Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме
Поурочно-тематическое планирование по литературе (учебник М. Разумовской 5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_novaya_lit_5.docx | 103.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе
5 класс (102 часа).
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Содержание образования. Внутрипредметные и межпредметные связи. | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
Освоение предметных знаний | Виды учебной деятельности | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Введение (1 час). | |||||||||
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Роль книги в жизни человека. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга художественная и учебная. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Словарная работа. | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии. Уметь создавать связной текст на необходимую тему. | Рецептивная : чтение вводной статьи учебника; репродуктивная: пересказ научного текста статьи учебника; ответы на вопросы; продуктивная творческая: составление плана статьи, работа со словарями. | Рассказ, работа с книгой, опор-ные записи | Пересказ статьи по плану | |
Устное народное творчество (8 часов). | |||||||||
2 | Малые жанры фольклора. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Коллективность творческого процесса в фольклоре. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Малые жанры фольклора. Словарная работа. | Знать знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Уметь пересказывать учебную статью по плану | Рецептивная : чтение статьи учебника; репродуктивная ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная творческая: создание собственного высказывания; наблюдение над поэтикой малых жанров | Беседа. Пересказ статьи учебника | Записать в тетрадь 5 загадок | |
3-4 | Сказка - вид народной прозы. Волшебная сказка "Царевна-лягушка". Художественный мир сказки. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Сказка как вид народной прозы. Жанровые особенности, виды сказок; традиционные персонажи волшебных сказок, присказки -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки);мастерство сказителей. Народная мудрость сказок. Иллюстрации. | Знать: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки Уметь: отличать виды сказок, определять характерные для сказок обороты речи; использовать при сказывании сказок | Рецептивная : чтение статьи учебника; сказки; репродуктивная ответы на вопросы репродуктивного характера; сказывание сказок; выборочный пересказ эпизодов; работа с кратким словарем литературоведческих терминов.; продуктивная творческая: устное словесное рисование; поисковая: сопоставление текстов с иллюстрациями. | Комментированное чтение. Ответы на вопросы Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова | Пересказ эпизода. Сказывание сказки с использованием сказочных собенностей | |
5-6 | "Иван -крестьянский сын и чудо-юдо "- волшебная сказка героического содержания. Образ главного героя. | 2 | Комбинированный урок. | Смысл названия сказки. Черты характера Ивана. Образ родной земли в сказке. Фантастика в волшебной сказке. Иллюстрации. | Знать: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки Уметь: уметь пересказывать сцены и эпизоды выделять смысловые части художественного текста, выразительно читать текст; давать характеристику героев, строить рассказ о герое, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию | Рецептивная : чтение сказки; репродуктивная ответы на вопросы репродуктивного характера; сказывание сказки; выборочный пересказ эпизодов ;работа с кратким словарем литературоведческих терминов.; продуктивная творческая: устное словесное рисование; поисковая: сопоставление текстов с иллюстрациями. | беседа, художественный пересказ, комментированное чтение | Подготовить рассказ об Иване | |
7 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Народные представления о справедливости в сказках о животных. Отличие сказок о животных от волшебных и сходство с ними. Иносказательный смысл сказки. Иллюстрации. | Знать жанровые особенности сказки о животных, Уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) от волшебной | Репродуктивная: осмысление сюжета сказок; ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям; исследовательская: сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками. | Беседа, выразительное чтение, ответы на проблемные вопросы | Подготовить выразительное чтение сказки по ролям | |
8 | Бытовые сказки. Сказка «Солдатская шинель». | 1 | Комбинированный урок. | Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных. Русские сказочники. Художники, иллюстрирующие русские сказки. Иллюстрации. | Знать иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа);.русских сказочников. | Репродуктивная: осмысление сюжета сказок; ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям; исследовательская: сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками. | Беседа. Выразительное чтение, работа с иллюстрациями | Подготовить пересказ любимой народной сказки. Презентация. | |
9 | Внеклассное чтение. Мои любимые русские народные сказки. | 1 | Урок внеклассного чтения | Сказка как вид народной прозы. Русские сказочники. Секреты мастерства. Народная мудрость сказок. | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки Уметь применять характерные для сказок обороты речи; использовать при сказывании сказок; выразительно читать | продуктивная творческая: художественное сказывание сказок; устное словесное рисование; устный рассказ о сказочниках, собирателях сказок. | Художественный пересказ; выразительное чтение Презентация. | Пересказ сказки по иллюстрациям | |
Из древнерусской литературы (2 часа). | |||||||||
10-11 | Понятие о древнерусской литературе. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича". | 2 | Урок усвоения новых знаний | Возникновение русской литературы. Жанры древнерусской литературы; черты русских летописей; нравственные аспекты летописи. Словарная работа, репродукции. | Знать жанры древнерусской литературы; историю возникновения древнерусской литературы. Уметь коротко передавать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям) | Рецептивная : чтение статьи учебника; чтение художественного текста и его полноценное восприятие; Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям, составление цитатного плана; поисковая: сопоставление текста с репродукцией картин А.Иванова. | Составление плана учебной статьи; беседа; комментированное чтение; составление рассказа по картине | Выразительно читать летописный рассказ; задания к рубрике «Обогащаем устную речь» | |
Из русской литературы 18 века (1 час). | |||||||||
12 | Из русской литературы 18 века. М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение "Случились вместе два Астронома в пиру…" | 1 | Урок усвоения новых знаний | М.В.Ломоносов. Детство, годы учения и литературная деятельность. Юмористическое стихотворение. Роды и жанры литературы. Словарная работа. | Знать биографию поэта; определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры. Уметь объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно. | Рецептивная : чтение статьи учебника; Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворения. | Исследовательская работа по тексту. выразительное чтение стихотворения | Подготовить чтение басен И.И.Дмитриева, И.И.Хемницера | |
Из русской литературы 19 века (49 часов). | |||||||||
13 | Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жанр басни. Истоки басенного жанра. Русские басни. Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка. Словарная работа. Иллюстрации. | Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра Уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки | Рецептивная : чтение статьи учебника; продуктивная творческая: выступление с сообщениями о баснописце; чтение по ролям басен; исследовательская: сравнение басни и сказки. | Беседа, чтение по ролям | Подготовить рассказ об И.А.Крылове (задание 2, стр 58) | |
14 | Басенное творчество И.А.Крылова. Басня "Волк на псарне". | 1 | Комбинированный урок | История басни. Характеры героев. Обличение человеческих пороков в басне. Словарная работа. Иллюстрации. | Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни Уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего | Рецептивная : чтение басни и её полноценное восприятие; ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Работа над текстом Комментированное чтение | Задание 3 стр 61 | |
15 | И.А.Крылов. Басня "Свинья под Дубом". | 1 | Комбинированный урок | Образы животных и их роль в басне. Обличение человеческих пороков. Аллегория Способы выражения морали. Словарная работа. Иллюстрации. | Знать языковое своеобразие басен Крылова, мораль басни. Уметь находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. | Рецептивная : чтение басни; ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям; устное словесное рисование; инсценирование; поисковая: комментированное чтение ; сопоставление с иллюстрациями; исследовательская: анализ текста | Инсценированное чтение; сопоставление с иллю-страцией; аннализ текста | Нарисовать иллюстрацию к басне | |
16 | И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица". | 1 | Комбинированный урок | Образы животных и их роль в басне. Обличение человеческих пороков. Аллегория Способы выражения морали. Словарная работа. Иллюстрации. | Знать языковое своеобразие басен Крылова, мораль басни. Уметь находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи | Рецептивная : чтение басни; ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям; устное словесное рисование; инсценирование; поисковая: комментированное чтение ; сопоставление с иллюстрациями; исследовательская: анализ текста; сопоставление с басней Эзопа «Ворон и Лисица» | Инсценированное чтение; сопоставление с иллю-страцией; аннализ текста | Подготовить выразительное чтение басни наизусть | |
17 | Итоговый урок по басням И.А.Крылова. | 1 | Урок развития речи | Художественные особенности басен. Басня не только как эпический, но и сатирический жанр. Басни Крылова о войне 1812 года. | Знать языковое своеобразие басен Крылова, мораль басни. Уметь находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; выразительно читать басни. | продуктивная творческая: выразительное чтение любимых басен; инсценирование, презентация иллюстраций; исследовательская: сопоставление басен Крылова и произведений других баснописцев. | Выразительное чтение басен | Задание 5 стр 65 | |
18-19 | В.А.Жуковский. Сказка "Спящая царевна". Черты литературной и народной сказки в произведении В.А.Жуковского "Спящая царевна". | 2 | Урок усвоения новых знаний | Слово о поэте. История создания сказки. Черты народной сказки. Сюжет и герои. Литературная сказка и сказка фольклорная. Словарная работа. Иллюстрации. | Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; сюжет и героев литературной сказки; понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки; выявлять общее и отличительное | Рецептивная : чтение статьи о поэте, сказки, восприятие художественного произведения; Репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление сказки народной и литературной | Беседа. Беседа, работа с книгой, иллюстрации. Выразительное чтение. | Задание 6 стр 80 учебник | |
20 | Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада "Кубок". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о балладе. История создания баллады «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. Словарная работа. Сопоставление с балладой Ф.Шиллера «Водолаз». | Знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям; уметь выразительно читать балладу | Рецептивная : чтение баллады, восприятие художественного произведения; Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям, выразительное чтение | Рассказ, беседа, проблемные вопросы выразительное чтение баллады,задания, | Задание 4 стр 86 | |
21 | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение "Няне". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Слово о поэте. Стихотворение «Няне». Образ няни в стихотворении. Роль сравнений, эпитетов, метафор. | Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы | Рецептивная : чтение статьи о поэте, чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; творческая: выразительное чтение стихотворения «Няне»; устное словесное рисование | выразительное чтение, устное словесное рисование | Создать иллюстрацию к стихотворению | |
22 | Пролог к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" - собирательная картина народных сказок. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению. Юмор и фантастика. . Роль сравнений, эпитетов, метафор. | Знать поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила» Уметь: определять роль пролога в поэме и понимать идею произведения. | Рецептивная : чтение эпизодов, восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; продуктивная творческая: устное словесное рисование; выразительное чтение; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование | «У лукоморья…» - наизусть | |
23 | А.С.Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Истоки рождения сюжета. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке. Фольклорные традиции в сказке. Авторская позиция. Сказка А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Иллюстрации. Словарная работа. Иллюстрации. | Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев; делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому. | Рецептивная : чтение эпизодов, восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; продуктивная творческая: устное словесное рисование; выразительное чтение; сравнительная характеристика героев; защита иллюстраций; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление сказок со сходным сюжетом | Выразительное чтение; словарная работа | Отрывок выучить наизусть | |
24 | "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Выборочный пересказ эпизодов | Художественный пересказ эпизода «Спасение царевны» | ||||
25 | "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Царица и царевна. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы | Подготовить связный рассказ «Что помогло Елисею в поиске невесты?» | ||||
26 | Поэтичность и музыкальность "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях". | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Аналитическая беседа. Чтение по ролям | Сочинение «Две красавицы» ( по сказкам Жуковского и Пушкина). | ||||
27 | Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь. | 1 | Урок развития речи | Стихи и проза. Стихотворная речь и её признаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, строфа. Способы рифмовки. Словарная работа. | Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью | Рецептивная : чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение; | Аналитическая беседа. Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме) | Подготовиться к уроку внеклассного чтения | |
28 | Мои любимые сказки А.С,Пушкина. | 1 | Урок внеклассного чтения | Особенности изображения природы и душевных движений действующих лиц в лирических произведениях Пушкина. Основная идея и мораль сказок. Иллюстрации к сказкам Пушкина. Роль русской литературной сказки в развитии литературы. | Владеть знаниями , умениями и навыками по изученному разделу Использовать приобретенные знания для создания собственных сказок | Рецептивная : чтение эпизодов, восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; продуктивная творческая: устное словесное рисование; выразительное чтение; сравнительная характеристика героев; защита иллюстраций; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; | Художественный пересказ сказки; работа с иллюстрациями; создание собственной сказки | Пересказ учебной статьи стр 114 | |
29-31 | Русская литературная сказка. А.Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители". Г | 3 | Урок усвоения новых знаний | Роль русской литературной сказки в развитии литературы. Слово о писателе Антонии Погорельском. Главный герой сказки, его положительные и отрицательные черты характера. | Знать факты биографии писателя; содержание произведения. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; создавать иллюстрации к сказке | Рецептивная : чтение эпизодов, восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; продуктивная творческая: устное словесное рисование; выразительное чтение; сравнительная характеристика героев; пересказ текста от имени действующего лица; защита иллюстраций; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Беседа, ответы на прблемные вопросы.. Чтение с комментарием. Выборочный пересказ. | Художественный пересказ фрагментапересказ событий от лица Алеши; создать иллюстрацию к сказке | |
32 | Пересказ эпизода от лица героя. | 1 | Урок развития речи | Главный герой сказки, его положительные и отрицательные черты характера. Приемы пересказа текста от имени действующего лица | Знать содержание произведения. Уметь выразительно читать, пересказывать текст от имени действующего лица; анализировать текст; создавать иллюстрации к сказке | Беседа, ответы на прблемные вопросы.; художественный пересказ | пересказ эпизода от лица Алеши; | ||
33-34 | В.М.Гаршин.Сказка "Attalea princeps". | 2 | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество писателя, особенности языка и стиля. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Словарная работа. Иллюстрации. | Знать факты биография писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки Уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц, роль описания; устанавливать связь между прочитанным и изображением художника | Рецептивная : чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение; поисковая: установление ассоциативных связей с иллюстрациями. | Исследовательская работа по тексту (коллективная) Групповая (выразительное чтение диалогов) | Вопросы и задания по учебнику.Подготовить пересказ событий от лица «маленькой, вялой травки». | |
35- 36 | М.Ю.Лермонтов. "Бородино". История создания, особенности повествования. М.Ю.Лермонтов. "Бородино".Композиция и идейное содержание. | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Детство и начало литературной деятельности поэта; интерес к истории России. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Развитие понятий «монолог, диалог, строфа, эпитет, метафора, сравнение, звукопись». Словарная работа. Иллюстрации. Война 1812 года, Бородинское сражение. | Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог | Рецептивная : чтение статьи о поэте, чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение; устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с иллюстрациями. | Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование | Составить план рассказа по статье учебника.Пересказ по плану | |
Словарная работа; письменный ответ на проблемный вопрос | Выучить наизусть отрывок из стихотворения | ||||||||
37-38 | Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Заколдованное место". | 2 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести «Заколдованное место». Отражение народных обычаев. Словарная работа. Репродукции. | Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения | Рецептивная : чтение статьи о писателе, чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: пересказ легенд, преданий, краткий пересказ содержания повести; ответы на вопросы; составление плана повести; поисковая: установление ассоциативных связей с иллюстрациями; продуктивная творческая: чтение по ролям; инсценирование; исследовательская: анализ языка повести. | Беседа. Составление рассказа о Гоголе. Комментированное чтение сказки | Пересказ фрагмента повести | |
39 | Н.В.Гоголь."Заколдованное место". Реальное и фантастическое в повести. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Поэтизация народной жизни в повести. Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного, комического и лирического в повести. Понятие о фантастике. Словарная работа. Репродукции. Повествование. | Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное | Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта» | Полготовить пересказ эпизода от лица деда | ||
40 | Н.В.Гоголь."Заколдованное место". Роль художественных средств. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Инсценирование эпизодов | Подготовить презентацию других повестей из сборника | ||||
41-42 | Н.А.Некрасов. Начало литературной деятельности. "На Волге". | 2 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Развитие представление об эпитете. Картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». | Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» | Рецептивная : чтение статьи о писателе, чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); продуктивная творческая: выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; презентация; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Беседа, выразительное чтение | Выучить отрывок наизусть. Письменный ответ на вопрос «Что печалит и возмущает поэта?» | |
43 | Н.А.Некрасов. "Мороз, Красный нос". | 1 | Урок развития речи | Поэтический образ русской женщины. Развитие представление об эпитете. Рифмовка, используемая поэтом. Обучение выразительному чтению Словарная работа. Иллюстрации.. | Знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки; уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм; уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; находить эпитеты, сравнения | Рецептивная : чтение статьи о писателе, чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); продуктивная творческая: выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Беседа выразительное чтение, ответы на вопросы | Выучить отрывок наизусть; прочитать самостоятельно «Крестьянские дети…» | |
44 | Н.А.Некрасов. "Крестьянские дети". | 1 | Урок внеклассного чтения | Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Речевая характеристика персонажей. Словарная работа. Иллюстрации.. | Знать содержание стихотворения; уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями | репродуктивная: осмысление характеров героев; (ответы на вопросы); ); продуктивная творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Чтение по ролям; словарная работа | Выучить отрывок наизусть | |
45 | И.С.Тургенев. Рассказ "Муму". История создания рассказа. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Реальная основа рассказа «Муму». Изображение быта и нравов крепостной России..Герои рассказа. Иллюстрации. Словарная работа. Исторический комментарий «Крепостное право, жизнь дворовых людей». | Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа; уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников | Рецептивная : чтение статьи о писателе, чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; выборочный пересказ; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Составление цитатного плана рассказа. Комментированное чтение. Беседа | Подготовить рассказ о Тургеневе по плану | |
46 | Герасим в доме барыни. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Духовные и нравственные качества Герасима. Нравственное превосходство Герасима над окружением. Литературный герой (начальные представления). Словарная работа : приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый. Иллюстрации.. | Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя | репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; исследовательская: сопоставление главного героя с другими персонажами, анализ эпизода, сопоставление текста рассказа с иллюстрациями, выявление в них общего и своеобразного. | Выразительное чтение диалогов; беседа | Пересказ эпизода «Муму в доме барыни» | |
47 | Герасим и Татьяна. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | История Татьяны, любовь Герасима к Татьяне. Характеристика Татьяны. Духовные и нравственные качества Герасима. Нравственное превосходство Герасима над окружением. Литературный герой (начальные представления) Иллюстрации.. | Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя | Работа с текстом, беседа, проблемные задачи | Составить характеристику Герасима | ||
48 | Герасим и Муму. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Характеристика Капитона, барыни. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное преображение героя. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму. Иллюстрации.. | Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания Герасима; уметь строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя, объяснить отношение Тургенева к Герасиму | репродуктивная: осмысление изображенных в рассказе событий, выборочный пересказ; продуктивная творческая: характеристика героев; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Работа с текстом, беседа, проблемные задачи | Пересказ сцены спасения Муму. Озвучить внутренний монолог Герасима | |
49 | Богатырский поступок. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа с текстом, беседа, проблемные задачи | Письменный ответ на вопрос «Как изменила Герасима гибель Муму?» | ||||
50 | Лирика А.А.Фета. Стихотворения "Чудная картина…", "Весенний дождь", "Задрожали листы…" | 1 | Урок развития речи | Краткий рассказ о поэте. Природа и человек в стихотворениях "Чудная картина…", "Весенний дождь", "Задрожали листы…" Воплощение красоты жизни. Роль пейзажа как средства создания настроения; содержание понятия “лирический герой. Обучение выразительному чтению. Репродукции. П.И.Чайковский «Времена года». | Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. | Рецептивная : чтение статьи учебника; стихотворений и полноценное их восприятие; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки. | Беседа, самостоятельная работа | Выучить стихотворение наизусть | |
51 | Л.Н.Толстой. Рассказ "Кавказский пленник" как протест против национальной вражды. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. История создания рассказа «Солдатский пленник». Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру. Историческая справка о Кавказской войне. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого | Рецептивная : чтение статьи о писателе, чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих одному жанру. поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование текста, наблюдение над языком рассказа. | Работа со статьей учебника, с текстом произведениябеседа, проблемные задачи | Художественный пересказ эпизода | |
52 | Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и горцы. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Изображение в рассказе нравов и обычаев горцев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. Словарная работа. Иллюстрации.. | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику; характеризовать героев произведения | Работа с текстом, чтение по ролям, беседа, проблемные задачи | Составить сравнительную характеристику героев | ||
53 | Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Костылин. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. Словарная работа. Работа с Толковым словарем. Иллюстрации.. | Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка); уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя | продуктивная творческая: художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав3-6; исследовательская: сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей. | Практикум. Пересказ и анализ эпизодов. | Художественный пересказ «Жизнь Жилина и Костылина в плену» | |
54 | Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник". Тема дружбы в рассказе. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру. Словарная работа. Иллюстрации.. | Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости) | репродуктивная: выборочный пересказ; продуктивная творческая: устное словесное рисование, характеристика героя, устные сообщения; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, устные сообщения; комментированное чтение | Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат | |
55 | Под страхом смерти. Сравнительная характеристика. «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1 | Урок развития речи | Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами. Сравнительная характеристика героев. План (простой, сложный), работа с Толковым словарем. | Знать основные нормы русского литературного языка, Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения; работать над типом речи «рассуждение», над композицией сочинения. Понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости) | репродуктивная: выборочный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная творческая: устное словесное рисование, характеристика героя, | Письменная работа над сочинением | Дописать сочинение | |
56 | А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. | Знать жизненный путь и творчество писателя; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации | Рецептивная : чтение статьи о писателе, чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям; поисковая: установление ассоциативных связей с иллюстрацией | Тестированиебеседа по тексту учебной статьи; составление плана | Подготовить рассказ о писателе | |
57 | А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия". Чтение по ролям. | 1 | Урок развития речи | Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе. Обучение выразительному чтению. Иллюстрации. | знать содержание прочитанного произведения. отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова. Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. | продуктивная творческая: выразительное чтение, инсценированное чтение; устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста, исследовательская: анализ художественного текста. | Беседа, групповой анализ эпизодов | Подготовиться к уроку внеклассного чтения Подготовить иллюстрации к рассказа Чехова | |
58 | Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | Урок внеклассного чтения | Особенности юмористических рассказов А.Чехова. Приемы создания комического в рассказах Чехова. | Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи | Рецептивная : чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; продуктивная творческая: выразительное чтение, инсценированное чтение; устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста, защита иллюстраций; исследовательская: анализ художественного текста. | Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование | Подготовить презентацию о руссках поэтах 19 века | |
59-61 | Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе. | 3 | Уроки усвоения новых знаний; развития речи | Слово о русских поэтах и природе. Духовное родство со своей землей. Картины родной природы в стихотворениях Ф.Тютчева, А.Плещеева, И.Никитина, А.Майкова, И.Сурикова. Художественно-изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры). Репродукции. П.И.Чайковский «Времена года». | Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать. | Рецептивная: чтение стихотворений и полноценное их восприятие; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки. | Выразительное чтение стихотворений, анализ, устные и письменные рассказа | Выучить наизусть стихотворения (на выбор); читать выразительно; подготовиться к уроку внеклассного чтения | |
Из литературы ХХ века (26 часов). | |||||||||
62 | И.А.Бунин. "Косцы". | 1 | Урок внеклассного чтения. | Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Человек и природа в рассказе. Иллюстрации. | Знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»; понимать авторское отношение к описываемым событиям; уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне | Рецептивная : чтение статьи о писателе, чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ о текста. | Комментированное чтение, беседа | Составить рассказ по репродукции ( стр 10, задание 4) | |
63 | В.Г.Короленко. "В дурном обществе". Главы 1 и 2. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сведения о биографии В.Г.Короленко. События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце». История: нищета и страдания бедных людей в дореволюционной России. Рисунки, иллюстрации. | Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества | Рецептивная : чтение статьи о писателе, репродуктивная: рассказ о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; продуктивная творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Комментированное чтение, беседа, устное словесное рисование, пересказ | Подготовить рассказ о писателе | |
64 | "В дурном обществе". Взаимоотношения отца, сына, дочери в повести. | 1 | Комбинированный урок | Художественный пересказ эпизода | |||||
65 | "В дурном обществе". Новые знакомые Васи. | 1 | Комбинированный урок | Две семьи. Жизнь среде серых камней. Сближение Васи с детьми подземелья, их роль в жизни мальчика. Серый камень – символический образ мира, беспощадного к людям. Образ Тыбурция. Особенности портрета и пейзажа в повести, композиция. Иллюстрации. | Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения | продуктивная творческая: выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей; исследовательская: сопоставительный анализ образов героев. | Работа с текстом; комментированное чтение, аналитическая беседа | Подготовить сравнительную характеристику героев повести | |
66 | "В дурном обществе". Тыбурций Драб - замечательная личность. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков; | Беседа, комментированное чтение | Составить план пересказа повести | ||||
67 | Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | 1 | Урок развития речи | Обсуждение темы сочинения, определение идеи, подбор материала, составление плана, редактирование сочинения. | Знать: основные нормы русского литературного языка, Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | продуктивная творческая: составление плана, создание письменных высказываний; исследовательская: анализ эпизодов. | Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики | Дописать сочинениеПодготовить рассказ о С.Есенине | |
68 | Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.А.Есенина "Я покинул родимый дом…"и "Низкий дом с голубыми ставнями…" | 1 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы. Своеобразие языка Есенинской лирики. | Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения | Рецептивная : чтение статьи о поэте, чтение стихотворений; их восприятие; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение. | Выразительное чтение, беседа | Выучить стихотворение наизусть | |
69 | П.П.Бажов. "Медной горы Хозяйка". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Отражение в сказе П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» народных представлений о положительном герое. Образ Степана. Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка. Иллюстрации. | Знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа; уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать | Рецептивная : чтение статьи о писателе, чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; характеристика героя, устные сообщения; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ о текста. | Беседа, комментированное чтение | Пересказ эпизода | |
70 | Образы героев сказа П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка". | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков; | Знать язык сказа; уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану, другим героям произведения | Комментированное чтение, аналитический пересказ | Нарисовать иллюстрацию к сказке | |||
71 | К.Г.Паустовский. "Теплый хлеб". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Природа и человек в рассказе «Теплый хлеб». Сказочные и реальные мотивы, народная мудрость и народная мораль в сказке. Словарная работа. | Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки; отличие народной сказки от литературной уметь объяснять смысл названия сказки; отличать народную сказку от литературной | Рецептивная : чтение статьи о писателе, чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; краткий пересказ; продуктивная творческая: устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста | Работа с текстом произведениявыразительное чтение. | Художественный пересказ эпизода | |
72 | "Теплый хлеб"- сказка о труде и взаимной выручке. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков; | Задание 7 стр 78 | |||||
73 | К.Г.Паустовский. "Заячьи лапы". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Природа и человек в рассказе. Словарная работа. | Знать сюжет рассказа; понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе; находить эпитеты и сравнения в сказке, анализировать текст | Рецептивная : выборочное чтение рассказа, его восприятие; репродуктивная: краткий пересказ; продуктивная творческая: устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста | Выразительное чтение, устное словесное рисование | Задание 6 стр 84 | |
74-75 | С.Я.Маршак. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев". Положительные и отрицательные герои. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Своеобразие пьесы-сказки. Драма как род литературы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе. Словарная работа. | Знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки); уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение; характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, | Рецептивная : чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; репродуктивная: осмысление сюжета сказки; ответы на вопросы; продуктивная творческая устное словесное рисование; чтение по ролям; исследовательская: сопоставление художественных текстов (легенды и сказки). | Чтение по ролям, устное словесное рисование | Прочитать картину «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами | |
76 | Инсценированное чтение пьесы-сказки "Двенадцать месяцев". | 1 | Урок развития речи | Обучение выразительному чтению. Инсценированное чтение пьесы-сказки | Знать роды и жанры литературы; уметь выразительно читать пьесу по ролям, отвечать на вопросы | репродуктивная: осмысление сюжета сказки; продуктивная творческая инсценирование; устное словесное рисование; чтение по ролям; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, исследовательская: анализ о текста. | Беседа, чтение по ролям | Подготовить сообщение об А.Платонове | |
77 | А.П.Платонов. "Никита". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Тема рассказа «Никита». Мир глазами ребенка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика. Иллюстрации. | Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души | Рецептивная : чтение статьи о писателе; репродуктивная: художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; поисковая: комментирование эпизода, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; | Составление плана рассказа о главном герое. | Подготовить пересказ по плану | |
78 | В.П.Астафьев. "Васюткино озеро". Сюжет и композиция рассказа "Васюткино озеро". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Слово об В.П.Астафьеве. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». Поэзия детства и поэзия природы в рассказе. Сюжет и композиция рассказа. Словарная работа. Иллюстрации. | Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы | Рецептивная : чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы; продуктивная , творческая: чтение по ролям; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; | Беседа, работа с текстом | Подготовить рассказ о писателе. | |
79 | Герой рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро". | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и | Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Образность и выразительность описания природы. Словарная работа. Иллюстрации. | Понимать отношение Васютки к окружающему миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки) | репродуктивная: осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; продуктивная , творческая: устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста, | Чтение эпизодов. Сопоставление эпизодов. Пересказ. | Пересказ эпизода «Как Васютка заблудился» | |
80 | Человек и природа в рассказе "Васюткино озеро". | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и | Задание 11 стр 145 | |||||
81 | Сочинение по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". | 1 | Урок развития речи | Комментированное чтение пейзажной зарисовки. Сочинение миниатюра «Как человек должен относиться к природе? Почему?» | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | продуктивная творческая: составление плана, создание письменных высказываний; исследовательская: анализ эпизодов. | Творческая работа | Презентация на тему «Поэты Великой Отечественной войны». | |
82 | Поэты о Великой Отечественной войне. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Слово об А.Т.Твардовском и К.М.Симонове. Анализ стихотворений. Работа над выразительным чтением. Жанровые особенности баллады. Работа над сюжетом лирического произведения. История: Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. | Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, К.М.Симонова; о бойцах крепости-героя Бреста. уметь переживать события, рассказанные в стихотворениях, усваивать интонацию и ритм, наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать | Рецептивная: чтение стихотворений и полноценное их восприятие; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; | Выразительное чтение. Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий | Стихотворение - наизусть | |
83-84 | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…», Д.Б.Кедрина, А.А.Прокофьева «Аленушка», Н.М.Рубцова «Родная деревня». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. Дон-Аминадо «Города и годы». Картина В.М.Васнецова «Аленушка». Художественно-изобразительные средства. Иллюстрации, музыка. | Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль | Рецептивная: чтение стихотворений и полноценное их восприятие; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки. | Практикум: чтение и анализ стихотворений. | Подготовить сообщение-презентацию о поэте..Стихотворение - наизусть | |
85 | Писатели улыбаются. Рассказы Саши Черного. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Слово о писателе, образы детей в рассказах. Юмористический сюжет рассказов. | Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»; уметь сжато пересказывать, инсценировать | Рецептивная : чтение статьи о писателе; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; исследовательская: анализ текста. | Беседа, работа с текстом | Сжатый пересказ рассказа «Игорь-робинзон» | |
86 | Стихотворение Ю.Ч.Кима "Рыба-кит". | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Понятие о стихотворениях-песнях, песнях-шутках, песнях-фантазиях. Юмор в стихах. | Знать автора, факты его биографии. детские веселые песни-шутки, уметь читать их выразительно | Рецептивная : чтение статьи о писателе; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; исследовательская: анализ текста. | Сжатый пересказ текста, выразительное чтение | Вопросы и задания на стр 181 | |
87 | Итоговый урок по русской литературе. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Знать ранее изученный материал, уметь ориентироваться в мире прочитанных книг | продуктивная творческая: презентация, инсценирование, ответы на контрольные вопросы. | Самостоятельная работа | Подготовить сообщение о Р.Л.Стивенсоне | |
Из зарубежной литературы (14 часов). | |||||||||
88 | Роберт Льюис Стивенсон. "Вересковый мед". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады «Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Баллада (развитие представлений о жанре). Словарная работа. | Знать о бережном отношении автора к традициям предков, уметь видеть драматический характер баллады | Рецептивная : чтение статьи о писателе; чтение баллады; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: выразительное чтение | Беседа, комментированное чтение | Выучить балладу наизусть | |
89-90 | Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо". | 2 | Урок усвоения новых знаний | Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Описание жизни и приключений на острове Робинзона Крузо. Черты личности главного героя. Иллюстрации. | Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни | Рецептивная : чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; репродуктивная: ответы на вопросы; пересказ; исследовательская: сопоставление художественных произведений. | Беседа, комментированное чтение | Подготовить устное сообщений «Друзья и враги Робинзона Крузо» | |
91 | Ханс Кристиан Андерсен. "Снежная королева". Силы добра и зла. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Биография Х.-К. Андерсена, своеобразие Андерсена-сказочника; характеристика героев, жанровая и композиционная особенности сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Словарная работа. Иллюстрации. | Знать: в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями | Рецептивная : чтение статьи о писателе, выборочное чтение сказки, её восприятие; выборочный пересказ отдельных глав; репродуктивная: ответы на вопросы; осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; характеров; продуктивная творческая: выразительное чтение эпизодов; сообщения о героях сказки; поисковая: установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями; исследовательская: сопоставление художественных произведений. | Беседа, комментированное чтение | Подготовить художественный пересказ эпизода | |
92 | Герда отправляется на поиски Кая. | 1 | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение; пересказ | Домашнее сочинение-миниатюра по плану | ||||
93 | Испытания продолжаются. | 1 | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение | Подготовить выразительное чтение по ролям | ||||
94 | Победа добра и любви. | 1 | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение | Подготовиться к внеклассному чтению | ||||
95 | Сказки Х.К.Андерсена. | 1 | Урок внеклассного чтения | Инсценировка фрагмента сказки. Викторина. Конкурс знатоков. Творческий конкурс. | Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов; уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора) | Продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; поисковая: комментирование сказок; исследовательская: сопоставление художественных произведений. | Литературная игра | Создать иллюстрацию к сказке | |
96 | Жорж Санд. "О чем говорят цветы". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Слово о писательнице. Борьба «созидания» и «уничтожения» в сказке. Спор героев о прекрасном. Смысл концовки сказки. Иллюстрации.
| Знать автора, факты его жизни; сюжет сказки; уметь подтверждать свои ответы цитатами из текста, обращать внимание на красоту природы и мира. | Рецептивная : чтение статьи о писательнице, чтение сказки и её восприятие; репродуктивная: ответы на вопросы; осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; характеров; продуктивная творческая: выразительное чтение эпизодов; сообщения о героях сказки; поисковая: установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями; | Беседа, комментированное чтение | Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне…» | |
97 | Жорж Санд. "О чем говорят цветы". Спор героев о прекрасном. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа, комментированное чтение | Сообщение о Марке Твене. | ||||
98-99 | Марк Твен. "Приключения Тома Сойера". Герой романа. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Время и место действия романа. Затеи Тома, его предприимчивость. Том и Бекки. Том и Гек. Внутренний мир героев Марка Твена. Иллюстрации. | Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия; уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника | Рецептивная : чтение статьи о писателе, чтение эпизодов, репродуктивная: ответы на вопросы; осмысление сюжета, изображенных событий; пересказ; продуктивная творческая: сообщение о писателе, пересказ эпизодов, инсценирование; поисковая: установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями; исследовательская: анализ текста. | Беседа, комментированное чтени | Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья» | |
100-101 | Джек Лондон. "Сказание о Кише". Герой рассказа. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Нравственное взросление героя рассказа. Цитатный план рассказа. Специфика жанра “сказание”. Иллюстрации. | Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, сюжет произведения, уметь охарактеризовать образ героя , оценивать поступки главного героя | Рецептивная : чтение статьи о писателе, репродуктивная: ответы на вопросы; осмысление сюжета произведения; пересказ от лица героя; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи , комментирование художественного текста. | Беседа, комментированное чтении; составление цитатного плана | Художественный пересказ эпизода. Подготовить рассказ о Кише. | |
102 | Итоги года. Итоговый урок. Задание на лето. | 1 | Итоговый урок | Защита сочинений, иллюстраций, художественный пересказ, презентация самостоятельно прочитанных произведений. | Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение Уметь высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев), защищать иллюстрации к любимым произведениям, уметь выбрать эпизод для инсценирования и объяснить его роль в композиции художественного произведения | продуктивная творческая: Защита сочинений, иллюстраций, художественный пересказ, презентация самостоятельно прочитанных произведений.. | Практикум, презентация | Список литературы для чтения на летних каникулах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....