рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Планирование составлено на основе
«Программы для общеобразовательных учреждений. Новый образовательный стандарт. 5-11 классы/под редакцией_ Т. Ф Курдюмовой. – Дрофа, 2005
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_v_5_klasse_rassmotreno_na_zaseda.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» Руководитель МО Заместитель Руководитель МОУ ______/ ______________/ руководителя по УР Ф.И.О. _______/ _______________/ протокол № _____ от _____/ _____________/ Ф.И.О. «___» ________2013 г. Ф.И.О. Приказ № ______ от «____» ___________ 2013 г. «_____» _________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _______ от «_____» _________2013 г. 2013 – 2014 учебный год |
Учебно – тематическое планирование
по литературе
предмет
Классы: 5 Г
Количество часов:
Всего 102 часов; в неделю 3часа
Планирование составлено на основе
«Программы для общеобразовательных учреждений. Новый образовательный стандарт. 5-11 классы/под редакцией_ Т. Ф Курдюмовой. – Дрофа, 2005_________
программа
Учебник: Литература. 5 кл. в 2 ч. Ч1: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/авт. – сост. Т. Ф, Курдюмова.-М.: Дрофа, 2006________________________________________________________________________________
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература:
_Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой/авт.-сост. – Т. М. Амбушева. – Волгоград: Учитель, 2007;
Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс./авт. И. В. Золотарёва, Н. В. Егорова.- М.: «ВАКО», 2006__________________________________________________
название, автор, издательство, год издания
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год | |
Количество часов | 27 | 21 | 30 | 24 | 102 |
Уроки внеклассного чтения | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Уроки развития речи | 2 | 3 | 4 | 2 | 11 |
Сочинения | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 |
Тесты | 1 | 2 | 3 |
Разделы | Количество часов | Примерные сроки (даты) | Количество часов дано фактически |
1 четверть | |||
Введение | 2 | Сентябрь | |
Мифы | 2 | Сентябрь | |
Устное народное творчество | 12 | Сентябрь – октябрь | |
Литература XIX века | 11 | Октябрь | |
2 четверть | |||
Литература XIX века | 19 | Ноябрь - декабрь | |
Героическое прошлое России | 2 | Декабрь | |
3 четверть | |||
Героическое прошлое России. | 6 | Январь | |
Литература XX века | 22 | Январь - март | |
Современная литература | 2 | Март | |
4 четверть | |||
Современная литература | 5 | Апрель | |
Путешествия и приключения | 16 | Апрель – май | |
Героическое прошлое России | 3 | Май |
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 5 класса
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся;
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 5 класса
- видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
- воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания (- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- работать со справочным материалом книги, различными источниками информации.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе на 2011-2012 учебный год
№ п/п | Тема урока | кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |||
план | факт | |||||||||
I четверть – 25 часов Введение – 2 часа | ||||||||||
1 1 | Художественная литература – это искусство слова. | 1 | Совершенствование знаний и умений. Литературная беседа | Беседа о книгах, прочитанных летом; чтение статьи учебника на стр. 3-4, 7-8; беседа по прочитанной статье; знакомство с учебником | Что такое литература? | стр. 4, выписать определение сюжета | ||||
2 2 | Художественные приёмы | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с художественными приёмами; работа в тетрадях; стр. 6 в. 1, 2, 4, 5, стр. 7 в. 6 | Работа с раздаточным материалом | стр. 6 в. 3(п); стр. 7 в. 1 (у), 3(п) | ||||
Мифы – 2 часа | ||||||||||
3 3 | Мифы и мифология. Календарные мифы и календарные праздники | 1 | Урок изучения нового материала | Слово учителя; словарная работа (миф, мифология); чтение статьи учебника на стр. 10-13; беседа по вопросам на стр. 13-14 | Почему календарные мифы одни из самых древних? | стр. 14-18, прочитать; инд. – подготовить сообщение о Геракле | ||||
4 4 | Мифы о сотворении мира. Знакомство с мифами о Геракле | 1 | Литературная беседа | Слово учителя; беседа по вопросам на стр. 14-15; сообщение уч-ся; беседа по вопросам на стр. 18; работа с иллюстрацией на стр. 17 | Викторина «Мифы» | Индивидуальное задание: Объяснить в тетради выражения «сизифов труд», «танталовы муки», «нить Ариадны», «прокрустово ложе», «троянский конь», самовлюбленный Нарцисс» и др.; стр. 20-21, прочитать; стр. 21 в. 1-3(у) | ||||
Устное народное творчество – 13 часов Былина – 3 часа | ||||||||||
5 5 | Фольклор. Былина как жанр фольклора. Былина «Три поездки Ильи Муромца». | 1 | Изучение нового материала. Творческое чтение | Сообщение учителя по теме урока; проверка домашнего задания; чтение статьи учебника на стр. 22-24; стр. 24 в. 4(у); рассказ учителя об Илье Муромце; комментированное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» | Как вы объясните, что герои былин упоминаются в русских летописях, то есть в записях о подлинных событиях нашей истории? | c. 30 в 5 (у), выразительное чтение былины | ||||
6 6 | Фольклор. Былина как жанр фольклора. Былина «Три поездки Ильи Муромца». | 1 | Совершенствование знаний и умений. | Словарная работа (фольклор, былина, гипербола. Строение былины. | Найдите в былине постоянные эпитеты, повторы, гиперболы. Объясните их употребление. | стр. 31-41, прочитать | ||||
7 7 | Р/р. Выразительное чтение былины. Тест. | 1 | Развитие речи | Проверка д/з; выразительное чтение былины; беседа по вопросам на стр. 30 | Выразительное чтение. | Прочитать сказку «Царевна-лягушка». | ||||
Сказка – 5 часа | ||||||||||
8 8 | Сказка «Царевна – лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев | 1 | Совершенствование знаний и умений. Беседа | Проверка д/з; беседа по вопросам на стр. 41 | Докажите, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка. | стр. 42-55, прочитать | ||||
9 9 | Особенности «сказывания». Художественное совершенство сказки «Царевна-лягушка». Тема добра и зла в сказке. | 1 | Совершенствование знаний и умений. Литературная беседа | Слово учителя, беседа по вопросам. | Ответы на вопросы. | Прочитать сказки «Тысяча и одна ночь». | ||||
10 10 | Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь». Причины путешествий и приключений Синдбада | 1 | Совершенствование знаний и умений | Слово учителя по теме урока; беседа по вопросам на стр. 55 | Какие причины, на ваш взгляд, вызвали столь долгую жизнь арабских сказок во всех странах мира? | написать сочинение-описание «Моя любимая сказка» | ||||
11 11 | Р/р. Творческая работа. Сочинение-описание «Моя любимая сказка». | Развитие речи | Обсуждение любимых сказок. | Самостоятельная работа уч-ся | Подготовиться к уроку внеклассного чтения. | |||||
12 12 | Вн/чт. В гостях у сказки. | 1 | Внеклассное чтение | Угадывание сказок народов мира по эпизодам и рисункам; парад героев сказок; игра в волшебные предметы; чтение сочинений «Моя любимая сказка»; беседа о сказках, прочитанных самостоятельно | Беседа по вопросам. | стр. 56-58, прочитать | ||||
Малые жанры фольклора – 4 часа | ||||||||||
13 13 | Знакомство с малыми жанрами фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки | 1 | Изучение нового материала. Творческое чтение | Чтение статьи на стр. 56-57; беседа по прочитанному; знакомство с жанром пословиц и поговорок; чтение и обсуждение пословиц; беседа по вопросам на стр. 60; знакомство с жанром загадки; беседа по вопросам на стр. 64-65; чтение сказки-загадки на стр. 65-66; беседа по вопросам на стр. 66 | С каким историческими событиями можно связать пословицы: «Тут словно Мамай прошёл», «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «Голодный француз и вороне рад» | Опережающее задание: готовиться к уроку-конкурсу (название команд, нарисовать костюм сказочного героя, защитить; подготовить инсценировку сказки) | ||||
14 14 | Анекдоты. Песни, частушки | 1 | Изучение нового материала. Творческое чтение | Знакомство с жанром анекдота; беседа по вопросам на стр. 68-69; чтение сказки-анекдота на стр. 69-70;беседа по прочитанному; знакомство с жанром песни; чтение песен на стр. 73-75; знакомство с жанром частушки; беседа по вопросам на стр. 76 | Чем частушка отличается от песни? | Сочинить частушку по заданному началу: «С неба звездочка упала...», «Ох, ох, не дай Бог...», «Как у наших у ребят (девчат)...» или частушку на школьную тему | ||||
15 15 | Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Пьеса «Озорник Петрушка» | 1 | Толкование художественного текста. Урок-театр | Знакомство с народной драмой и особенностями драматических произведений; чтение статьи учебника на стр. 76-78; словарная работа (пьеса, афиша, реплика, ремарка); слово учителя. «Театр Петрушки»; чтение пьесы «Озорник Петрушка» беседа по прочитанному | Какие тропы используются в пьесе? | написать сценку к спектаклю на материале школьной жизни или нарисовать | ||||
16 16 | Итоговый урок по фольклору | 1 | Урок контроля знаний. Урок-конкурс | Конкурс на лучшего знатока фольклора; выступления уч-ся; | Ответы на вопросы. | стр. 84-85, прочитать; стр. 85 в. 1-3(у) | ||||
Русская литература XIX века – 30 часов ( в 1 четверти 9 часов) Иван Андреевич Крылов – 3 часа | ||||||||||
17 17 | Русская классическая литература ХIХ века. И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. «Свинья под дубом» | 1 | Изучение нового материала. Творческое чтение | Проверка д/з; словарная работа (классик); слово учителя. «И. А. Крылов»; знакомство с жанром басни; беседа по вопросам на стр. 87 (1-5); чтение басни «Свинья под дубом»; беседа по вопросам на стр. 90 | Викторина по басням И. А. Крылова | выучить наизусть басню Крылова (по выбору учащихся) | ||||
18 18 | Басни Крылова. Анализ и исполнение | 1 | Урок развития аналитических навыков и выразительного чтения | Проверка д/з; знакомство с басней «Осёл и мужик»; беседа по прочитанной басне | Расскажите о ситуации, в которой вы могли бы использовать мораль одной из крыловских басен. | Написать басню (сильным ученикам). Почему басни вызывают неподдельный интерес у людей разного возраста? (остальным) | ||||
19 19 | Р/р. Выразительное чтение наизусть басен Крылова. | 1 | Развитие речи. | Выразительное чтение наизусть. | Выразительное чтение. | Читать стать. учебника о Пушкине. Какие события в детстве Пушкина вам показались особенно интересными? | ||||
Александр Сергеевич Пушкин – 6 часов | ||||||||||
20 20 | А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог) | 1 | Изучение нового материала. Творческое чтение | Проверка д/з; слово учителя о Пушкине; сообщение уч-ся; слово учителя. Творческая история создания поэмы «Руслан и Людмила»; знакомство с «Прологом» к поэме; беседа по вопросам на стр. 97 | В каких строчках «Пролога» Пушкин определяет жанр своего произведения? | Выучить «Пролог» к поэме. | ||||
21 21 | Поэма «Руслан и Людмила». 1 песнь | 1 | Совершенствование знаний и умений. Комментированное чтение | Проверка д/з; комментированное чтение 1 песни; беседа по вопросам на стр. 107-108 | Какие приёмы, свойственные народным сказкам, находим мы в этой песне? | Прочитать 2 песнь, продолжить составлять словарь; отметить основные эпизоды, определяющие сюжет. Индивидуальное: найти в тексте лирические отступления (диалог Пушкина с читателем), подготовить выразительное чтение, прокомментировать. | ||||
22 22 | Поэма «Руслан и Людмила». 2 песнь | 1 | Совершенствование знаний и умений. Комментированное чтение | Проверка д/з; беседа по вопросам на стр. 122-123 | Начертить схему развития сюжета 2 песни. | Прочитать 3 песнь, продолжить составлять словарь; дать краткую характеристику героям песни. Индивидуальное: составить план эпизода «Руслан и Голова» | ||||
23 23 | Поэма «Руслан и Людмила». 3 песнь | 1 | Совершенствование знаний и умений. Художественный пересказ с элементами комментированного чтения | Проверка д/з; беседа по содержанию 3 песни; пересказ эпизода «Руслан и Голова»; анализ эпизода «Руслан и Голова» | Кроссворд к поэме «Руслан и Людмила» | Опишите сказочного героя по плану:
| ||||
24 24 | Лирика А.С.Пушкина. Поэтические картины зимы | 1 | Совершенствование знаний и умений. Творческое чтение | Проверка д/з; словарная работа (пейзаж); чтение стих. «Няне»; аналитическая беседа по прочитанным стихотворениям. | Какие художественные приёмы использует Пушкин для создания поэтической картины зимы? | Выучить одно стихотворение, определить стихотворный размер стихотворений «Няне» и «Зимний вечер». | ||||
25 25 | Тест по произведениям А.С. Пушкина. | 1 | Урок контроля | Тест. | Самостоятельная работа | Готовиться к внеклассному чтению Погорельский «Черная курица, или подземные жители» | ||||
II четверть – 21 часов Русская литература XIX века 21 час во 2 четверти | ||||||||||
1 26 | Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа | 1 | Изучение нового материала. Творческое чтение | Проверка д/з; словарная работа (ритм, рифма, стопа); чтение статьи на стр. 147-149; беседа по вопросам на стр. 149 | игра «буриме» | Конкурс на лучшего сочинителя Напомнить! А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» | ||||
2 27 | Вн/чт. А.Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» | 1 | Совершенствование ЗУН. | Обзор повести «Черная курица, или подземные жители»; аналитическая беседа по содержанию повести | Беседа по вопросам | Инд. – подготовить сообщение о жизни М. Ю. Лермонтова | ||||
Михаил Юрьевич Лермонтов –3 часа | ||||||||||
3 28 | Стихотворения М. Ю.Лермонтова. «Парус», «Из Гете», «И вижу я себя ребенком», «Листок». Отношение поэта к окружающему миру | 1 | Изучение нового материала. Творческое чтение | Сообщение уч-ся; чтение стих.; аналитическая беседа по прочитанному | Видите ли вы за строками этих стихотворений личность самого поэта? Почему? | Выучить стихотворение «Парус» стр.151, задание 3 | ||||
4 29 | Р/р. Выразительное чтение стих-й М.Ю.Лермонтова. | 1 | Развитие речи | Выразительное чтение. | Выразительное чтение наизусть. | Подготовиться к тесту по творчеству М.Ю.Лермонтова. | ||||
5 30 | Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова. | 1 | Урок контроля | Тест | Самостоятельная работа уч-ся | Подготовить материал о Н.В.Гоголе. | ||||
Николай Васильевич Гоголь – 4 часа | ||||||||||
6 31 | Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Пропавшая грамота» | 1 | Изучение нового материала. Творческое чтение | Проверка д/з; сообщение уч-ся; слово учителя. история создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; словарная работа (быль); комментированное чтение были «Пропавшая грамота» | Составьте план были «Пропавшая грамота». | Стр 171, ответить на вопросы | ||||
7 32 | Н.В.Гоголь. Сюжет и герой повести «Пропавшая грамота» | 1 | Совершенствование ЗУН. Толкование художественного текста. | Беседа по вопросам на стр. 171; пересказ эпизода «Дед у нечистой силы» | Пушкин определяет жанр «Руслана и Людмилы» как сказку, а Гоголь в подзаголовке к «Пропавшей грамоте» пишет, что это «быль, рассказанная дьячком…» Верите ли вы автору? Как бы вы сами определили жанр произведения, которое прочитали? | Рисунки по «Пропавшей грамоте» с объяснениями. | ||||
8 33 | Тест по произведениям Н.В.Гоголя. | 1 | Урок контроля | Тест | Самостоятельная работа уч-ся | Подготовиться к уроку вн/чтения. | ||||
9 34 | Вн/чт. Повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | Внеклассное чтение | Урок игра | Конкурс на лучшего знатока «Вечеров на хуторе близ Диканьки» | Читать о Тургеневе, стр.171 – 174, пересказ | ||||
Иван Сергеевич Тургенев – 7 часов | ||||||||||
10 35 | Детство И.С.Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа И.С.Тургенева «Муму». Знакомство с героями | 1 | Изучение нового материала. Беседа | Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново; доклад о семье и детстве И. С. Тургенева; слово учителя. «История создания рассказа «Муму»; аналитическое чтение начала рассказа | В чём, на ваш взгляд, причины одиночества Герасима? | Перечитать рассказ «Муму», подготовиться к подробной беседе по тексту. | ||||
11 36 | Богатырский облик и нравственная красота Герасима в рассказе «Муму» | 1 | Совершенствование знаний и умений. Урок-беседа | Аналитическая беседа по содержанию рассказа; анализ эпизодов | В чём нравственное превосходство Герасима над другими людьми? | Подготовить по вариантам рассказ о герое (портрет, история жизни): 1 – Татьяна; 2 – Капитон. | ||||
12 37 | Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней | 1 | Совершенствование знаний и умений | Аналитическая беседа по содержанию рассказа; анализ эпизодов | Как вы оцениваете самовольный уход Герасима из города – как его победу или как поражение? | Выразительное чтение отрывка «Встреча Герасима и Муму после разлуки». Почему судьба Герасима сложилась драматично? (письменно) | ||||
13 14 38 39 | Р/р. Сочинение на литературную тему | 2 | Совершенствование знаний и умений | Составление сложного плана сочинения; устное рисование | Сочинение по рассказу «Муму» | стр. 198-213, прочитать | ||||
15 40 | Р/р. Анализ сочинений. Работа н6ад ошибками. | 1 | Урок консультация | Анализ сочинений. | Работа над ошибками. | Закончит работу над ошибками. Подготовиться к уроку вн/чтения. | ||||
16 41 | Вн/чт. По рассказам из «Записок охотника» И.С.Тургенева | 1 | Внеклассное чтение | Аналитическая беседа | Беседа по вопросам | |||||
Поэтический образ Родины – 5 часа | ||||||||||
17 42 | Образ Родины в стихах русских поэтов ХIХ века. Автор и его отношение к природе | 1 | Творческое чтение | Знакомство со стих. русских поэтов 19 века; аналитическая беседа по стих. | Какое стихотворение из прочитанных на уроке мне ближе и почему? | Подготовить выразительное чтение стихов русских поэтов. | ||||
18 43 | Образ Родины в стихах русских поэтов ХIХ века. Автор и его отношение к природе | 1 | Творческое чтение | Знакомство со стих. русских поэтов 19 века; аналитическая беседа по стих. | Какое стихотворение из прочитанных на уроке мне ближе и почему? | Подготовить выразительное чтение стихов русских поэтов. | ||||
19 44 | Образ Родины в стихах русских поэтов ХIХ века. Автор и его отношение к природе | 1 | Творческое чтение | Знакомство со стих. русских поэтов 19 века; аналитическая беседа по стих. | Какое стихотворение из прочитанных на уроке мне ближе и почему? | Подготовить выразительное чтение стихов русских поэтов. | ||||
20 45 | Р/р. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов | 1 | Развитие речи | Выразительное чтение стихотворений | Выразительное чтение стихотворений | Вспомнить понятие ритма, рифмы. | ||||
21 46 | Стихотворные размеры. | 1 | Изучение нового материала. | Работа с раздаточным материалом. | Комментированная работа + самостоятельная работа уч-ся | Подготовить сообщение о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова | ||||
III четверть – 30 часов Героическое прошлое России 8 часов Михаил Юрьевич Лермонтов – 4 часа | ||||||||||
1 47 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». Композиция, особенности повествования | 1 | Изучение нового материала. | Сообщение уч-ся о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; слово учителя. «Бородинское сражение»; чтение стих. «Бородино»; словарная работа по стих.; беседа («Особенности построения стих.») | Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату? | Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата. | ||||
2 48 | Образ старого солдата в стих-и М.Ю.Лермонтова «Бородино». Рассказ-монолог о знаменитой битве. | 1 | Изучение нового материала. Творческое чтение | Выразительное чтение. Ответы на вопросы стр.249 | Какие чувства испытывает солдат? Патриотизм. | Подготовиться к тесту. | ||||
3 49 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». Художественный анализ текста. Тест | 1 | Совершенствование ЗУН. Художественный анализ текста | Проверка д/з; беседа по содержанию стих.; анализ сцены Бородинского сражения | Тест | Выучить наизусть отрывок стихотворения | ||||
4 50 | Р/р. Выразит. чтение наизусть отрывка из стих-я М.Ю.Лермонтова «Бородино» | 1 | Развитие речи | Выразительное чтение. | Выразительное чтение наизусть. | Подготовить материал о Л.Н.Толстом. | ||||
Лев Николаевич Толстой – 2 часа | ||||||||||
5 51 | Героическое прошлое России. Л.Н.Толстой «Петя Ростов». Знакомство с героем | 1 | Совершенствование ЗУН. Аналитическое чтение | Словарная работа (роман-эпопея, фрагмент); слово учителя. «Партизанское движение войны 1812 года»; анализ эпизода «Петя в партизанском отряде» | Каков Петя во взаимоотношениях с другими людьми? | Прочитать эпизоды «Спор о раненых», «Долохов и Петя в разведке» Индивидуальное задание: рассказ о Венсане Боссе. | ||||
6 52 | Первый бой и гибель Пети | 1 | Изучение нового материала. Творческое чтение | Анализ эпизодов «Спор о раненых», «Долохов и Петя в разведке», «Ночь перед боем», «Первый бой и гибель Пети» | стр. 240 в. 2 | Прочитать инсценировку Булгакова. | ||||
Михаил Афанасьевич Булгаков – 2 часа | ||||||||||
7 53 | М.А.Булгаков «Петя Ростов». Особенности драматического произведения | 1 | Урок-беседа | Слово учителя о М. Булгакове; словарная работа (инсценировка); беседа по тексту инсценировки | На какие черты характера Пети обращает внимание Булгаков? | Подготовиться к контрольной работе. | ||||
8 54 | Итоговый урок по литературе ХIХ века. Тест | 1 | Урок контроля знаний | Тест | Самостоятельная работа уч-ся. | Подготовить выразительное чтение стихов стр.4-7 (часть 2). | ||||
Русская литература ХХ века – 30 часов | ||||||||||
9 55 | Связь веков в поэзии ХХ века | 1 | Урок-беседа | Слово учителя. «Связь веков в поэзии»; чтение стих. на стр. 4-7; беседа по прочитанным стих.; сообщение уч-ся о Бунине, Ахматовой, Рождественском | Почему личность Пушкина и его произведения привлекают внимание читателей 20-21 веков? | Выучить стихотворение по выбору; стр. 8-9, прочитать | ||||
10 56 | К.Г. Паустовский «Рождение сказки». «Теплый хлеб». | 1 | Совершенствование ЗУН. Комментированное чтение | Проверка д/з; сообщение уч-ся о К. Г. Паустовском; беседа по статье на стр. 8-9 | В чём, как вам кажется, хотел убедить автор читателя? | Пересказ сказки «Теплый хлеб», отвечать на вопросы учебника. | ||||
11 57 | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 1 | Совершенствование ЗУН. Комбинированный урок | Комментированное чтение | Беседа по вопросам. | Ответить на вопрос « Какова ответственность человека перед природой?» | ||||
12 58 | Вн/чт. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысли автора об ответственности человека перед природой. | 1 | Внеклассное чтение | Аналитическая беседа. | Беседа по вопросам. | Прочитать сказку «Снежная королева» | ||||
13 59 | Х.К.Андерсен :страницы биографии. «Снежная королева: реальное и фантастическое в сказке. | 1 | Урок-беседа | Беседа по сказке «Снежная королева» | Расскажите об одном из персонажей сказки. | Ответить на вопрос: чем «Снежная королева» близка к народной сказке?2 | ||||
14 60 | Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Близость произведения к народной сказке. | 1 | Совершенствование ЗУН. Урок-беседа | Аналитическая беседа. | Беседа по вопросам | Подготовить сообщение о А. Платонове. Прочитать сказку А. Платонова «Волшебное кольцо» | ||||
15 61 | А. Платонов «Волшебное кольцо» Сюжет и герои сказки | 1 | Совершенствование ЗУН. Аналитическое чтение | Работа с текстом сказки; словарная работа (идея); анализ эпизода «Кошка и собака плывут через море» в русской народной сказке и в сказке А. Платонова | тест | Придумать свой вариант фрагмента сказки «Кошка и собака плывут через реку». | ||||
16 62 | Р/р. Урок фантазии и творчества. Легко ли создавать сказки? | 1 | Развитие речи | Проверка д/з; творческая работа в группах (составление и инсценировка эпизода «Сватовство царской дочки») | Диспут на тему «Легко ли создавать сказки?» | Читать сказки Дж. Родари | ||||
17 63 | Дж. Родари «Сказки по телефону» | 1 | Совершенствование ЗУН. Аналитическое чтение | Слово учителя о Дж. Родари; обсуждение сказок; проверка домашнего задания | Какая из сказок больше всего подходит к общему названию сборника? | Придумать короткую сказку, которую можно было бы включить в сборник Дж. Родари | ||||
18 64 | Л. Кэролл в переводе В. Набокова «Аня в стране чудес» | 1 | Совершенствование ЗУН. Комбинированный урок | Проверка д/з; знакомство с личностью В. В. Набокова; чтение 1 главы повести; беседа по прочитанному | тест | Перечитать гл.3; стр. 81 в. 1-4 (у) | ||||
19 65 | Парадокс как основа повествования Л. Кэролла | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный урок | Беседа по содержанию 3 главы; словарная работа (парадокс) | Что отличает эту сказку от тех, которые вы читали раньше? | Подготовиться к вн. чтению Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» | ||||
20 66 | Вн/чт.. Джон Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» | 1 | Внеклассное чтение | Знакомство с личностью писателя; знакомство с содержанием сказочной повести; словарная работа (трилогия); беседа по содержанию 6 главы | Викторина на лучшего знатока повести | Прочитать рассказ «Как я встречался с Чеховым. За карасями» | ||||
Проза русских писателей ХХ столетия – 5 часов | ||||||||||
21 67 | И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Знакомство юных рыболовов с Чеховым | 1 | Совершенствование ЗУН. Комбинированный урок | Краткое знакомство с биографией И. Шмелёва; беседа по рассказу; наблюдение над стилем Шмелёва (анализ 3 абзаца) | Что нового узнали о жизни России и великих людей после знакомства с рассказом? | Стр. 113-115, прочитать; стр. 115, ответить на вопросы | ||||
22 68 | Очерк А.И.Куприна «Мой полет | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный урок | Краткое знакомство с биографией писателя;словарная работа (очерк, жанр); лекция учителя. «Очерк»; беседа по вопросам на стр. 120; составление опорной схемы «Очерк»; анализ построения очерка Куприна | Почему это событие стало темой очерка? | Составить черновик очерка | ||||
23 69 | Е.И.Замятин «Огненное «А» | 1 | Совершенствование ЗУН. Комбинированный урок | Краткое знакомство с биографией Е. Замятина; беседа по содержанию рассказа | Что можно сказать об авторе, прочитав этот рассказ? | Стр. 115-119, прочитать; стр. 120 в. 1-3(у) | ||||
24 70 | Р/р. Разноцветный мир в восприятии Шмелева. | 1 | Развитие речи | Словесное рисование. Выразительное чтение. | Выразительное чтение. | Подготовиться к сочинению в жанре очерка. | ||||
25 71 | Р/р. Написание сочинения в жанре очерка | 1 | Совершенствование ЗУН | Проверка д/з; редактирование черновиков | Сочинение в жанре очерка | Читать стр. 120-132, выбрать понравившееся стихотворение, прокомментировать. | ||||
Поэтический образ Родины – 5 часов | ||||||||||
26 72 | Красота природы в стихах и прозе. А.А.Блок «На лугу», «Ворона»; И.А.Бунин «Сказка», «Канарейка», .Д.Бальмонт «Снежинка», «Фейные сказки» и др. | 1 | Урок-обзор | Комментированное чтение стих. о природе; работа с записями о природе М. Пришвина | Сопоставление поэтических и прозаических текстов. | Подготовить выразительное чтение стих-й. | ||||
27 73 | Времена года в стихах и лирической прозе М. Пришвина | 1 | Совершенствование ЗУН | Комментированное чтение стих. о природе; работа с записями о природе М. Пришвина | Сопоставление поэтических и прозаических текстов. | Подготовить сообщение о С. Есенине, В. Маяковском | ||||
28 74 | Образы животных в русской поэзии ХХ века | 1 | Совершенствование ЗУН | Знакомство с личностью Есенина; чтение и анализ стих. «Песнь о собаке». | Анализ стихотворений. | Подготовить выразительное чтение | ||||
29 75 | Образы животных в русской поэзии ХХ века | 1 | Совершенствование ЗУН | Знакомство с личностью В. Маяковского; чтение и анализ стих. «Хорошее отношение к лошадям» | Анализ стихотворений. | Подготовить выразительное чтение | ||||
30 76 | Р/р. Урок-концерт «Край ты мой, родимый край…» | 1 | Развитие речи | Совместная работа уч-ся и учителя. | Песни на стихотворения русских поэтов о природе. | Стр.142-175 чтение, пересказ. | ||||
IV четверть – 26 часов Современная литература – 7 часов | ||||||||||
1 77 | В.П.Астафьев. Детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро» | 1 | Совершенствование ЗУН. Литературная беседа | Знакомство с творчеством В. П. Астафьева; слово учителя. «Творческая история создания рассказа»; составление композиционного плана рассказа; беседа по содержанию рассказа | Викторина | Стр.174 вопросы 1-6(у) | ||||
2 78 | «Васюткино озеро». Поведение Васютки в лесу. Становление характера через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций | 1 | Совершенствование ЗУН | Проверка д/з; анализ эпизода «Поведение Васютки в лесу» | Составление аналитического комментария | Подготовиться к сочинению | ||||
3-4 79-80 | Р/р. Сочинение: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки | 2 | Контроль знаний | Выбор темы сочинения; составление сложного плана сочинения | Сочинение | Подготовить сообщение о Туве Янсоне; прочитать рассказ «Последний в мире дракон» | ||||
5 81 | Туве Янссон «Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы | 1 | Совершенствование ЗУН. Комбинированный урок | Знакомство с личностью Т. Янссон; словарная работа (подтекст); беседа по содержанию рассказа | Диспут на тему «Цена настоящей дружбы» | Вопросы и задания к теме «Современная литература» 1-3 | ||||
6 82 | Мир сказочных героев. Мумми-тролли, хемули, снуснумрики. Утверждение права современной лит-ры на сказку. | 1 | Совершенствование ЗУН. Комбинированный урок | Аналитическая беседа. | Ответы на вопросы. | Подготовиться к итоговому уроку по современной литературе. | ||||
7 83 | Итоговый урок по современной литературе | 1 | Урок контроля знаний | Беседа по вопросам на стр. 184 | Самостоятельная работа уч-ся. | Прочитать 6 главу из повести «Робинзон Крузо». | ||||
Путешествия и приключения – 14 часов | ||||||||||
8 84 | Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | 1 | Совершенствование ЗУН. Урок-беседа | Знакомство с личностью Д. Дефо; словарная работа (Робинзон). | Без чего вы не сможете обойтись на необитаемом острове? | Стр. 199-200, ответить на вопросы | ||||
9 85 | Смелость, мужество, находчивость главного героя Робинзона. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | Совершенствование ЗУН. Урок-беседа | Сжатый пересказ. | Беседа по вопросам на стр. 199-200 | Составить план главы для подготовки сжатого пересказа. | ||||
10 86 | Р/р. Обучение сжатому аналитическому пересказу текста. | 1 | Урок развития речи | Проверка д/з; составление плана пересказа; составление аналитического комментария | Сжатый пересказ текста | Напишите сочинение-миниатюру «Всегда ли я бываю на высоте, оказавшись в затруднительном положении?» | ||||
11 87 | Рудольф Эрик Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» | 1 | Урок-фантазия | Проверка д/з; знакомство с историей создания книги; словарная работа (ирония); беседа по тексту | Почему эта книга живёт уже более 200 лет? | Стр.202 отвечать на вопросы устно. | ||||
12 88 | Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории. | 1 | Совершенствование ЗУН. Урок-игра | Аналитическая беседа. | Беседа по вопросам. | Написать сочинение-миниатюру в стиле рассказов барона Мюнхгаузена; прочитать главы из романа «Приключения Тома Сойера»; | ||||
13 89 | Марк Твен: страницы биографии. Приключения Тома Сойера». Том и Гек. | 1 | Совершенствование ЗУН. Урок-игра | Краткое знакомство с жизнью и творчеством М.Твена; работа над образом главного героя. | Пересказ, беседа по вопросам. | Найти стихи о войне, прочитать. | ||||
Героическое прошлое России – 3 часа | ||||||||||
14 90 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 1 | Интегрированный урок (литература + музыка) | Проверка домашнего задания; чтение и анализ стих. на стр. 137-141 | Литературно-музыкальная композиция «Великой победе посвящается…» | Подготовить выразительное чтение песен о ВОВ, прокомментировать стр. 141 в. 1-4 | ||||
15 91 | Р/р. Выразительное чтение наизусть стих-й о Вов. | 1 | Развития речи | Выразительное чтение стих-й. | Выразительное чтение стих-й | Подготовиться к уроку вн/чтения. | ||||
16 92 | Вн/чт. Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 1 | Внеклассное чтение | Сообщения учащихся. | Проектная работа уч-ся | Стр. 213-214 отвечать на вопросы устно. | ||||
Путешествия и приключения | ||||||||||
17 93 | Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения. | 1 | Совершенствование ЗУН. Урок-игра | Пересказ, работа над образом главного героя, беседа по вопросам. | Беседа по вопросам. | Подготовиться к уроку-викторине. Задания по группам: подготовить кроссворды. | ||||
18 94 | Викторина по повести «Приключения Тома Сойера» | 1 | Урок-викторина | Викторина | Написать письмо Марку Твену. | |||||
19 95 | Астрид Линдгрен и ее детектив «Приключения Калле Блюмквиста» | 1 | Совершенствование ЗУН. | Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Линдгрен; работа над образом главного героя; | Сообщения уч-ся. | Прочитать «Приключения Кале Блюмквиста» | ||||
20 96 | Астрид Линдгрен и ее детектив «Приключения Калле Блюмквиста» | 1 | Совершенствование ЗУН. | Подробный пересказ 2 главы; беседа по вопросам на стр. 224 | Подготовиться к уроку вн/чт по Шерлоку Холмсу; пересказ одного из рассказов по плану | |||||
21 97 | Вн/чт. Великий сыщик Шерлок Холмс | 1 | Внеклассное чтение | Проверка д/з; словарная работа (детектив); обобщение по образу Ш. Холмса | Чему Кале научился у Ш. Холмса? | Написать рассказ в стиле рассказов Шерлока Холмса | ||||
22 98 | Сюжет и композиция художественного произведения | 1 | Изучение нового материала | Проверка д/з; чтение статьи на стр. 225-226; беседа по вопросам на стр. 226 | Работа с текстом художественного произведения | Найти элементы сюжета в рассказе о Шерлоке Холмсе | ||||
23 99 | Н.С.Гумилев «Орел Синдбада». Б.Лесьмян « Новые приключения Синдбада-морехода». | 1 | Изучение нового материала | Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н.С.Гумилева, Б.Лесьмяна и их произведениями. | Что общего и в чем различие произведений двух авторов? | Стр. 241, вопрос 2 письменно. | ||||
24 100 | М.Цветаева «Книги в красном переплете». Анализ стихотворения | 1 | Творческий отчет | Проверка д/з; слово учителя. «Марина Цветаева»; чтение и анализ стих. «Книги в красном переплёте» | ||||||
25-26 101102 | Резервные уроки. | 1 | Традиционные уроки | Рекомендации для летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....