Урок литературы в 8 классе по повести Н.Гоголя "Невский проспект"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок построен по традиционной схеме: повторение, анализ эпизодов и содержания, итог. Включены задания творческого характера: литературный диктант, инсценирование, выразительное чтение наизусть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_n.gogolya_nevskiy_prospekt.docx | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок – смотр знаний в 8 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».
Цели: 1) проверить знание изученных произведений Н.Гоголя;
2)вскрыть гоголевское понимание сущности Петербурга;
3)воспитание прекрасного в человеке.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя о плане урока (запись в тетрадях темы, плана, оценки за предварительное творческое задание (сочинение-рассуждение)).
- Литературный диктант «Назови автора и его произведение по ключевой фразе»:
- «Береги платье снову, а честь смолоду».
- «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»
- «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
- «Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот всё-таки умрёт в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия».
- «Благодаря этой девушке я понял нехитрую истину: нужно делать чудеса своими руками».
Ответы:
- А.Пушкин «Капитанская дочка».
- М.Лермонтов «Мцыри».
- Н.Гоголь «Ревизор».
- А.Пушкин «Пиковая дама».
- А.Грин «Алые паруса».
- Слово учителя о Петербурге:
- Петербург – символ могущества России воспет поэтами XVII I и первой половины XIX века;
- Петербургская жизнь Н.В.Гоголя: общество, противоречия и социальные контрасты;
- Сравнение: Петербург в «Вечерах…» и «Повестях»;
- Смысл эпиграфа урока: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»
- Выразительное чтение начала повести от слов «Нет ничего лучше невского проспекта…» до «Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!»
Анализ прочитанного отрывка.
- Сколько же вытерпит он перемен в течение суток?
- Что означает слово «контраст»? «Фантасмагория»?
- Кто появляется поочерёдно на Невском проспекте? (Не люди, а маски)
- Как можно озаглавить данный отрывок? (Фразой эпиграфа)
Вывод: невский проспект – олицетворение всего Петербурга (контрасты утром и вечером).
- - Для доказательства своих мыслей Гоголь рассказывает историю, начавшуюся на проспекте.
Инсценирование эпизода встречи поручика Пирогова и художника Пискарёва с двумя девушками.
- Анализ произведения с элементами беседы.
- Кто эти юноши?
- Каковы основные душевные черты художника Пискарёва? (Мечтатель, романтик).
- Зачитайте эпизод, когда он разочаровывается в мечте.
- Каким в его сне показан Петербург? («Всё не то, чем кажется»)
- Почему Пискарёв видит избавление от страданий в наркотиках? Помогло ли это ему?
- Почему Гоголь приводит своего героя к смерти? (Не соединяется сон и реальность).
- Чем заканчивается история Пирогова?
- Почему он дружил с Пискарёвым? ( По тексту).
- Почему Гоголя сплёл вместе эти две истории?
Вывод: Гоголь срывает с проспекта красивые покровы и высказывает всю свою ненависть к продажности и равнодушию.
- Выразительное чтение конца повести (последний абзац).
- Итог урока:
- Как начало повести и её конец созвучны с эпиграфом нашего урока?
- В каких ещё произведениях звучит эта тема? (М. Лермонтов «Маскарад», А.Грин «Бегущая по волнам»)
- Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.
Словарь: «… портрет, составленный из пороков всего нашего ...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов, информирующая об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...
Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)
В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...