Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой"
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 9 классе по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?"
(по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения о ВОв | 49.5 КБ |
Биография К. Воробьева | 28 КБ |
Историческая справка к уроку внеклассного чтения | 27 КБ |
Презентация к уроку | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?"
(по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой")
Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, проверить знание текста произведения.
- Помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.
- Воспитывать высокие патриотические качества.
Оборудование:
- Портрет К.Д. Воробьева.
- Магнитофонная запись “Марш защитников Москвы”.
- Карта “Битва за Москву”.
- Высказывание о войне.
Солдатами не рождаются, если Родина в опасности, солдатами становятся. К.Симонов.
Эпиграф к уроку:
Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной обороны стальной
Разгромим, уничтожим врага.
Подготовительная работа:
- Прочитать произведение.
- Подготовиться к пересказу биографии писателя.
- Отметить эпизоды, которые произвели наибольшее впечатление.
Ход урока
1.Беседа учителя с учениками.
Тихо звучит мелодия “Песни защитников Москвы”.
1-й ученик.
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где, не знали сами.
2-й ученик.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
3-й ученик.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
4-й ученик.
Повидали мальчики, храбрые солдаты, Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Учитель. Ребята, есть такая профессия – Родину защищать. “Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся” – писал К.Симонов. Наверное, так же думали молодые ребята, защищавшие Москву в 1941году.
5-й ученик.
Мы, мальчишки, азартно стреляли
В черный скрежет с паучьим крестом.
Нас и в счет-то, наверно, не брали…
А мальчишки Москву отстояли
И дошли до Берлина потом.
Учитель. Им, молодым мальчишкам, храбрым солдатам, посвящаем мы сегодня наш урок и поговорим о повести К.Д.Воробьева “Убиты под Москвой”; выясним, чем эта повесть отличается от других повестей о войне. Сначала мы познакомимся ближе с автором повести.
2.Формирование новых понятий.
С материалами по биографии и творчеству выступает один учащийся.
Учитель. Повесть “Убиты под Москвой” была опубликована впервые А.Твардовским в журнале “Новый мир” в 1963году. В основу повести легли личные впечатления и переживания автора во время боев под Москвой. Давайте обратимся к истории. (Ученики рассказывают о битве за Москву.)
Учитель. Защитники Москвы…
6-й ученик. Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт.
"В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-прозрачная мгла, как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо-гарь населенных пунктов. Натужно воя, невысоко и кучно появлялись “юнкерсы”. Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрьской земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана, четкой и торжественно напряженной, как на параде.
Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди и уже недалеко должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из временно примолкших бастионов…"
Проверка знания текста и его восприятия.
Учитель. Ребята, о чем рассказывает повесть К.Д. Воробьева “Убиты под Москвой?”
– Повесть рассказывает о гибели кремлевских курсантов, защищавших Москву в дни немецкого нашествия.
– Что вы можете сказать об этих кремлевских курсантах?
– Это курсанты из особой части. Для этой особой части подбирались крепкие, красивые и рослые парни. Даже в росте погибших ребят, все, как один, метр восемьдесят три, чтобы не портить народный строй, есть что-то роковое: вся рота, как один, должна погибнуть.
– Предчувствие трагедии передается читателю с самого начала повести. А именно когда?
– Когда капитан Рюмин, постегивая прутиком по сапогу, ведет курсантов в неравный бой.
– Как воспринималась им война? Найдите и зачитайте отрывок из текста.
– “С еще более нечетким и зыбким сознанием воспринималась им война. Тут он оказывался совершенно беспомощным. Все его существо противилось тому реальному, что происходило, он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось; пятый месяц немцы безудержно продвигались вперед, к Москве…Это было, конечно, правдой, потому что об этом говорил сам Сталин. А о том, что мы будем бить врага только на его территории, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, об этом и о многом, многом другом, неколебимом и неприступном, Алексей, воспитанник Красной Армии, знал с детства. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны”.
– Расскажите о первой встрече с настоящими, живыми немцами.
- “Алексей, не спеша, обнажил пистолет и перестал дышать. Вот они, немцы! Настоящие, живые, а не нарисованные на полигонных щитах! Ему было известно о них все, что писалось в газетах и передавалось по радио, но сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов”.
– Я просила вас дома отметить эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление? Зачитайте их.
– “На кладбище скапливались вечерние тени…” (стр.94.)
– “Впереди увязающе глухо, не по-своему, треснула мина…” (стр.88.)
– “Ни тогда, ни позже Алексей не мог понять, почему сапог, желтый, короткий, с широким раструбом голенища, стоял?” (стр.101).
– Что вы можете сказать о капитане Рюмине?
– Капитан Рюмин понял, что рота находится в окружении. Он пускает себе в сердце пулю, как бы искупая чей-то грех за гибель неопытных мальчишек.
– Как сложилась судьба молодого лейтенанта Алексея Ястребова?
– Алексей остался жив, один шел к своим. Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств. Он был свидетелем многого в эти пять дней, радовался, что остался жив, но им овладевали горе, голод, усталость, ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.
– Можем ли мы назвать Алексея мужественным героем?
– Я считаю, что нет, потому что он струсил. Измотанный беготней лейтенант валится в полузасыпанную землей воронку и оказывается лицом к лицу с таким же, как сам, загнанным, одуревшим от буреломного грохота взрывов курсантом.
– А я считаю, что он мужественный герой. Отдышавшись, он внезапно и жутко догадывается, что перед ним дезертир, трус и изменник. Но вдруг он увидел себя со стороны. Он такой же трус, как этот курсант. Его взвод еще не погиб, а он, его командир, обязанный, если погибнуть, так вместе со взводом, валяется здесь, живой и здоровый, и тешит себя глупой надеждой: “Может, это пройдет…Как-нибудь пройдет и кончится” И когда он кричит: “Вставай! Там все гибнут, а ты…Вставай! Пошли! Ну?!”- это себе он кричит, это себя посылает под пули, под бомбы, под гусеницы. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.
– Я считаю, что все, и курсанты, и командиры, мужественные! Как и всех сражавшихся в тяжкие месяцы 1941 года, их мучит непонимание: почему мы отступаем, а не бьем врага на его территории? Но когда идут они в бой, они забывают об этом. Они помнят только одно: они кремлевцы, гвардия, и потому, возвышаясь среди других, видные отовсюду, они дерутся отважно и мужественно!
Учитель. Мужество по Л.Н. Толстому, это не значит не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю. Ребята, чем же отличается повесть “Убиты под Москвой”?
– Повесть отличается тем, что она насыщена правдой до предела и даже сверх предела. Мы, несомненно, почувствуем, как там было на самом деле.
– Какие чувства вызывает эта повесть?
– Книга напоминает нынешнему поколению, что война – это смерть. Она не пожалеет ни молодых, ни старых. Об этом надо знать молодым, не испытавшим ужасов войны, и помнить всегда.
Для всех трагическая судьба кремлевских курсантов, отдавших жизнь за Родину, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.
– А мне кажется, что эти молодые ребята обращаются к Родине и спрашивают:
– Разве для смерти рождаются дети, Родина?– Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
И тут же сами отвечают:
– Просто был выбор у каждого – я или Родина.
Учитель. Подвиг воинов, оборонявших город-герой Москву, навсегда останется в памяти народа. Через 25 лет после Московской битвы под стенами Кремля был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата, погибшего в 1941 году в полях Подмосковья. “Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину. 1941-1945” – начертано на памятной плите.
(Далее читается отзыв одного из учеников о повести.)
Книга вызывает жалость к этим 240 (двумстам сорока) курсантам. Ведь совсем молодые ребята погибли. Им бы жить да жить, радоваться жизни.
(Далее читаются сочинения “Не для войны рождаются мальчики”.)
Учитель. Война кончилась, унеся с собой 27 млн. жизней людей. Грозные события войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.
Ребята, каждый из нас должен стать борцом за мир, защитником детей, матерей. Я от имени всех матерей хочу громко крикнуть:
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком “НЕТ! НЕ НАДО!
МНЕ НУЖЕН СЫН НЕ МЕРТВЫЙ, А ЖИВОЙ!”
4.Итоги урока.
5.Домашнее задание: Прочитать повести К. Воробьева “Крик” и “Это мы, Господи!”
Предварительный просмотр:
Воробьев Константин Дмитриевич (1919-1975), прозаик.
Родился 24 сентября в селе Нижний Реутец Курской области. Прожил трудное детство, на себе испытав голод начала 1930-х. В 14 лет, чтобы спасти семью от голодной смерти, пошел работать в сельмаг, где платили хлебом. Окончив сельскую школу, недолго учился в сельхозтехникуме в Мичуринске. Окончил курсы киномехаников и вернулся в родное село.
В 1935 работал в районной газете литературным сотрудником. Написал антисталинское стихотворение "На смерть Куйбышева", о котором стало известно в редакции, и поэтому вынужден был срочно уехать. Сестра, жившая в Москве, приютила его. Здесь устроился на работу в редакцию газеты "Свердловец", учился в вечерней школе.
В 1938 был призван в ряды Красной Армии, попал в армейскую газету "Призыв". После окончания военной службы работал литсотрудником газеты Академии им. Фрунзе, откуда был направлен на учебу в Кремлевское пехотное училище. В 1941 рота кремлевских курсантов сразу попала на фронт, почти вся погибла под Клином (в 1963 напишет книгу "Убиты под Москвой", одно из лучших своих произведений, критикой обруганную, объявленную клеветнической и ложной). Будучи раненым, попадает в плен (1941 - 43), дважды бежит. В 1943 - 44 был командиром партизанской группы в составе Литовского партизанского отряда "Кястутис". В эти годы написал повесть о пережитом в плену, которую напечатали только в 1986. Часто в своей жизни Воробьеву приходилось слышать: "Написано хорошо, талантливо, но напечатать не можем". Это касалось повестей "Одним дыханием", написанной в 1949, напечатанной в 1958 ("Последние хутора"), "Ермак", "Тетка Егориха", "Друг мой Момич", изданных после смерти писателя (в 1980-е).
В 1956 вышел первый сборник рассказов "Подснежник". Становится зав. отделом литературы и искусства в редакции "Советская Литва". Жил в Вильнюсе. В своих произведениях говорил о самых тяжелых исторических моментах - "Сказание о моем ровеснике", "Генка, брат мой", "Вот пришел великан" и др. Воробьев написал более 30 рассказов, очерков и 10 повестей, многие из которых увидели свет с купюрами или в сокращении, были обруганы критикой. Но всегда это была правда о нашей жизни: "Синель", "Седой тополь", "Почем в Ракитном радости". Не успел окончить повесть "...И всему роду твоему".
После тяжелой болезни (опухоль мозга) К.Воробьев умер в 1975.
Предварительный просмотр:
Разгром немецко-фашистских войск под Москвой - одно из важнейших событий второй мировой войны. Великая битва на подступах к столице первого в мире социалистического государства происходила осенью 1941 и зимой 1941-42 г, на обширной территории и с огромным напряжением продолжалась около трех месяцев. С обеих сторон в ней участвовало одновременно более 2 млн. человек, около 2,5 тыс. танков, до 1,8 тыс. самолетов и свыше 25 тыс. орудий и минометов.
В планах Гитлера и его руководящего генералитета на 1941 г, захват Москвы и Центрального промышленного района являлся главной политической и стратегической целью войны против СССР.
Сражения под Москвой начались в условиях, когда войска фашистской Германии в течение всего предшествовавшего периода второй мировой войны шли от победы к победе, не имея еще ни одного крупного поражения стратегического масштаба.
Красная Армия, действуя в исключительно тяжелых и крайне напряженных оборонительных сражениях, начавшихся с 30 сентября - 2 октября 1941 г. в районах Вязьмы, Брянска, Орла и Можайска, к концу октября 1941 г. все же смогла стратегически воспрепятствовать намерениям врага, хотя и понесла при этом крупные потери и вынуждена была под ударами противника оставить большую по площади территорию Калининской, Смоленской, Брянской и Орловской областей. Немецко-фашистские войска понесли значительные потери, их наступление было приостановлено.
Германская армия получила под Москвой удар такой силы, который лишил ее возможности в дальнейшем вести наступление сразу на всем советско-германском стратегическом фронте.
Одержанная нами историческая победа под Москвой является гордостью советского народа и его Вооруженных Сил, о ней должны знать все, и в первую очередь молодое поколение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)
Альберт Лиханов - современный детский и юношеский писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...
Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)
Альберт Лиханов - современный детский и юношеский писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...
Урок внеклассного чтения "Экологические проблемы в повести И.Г. Торопова "Не стреляй в медведя дважды"
Урок об отношении человека к родной природе....
Урок внеклассного чтения "Вспомните, ребята..." по повести Б.Васильева "Встречный бой"
Из цикла уроков внеклассного чтения "Чтобы помнили"...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....