Урок внеклассного чтения «История о нас» по повести М Мартиросовой «Фотографии на память» (11 класс)
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Открытый урок о  малоизвестной повестью современности М.Мартиросовой «Фотографии на память».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_fotografii_na_pamyat.docx18.02 КБ
Файл foto_na_pamyat.pptx919.59 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1).Тема урока: История о нас. ( по книге М.Мартиросовой «Фотографии на память»)

Цель:

Оборудование:

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Анализ произведения.

(Слайд 2). 

Я долго не могла устроиться в своей нью-йоркской квартире…. Пришло письмо из географического журнала «Континенты» Толстый глянцевый журнал – и я, никому не известная 23-летняя фотолюбительница Маргарет Манукян! Скоро откроется традиционная выставка. Япония,  Таиланд, Чехия, Франция, Хорватия. Очень яркие, зрелищные фотографии.

В одной из коробок дядя Вова нашел пакет. Толстая пачка старых любительских снимков.

«Маргарет Манукян- набрала я крупным шрифтом.- Название экспозиции: «Фотографии на память».

( Слайд 2).

- А как же все начиналось?

- Как судьба писала историю марго?

Об этом расскажет экспозиция М. Манукян. «В коричневом пакете из толстой бумаги долго - долго лежали фотографии. На них то, что десять лет назад Маргарите нужно было постараться забыть. Теперь пришло время разорвать оберточную бумагу и достать толстую пачку снимков. Маргарита смотрит- фотографии оживают»

- О чем хотела забыть Марго?

- Какая жизнь проходила за этими кадрами?

( Слайд 3 дворовая команда)

« Вот и конец игры. Вова вдруг о чем-то вспомнил,  подбежал к скамейку, на которую он еще до матча положил маленький кожаный футляр.

-Снимок на память! Фотоаппарат тихо щелкнул, сверкнула вспышка.»

( повесть начинается из далека, из времени юности отцов и дедов. Братство мальчишек- голодранцев, дни напролет гоняющих кожаный мяч. Здесь все всерьез- драки, вражда с одноглазым директором кинотеатра и , конечно, первые девчонки. (стр 14).это послевоенное время, когда вся дворовая компания знала, как называется человека, обидевший другого из-за «не той» национальности,- «фашист» ( стр 20-21). На этих страницах мы узнаем отца Марго.

К сожалению, потом, в детстве  его дочки это слово (фашист) уже никого не остановит- ни одноклассников, ни тех взрослых, которые разрушат ее семью.

(слайд 4 фото семьи)

« Я была поздним ребенком. Родилась, когда папе исполнилось 40, а у мамы в волосах начала появляться седина. Это папа предложил назвать меня Маргаритой».

( В солнечном Баку жила девочка Марго Манукян, у нее было все: прекрасные родители, любимая школа, лучший друг Гришка… А потом в один вечер этого не стало. ( стр 26-33)

(Слайд 5  фото класса)

« Я неслышно подошла к нему сзади и заглянула в листочек. На нем было напечатано: Не оставлять в Баку ни одного живого армянина!» « Как истинный азербайджанец, ты обязан…»

- Что же произошло в сенах этого дружного класса, между этими детьми? (стр 29, 41, 45, 47. 49)

Вмешалась история и стала диктовать условия жизни детей.

(Слайд 6 фото мужчина звонит в дверь)

«Маленькая Маго верила в людей, она ни за что не могла допустить что в 20 веке возможны действия, наподобие Варфоломеевской ночи. Верила да, пока такая ночь черными когтями не постучала к ней. Грязными ботинками не убила веру…»

- Что же происходило за этими дверьми? (стр 42-43, 53-55,18, 44).

- Как Марго переживала все события, которые происходили в ее семье, в  ее любимой школе?

(Слайд 7 чемодан)

«Дядя  Вова с дядей Аликом упаковали вещи. Мама неподвижно сидела на диване и твердила, что самое главное- уложить в чемоданы все мои теплые вещи, учебники, фотографии».

(стр 58-60,62)

При обсуждений дети должны сказать о том, что Марго была приемной дочерью и  была русская, как умер ее отец и мать. И кто взял на себя опекунство.

(Слайд 8 Нью-Йорк)

Учитель: Наша жизнь это альбом с фотографиями. Это альбом  Маргарет  Манукян. Некоторые фотографии подчас размыты и нечетки- это воспоминания детства; какие-то слишком стремительные- это моменты, которые в одночасье изменили ее жизнь; какие-то болезненно статичны, ведь боль всегда въедается надолго.

 Прошла кажется тысяча лет из девочки марго выросла свободолюбивая маргарет, но между тем далеким Баку и этим успешным Нью-Йорком незримой нитью натянута жизнь, где безмолвные фотографии не дадут забыть всех тех, кто любил и ненавидел.

«Мы уезжаем на легке. Только документы, коричневый пакет из толстой оберточной бумаги с пачкой старых фотографий да несколько фотографий».

- Расскажите о жизни Марго в новом городе.

- Почему для своей экспозиции Марго выбрала  черно-белые старые, а не зрелищные, яркие фотографии? (стр 66-70)

Учитель: мы много говорили о судьбе одной маленькой девочки. Пережили вместе с ней страшные события 1988 года.возврвщяясь к теме нашего урока: Почему история о нас?

( Мы многонациональная страна, от нас, молодого поколения. зависит будущее. Мы должны сами строить его не только для себя , но и для наших детей. Мы хотим жить в мире и согласии. А для того, что бы сохранить его, должны рассмотреть свои взгляды на жизнь. Современная молодежь должна уважать традиции других народов.

- Статистика МОБУ СОШ № 5.

- Проблематика повести.( межнациональное общение и человеческие ценности такие как: дружба, понимание, любовь.)

-Задачи писательницы ( нет умысла разобраться в причинах конфликта, показать кто прав, кто виноват. Через историю марго М.Мартиросова показывает весь абсурдный ужас националистического конфликта ( Марго была русской по национальности).

- События прошли. Но больно, потому что мир хрупок. И страшно от того, что твой лучший друг может стать твоим врагом.

- Обсуждение название повести М.Мартиросовой «Фотографии на память» ( видеоролик М. Мартиросовой о том, как она сама объясняет название своей повести).

Учитель: «И вправду фотографии запечатлевают что- то навсегда. И хорошее и плохое. Не дают забыть. Если человека помнит о чем- то хорошем, ему обязательно захочется это хорошее сделать снова. А если плохое не забыл, то значит, никогда больше его не повторит».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«История о нас» (по книге М . Мартиросовой «Фотографии на память »)

Слайд 2

Экспозиция Маргарет Манукян

Слайд 4

Статистика

Слайд 5

Несмотря на разные национальности, ребята дружат друг с другом и нет никаких конфликтов на почве национализма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой"

Урок внеклассного чтения в 9 классе по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?"(по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой")...

Урок внеклассного чтения в 5 классе по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка".

Материалы представляют собой детальную разработку урока внеклассного чтения....

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка".

Материалы представляют собой детальную разработку технологической карты урока внеклассного чтения. Разработка основана на технологии активной читательской деятельности....

Читательская конференция по повести М. Мартиросовой "Фотографии на память"

Эпиграфом к конференции могут служить слова из повести: "Я верю, что фотографии и вправду запечатлевают что-то навсегда. И хорошее и плохое. Запечатлевают и не дают забыть. Если человек помнит о чём-т...

«И только правда ко двору» (урок внеклассного чтения в 11 классе по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» )

Урок задуман и запланирован как традиционный урок с включением беседы, дискуссии, мультимедиапрезентаций, но при подготовке урока использованы элементы проектного обучения, которые направлены на разви...

Урок внеклассного чтения "Взрослые проблемы детей в повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"

Урок рекомендуется для проведения в 7 классе. Проблемы, обсуждаемые автором, знакомы и понятны современным подросткам. Это дружба, вражда, взаимоотношения с родителями и учителями. Цель урока - воспит...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...