Урок- дискуссия "Какие они - герои нашего времени?"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок проводился сразу после изучения романа М. Ю. Лермонтова " Герой нашего времени" Есть ли герои у современности? Какие они - современные герои?На эти и другие вопросы предстояло ответить участникам учебной дискуссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.77 КБ |
prezentatsiya_uchitelya.pptx | 224.26 КБ |
otsenochnyy_list.docx | 12.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе.
Тема: Урок - дискуссия «Какие они – герои нашего времени?»
Цели: 1. Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества.
2. Развивать умение анализировать, доказательно излагать свои мысли.
Задачи: 1. Составить портрет героя современности, разграничить понятия «герой»- «кумир».
2.Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме, как слагаемых внутренней красоты человека.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, бейджи для гостей «эксперт», для ученицы - « архивариус», набор сигнальных карточек для каждого ученика : красная - « я не согласен», вопросительный знак – « хочу задать вопрос», восклицательный знак – « хочу высказаться»;оценочные листы для экспертов.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы закончили изучение первого русского психологического романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Говорили о том, что в одном герое – Г. А. Печорине автор собрал все пороки и недостатки молодых людей своего времени, что Лермонтов с иронией называет Печорина героем. Изучив произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, мы узнали, что их герои – Чацкий, Онегин, Печорин оказались «лишними» людьми в своём обществе, потому что сама действительность 20-30 годов 19 столетия лишила их цели в жизни, и мы можем им только посочувствовать, что их недюжинные способности, ум остались без применения.
2.Понятие « дискуссия»
1 слайд.
Сегодня у нас не обычный урок, а урок - дискуссия.
- Кто из вас знает, что такое дискуссия?
(спор, обсуждение какого-нибудь вопроса, обмен мнениями)
- Всё верно, это обсуждение какой-то проблемы, обмен мнениями, от себя лишь добавлю, что это упорядоченный обмен мнениями. То есть успех нашего обсуждения зависит от того, как мы будем себя вести во время дискуссии.
Я предлагаю вам правила ведения нашего разговора.
2 слайд
- Так же у каждого есть набор сигнальных карточек, которые нам будут помогать поддерживать порядок и тишину во время дискуссии.
- Вы принимаете эти правила? (поднимают сигнальные карточки)
- У нас на уроке присутствуют гости, сегодня – это наши эксперты, они будут вас оценивать, а так же вы можете любому из них задать вопрос в ходе нашего разговора. Эксперты будут оценивать работу каждого, с критериями оценки мы уже познакомились на прошлом занятии. Так же ваша одноклассница сегодня выступит в роли архивариуса, ей было дано задание, она работала со словарями.
3. Начало дискуссии. Постановка проблемы.
Итак, какую проблему нам предстоит обсудить? Я предлагаю вам самим её сформулировать, просмотрев видео ролик.
Просмотр социального видео ролика « А кто твой « супергерой?»
(учащиеся формулируют проблему).
- Ребята, сегодня я предлагаю в процессе дискуссии ответить на проблемные вопросы:
3 слайд.
Есть ли герои у нашего времени?
Какие они – герои современности?
4. Дискуссия.
- Ну, что ж, в добрый путь, хочется в качестве напутствия прочитать вам слова Г. А. Лессинга:
Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но, ради Бога,
размышляйте, и, хотя криво -
да сами!
- Начнём с выяснения значения слова, обратимся к архивариусу.
( Значение слова в словаре Ожегова и Даля)
- Безусловно, в любом обществе, во все времена, в любом государстве существуют люди, которых называют героями.
- Назовите героев прошлого России.
( Кутузов, Гагарин, Жуков, герои ВОВ…)
- Герой нашего времени, первого десятилетия 21 века, существуют ли такие люди? Чем он похож, а чем отличается от тех личностей, которые вы перечислили? Составим его словесный портрет. Свой ответ начинайте фразой.
4 слайд.
-Спасибо, у нас получился объёмный словесный портрет, я обобщу ваши высказывания.
5 слайд.
- Вы согласны с ним?
- Но давайте вернёмся к ролику, который мы посмотрели в начале урока. Бэтмен и супермен - это герои? Почему?
-Почему же так много людей назвали их своими супергероями?
( люди путают понятия « кумир»- «герой».)
- Кто же такие кумиры? Обратимся к архивариусу.
( зачитывается определение)
- Почувствовали разницу? Кумирам мы слепо поклоняемся, они нам нравятся, потому что что-то умеют делать лучше, на наш взгляд, чем все остальные – петь, сочинять музыку, сниматься в триллерах или мыльных операх, зачастую, это несуществующие в реальности люди.
Итак, а кого бы лично вы назвали героем нашего столетия? У каждого есть возможность высказаться в течение одной минуты.
(Ученики по очереди выходят к доске, рассказывают о своём герое, затем вывешивают сообщение о герое с его фотографией на магнитную доску, одновременно на мультимедийной доске – презентация учащихся)
презентация учащихся (фотоальбом «Герои нашего времени»)
5. Работа в группах.
Ребята, во второй части урока предлагаю вам поработать в группах. У каждого из вас на сигнальной карточке с обратной стороны есть номер 1 или 2 это номер вашей группы, давайте разделимся на две группы.
Все мы разные, у каждого свои критерии оценки героя. В нашей школе я провела небольшой соцопрос « Кто для вас герой нашего времени». Вот – результаты.
6 слайд.
Ваша задача – обсудить в группах в течение трёх минут, можно ли этих людей назвать героями нашей современности и почему. Соотнесите своё мнение с портретом героя и озвучьте результаты. От каждой группы будет отвечать один представитель.
6. Группы представляют свои выводы.
7. Заключение.
Подводя итог, я с уверенностью могу сказать, что мы сегодня получили ответы на наши вопросы. Герои у нашего времени есть! И теперь мы знаем, кто такой герой и какой он. Для человека во все времена было свойственно иметь свой ориентир в жизни. Это нужно и это важно! Меняются времена - меняются герои, это нормально. Важно, чтобы таким ориентиром не становились кумиры.
-Скажите, а почему это важно – понять, кто наши герои?
( тогда мы поймём, кто мы, по героям судят о поколении – вспомним о романе Лермонтова).
Домашнее задание: в городе построена новая улица, в честь кого бы вы её назвали?
- Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила ведения дискуссии. Слушай того, кто говорит. Уважай мнение другого. Говорит только один – остальные слушают. Если хочешь сказать, возразить или задать вопрос – подними сигнальную карточку.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Есть ли герои у нашего времени? Какие они – герои современности?
Начало твоей фразы Я считаю, что… Я думаю, что… На мой взгляд… Моё мнение - …
ГЕРОЙ СОВРЕМЕННОСТИ ( СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ) Современные герои – это люди, которые выполнили свой долг перед Родиной, защитили её; люди, которые спасли чужие жизни, рискуя своей. Герои современности – это люди труда и науки, принесшие славу России. Люди, которые превозмогая боль, достигают высоких побед. Являются образцом для нас, здоровых, учат ценить жизнь. Матери и отцы, усыновившие и воспитывающие сирот. Все те, кто вне зависимости от социального положения, профессии и всего другого остаётся мужественным и ответственным человеком во благо Родины, во благо людей.
Кого мы можем назвать героем? Женя Табаков Роман Сажко «Каста» Влад Вакуленко параолимпийцы Евгений Плющенко Родители
Влад Вакуленко – солист известной молодёжной группы «Каста». Сам пишет и исполняет свои песни. Женя Табаков – спас старшую сестру от бандита ценой собственной жизни. Мальчику было 10 лет. Роман Сажко – ученик школы №5 города Красного Сулина спас тонущую пожилую женщину.
Предварительный просмотр:
Оценочный лист.
Ф.И. ученика | Активность на уроке | Стройность, | Правильность, | Умение | Задавал | Предлагаемая |
Баничева Д. | ||||||
Беклемишев А. | ||||||
Богородченко А. | ||||||
Гарьковая И. | ||||||
Долгополова И. | ||||||
Елсукова О. | ||||||
Попова А. | ||||||
Рябцев М. | ||||||
Саутченко И. | ||||||
Селезнёв А. | ||||||
Скубриёв С. | ||||||
Финодеев А. | ||||||
Чобану Д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Кого я считаю Героем нашего времени"
Размышления учителя-словесника после изучения романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...
Презентация "Наши герои-наша гордость"
Исследовательская работа посвящена героям-саратовцам, участвовавшим в военных конфликтах в Афганистане и на Северном Кавказе...
О героях наших дней Урок – педмастерская по рассказу Н.Ф. Иванова «Тот, кто стреляет первым»
Предлагаемая методическая разработка выполнена по технологии «Педмастерская» и направлена на освоение программы по разделу «Современная литература», содержит сценарий урока, раздаточный материал...
Открытый урок «Герои нашего времени», 2017 г.
Воспитать патриотизм, гражданственность, чувство гордости и уважения к героям нашего времени...
«Герои России – Герои нашего времени»
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Героев ОтечестваЛитературно-музыкальная композиция, войнам в Чечне и Афганистане...
Урок мужества «Герои нашего времени»
Сценарий урока мужества "Герои нашего времени"...
Урок мужества на тему «Горячие сердца: герои нашего времени»
Россия - страна героев, ведь в нашей истории столько мужественных людей, которыми мы гордимся, память о которых будем передавать из поколения в поколение, сколько нет ни у одного государства....