Марина Цветаева: проблемы творчества
статья по литературе (11 класс) по теме
Исследование темы творчества в лирике М.Цветаевой поможет при подготовке к урокам литературы в 11 классе.
Восприятие творческого наследия поэта, как правило, вызывает затруднение у большинства старшеклассников. Зачастую оно сводится к изучению биографических сведений. Нередко и стихи Цветаевой читаются лишь как подтверждение каких-либо событий из жизни поэта. Неспроста Марина Цветаева беспокоилась: как бы, раскапывая стих, не занялись "бытовым подстрочником"...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о творчестве М. Цветаевой | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Марина Цветаева: проблемы творчества
Автор: Руденко Римма Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лянторская СОШ № 7»
Марина Цветаева: проблемы творчества
Загадка творчества всегда будет оставаться загадкой. И даже более – тайной, чудом. Невозможно (и не нужно!) раскладывать это чудо по полочкам, пытаться всему найти истолкование. Но для того чтобы приблизиться к миру поэзии, можно попытаться уяснить, откуда берет начало поэтический дар и сколько труда вложено в то, чем мы сегодня восхищаемся.
Бог меня одну поставил
Посреди большого света.
- Ты не женщина, а птица,
Посему летай и пой.
Цветаева «пела», несмотря на непонимание, неприятие, бытовые неурядицы. «Летала», потому что рождена была для полета – для творчества. А.С.Эфрон в воспоминаниях таким воспроизводит облик М.Цветаевой: «Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163 см., с фигурой египетского мальчика… легка и быстра походка, легки и стремительны – без резкости – движения».
Символ птицы чрезвычайно важен для Цветаевой. Поэт не отягощен земными радостями и бытовыми проблемами. Именно поэтому творчество ассоциируется с полетом. Поэта Цветаева представляет в образе «крылатого существа» - это и птица, и ангел, и бабочка. С одой стороны, это знак «особости» художника: все ходят по земле, а он – летает. На всех действует закон притяжения (привязанность к земным радостям, быту), а поэт свободен, потому что имеет крылья – творчество, потому что парит над землей. Птица, ангел, бабочка сливаются для Цветаевой в символ души.
Шестикрылая, Ра-душная.
Между мнимыми – ниц – сущая,
Не задушена вашими тушами,
Ду-ша!
- Возлюбленный!- Ужель не узнаешь?
Я ласточка твоя – Психея!
Психея в греческой мифологии – олицетворение души в образе нежной юной девушки. Психея у Цветаевой противопоставляется Еве – олицетворению не души, а тела, земной красоты и любви.
Нередко поэт обращается к образам коня, бега для изображения творческого порыва.
Не возьмешь мою душу живу!
Так, на полном скаку погонь –
Пригибающийся – и жилу
Перекусывающий конь
Аравийский.
Образы полета, коня, бега соединяются в определении творческого порыва, вдохновения. С понятием творчества связан и образ огня, который передает трагизм процесса творчества. Творчество-жертва, творчество-мука…
- Птица-Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Символ вдохновения для зрелой Цветаевой не Муза («Храни ее, Господи, Такую далекую!»), а Гений, которого считали покровителем мужчин. Вдохновение врывается к поэту «всадником на красном коне». Он и увлекает свою избранницу в «пекло ратных подвигов». Гений требует от поэта мужской хватки, мужского характера. Неслучайно, наверное, Цветаева осознает себя и называет не поэтессой, а поэтом. Это не каприз, не прихоть – мужские качества характера замечали в Цветаевой многие ее современники.
Борис Пастернак писал ей: «Как удивительно, что ты – женщина. При твоем таланте это ведь такая случайность!»
Интересно соотношение понятий «духовное» и «материальное» в лирике и прозе Марины Цветаевой. В стихотворении «Жив, а не умер…» слышен протест против всякой «телесности».
В теле – как в трюме,
В себе – как в тюрьме…
( Только поэты
В кости – как во лжи!)
Поэты, в представлении Цветаевой, с трудом переносят земное воплощение. В цикле «Стихи к Блоку» перед нами предстает портрет Блока не как человека, а как духа. Образ поэта обретет ореол святости. Смерть Блока Цветаева представляет не как конец его жизненного пути, а как освобождение, воскрешение, начало пути иного.
Мертвый лежит певец
И воскресение празднует.
Марина Цветаева писала Анне Ахматовой о Блоке: «Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил…Весь он такое явное торжество духа, такой воочию – дух, что удивительно, как жизнь - вообще – допустила. Смерть Блока я чувствую как Вознесение».
К размышлениям о соотношении духовного и материального в поэте Цветаева обращается не раз. В письме к Р.-М.Рильке она пишет: «Человек – то, на что мы обречены». В письме к Бахраху замечает: «Может быть, этот текущий час и сделает надо мною чудо – дай Бог, м.б. я действительно сделаюсь человеком, довоплощусь…»
Цветаева не раз говорила, что ее стихи обращены к Богу. «Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все. Стихи к Богу есть молитва. Так: все мои стихи – к богу если не обращены, то: возвращены».
Неслучайно Иосиф Бродский так определяет процесс стихосложения: «Стихотворение приводится в действие тем же механизмом, что и молитва».
В стихотворении «Я страница твоему перу…» мы видим обращение к Господу. Это и благодарность за дар, и клятва в выполнении долга.
Я – хранитель твоему добру:
Возращу и возвращу сторицей.
Неоднозначным выглядит в данном стихотворении сочетание черного и белого цветов. Для Цветаевой, в отличие от общепринятого мнения, черный цвет чаще имеет позитивное содержание, а белый – негативное. Мир лирической героини представлен двумя контрастными цветами.
С одной стороны: «Все приму. Я белая страница». И здесь же: «Я деревня, черная земля». В конце стихотворения: «Ты – Господь и Господин, а я – Чернозем – и белая бумага».
Антитеза «черное – белое» в данном случае приобретает нетрадиционное значение. Антонимы переходят в синонимы. Почему же героиня называет себя «белой страницей»?
Белый цвет здесь несет значение изначальной чистоты, готовности к заполнению. Черный цвет представлен в виде чернозема. Чернозем – это и есть та благодатная почва, о которой говорится в Евангелии – в притче о сеятеле: «Иное упало на добрую землю и принесло плод».
Марина Цветаева еще в начале творческого пути поняла: невозможно быть поэтом и комфортно чувствовать себя в обыденной жизни. Отсюда – трагическое неприятие окружающего мира, непонимание, невозможность обоюдной (равной) любви.
Не земное и настоящее влекло поэта в минуты творчества, а Вселенная, будущее.
Любовь, страсть вовсе не мешают поэту творить.
Ах, ни единый миг, прекрасный Эрос,
Без вас мне не был пуст.
Поэт – явление непредсказуемое. Он не может предугадать, что завтра сорвется с его пера.
Ибо путь комет –
Поэтов путь…
И как стремительно несущаяся комета, поэт обгоняет свое время. Он всегда «зрит» в будущее. Поэта ничем не сдержать, он всегда будет идти своим путем, вразрез с традициями, законами, вразрез со временем.
- Отчаятесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарем.
Не находя места среди людей, поэты бросают вызов богам:
Мы бога у богинь оспариваем,
И девственницу у богов!
Настоящий поэт, по мнению М.Цветаевой, обречен на одиночество. И.Кудрова отмечает: «Ее неожиданно больно задели строки в очередном письме Рильке, где поэт говорил об одиночестве как о жестоком, но необходимом условии творчества. Она достаточно хорошо знала, что это святая правда».
Мой путь не лежит мимо дому – твоего.
Мой путь не лежит мимо дому – ничьего…
Цветаева – поэт крайностей, в ее творческом мире противопоставлены: (как белое и черное) творчество и будничная жизнь, божественная любовь и человеческая страсть, поэт и толпа. Для нее ни в чем не может быть «золотой середины»:
Закинув голову и опустив глаза
Пред ликом Господа и всех святых стою…
Казалось бы, несовместимые понятия – закинутая голова и опущенный взор – соединяются в одном образе. Лирическая героиня Цветаевой – «смертная» женщина и, одновременно, ангел.
В лирике Цветаевой, безусловно, отражены народные представления о Добре и Зле, о человеке и его месте в мире. Динамика, интонация цикла «Версты» полностью определяется фольклорной основой.
Не из фольклора ли проистекает способность цветаевских стихов содержать какой-то магический смысл в самой интонации, в самом звучании? Как проявление тяги поэта к крайностям, стихотворения звучат то как молитва, то как заговор.
Благодарю, о Господь,
За Океан и за Сушу.
И за прелестную плоть,
И за бессмертную душу…
Стихотворение, обращенное к Господу, датировано 9 ноября 1918 г. Несколькими днями ранее, 3 ноября 1918 г. Цветаева пишет:
Развела тебе в стакане
Горстку жженых волос.
Чтоб не елось, чтоб не пелось,
Не пилось, не спалось.
Эти строки, напротив, читаются как деревенский заговор.
Неспроста, наверное, М.Волошин говорил Цветаевой, что в ней заложен материал, по крайней мере, 10 поэтов. Ее поэтический взгляд способен увидеть и осмыслить весь мир, всю Вселенную.
Состояние творчества Марина Цветаева сравнивает со сновидением: «Поэт? Спящий.» Творчество для нее – это наваждение, cон, чары. Из письма к А.В.Черновой: «В жизни, Аденька, ни-че-го нельзя… Поэтому – искусство («во сне все возможно»). Из этого искусство, моя жизнь, как я ее хочу, не беззаконная, но подчиненная высшим законам, жизнь на земле, как ее мыслят верующие на небе. Других путей нет».
Искусство – в противовес жизни! Жизни «нищей и тесной», жизни, которая всего лишь «сброд-рынок-барак»…
Главная ценность поэта – душа, его внутренний мир. Совершенно нелепо, с точки зрения Цветаевой, выглядит поэт, декламирующий свои стихи со сцены. «Поэт – уединенный, подмостки для него – позорный столб».
С одной стороны, творчество для Цветаевой – предопределение свыше:
Бог меня одну поставил
Посреди большого света
- Ты не женщина, а птица,
Посему летай и пой.
С другой стороны, творчество несет греховное начало: «Достаточно с меня великой сделки записывания и печатания!»
М.Цветаева, заявив уверенно: «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!», допускает также возможность отказа от своего таланта.
А может, лучшая победа
Над временем и тяготеньем –
Пройти, чтоб не оставить следа…
Марине Цветаевой не удалось «пройти, чтоб не оставить следа». Она оставила нам свой Голос.
Конечно, поэзия Цветаевой не предназначена для массового читателя, не предполагает массового почитания – слишком оригинально ее творческое наследие. Но тот, кто однажды проник в творческий мир Цветаевой, останется зачарованным ее поэзией на всю жизнь…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой
11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...
«Творческий практикум (заключительный урок по творчеству Марины Цветаевой)»
Урок обобщения изученного материала....
Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.
Литературный журнал по творчеству М. Цветаевой для учащихся 11 класЦель данного урока:: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэ...
Тема родины в творчестве Марины Цветаевой
на сайте размеще конспект к уроку. Презентацию к нему можно найти на моей странице на proshkola.ru...
Марина Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества
Цель урока: выявить основные темы и мотивы цветаевской лирики, проиллюстрировав их; сформировать навыки элементов анализа лирического произведения; развить эстетический вкус учащихся, внимание к детал...