новых знаний

Анализ стихотворения «Вечернее размышление…»; изобразительно-выразительные средства, жанр оды; её предмет. Композиция и содержание  произведения «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)».

Знать: образную природу словесного искусства;

содержание произведения; изученные теоретико-литературные понятия;

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст;

характеризовать, роль изобразительно-выразительных средств;

выразительно читать произведение.

Рецептивная: чтение высказываний о Ломоносове;

Репродуктивная: пересказ статьи учебника о Ломоносове; осмысление сюжета оды;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение, развернутый письменный ответ на вопрос;

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера;

Исследовательская: анализ текста оды.

Беседа, комментированное чтение.

Подготовить выразительное чтение отрывка

7

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)».

1

Комбинированный урок.

 Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Знать содержание оды, её особенность и форму.

Уметь назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины, мира, жизни и просвещения в оде.

Словарная работа; выразительное чтение.

Записать и выразительно читать высказывание Ломоносова о русском языке

8

Зарубежная литература 18 века. Гай Валерий Катулл. Квинт Гораций Флакк.

1

Урок усвоения новых знаний

 Катулл. Слово о поэте. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…».

Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов античности.

Гораций. Слово о поэте. «К Мельпомене» - источник традиций памятников. Сравнительный анализ стихотворений.

Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь готовить сообщение о поэте с презентацией; выразительное читать и анализировать стихотворения  .

Рецептивная: полноценное восприятие текста стихотворений;

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая:

выразительное чтение стихотворений;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями ваяния и живописи.

Исследовательская: сопоставление оды Горация «Памятник» с поэтическими переводами русских поэтов.

Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений

Задание 3 учебника (часть 2, стр 229)

9

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Ода «Властителям и судиям».

1

Урок усвоения новых знаний

Третий и четвертый периоды русской литературы 18 века. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворения «Памятник»;

Репродуктивная: пересказ статьи учебника;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение, развернутые ответы на вопросы;

Исследовательская: анализ  поэтического текста.

Комментированнное чтение

Подготовить выразительное чтение стихотворения

10

Г.Р.Державин. «Памятник». Сравнительный анализ «памятников»

1

Комбинированный урок

«Памятник». Традиция и новаторство в поэзии Г. Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. Сравнительный анализ стихотворений Ломоносова, Державина, Пушкина.

знать/понимать:

содержание изученных литературных произведений;

изученные теоретико-литературные понятия; Знать, какую роль отводит Державин поэту и поэзии.

уметь:

 воспринимать и анализировать художественный текст;

 выделять;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

Групповая  и индивидуальная работа по характеристике каждого из «памятников»

Выразительное чтение стихотворения

11

А.Н.Радищев«Путешествие из Петербурга в Москву» - важный этап развития общественной мысли в России (обзор).

1

Урок усвоения новых знаний

Судьба А. Н. Радищева. Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Изображение

русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в «Путешествии…». Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

              Знать                           взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Рецептивная: чтение фрагментов книги «Путешествие из Петербурга в Москву»;

Репродуктивная: пересказ глав;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение,

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

Исследовательская: составление таблицы.

Конспектирование. Инсценированное чтение, анализ фрагментов «Путе-шествии…»

Сжатый пересказ главы «Любани»

12

Н.М.Карамзин: писатель и историограф.

Сентиментализм «Бедная Лиза».

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о писателе и историке.

 Понятие о сентиментализме.. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение  общечеловеческих ценностей.

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание

Рецептивная: чтение статьи учебника;

Репродуктивная: пересказ статьи учебника, ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая:  выразительное чтение пейзажных зарисовок повести;

Поисковая: комментирование художественного текста.

Беседа, конспектирование, решение поисковой задачи

Прочитать повесть «Бедная Лиза» до конца

13

«Бедная Лиза». Главные герои повести. Роль пейзажа.

1

Комбинированный урок

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Роль пейзажа. Влияние сентиментальных повестей Н.М.Карамзина на произведения русской литературы.

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию, анализировать и делать выводы

Репродуктивная: осмысление изображенных характеров;

Продуктивная, творческая: характеристика главных героев по плану;

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

Исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям.

Работа над текстом Комментированное чтение

Подготовиться к контрольной работе по литературе 18 века.

14

Контрольная работа по теме

1

Урок контроля

Контрольные вопросы по характеристике русской литературы 18 века; жанры и «штили».

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Репродуктивная: ответы на вопросы;

Исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям.

Индивидуальная работа

Читать «Горе от ума»

Шедевры русской литературы 19 века (55 часов).

15

Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия  XIX века в  русской  критике и публицистике.

1

Урок усвоения новых знаний

Важнейшие исторические события в Европе и России. Общая характеристика развития русской литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия XIX века в  русской  критике и публицистике. Понятие о романтизме и реализме. Сопоставление романтизма и реализма.

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Рецептивная: чтение статьи учебника,

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера; запись основных положений лекции;

Исследовательская: сопоставление основных исторических явлений и событий литературы.

Лекция с элементами  беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией

Вопросы учебника

16

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. «Море»

1

Урок усвоения новых знаний

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. Черты романтизма в лирике В. А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

Знать основные черты романтизма как литературного направления

 теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.; основные факты жизни и творческого пути В.А. Жуковского,
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворений;

Репродуктивная: ответы на вопросы, выборочный пересказ статей учебника;

Продуктивная, творческая:  выразительное чтение стихотворений;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Исследовательская: анализ стихотворного текста.

Составление плана учебной статьи; выразительное чтение стихотворений

Рассказ о Жуковском по плану

17

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»Особенности жанра.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

«Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы -символы.

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Рецептивная: чтение статьи учебника, баллады «Светлана»;

Репродуктивная: осмысление сюжета, характера героини; ответы на вопросы;

Продуктивная, творческая:  выразительное чтение наизусть;

Исследовательская: анализ стихотворного текста;

Беседа. Практикум.

Выучить наизусть отрывок из баллады

18

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

Урок усвоения новых знаний

А. С. Грибоедов.  Жизнь и творчество.  Музыкальные и театральные увлечения. Личность и судьба драматурга.  Грибоедов и  декабристы.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Рецептивная: чтение воспоминаний современников;

Репродуктивная: ответы на вопросы;

Продуктивная, творческая:  составление высказываний о писателе по плану;

Беседа; конспектирование

Составить хронологическую таблицу основных дат жизни Грибоедов

19

«Горе от ума». Обзор содержанияОсобенности композиции комедии

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Комедия  «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. ». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт).

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия
экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Рецептивная: чтение монологов 1 действия;

Репродуктивная: ответы на вопросы продуктивного характера;

Продуктивная, творческая:  устное словесное рисование;

Поисковая: комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен

Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве

20-21

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

2

Урок усвоения новых знаний

Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Оценка Москвы главными персонажами комедии. Образы представителей фамусовского общества.

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Рецептивная: чтение и восприятие текста;

Репродуктивная: осмысление характеров персонажей; ответы на вопросы;

Продуктивная, творческая:  выразительное чтение; характеристика персонажей;

Поисковая: комментированное чтение, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Исследовательская: анализ монологов.

Работа в группах, заполнение таблицы

Перечитать монологи Чацкого и выявить главную мысль каждого

22-23

Чацкий в системе образов комедии..

2

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Анализ монологов Чацкого. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание.

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Практическая работа.

Выписать из текста выражения, ставшими крылатыми

24

Преодоление канонов классицизма в комедии.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Язык комедии Грибоедова. Речевые характеристики героев комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая:  выразительное чтение;

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

Исследовательская: анализ текста комедии.

Беседа. Практическая работа

Монолог Чацкого - наизусть

25

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Урок развития речи

Анализ комедии в критическом этюде И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». Проблематика комедии.

Знать основные положения статьи; особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Рецептивная: чтение статьи Гончарова;

Репродуктивная: ответы на вопросы;

Продуктивная, творческая:  запись основных положений статьи;

Поисковая: комментирование художественного произведения;

Исследовательская: анализ текста комедии.

Чтение наизусть монолог а Чацкого; беседа по содержанию статьи  

Написать сочинение

26

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

1

Урок усвоения новых знаний

А. С. Пушкин . Жизнь и творчество. Национальная самобытность. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Пушкин-лицеист. Хронологическая таблица жизни и творчества Пушкина.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая:  запись основных положений статьи;

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

Аналитическая  беседа. Заполнение хронологической таблицы  жизни и творчества поэта

Подготовить сообщение о поэтах - декабристах

27

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». «К морю», «Анчар».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина.

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с  точки зрения  его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворений;

Репродуктивная: осмысление стихотворений; ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая :выразительное чтение наизусть;

  Поисковая: комментирование текстов стихотворений; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы;

Исследовательская: анализ стихотворений.

Аналитическая беседа. Выразительное чтение

Стихотворение - наизусть

28

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…».

1

Комбинированный урок

Исследование содержания и формы стихотворений о любви. Романсы, созданные на стихи Пушкина о любви. Адресаты любовной лирики поэта.

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.                

Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви

Выучить одно из стихотворений наизусть

29

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»

1

Урок усвоения новых знаний

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Анализ стихотворений. Аллегорическая форма размышления о жизни в стихотворении «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворений;

Репродуктивная: осмысление стихотворений; ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая :выразительное чтение наизусть;

  Поисковая: комментирование текстов стихотворений; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы;

Исследовательская: анализ стихотворений.

Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений

Подготовиться к контрольной работе

30

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

1

Урок контроля

Задания, ориентированные на проверку уровня литературной подготовки

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

Репродуктивная: ответы на вопросы;

Исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям.

Ответы на вопросы

Ответ на проблемный вопрос

31

«Цыганы» как романтическая поэма.

1

Урок усвоения новых знаний

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Рецептивная: чтение статьи учебника; полноценное восприятие поэмы;

Репродуктивная: пересказ статьи учебника, ответы на вопросы;

Продуктивная, творческая;

выразительное чтение монологов;

Исследовательская: анализ текста, сопоставительная характеристика героев;

Комментированное чтение.

Фронтальная беседа. Анализ эпизодов.

Подготовить устный рассказ на тему: «Проблемы и герои поэмы «Цыганы

32

«Моцарт и Сальери» как часть цикла «Маленькие трагедии»

1

Урок усвоения новых знаний

«Моцарт и Сальери»

Проблема гения и злодейства. Два типа мировосприятия персонажей. Их нравственные позиции в сфере творчества.

знать/понимать:изученные теоретико-литературные понятия; содержание произведения

уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев.

Рецептивная: полноценное восприятие текста;

Репродуктивная: пересказ статьи учебника, ответы на вопросы;

Продуктивная, творческая; устный рассказ;

выразительное чтение монологов;

Исследовательская: анализ текста, сопоставительная характеристика героев;

Чтение по ролям фрагментов, анализ эпизодов

Письменный ответ на вопрос учебника

33

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

Урок усвоения новых знаний

«Евгений Онегин». История создания.  Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Рецептивная: чтение и восприятие текста;

Репродуктивная: ответы на вопросы;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение;

Поисковая: комментирование текста.

Беседа. Практическая работа

Составить план рассказа по статье учебника

34

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Образы Онегина и Ленского. Типическое и индивидуальное в образах. Онегин и автор-персонаж. Трагические итоги жизненного пути.

 Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Рецептивная: полноценное восприятие текста романа; выборочное чтение глав;

Репродуктивная: ответы на вопросы;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение; письменный ответ на вопрос;

Поисковая: комментирование текста; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; установление ассоциативных связей с иллюстрациями.

Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся.

Письменно ответиь на данный вопрос

35

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Проблемная характеристика образа Татьяны, выявление характерных черт её облика. Сопоставление образов Татьяны и Ольги.

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Ответы на проблемные вопросы практическая работа

Подобрать цитаты для устного сообщения

36

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Сопоставление 4 и 8 глав романа; композиция; авторская оценка; принцип композиционного параллелизма. Практическая работа по составлению писем Татьяны и Онегина.

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично, в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию высказывания

Рецептивная: полноценное восприятие текста романа; выборочное чтение глав;

Репродуктивная: ответы на репродуктивные вопросы;

Продуктивная, творческая: обсуждение письменных ответов на вопрос; выразительное чтение писем;

Поисковая: анализ текста; установление ассоциативных связей с иллюстрациями.

Беседа, практическая работа

Выучить наизусть одно из писем

37

 Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Лирические отступления романа и строфы, рисующие облик автора- повествователя. Композиционные «роли»  образа автора.

Знать  идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию, новые принципы,  используемые автором,  в изображении окружающей жизни

Уметь  различать образ автора и героя

Репродуктивная: определение тематики лирических отступлений, ответы на вопросы;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение наизусть, устные рассуждения;

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

Исследовательская: сопоставление лирики поэта и лирических отступлений, сопоставление текста романа с произведениями живописи.

Беседа, практическая работа

Выучить наизусть одно из лирических отступлений

38

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Типические черты пушкинского времени в характерах главных героев.  Реализм и энциклопедизм в романе;  широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени.  «Евгений Онегин» - лиро-эпическое произведение..

Знать  идею произведения, его характеристику как реалистического произведения; лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь  находить типическое и характерное в образах героев и автора; различать образ автора и героя

Семинар. Обсуждение проблемных вопросов

Подготовиться к обсуждению критических откликов на роман

39

Пушкинский роман в зеркале критики. . Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Урок развития речи

В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский о романе «Евгений Онегин». Философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Знать   язык и стиль романа в оценке критиков 

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Продуктивная, творческая: обсуждение плана написания сочинения на литературную тему;

Поисковая: комментирование текста, самостоятельный поиск цитат;

Исследовательская: анализ текста

Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях  

Написать сочинение на одну из данных тем

40

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта.

1

Урок усвоения новых знаний

 Жизнь и творчество поэта. Стихотворения М.Ю.Лермонтова. «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…», «И скучно, и грустно…». Темы и мотивы. Мир природы и чувств. Лирический герой и его разлад с окружающим миром и с самим собой. Синтаксический строй стихотворений.

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, тематику произведений основные тропы.

 Уметь находить их в тексте; анализировать синтаксический строй

Рецептивная: чтение статьи учебника;

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Исследовательская: анализ текста;

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Составить развернутый план рассказа о жизни Лермонтова

41

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Анализ стихотворений  «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Есть речи – значенье…», Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»,. Поэтическая лексика.

Знать  основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворений;

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

Исследовательская: анализ текста;

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Выучить одно из стихотворений наизусть

42

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.

 1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Анализ стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий».  Роль изобразительно-выразительных и синтаксических средств. Адресаты любовной лирики

Знать этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка; адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на.лексическом уровне  

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Выучить одно из стихотворений наизусть

43

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Анализ стихотворений  «Дума», «Родина»,«Предсказание». Тема России и её общественного устройства. Герой лирики Лермонтова – романтик.

Знать основные признаки эпохи,  основной пафос стихов Лермонтова

Уметь выделять смысловые части текста

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворений;

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение наизусть стихотворений;

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

Исследовательская: анализ .

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Письменный анализ одного из стихотворений о Родине

44

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.

1

Урок усвоения новых знаний

Факты биографии Лермонтова. Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. Противостояние Печорина и общества.  Система образов романа.

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Рецептивная: чтение статьи учебника; предисловия;

Репродуктивная: ответы на вопросы для выяснения первоначальных впечатлений;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение текста;

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Беседа, самостоятельная работа

Перечитать главы «Бэла» и «Максим Максимыч»

45

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Печорин как представитель поколения.

1

Урок усвоения новых знаний

Анализ ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч». Композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж. Обучение анализу эпизода. Печорин как представитель поколения.

Знать текст повестей «Бэла», «Максим Максимыч».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Репродуктивная: пересказ эпизодов повести;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Исследовательская: анализ текста.

Беседа, самостоятельная работа

Подготовить монолог на тему «Печорин глазами Максима Максимыча»

46-47

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Самоанализ героя. Ключевые слова в описании душевного состояния Печорина. Глава Мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей. Лермонтов – писатель-философ.

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера; выборочный пересказ;

Продуктивная, творческая: защита творческих работ;

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Беседа. Пересказ.

Анализ одного из эпизодов

48

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Сопоставление образов главного героя  с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.

Знать основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Рецептивная: чтение размышлений Печорины;

Репродуктивная: выразительное чтение записей Печорина, художественный пересказ сцены дуэли;

Продуктивная, творческая: составление характеристики по плану;

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям; сопоставление текста романа с лирикой Лермонтова.

Практикум. Анализ эпизодов

Составление плана

Письменный ответ на проблемный вопрос

49

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Выявление черт образа Печорина в его отношениях с женщинами : Бэлой, девушкой-ундиной, Мери, Верой.

Знать основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Практикум.

Пересказ  и анализ эпизодов.

Подготовить сообщение на тему «Печорин: испытание любовью»

50

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман «в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

1

Урок развития речи

Черты романтизма и реализма в романе.

Роман в оценке В.Г.Белинского и в современном литературоведении. Консультация учащихся по написанию сочинения.

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их; составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Рецептивная: чтение фрагментов критической статьи;

Репродуктивная: осмысление содержания статьи по вопросам и заданиям;

Продуктивная, творческая: защита письменных ответов на вопросы.

Рассмотрение проблемных вопросов.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству М.Ю.Лермонтова

51

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Урок контроля

Вопросы и задания на знание биографии поэта, умение анализировать его лирику и фрагменты прозы; письменно отвечать на проблемный вопрос

знать/понимать: содержание изученных литературных произведений, изученные теоретико-литературные понятия;

уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сравнивать  героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;

Продуктивная, творческая: письменные ответы на проблемные вопросы;

Поисковая: систематизация материалов в соответствии с заданной темой;

Исследовательская: анализ текста.

Контрольная работа

Написать сочинение по роману «Герой нашего времени»

52

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Ревизор». «Мертвые души»

1

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество  писателя. Юмор и сатира в произведениях Гоголя. Нравственные и философские искания. Поэма «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.

Знать  жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы

Понимать  особенности жанра и композиции поэмы

Рецептивная: чтение статьи учебника;

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: осмысление высказывания Чернышевского;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы

Составить цитатный план учебной статьи; презентация об истории создания поэмы.

53-54

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

2

Урок развития речи

Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и средства их создания. ». Обучение анализу эпизода.

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей  Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать персонажей поэмы, определять позицию автора.

Рецептивная: полноценное восприятие текста поэмы;

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: презентация об истории создания поэмы;

Поисковая: комментированное чтение глав поэмы.

Беседа, групповой анализ эпизодов

Перечитать главы 1, 7 -10; пересказ «Повести о капитане Копейкине»

55

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

 Место Чичикова в системе образов. Образы  чиновников и средства их создания. Анализ эпизода посещения Чичиковым гражданской палаты. Место в сюжете поэмы «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

Знать содержание поэмы, представителей города N.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста поэмы;

Репродуктивная: пересказ «Повести о капитане Копейкине»;

Продуктивная, творческая: характеристика чиновников губернского города, выразительное чтение, устное словесное рисование;

Беседа, комментированное чтение

Составить рассказ об истории жизни Чичикова (гл.9)

56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

 История жизни Чичикова. Чичиков и Молчалин.  Цель жизни Чичикова. Речь героя, роль детали в характеристике .

Знать содержание поэмы; понятие «литературный тип», понятие о герое и антигерое

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст;

Репродуктивная: рассказ об истории жизни Чичикова;

Поисковая: установление ассоциативных связей с иллюстрациями, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы;

Исследовательская: анализ 11 главы.

Беседа, викторина

Выучить фрагмент лирического отступления наизусть

57-58

Мертвые души» - поэма  о величии России. Мертвые и живые души. Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

2

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков; урок развития речи

Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

Подготовка к сочинению

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие  чичиковщина;

единство комического и лирического начал

Уметь выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать сочинение

Репродуктивная: осмысление тематики лирических отступлений, ответы на вопросы;

Продуктивная, творческая: сочинение-миниатюра «Кто же он?»; обсуждение оценки поэмы Белинским;

Поисковая: комментирование поэмы, установление ассоциативных связей с иллюстрациями;

Исследовательская: анализ художественного текста.

составление  опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений

Написать сочинение по поэме

59

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества.  «Бедность не порок».

1

Урок усвоения новых знаний

Начало творческого пути. Пьеса «Бедность не порок». Особенности сюжета.  История создания.

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев,

 Уметь характеризовать героев.

Рецептивная: чтение статьи учебника;

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов пьесы;

Исследовательская: анализ .

Эвристическая беседа. Чтение эпизодов.

Пересказ действия комедии

60

«Бедность не порок». Патриархальный мир на грани распада.

1

Урок усвоения новых знаний

Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Проявление этого распада в отношениях близких родственников. в отношениях, связанных с любовью и браком.

Знать содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев,

 Уметь характеризовать героев, пересказывать текст

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; комментирование текста пьесы.

Самостоятельная работа

Закончить самостоятельную творческую работу

61

Ф.М. Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи»

1

Урок усвоения новых знаний

Страницы жизни и творчества Достоевского. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.

Знать содержание, изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему; уметь характеризовать героев,

Рецептивная: чтение статьи учебника; чтение и полноценное восприятие текста;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов;

Поисковая: комментирование текста, установление ассоциативных связей с иллюстрациями;

Исследовательская: анализ художественного текста.

Комментированное чтение фрагментов повести

Пересказ сцены знакомства

62

«Белые ночи»: сюжет произведения, типы героев. Психологизм повести.

1

Комбинированный урок

Образ мечтателя. Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Психологические наблюдения. Развитие понятия о повести

Знать  традиции изображения «маленького» человека, проблемы повести; психологизм повести

Уметь  характеризовать героев, художественно пересказывать фрагменты повести

Репродуктивная: пересказ эпизода встречи;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение текста;

Исследовательская: анализ художественного текста.

Работа с текстом;

комментированное чтение, аналитическая беседа

Мини-сочинение «Главная идея повести

63

Л.Н.Толстой – создатель автобиографической трилогии. «Детство», «Отрочество», «Юность». Герой и рассказчик в повести.

1

Урок усвоения новых знаний

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Глава 5 «Правила». Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей  средой и собственными недостатками и его преодоление.

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения,   три периода жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Рецептивная: чтение статьи учебника; чтение и полноценное восприятие текста;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов;

Поисковая: комментирование текста, установление ассоциативных связей с иллюстрациями;

Исследовательская: анализ художественного текста.

Беседа, комментированное чтение

Прочитать главы «Университет», «Кутеж».

64

Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков;

Анализ главы 10. Результаты наблюдений Иртеньева над сокурсниками. Глава ХХХ1 «Comme il faut”. Классификация людей с позиции героя. Анализ глав «Университет», «Кутеж», «Ночные товарищи», «Я проваливаюсь». Нравственная борьба в душе Николая.

Знать  осознание героем собственной нравственной позиции

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы;

Поисковая: комментирование текста, установление ассоциативных связей с иллюстрациями;

Исследовательская: анализ художественного текста.

Эвристическая беседа.

Комментированное чтение

Составить план выступления «Нравственное развитие Иртеньева

65

Духовный конфликт героя с окружающей его средой, борьба с собственными недостатками.

1

Урок развития речи

Николенька Иртеньев – образ в значительной степени автобиографический. Символичность жизненных неудач героя. Влияние окружающих людей на формирование личности Николеньки.

Знать  осознание героем собственной нравственной позиции

Уметь характеризовать внутренний мир героя.

Беседа по планам, составленным дома.

Письменный ответ на вопрос

Мини-сочинение на заданную тему; сообщение о Чехове (презентация)

66

А.П.Чехов: этапы творческого пути. «Смерть чиновника», «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1

Урок усвоения новых знаний

А. П. Чехов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказов, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; выявлять авторскую позицию; давать характеристику героев.

Рецептивная: чтение статьи учебника; чтение и полноценное восприятие текста;

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая:

сообщение о Чехове (презентация);

Поисковая: комментирование текста, письменный ответ на вопрос.

Беседа, комментированное чтение

Письменный ответ на вопрос 7 учебника (стр 27)

67

Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?

1

Урок развития речи

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать  письменное сочинение

Продуктивная, творческая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; создание развернутого ответа на вопрос.

Работа над сочинением

Написать сочинение

Вспомнить изученные стихотворения Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

68

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров.

1

Урок внеклассного чтения

Стихотворения Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Главная особенность творчества этих поэтов – гражданский поэт, поэт мысли, поэт чувства и впечатления. Основные даты жизни поэтов.

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Уметь анализировать поэтические произведения

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение наизусть стихотворений;

Исследовательская: анализ стихотворений;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Беседа. Составление таблицы «Основные даты жизни поэтов»

Стихотворение - наизусть

69

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 века.

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие о романсе как музыкально-поэтическом жанре. Происхождение и эволюция романса. Романс –элегия. Человеческие драмы и судьбы в романсе.

Знать определение жанра «романс», происхождение и эволюцию романса

Уметь анализировать романс по плану

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение наизусть стихотворений;

Исследовательская: анализ стихотворений.

Беседа, анализ романса по алгоритму

Проанализировать письменно текст одного романса

Русская литература ХХ века (27 часов)

70

Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений.

1

Урок усвоения новых знаний

Поэтические и прозаические произведения. Литературные направления и группировки. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литературных направлений

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Исследовательская: сопоставление исторических событий ХХ века и их отражение в литературных произведениях; влияние этих событий на судьбы писателей.

конспектирование

Пересказ статьи учебника по плану

71

И.А.Бунин. Тематика цикла «Темные аллеи». Рассказ «Темные аллеи»

1

Урок усвоения новых знаний

Жизненный и творческий путь писателя.  История создания рассказа, влияние романа Л.Толстого «Воскресение»

 Знать о жизни и творчестве писателя, содержание рассказа «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

Рецептивная: чтение статьи учебника; чтение и полноценное восприятие текста;

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение;

Поисковая: комментированное чтение текста, письменный ответ на вопрос;

Исследовательская: анализ художественного текста.

Беседа, комментированное чтение

Устная характеристика героев рассказа

72

Рассказ «Темные аллеи». Нравственная проблематика рассказа.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Композиция.  Три основные части рассказа. Характеристика героев. Нравственная проблематика рассказа. Главная проблема.

Знать  композицию рассказа.

Уметь  анализировать произведение, формулировать главную проблему рассказа

Беседа, письменная творческая работа

Дописать творческую работу

73

Поэзия начала ХХ века: общая характеристика. Творчество А.А.Блока.

1

Урок усвоения новых знаний

 Поэзия Серебряного века : течение, группы, богатство стилей и тем. Творчество А.А.Блока. Понятие о символизме. Мировоззрение Блока. Судьба поэта. Анализ стихотворений  «О весна без конца и без краю…», «Ветер принес издалека…»

Знать особенности русской поэзии ХХ века; творчество А.Блока, основные факты биографии поэта

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений; осмысливание высказывания Ахматовой;

Исследовательская: анализ стихотворений.

Чтение и анализ стихотворений

Подготовить выразительное чтение стихотворений Блока

74

 Трагедия поэта в «страшном мире».

1

Внеклассное чтение

Стихотворения «Ушла. Но гиацинты ждали…», «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе…». Трагедия поэта в «страшном»  мире. «Как тяжело ходить среди людей…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Знать  особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»;  своеобразие лирических интонаций.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений; осмысливание высказывания Ахматовой;

Исследовательская: анализ стихотворений.

Чтение и анализ стихотворений

Выучить наизусть стихотворение

75

А.А.Ахматова: страницы биографии. Стихотворения о любви.

1

Урок усвоения новых знаний

Страницы биографии. Стихотворения о любви : «Дверь полуоткрыта…», «Сероглазый король», «Сказал, что у меня соперниц нет..», «Что ты бродишь неприкаянный..», Образ женщины. Стихотворения о поэзии: «Песня о песне», «Муза». Композиция. Предельная точность деталей.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Репродуктивная: чтение и пересказ статьи учебника;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

Поисковая: установление ассоциативных связей с художественными изображениями поэтессы;

Исследовательская: анализ стихотворений.

Чтение и анализ стихотворений

Выучить наизусть стихотворение

76

Стихи А.А.Ахматовой о судьбе России.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихотворения «Молитва», «Мне голос был. Он звал утешно…»,  «Не  с  теми  я,  кто  бросил  землю…». Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

Знать особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, понятия «литургия», «молитва».

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Прочитать отзывы об Ахматовой (учебник, стр131 -132)

77-78

М.И.Цветаева: страницы биографии. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».

2

Урок усвоения новых знаний

Страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о  любви, о жизни и смерти. «Красною кистью...», «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на

 меня похожий…», «Бабушке». Стихотворения, посвященные поэтам: «Имя твоё – птица в руке…», «О муза плача, прекраснейшая из муз!...». Стихотворения, посвященные Москве и России: «Москва! Какой огромный…», «Родина».

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Репродуктивная: чтение и пересказ статьи учебника;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

Поисковая: установление ассоциативных связей с художественными изображениями поэтессы;

Исследовательская: анализ стихотворений.

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Подготовить выразительное чтение стихотворений

79-80

В.В.Маяковский: страницы биографии. Стихотворения «А вы могли бы?..», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю».

2

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.

Маяковский о труде поэта. Гиперболы, развернутые эпитеты, неологизмы в стихотворениях поэта

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации; символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений; развернутый ответ на вопрос; осмысление высказывания Л.Гинзбург;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Исследовательская: анализ стихотворений

Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Послушайте!»

81-82

С.Есенин. Страницы биографии поэта. Стихотворения о Родине. Народно-песенная основа лирики Есенина.

2

Урок усвоения новых знаний

Слово о поэте. Стихотворения о Родине: «Вот уж вечер.Роса»,  «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…». Народно-песенная основа ( «Отговорила роща золотая…» , «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Разбуди меня завтра рано…». Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения, сквозные образы в лирике поэта.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Рецептивная: полноценное восприятие стихотворений поэта;

 Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера; чтение и пересказ статьи учебника;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Исследовательская: анализ стихотворений

Практикум: чтение и анализ стихотворений.

Выучить наизусть стихотворение; подготовиться к зачетной работе по русской лирике.

83

М.А.Булгаков: страницы биографии. «Собачье сердце».

1

 Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество писателя. Интерес к повести «Собачье сердце». Точность интонации  в повести.

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа.

Рецептивная: чтение статьи учебника;

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение;

Поисковая: комментированное чтение текста.

Беседа, комментированное чтение

Прочитать повесть до конца, пересказ эпизодов

84

Композиция повести «Собачье сердце».  Действующие лица и рассказчики. Проблематика повести.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Композиция повести. Соотношение сюжетных элементов. Роль зеркальных сцен. Проблематика повести. Сатира на общество шариковых и швондеров

Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины, прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

Репродуктивная;  пересказ эпизодов повести;

Продуктивная, творческая:

составление сравнительной характеристики;

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы;

Исследовательская: анализ текста повести.

Эвристическая беседа. Групповая исследовательская работа

Художественный пересказ фрагмента повести

85

А.Т.Твардовский: страницы биографии. Стихотворения о Родине и природе.

1

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество писателя. Стихотворения о Родине и природе: «Урожай», «Весенние строчки», «Матери», «Станция Починок». Использование метафор, олицетворений, эпитетов. Тема малой родины.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Рецептивная: чтение статьи учебника;

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусств;

Исследовательская: анализ стихотворений;

Практикум: чтение и анализ стихотворений.

Выразительно читать «Я убит подо Ржевом».

86

Темы бессмертия, воинского подвига, ответственности оставшихся  в живых за судьбу страны в лирике А.Т.Твардовского.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Время создания стихотворения «Я убит подо Ржевом», его герой, размер стиха, рифмовка. Тематические и художественные особенности стихотворения. Темы и содержание частей. Обучение конспектированию учебной статьи

Знать тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Чтение и анализ стихотворений , конспектирование

конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…»

87

М.А. Шолохов: страницы биографии. Рассказ «Судьба человека».

1

Урок усвоения новых знаний

Страницы жизни писателя. Выразительное чтение рассказа «Судьба человека»

Знать факты биографии писателя.

Уметь внимательно слушать и запоминать основные положения лекции учителя; выразительно читать

Рецептивная: чтение статьи учебника; чтение зачина рассказа;

Репродуктивная;  осмысления сюжета произведения;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение;

Исследовательская: анализ текста.

Выразительное чтение текста

Дочитать рассказ до конца

88

Рассказ «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.  Образ главного героя . Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека». Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Художественные особенности произведения; автор и рассказчик; роль пейзажей и портретных зарисовок.

Знать  реалистическая типизация, образ автора-повествователя; особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать главного героя; выразительно читать текст.

Рецептивная: чтение эпизода;

Репродуктивная: пересказ;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение;

Поисковая: установление ассоциативных связей с с кинофрагментом; комментированное чтение художественного текста.

Беседа; комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа

Художественный пересказ фрагмента рассказа

89

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Проблема внешней и внутренней красоты в стихотворениях поэта.

1

Урок усвоения новых знаний

Страницы жизни и творчества. Проблема внешней и внутренней красоты в стихотворениях «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса».

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений;  их философский характер; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

Исследовательская: анализ стихотворений;

чтение и анализ стихотворений.

Выразительное чтение стихотворения

90

Человек и природа в стихотворениях Н.А.Заболоцкого.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Человек и природа в стихотворениях Н.А.Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…», «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»

Знать тематику стихотворений;  их философский характер; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

чтение и анализ стихотворений.

Выучить наизусть стихотворение

91

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор».

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Чувства рассказчика. Тема праведничества в рассказе

Знать  жизненный путь писателя,  автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

Рецептивная: чтение статьи учебника; чтение текста;

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

Поисковая: комментированное чтение текста;

Исследовательская: анализ текста.

Заполнение таблицы, исследовательская работа с текстом

Составить план рассказа о жизни Матрены

92

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Исследование главных черт образа героини. Характеристика образа Матрены.  Трагизм судьбы Матрены. Новое содержание понятия «праведник».

Знать текст произведения, понятие «праведничество», понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи

Уметь объяснять нравственный смысл рассказа-притчи, поднятые писателем проблемы; характеризовать героиню.

Репродуктивная: пересказ «Судьба Матрены»;

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы;

Исследовательская: анализ текста.

Беседа, заполнение таблицы

Письменный ответ на вопрос; подготовиться к контрольной работе

93

Контрольная работа по русской прозе ХХ века. 

1

Урок контроля

Контрольная работа, включающая вопросы по изученным произведениям: назвать автора и жанр данных строк; о каких героях идет речь в данном отрывке; смысл названия произведения.

Знать содержание изученных произведений.

Уметь анализировать произведение русской прозы ХХ века.

Продуктивная, творческая: письменные ответы на проблемные вопросы;

Поисковая: систематизация материалов в соответствии с заданной темой;

Исследовательская: анализ текста.

Контрольная работа

Вопросы учебника

94

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака

1

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество поэта. Вечность и современность в стихах о природе и любви: «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Философская глубина лирики Пастернака

Основные мотивы в ранней и поздней лирике.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

Поисковая: комментарий стихотворения.

Запись основных положений рассказа учителя, работа над таблиц Выразительное чтение стихотворений и их анализ ей.

Выучить наизусть стихотворение

95

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

1

Урок контроля

Конкурс на лучшее чтение стихотворений

Знать наизусть стихотворения поэтов ХХ века.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение русской лирики ХХ века.

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

Исследовательская: анализ текста.

Выразительное чтение стихотворений; письменная работа

Читать трагедию У.Шекспир «Гамлет»; рассказ о своей любимой песне на стихи русских поэтов ХХ

96

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ  веков

1

Урок внеклассного чтения

Краткая информация о жизни и творчестве поэтов.  Песни и романсы  в аудиозаписи.

Знать  отличительные признаки жанра романс.

Уметь анализировать романс

Репродуктивная;  ответы на вопросы репродуктивного характера;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение наизусть стихотворений;

Исследовательская: анализ стихотворений.

Прослушивание и анализ романсов

Подготовить выразительное чтение сцен из трагедии «Гамлет»

Из зарубежной литературы (7 часов).

97

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты»)

1

Урок усвоения новых знаний

Жизнь Данте. Композиция поэмы «Божественная комедия» Устройство ада и чистилища. Устройство рая. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

Иметь представление о творчестве Данте,  о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

Рецептивная: полноценное восприятие текста;

Репродуктивная;  ответы на репродуктивные вопросы;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение;

Поисковая: комментированное чтение.

Чтение и обсуждение фрагментов поэмы

Сравнить поэму «Божественная комедия» с поэмой Гоголя «Мертвые души»

98

У.Шекспир. Слово о поэте и драматурге. Гуманизм эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.)

1

Урок усвоения новых знаний

Характеристика эпохи Возрождения.  Понятие гуманизма. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Диалог Гамлета с призраком. Схватка между Гамлетом и Лаэртом,  гибель героев.

Знать основные факты из жизни Шекспира, характеристику гуманизма эпохи Возрождения содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. 

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Рецептивная: чтение статьи учебника, монологов Гамлета;

Репродуктивная;  ответы на репродуктивные вопросы;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение;

Исследовательская: анализ текста.

Комментированное чтение отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2).

Составить рассказ об отношениях Офелии и Гамлета (найти сцены об Офелии)

99

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1

Урок внеклассного чтения

Сцены, рассказывающие об отношениях Гамлета и Офелии. Трагизм их любви. Одиночество Гамлета в его конфликте с «расшатавшимся» веком. Вечный образ мировой литературы

Знать  содержание трагедии «Гамлет»; понятие «трагедия как драматический жанр».

Уметь  выразительно читать, анализировать и делать выводы.

Беседа. Комментированное чтение отдельных сцен трагедии

Подготовить сообщение  о жизни и творчестве И.-В.Гёте.

100-101

И.-В.Гете. Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Трагизм любви Фауста и Гретхен. . Противостояние добра и зла

2

Урок усвоения новых знаний

Биография Гёте и его эпоха. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. «Фауст» 1 часть. Противостояние добра и зла -  Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь выразительно читать,  раскрывать мотивы поступков героев

Рецептивная: чтение отдельных сцен;

Репродуктивная: осмысление сюжета произведения по вопросам и заданиям;

Продуктивная, творческая: сообщение о Гёте с краткой творческой историей трагедии.

Беседа. Комментированное чтение отдельных сцен трагедии

Выразительное чтение по ролям. Подготовиться к итоговой контрольной работе.

Подготовить презентацию на одну из предложенных тем.

102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения

1

Урок контроля и систематизации ЗУН

Задания на знание содержания изученных литературных произведений. Задания для проверки уровня усвоения теоретико-литературных понятий. Рекомендации для летнего чтения

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Продуктивная, творческая: подготовка проекта и его защита;

Исследовательская: анализ источников, сбор необходимой информации, обсуждение способов оформление конечного результата.

Выполнение контрольных заданий

Список книг для чтения летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....