СЕЧЬ
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме
Мастерская на тему "Сечь" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" представляет собой занятие по творческому осмыслению произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_sech.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока.
Тема: «Сечь»
Класс: 7
Форма проведения: мастерская
Тип мастерской: построение новых знаний ( по повести Н.В.Гоголя
« Тарас Бульба»).
Цель мастерской: создание условий для понимания учащимися идеи произведения, оценки отношений между героями, воспитания патриотизма; понимания истоков подвига посредством изучения произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Нетрадиционная цель: возможность представить материал учителю нестандартно, уйти от жестких рамок учебника, а детям - увидеть произведение Н.В.Гоголя с неожиданной стороны.
Задачи: развивающие- развить творческих способностей, уметь выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать и систематизировать.
Обучающие: показать особенности творчества Н.В.Гоголя на примере его произведения «Тарас Бульба»; продолжить обучение анализу текста художественного произведения, приемам выразительного чтения, ответам на проблемные вопросы
Воспитательная: воспитать чувство патриотизма, долга, любви к Родине; учить строить отношения с окружающими, своей семьёй.
План мастерской (мастерская рассчитана на 2 часа):
1. Индукция (наведение): создание определенного настроя - эмоционального, интеллектуального( с опорой на зрительную, слуховую, моторную, эмоциональную память), включение подсознания, создание личного отношения к предмету обсуждения- Слова мастера о путешествии в прошлое, постановка целей, задач ( 4 мин.)
2.Самоконструкция: постановка первой задачи .(6 мин)
3.Социоконструкция: групповая работа по решению поставленных вопросов.(15 мин.)
4.Социолизация: выступление учащихся из каждой группы (4 группы) и мастера-учителя с вариантами обсужденных решений.(20мин)
5.Афиширование: представление работ -4 группы.(30 мин)
6.Разрыв: внутреннее осознание каждым участником мастерской неполноты знаний, погружение в проблему.(10 мин)
7.Социоконструкция: групповая работа по решению вопросов, поставленных на другом уровне. (15 мин)
8.Афиширование: представление творческой работы. (15 мин)
7.Рефлексия:размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.(5мин)
Ход урока:
Мастер-учитель:
Мы продолжаем работу по технологии мастерских. Просьбы мои просты. Закон мастерской таков: «Делай все по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, контролируй себя сам».
Но легче работать, объединив усилия: «ум, хорошо, а два лучше».
Итак, работаем по группам. Но, ребята, не забывайте, «когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, просто мука.»
Друзья мои, сегодня вы путешественники, но путешественники необычные, потому как путешествие совершится в прошлое. Но как любые путешественники мы встретим на своем пути странное и необычное, а это странное и необычное необходимо осмыслить, поэтому будем анализировать, систематизировать и обобщать, оценивать и делать выводы. (4 мин)
Мастер: Закроем глаза, так как наша машина времени настроена на путешествие. Перемещаемся… Перед нами летит время вспять. И вот наша остановка. Возникает слово «сечь». Какие у вас возникают ассоциации? Звуковые? Зрительные (визуальные)? (6 мин)
Комментирование ответов.
Мастер Что же, обозначим круг проблем: Так что же представляет Сечь? Чем известна эта земля? Прочитайте лист 1, запишите что больше всего вас поразило, удивило.(Время работы до 15 мин. в группах.)
Работа по группам
Что еще необычного есть в этой Сечи? (знакомство с листами 2, 3)
Каково устройство этой земли?
Афиширование. Работа групп озвучивается и записывается кратко на доске.
По каким критериям можно разделить все слова, которые мы отметили? (место положения, устройство власти, воинский долг, товарищество, отдых)
(20 мин)
Мастер. И вот в нашем путешествии выдалось свободное время для осмысливания увиденного. Давайте напишем письмо своим друзьям в наше время и расскажем об удивительной земле.
Написание писем (работа в группах), их зачитывание (Время работы до 30 минут)
Посмотрите на портреты жителей этой земли, казаков. С кем можно сравнить их? (герои былин) В чём их сходство? В чём различие?
Афиширование. Ответы групп (Средства, которыми Гоголь описывает своих героев те же, что используются и в народных сказаниях, былинах, героических песнях. С первых же страниц повести мы отличаем необыкновенно яркий, сочный язык гоголевского произведения. Создавая героические образы, рисуя картины битвы он использует худ. прием, выработанные устным народным творчеством. Троекратное повторение: в разговоре битвы Т. трижды перекликается с казаками. Эпические сравнения: «как плавающие в небе ястреб», «хлынула ручьем молодая кров ь, подобно дорогому вину». Метафоры: кровь-вино.Гиперболы: «Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи».Ритм – напевный, напоминающий песенный стиль повествование кроме того, для языка повести характерна стилистика былин, внешнее и внутреннее сходство казаков с богатырями, повторы, ритмические восклицания. Автор здесь и очевидец событий, и их заинтересованный свидетель, и лирический комментатор.)
Мастер Многие из казаков погибают во время военных сражений. Какие слова звучат из уст умирающих казаков? (Работа с листами 4)
О чём говорят эти слова? ( Время работы около 10 мин)
Афиширование.
Мастер: Давайте вернемся в поэтический мир гоголевской повести. Неслучайно в начале нашего путешествия мы увидели описание степи. Каков смысл метафоры: «степь приняла всех в свои зеленые объятия»!
Ученики обобщают материал, дают свои развёрнутые ответы. (До 15 мин)
(Степь – родина- мать и, как мать, принимает она их в свои объятия, чтобы утешить, предать жизненную силу и энергию. У нас было задание найти эпитеты, рисующие степные просторы. Сравнение степи с пустыней и морем создает впечатление того, что степь – безграничное пространство. С образом степи (большой родины) и образов казаков слит образ Запорожской Сечи, близкой и дорогой казаком. Вот что представляет собой Сечь, какие нравы там царили: работа с текстом «Сечь состояла из 60 … с лишком куреней». Автор любит Сечь, которая для него стала воплощением родины и свободы. Образ степи в повести – это и символ родины, и средство характеристики героев, и пейзаж, и выражение авторской позиции. Казачество и степь сливаются и становятся неотделимы друг от друга. Такая мощная природа должна была рождать богатырей. И это было так. Гоголь ведет нас, читателей, от стихии степи к стихии степи к стихии Запорожской Сечи, с ее свободой и широтой, к стихии боя. Так мы видим запоржцев в боевых действиях. А вот враги запорожцев стремятся к пестроте, театральности. Не бескорыстная любовь к отчизне, а желание личной славы, личного успеха руководит поляками. Автор как бы свидетель битвы по стенами Дубно. Он переживает за них. Показывает их воинское искусство, уверенность в победе. Авторские слова «Каждому привел случай показать себя», можно трактовать, рассказывая о подвигах запорожцах в бою. Особо нужно обратить внимание на последние предсмертные слова отважных казаков. Мы считаем, что смысл жизни заключен в подвиге во имя родины, своей веры в Христа. Очень много общего между запорожцами и былинными героями: служение одной цели – борьбе за независимость родины; Гоголь описывает своих героев теми же художественными средствами, что и народные сказания, былины, героические песни. Запорожцы беззаветно любят родную землю, в самые трагические минуты жизни они признаются в своей любви и преданности. Так их воспитала Запорожская Сечь: думать о родине и товарищах. И, несмотря на трагический исход битвы, рождается ощущение торжественности и веры в великое будущее родины!)
Мастер: Молодцы! Вы отлично потрудились! Наше путешествие заканчивается. Наша мастерская должна дать не столько знания, сколько ощущение их безграничности. Каждый из вас должен развивать свои возможности, способности. Мастерская – это умение ставить вопросы и самостоятельно находить ответы. Задание: А сейчас на листах самостоятельно напишите, как вы представляете идеальное государство (Дети работают около 15 мин)
Рефлексия Сейчас предлагаю всем поразмышлять о своем внутреннем состоянии, заняться самоанализом, для этого предлагаю мысленно проанализировать все то, что было вами проделано при подготовке мастерской и выхода из нее, и высказать свое отношение. А для меня напишите 1 слово, чем запомнилась вам сегодняшняя мастерская, что дала она вашему уму и сердцу. Благодарю за работу. Мы не ставим в своей работе точку, мы ставим многоточие…
ТСО: компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: карты с заданиями ( по группам), тексты повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба», памятки анализа художественного текста,
Методическая литература: «Методические советы к учебнику- хрестоматии для 7 класса», М., Мнемозина,2000.Под ред.. М.А.Снежневской, Гуковский Г.А. «Реализм Гоголя», М.,1959,Белый А. «Мастерство Гоголя», М,1996.
Интернет- ресурсы: http://www.myspace.com/index.cfm?fuseaction=vids.individual&VideoID=54311710 .Видеозапись « Тарас Бульба». Слайдшоу»
http://www.rusedu.ru/files.php?cat=2&cmd=all&sort=name&order=asc&page=6
Раздел: Методика, планирование
Самоанализ урока: Сегодня вашему вниманию было предложено обобщающее занятие с использованием технологии французских мастерских.
Форма урока: мастерская. Тип мастерской: обобщение и систематизация знаний по произведению Н.В.Гоголя « Тарас Бульба». Цель мастерской: создание условий для понимания учащимися идеи произведения, оценки отношений между героями, воспитания патриотизма; понимания истоков подвига и предательства- нравственного выбора посредством изучения произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Нетрадиционная цель: возможность представить изученный материал учителю-мастеру нестандартно, уйти от жестких рамок учебника, а детям - увидеть произведение Н.В.Гоголя с неожиданной стороны - соригинальничать. Задачи: развивающие- развить творческих способностей, уметь выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать и систематизировать. Обучающие: показать особенности творчества Н.В.Гоголя на примере его произведения «Тарас Бульба»;продолжить обучение анализу текста художественного произведения, приемам выразительного чтения, ответам на проблемные вопросы. Воспитательная: воспитать чувство патриотизма, долга, любви к Родине; учить строить отношения с окружающими, своей семьёй. Для успешного проведения технологии педагогической мастерской необходимо- 2 урока. Концепция, лежащая в основе этой технологии, предусматривает представление учащимся возможности выбора (выбора деятельности, способа представления результата, участников для общения в малой группе), создание условий, обеспечивающих равенство всех участников мастерской, включая учителя-мастера, так как все способны к творчеству, самосознанию, исследованию окружающего мира, безоценочное общение (отсутствие соперничества, соревнования, опора на самооценку, самокоррекцию, самовоспитание), высокий уровень мотивации, сотрудничества, сотворчества. Проведение мастерской помогает мне применить свои знания и умения, организовать целенаправленную, увлекательную, творческую работу учащихся, которая раскрепощает, улучшает настроение и всегда дает положительный результат. План мастерской я детализировала настолько, что это позволило предусмотреть и подготовить весь объем информации. Идея- каждый человек должен развивать свои возможности. Способности, а не контролировать кого-либо. Мастерская- это умение ставить вопросы, и, возможно, не на все из них в мастерской будет получен ответ. Это даст мне, мастеру, наметить перспективы своей деятельности. Любые точки зрения имеют право на существование, после их высказывания можно и нужно поразмышлять (что, и представлено в одном из этапов мастерской - «разрыв», «рефлексия».Моя задача - создать такие условия, при которых возможны свободные решения и «охота» за «кладом» отгадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Запорожская Сечь". 7 класс
Материал к урокам по изучению повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...
Образ Сечи. Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе. Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.Цели:1. Образо...
Запорожская Сечь. Остап и Андрий среди запорожцев.
Урок знакомит с историей возникновения Запорожской Сечи, помогает проследить широкий образ среды, воссозданный Н.В.Гоголем в повести, а также её значение в выработке характеров героев. ...
Конспект урока по теме "Возникновение украинского казачества и Запорожской Сечи".
Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы,уровня стандарт изучении предмета - история Украины. Учебник по истории Украины для 5 класса, автор В.С. Власов. Используется также,...
Урок литературы в 7 классе по теме «Запорожская Сечь» на страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
конспект и презентация...
слайдовое сопровождение к уроку "Законы Запорожской Сечи"( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Данные слайды можно использовать в качестве дополнительного материала при работе с текстом повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...