Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы к учебнику В.Я.Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_8_klass_k_uchebniku_korovinoy.docx | 99.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО_______ | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
/__________________/ «___»__________2013г.
«___»___________2013г.
Рабочая программа
учебного курса «Литература»
в 8 классе
Составитель: Преснякова И.Н.
2013 г
- Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи обучения
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Название учебно-методического комплекта:
1.Программа: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2009.
2.Учебник: Литература. 8 класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Коровина В.Я.. Журавлёв В.П., Коровин В.И – М.: Просвещение, 2008-2011 г.
3.Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…:8 кл.-М.:Просвещение,2008 г
4.Коровина В.Я.,Збарский И.С.Литература:8 кл.:Метод.советы/ Под ред. В.И.Коровина. М.:Просвещение,2003
Количество часов в году – 68 ч.
Внеклассное чтение-10
Развитие речи-10
Предметы | литература (контр. раб.) | ||||||
классы | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
сочинение (кл./дом) | 3/0 | 3/1 | 2/2 | 2/3 | 3/3 | 3/3 | 4/3 |
объём сочинения (стр.) (кл./дом) | 1-1,5 | 1,5-2 | 2-2,5 | 2,5-3 | 4-5 | 5-7 | 5-7 |
техника чтения (на «5») (предлоги и союзы не считать) | 100- 110 слов/мин. | 110- 120 слов/мин. | 120- 130 слов/мин. | | | | |
Формы организации учебного процесса в 8 классе :
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- индивидуальная
Формы текущего контроля:
промежуточный:
- пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),
- выразительное чтение, в том числе и наизусть.
- развернутый ответ на вопрос
- сочинение на литературную тему
- сообщение на литературную и историко-литературную темы
- презентации проектов
итоговый:
- анализ стихотворения
- развернутый ответ на проблемный вопрос
- литературный ринг
- выполнение заданий в тестовой форме.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
- Тематическое планирование
учебного предмета «Литература»
в 8 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теорети-ческое обучение, ч. | Развитие речи, ч. | Контроль-ная работа, ч. | Внеклассное чтение, ч. | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2 | Устное народное творчество | 2 | 2 | |||
3 | Из древнерусской литературы | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Русская литература XVIII века | 6 | 4 | 1 | 1 | |
5 | Русская литература XIX века | 33 | 22 | 5 | 2 | 4 |
6 | Русская литература XX века | 17 | 8 | 4 | 1 | 4 |
7 | Из зарубежной литературы | 6 | 6 | |||
8 | Подведение итогов | 1 | 1 | |||
Итого | 68 | 45 | 10 | 3 | 10 |
- Календарно-тематический план
учебного предмета «Литература»
в 8 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Всего часов | Из них | Дата проведения | Фактическая дата проведе-ния занятия | |||
Развитие речи, ч. | Контро льная работа, ч. | Вне-клас-сное чтение, ч. | |||||||
1 ЧЕТВЕРТЬ-18 ч(14+2р/р+2вн/чт) | |||||||||
1 | Введение | 1 | |||||||
1.1 | Русская литература и история | Вводный урок. | 1 | ||||||
2 | Устное народное творчество | 2 | |||||||
2.1 | Устное народное творчество. Русские народные песни | Обобщение и систематизация | 1 | ||||||
2.2 | Предания как исторический жанр. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | Урок усвоения новых знаний | 1 | ||||||
3 | Из древнерусской литературы | 2 | 1 | ||||||
3.1 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Житие князя Александра Невского | Урок усвоения новых знаний | 1 | ||||||
3.2 | Вн/чт«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века | Урок внеклассного чтения | 1 | ||||||
4 | Русская литература XVIII века | 6 | 1 | 1 | |||||
4.1 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль» | Урок-лекция | 1 | ||||||
4.2 | Образование и воспитание в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Комбинированный урок | 1 | ||||||
4.3 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа | Урок усвоения новых знаний | 1 | ||||||
4.4 | Вн/чтКрылов – поэт и мудрец | Урок внеклассного чтения | 1 | ||||||
4.5 | Р/РПодготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе XVIII века» | Урок развития речи | 1 | ||||||
4.6 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей | Урок усвоения новых знаний | 1 | ||||||
5 | Русская литература XIX века | 33 | 5 | 2 | 4 | ||||
5.1 | А.С.Пушкин. Слово о писателе. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября«. Их основные темы и мотив | Урок-семинар | 1 | ||||||
5.2 | А.С.Пушкин и история | Урок-лекция | 1 | ||||||
5.3 | А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки) | Комбинированный урок | 1 | ||||||
5.4 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их прототипы | Урок усвоения новых знаний | 1 | ||||||
5.5 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности | Беседа | 1 | ||||||
5.6 | Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | Урок-практикум | 1 | ||||||
5.7 | Пугачев и народное восстание в романе | Комбинированный урок | 1 | ||||||
2 ЧЕТВЕРТЬ-14 ч(9+3р/р+2вн/чт) | |||||||||
5.8 | Р/РКлассное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Урок развития речи | 1 | ||||||
5.9 | Вн/чтА.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы | Урок внеклассного чтения | 1 | ||||||
5.10 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | Урок контроля знаний | 1 | ||||||
5.11 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова | Урок-семинар | |||||||
5.12 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой | Практикум Практикум | 1 | ||||||
5.13 | Особенности композиции поэмы «Мцыри» | Комбинированный уро | 1 | ||||||
5.14 | Р/РКлассное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | Урок развития речи | 1 | ||||||
5.15 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя | Урок-презентация | 1 | ||||||
5.16 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. История создания | Комбинированный урок | 1 | ||||||
5.17 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе | Беседа | 1 | ||||||
5.18 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление | Беседа | 1 | ||||||
5.19 | Р/РОсобенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению | Урок развития речи | 1 | ||||||
5.20 | Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе | Комбинированный урок | 1 | ||||||
5.21 | Вн/чтМечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга | Урок внеклассного чтения | 1 | ||||||
3ЧЕТВЕРТЬ-20ч(14+3Р/Р+3вн/чт) | |||||||||
5.22 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок) | Урок-лекция | 1 | ||||||
5.23 | Р/РОбучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | Урок развития речи | 1 | 1 | |||||
5.24 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина | Урок контроля знаний | 1 | 1 | |||||
5.25 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | Урок усвоения новых знаний | 1 | ||||||
5.26 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала» | Урок-семинар | 1 | ||||||
5.27 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала» | Беседа | 1 | ||||||
5.28 | Вн/чтНравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | Урок внеклассного чтения | 1 | ||||||
5.29 | Вн/чтПоэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова | Урок внеклассного чтения | 1 | ||||||
5.30 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье | Урок-лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||||
5.31 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика | Беседа | 1 | ||||||
5.32 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | Беседа | 1 | ||||||
5.33 | Р/Р Обучение комплексному анализу текста | Урок развития речи | 1 | ||||||
6 | Русская литература XX века | 17 | 2 | 1 | 4 | ||||
6.1 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия» | Урок-презентация | 1 | ||||||
6.2 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» – поэма на историческую тему | Беседа | 1 | ||||||
6.3 | Р/РКлассное сочинение. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. | Урок развития речи | 1 | ||||||
6.4 | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. | Конференция | 1 | ||||||
6.5 | И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» – воспоминание о пути к творчеству | Урок усвоения новых знаний | 1 | ||||||
6.6 | Вн/чтЖурнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник»; М.М.Зощенко. «История болезни» | Беседа | 1 | ||||||
6.7 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Беседа | 1 | ||||||
4 ЧЕТВЕРТЬ-16 ч(13+2вн/чт+1р/р) | |||||||||
6.8 | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина | Урок контроля знаний | 1 | 1 | |||||
6.9 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин» | Беседа | 1 | ||||||
6.10 | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа | Закрепление | 1 | ||||||
6.11 | Мастерство А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» | Исследование | 1 | ||||||
6.12 | Вн/чтA.П.Платонов. Картины войны и мир ной жизни в рассказе «Возвращение» | Урок внеклассного чтения | 1 | ||||||
6.13 | Вн/чтУрок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне | Урок-концерт Внеклассное чтение | 1 | ||||||
6.14 | B.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | Беседа | 1 | ||||||
6.15 | Р/РАнализ стихотворения о Великой Отечественной войне | Урок развития речи | 1 | ||||||
6.16 | Русские поэты о Родине, родной природе | Исследование | 1 | ||||||
6.17 | Вн/чтПоэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине | Урок внеклассного чтения | 1 | ||||||
7 | Из зарубежной литературы | 6 | |||||||
7.1 | У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви | Беседа | 1 | ||||||
7.2 | Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы | Беседа | 1 | ||||||
7.3 | Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство | Беседа | 1 | ||||||
7.4 | Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Общечеловеческий смысл комедии | Закрепле-ние | 1 | ||||||
7.5 | Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | Урок усвоения новых знаний | 1 | ||||||
7.6 | В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман | Урок усвоения новых знаний | 1 | ||||||
8 | Подведение итогов | 1 | |||||||
8.1 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето | Обобщение и систематизация | 1 | ||||||
Итого | 68 | 10 | 3 | 10 |
- Содержание дисциплины (68 ч.)
Введение (1 ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2 ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Учащиеся должны знать:
- особенности жанров народной песни;
- роль народной песни в развитии художественной литературы.
Учащиеся должны уметь:
- различать жанры народной песни;
- выявлять характерные для песен и преданий художественные приемы;
- выразительно читать;
- пересказывать предания.
Основные термины по разделу:
Устное народное творчество. Фольклор. Народная песня. Жанры народной песни. Предания.
Из древнерусской литературы (2 ч.)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Учащиеся должны знать:
- древнерусский текст в современном переводе;
- особенности характера героя древнерусской литературы.
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы;
- характеризовать героя древнерусской литературы;
- выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.
Основные термины по разделу:
Житие. Идеал человека.
Из литературы XVIII века (6 ч.)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Самостоятельные и контрольные работы
Тематика сочинений:
- Домашнее сочинение «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе XVIII века».
Учащиеся должны знать:
- текст литературного произведения;
- особенности характера героя русской литературы XVIII века;
- темы, образы и приемы изображения человека.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII в.;
- характеризовать героя русской литературы XVIII в.;
- выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека;
- соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма;
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения;
- давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения;
- подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина.
Основные термины по разделу:
Классицизм.
Из литературы XIX века (33 ч.)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Самостоятельные и контрольные работы
- Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Тематика сочинений:
- Гринев и Швабрин.
- Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
- Классное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Тематика сочинений:
- Мцыри как романтический герой.
- Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося).
- Домашнее сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Тематика сочинений:
- Образы чиновников в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
- Хлестаковщина как нравственное явление.
- Домашнее сочинение по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Тематика сочинений:
- Анализ эпизода из романа «История одного города» (по выбору учащегося).
Учащиеся должны знать:
- текст литературного произведения;
- особенности характера героя русской литературы XIX века;
- темы, образы и приемы изображения человека.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.;
- выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.;
- характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в.;
- выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека;
- соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения;
- давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
- давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) ;
- выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
- составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
- подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
- подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
- сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
- делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
- писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
- находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
- конспектировать литературно-критическую статью;
- писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии;
- подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И.А.Крылова, К.Ф.Рылеева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
Основные термины по разделу:
Басня. Дума. Композиция. Сюжет. Герой. Характер героя. Пейзаж. Эпиграф. Поэма. Тема произведения. Идея произведения. Комедия. Ремарки. Персонаж. Монолог. Внесценический герой. Прототип. Герой-повествователь. Кульминация. Эпизод. Сатира. Подтекст. Эзопов язык. Контраст. Автор. Рассказчик. Лирика. Ритм. Рифма. Стихотворение. Изобразительно-выразительные средства. Системы стихосложения.
Из русской литературы XX века (17 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Самостоятельные и контрольные работы
- Классное сочинение по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.
Тематика сочинений:
- Что значит быть счастливым? (на примере одного-двух произведений).
- Домашнее сочинение по творчеству С.Есенина.
Тематика сочинений:
- Образ Пугачева в произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина.
- Классное сочинение по литературе о Великой Отечественной войне.
Тематика сочинений:
- Великая отечественная война в литературе ХХ века на примере одного-двух произведений).
Учащиеся должны знать:
- текст литературного произведения;
- особенности характера героя русской литературы XX века;
- темы, образы и приемы изображения человека.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XX века;
- выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX века;
- характеризовать героя русской литературы XX века;
- выявлять характерные для произведений русской литературы XX века темы, образы и приемы изображения человека;
- соотносить содержание произведений русской литературы XX века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения;
- давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
- давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
- выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
- составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
- подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
- подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
- сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
- делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
- писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
- находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
- конспектировать литературно-критическую статью;
- писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии;
- подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве И.А.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина, И.С.Шмелева, М.А.Осоргина, А.Т.Твардовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева.
Основные термины по разделу:
Портрет. Интерпретация. Поэма. Ирония. Фантастика. Псевдоним. Стихотворный размер. Строфа.
Из зарубежной литературы (6 ч.)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Учащиеся должны знать:
- текст литературного произведения;
- особенности характера героя зарубежной литературы;
- темы, образы и приемы изображения человека.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать фрагменты произведении зарубежной литературы;
- выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений зарубежной литературы;
- характеризовать героя зарубежной литературы;
- выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека;
- соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления;
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения;
- давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
- давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
- выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
- составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
- подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
- подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
- сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
- делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
- писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
- находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
- конспектировать литературно-критическую статью;
- писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии;
- сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.
Основные термины по разделу:
Трагедия. Роман.
Подведение итогов (1 ч.)
- Формы и средства контроля
1.Тестирование.
2.Творческие работы.
3.Развёрнутый письменный ответ на вопрос.
4.Устные сообщения.
5.Письменные сообщения.
6.Чтение наизусть.
7.Анализ стихотворения.
8.Анализ эпизода.
9.Контрольная работа.
Тематика уроков внеклассного чтения
1 ч
1.Вн/чт«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века
2.Вн/чтКрылов – поэт и мудрец
2ч
3.Вн/чт А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы
4.Вн/чт Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга
3 ч
5.Вн/чт Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
6.Вн/чт Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова
7.Вн/чт Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник»; М.М.Зощенко. «История болезни»
4 ч
7.Вн/чт A.П.Платонов. Картины войны и мир ной жизни в рассказе «Возвращение»
8.Вн/чт Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине
9.Вн/чт Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Тематика сочинений
1ч
1.Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе XVIII века»
2 ч
2.Р/РКлассное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
3.Р/РКлассное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
3ч
4.Р/РОбучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению
6.Р/Р Классное сочинение.Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина.
Общие требования к устному ответу по литературе
1. Соответствие ответа формулировке темы.
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.
Критерии оценки устного ответа по литературе
"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.
"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
Условия выставления оценки за грамотность и содержание в сочинении
1) если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то нормативы отметки увеличиваются для "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например,"4" может быть выставлена при соотношении 3 орфографических,2 пунктуационных,2 грамматических и т.д.;
2) содержание сочинения не может быть оценено на отлично, если не раскрыта тема сочинения (при соблюдении всех остальных параметров);
3) выносятся, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов,
на правила, которые не включены в школьную программу,
в словах с непроверяемыми написаниями, которые не были включены в словарный минимум с 5 по 9 классы;
в передаче авторской пунктуации.
4) Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил,
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,
в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами,
в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого,
в написании Ы и И после приставок,
в случаях трудного различения НЕ и НИ,
в собственных именах нерусского происхождения,
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой,
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
5) Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.
НЕ СЧИТАЮТСЯ однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму
(вода - воды, грустный - грустить).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная
ошибка учитывается САМОСТОЯТЕЛЬНО.
6) Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
7) При наличии в работе более пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
8) Грамматические ошибки могут быть трех видов: словообразовательные (нарушена структура слова ; напр. "ветелинар"),морфологические (нарушена форма слова; напр, "ляжь" вместо "ляг"), синтаксические (нарушена структура словосочетания или предложения: "Разочарован жизнью" вместо "разочарован в жизни")
9) Речевые недочеты:
употребление слова в несвойственном ему значении,
нарушение лексической сочетаемости,
употребление лишнего слова,
употребление рядом или близко однокоренных слов.
Примерный план анализа лирического произведения
1. Реально-биографический и фактический комментарий. Жанр произведения и художественный (творческий) метод.
2. Идейное содержание: ведущие темы и мотивы, основная мысль, мысли и чувства лирического героя, их эмоциональная окрашенность.
3. Структура стихотворения. Сопоставление и развитие чувств и мыслей лирического героя. (Эмоционально-логическая цепочка)
4. Изобразительно-выразительные средства, раскрывающие заключенные в стихотворении мысли и переживания: эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, символы, гиперболы и т.д.
5. Ритмика (силлабо-тоника, тоника и т.д.),размер (ямб, хорей и т.д.) и его осложнения, рифма (мужская, женская и т.д.); другие особенности стиха(строфа, приемы звукописи и т.д.).
6. Выводы о значении данного произведения в творчестве поэта.
- Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература.
1.Безносов Э.Л.. Раздаточные материалы по литературе. 8–11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
2.Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2007
3.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н.Зубова. – М.: ВАКО, 2010.
4.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008
5.Миронова Н.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Дополнительная литература.
1. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,2009
2. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2010
4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008
4. Развивайте дар слова:Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская,
Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,1990
- НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 8 класс.
Учебные таблицы.
1.Роды литературы.
2.Художественные системы в литературе.
3.Классицизм.Сентиментализм.
4.Романтизм.Модернизм.
5.Реализм как литературное направление.
6.Темы и мотивы в лирике.
7-8.Жанры лирики.
9.Рифма.
10.Принципы ритмической организации стихотворения.
11-14.Строфа.Виды строф в лирике. Твёрдые стихотворные формы.
15.Стихосложение.
16.Лирический герой.
17-20.Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Стилистические фигуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....