Рабочая программа по литературе, 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе, 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_v_7_b_klasse.doc | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе в 7 Б классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, 2004 г. и «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», авторы - составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, допущенной Министерством образования РФ, 2010 г.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Цель.
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) -небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения
письменной речью; - освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся,помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
- "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
- "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов; (культуроведческий подход);
- "Возможные виды внеурочной деятельности"(деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-путешествия, исследования, беседы, кино-уроки, проекты.
Формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся.
1. Методы работы:
- словесные;
- наглядные.
- практические;
2. По уровню познавательной деятельности:
-Объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение);
- репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т.д.);
- проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);
- эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);
- исследовательский.
3. По функциям:
- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником );
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений);
- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).
Программа рассчитана на 1 год и предусматривает одночасовые занятия 2 раза в неделю, что составляет 68 часов за 2013-2014 учебный год.
Методы обучения
Выбор методов обучения определяю с учетом смысловых целей образования, особенностями предмета, отдельного учебного курса, модуля, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения. За основание взяла классификацию методов обучения, предложенную И. Я. Лернером и М. П. Скаткиным по степени познавательной деятельности учащихся:
1. Объяснительно – иллюстрированный (или информационно - рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;
2. Репродуктивный – учение выполняет действия по образцу учителя;
3. Проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;
4. Частично – поисковый (или эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;
5. Исследовательский — поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.
1. Технологии обучения:
1.Технология проблемного обучения.
2.Технология развивающего обучения.
3.Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
7 КЛАСС
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селяниноеич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности ( сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина ( эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на копях будут »); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая... »); лироэпические песни ( « Солдатская»), Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке » (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положении и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава » (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, троны и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое своеобразие - дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики: углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника».Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь иКалинин» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне визображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
НА. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом... », «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»: А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»; Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая... »; И.С. Никитин. «Пахарь»; А.Н. П л е щ е е в. «Скучная картина!..»; А.Н.Майков. «Сенокос», «Нива»; М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.
А.Н. ТОЛСТОЙ
А.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные 1емы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
Произведения русских поэтов XIX века о России
А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам..» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».
А.Н. Майков. «Нива».
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край... »
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например: М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»; И.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
Из литературы XX века М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старухи Изергилъ»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и её роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста. Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов).
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН
Рассказы «Куст сирени», «Аllez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть добро?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, поличным наблюдениям и представлениям.
В,В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы ; фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры : интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я » и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам ».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор. Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла (Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса Л.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне попов XX века»: А.А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... »; А.А. Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество »; Б.А. Богатков. «Повестка »; М.Джалиль. «Последняя песня »;
Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».
Б. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные вилы комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочи пение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер). Краеведение: Сростки - малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
Русские поэты XX века о России
А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно... » М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою... » Я.В. Смел яков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были... » А.Я. Яшин. «Не разучился ль... » А. А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспир
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория
Р. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».
МАЦУО БАСЕ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».
Я. КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет? », «Алеся».
М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). Г.Р. Дсржавип. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».
П.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение — по выбору. С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору. Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения — по выбору.
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...» А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...» Шекспир. Один сонет — по выбору.
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» («Единоборство МСТИСЛАВА С РАДЕДЕЮ»), «Житие Сергия Радонежского».
Из литературы XVIII века
Г.Р. Дер ж а в и н. « Признание».
Из литературы XIX века
А.С. П у ш к и и. « 19 октября» («Роняет лес багряный свои убор...»), «19 октября 1827 г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).
М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, не мытая Россия».
П.С. Т у р г енев. «Первая любовь".
М.Е. Салтыков-Щсдрии. «Премудрый пескарь», «Коняга».
Л.П. Ч ех о в. «Смерть чиновника».
В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».
Из литературы XX века
М. Г о р ь к и й. «В людях».
И.А. Б унин. «Цифры».
В.В. Маяковский. «Адище города».
Б.Л. Васильев. «ВАМ привет от бабы Леры».
В.П. А с т а ф ь ев. «Родные березы», «Весенний остров».
А. Г. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...», «Дом у дороги».
В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».
К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».
В.М. Шукшин. «Забуксовал».
Ф.А. Искандер. «Петух ».
Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия; уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1 .Нормы оценок сочинений:
Оценка «5» Содержание и речь:
- Содержание работы полностью соответствует теме.
- Фактические ошибки отсутствуют.
- Содержание излагается последовательно.
- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Оценка «4» Содержание и речь:
- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
- В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.
Оценка «3» Содержание и речь:
- В работе допущены существенные отклонения от темы.
- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
- Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
- Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
- В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.
Оценка «2» Содержание и речь:
1. Работа не соответствует теме.
- Допущено много фактических неточностей.
- Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
- Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
- Нарушено стилевое единство текста.
- В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.
2. Нормы оценок устных ответов:
«5»
- Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.
- Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.
- Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.
- Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.
- Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.
- Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.
«4»
- Раскрыто основное содержание материала.
- Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
- Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.
- Ответ самостоятельный.
- Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.
- Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное нарушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.
«3»
- Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.
- Не дано определение понятий.
- Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.
- Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.
- Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
- Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.
«2»
- Основное содержание учебного материала не раскрыто.
- Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
- Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Литература. 7 класс : Учебник для общеобр. учр.: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2009
2. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин): в 2-х частях. - М.:000 «ТИД «Русское слово- РС», 2010
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧИТЕЛЕМ
- Программа по литературе для 5-11 класов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.
Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
- Литература. 7 класс : Учебник для общеобр. учр.: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2009
- Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин): в 2-х частях. - М.ЮОО «ТИД «Русское слово- РС», 2010
- Древнерусская литература: Хрестоматия для 5 - 9 кл. / Сост. О.В.Творогов. - М., 2002.
Материально-техническое обеспечение :
- Мультимедиапроектор.
- Компьютер.
- Интерактивная доска.
- Рабочая доска.
- Репродукции картин художников.
- Периодический журнал « Литература в школе».
- Карточки-задания.
№ урока | Тема урока | Дата план | Дата факт | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке |
Введение 1ч | ||||||
1 | Личность автора, позиция писателя, труд и творчество | Работа со статьёй учебника | З н а т ь: образную природу словесного искусства. У м е т ь: составлять тезисы и план | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | ||
Устное народное творчество 4ч. | ||||||
2 | Устное народное творчество. Былина «Святогор и Микула Селянинович» | Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа, словарная работа | З н а т ь: своеобразие былин как героических песен эпического характера; особенности народных песен Ум е т ь: воспринимать и анализировать поэтику былин. У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия народных песен | Эвристический метод ИКТ | ||
3 | Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник» | Устное словесное рисование, словарная работа, составление цитатного плана | Исследовательский метод | |||
4 | Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец». | Словарная работа | Эвристический метод ИКТ | |||
5 | Русские народные песни. | Словарная работа, эвристическая беседа, поиск материала о песенном фольклоре региона в библиотеке | Метод проблемного изложения. ИКТ | |||
Древнерусская литература 2ч. | ||||||
6 | Из древней русской литературы. «Повесть временных лет» | Пересказ вступительной статьи, устные ответы на проблемные вопросы | З н а т ь: основы христианской морали, понятие жанра летописи, жанра поучение У м е т ь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | ||
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы и традиции Древней Руси. | Развёрнутый рассказ о литературном герое, устное словесное рисование, словарная работа | Исследовательский метод | |||
Русская литература XVIII века 7ч. | ||||||
8 | Понятие о классицизме. М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. | Эвристическая беседа, работа со статьёй писателя | З н а т ь: основные сведения о М. Ломоносове как поэте и ученом, новаторство Ломоносова в стихотворстве У м е т ь: воспринимать и анализировать текст в жанре оды. | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | ||
9 | Р/Р. Поэтический мир М.В.Ломоносова | Исследовательский метод | ||||
10 | Г.Р.Державин. «Властителям и судьям»: отражение в названии тематики и проблематики произведения | Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа | З н а т ь: основные сведения о жизни Г.Р. Державина, новаторство Державина в стихотворстве У м е т ь: воспринимать и анализировать державинские стихотворения. | Эвристический метод ИКТ | ||
11 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: проблематика драматического произведения, образы комедии | Ответы на вопросы учебника, | З н а т ь: основные сведения о жизни Д.И.Фонвизина, новаторство Фонвизина в жанре комедии классицизма У м е т ь: воспринимать и анализировать драматическое произведение | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | ||
12 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Образование и образованность; воспитание и семья | Составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей | Метод проблемного изложения. ИКТ | |||
13 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Социальные вопросы в комедии | Тезисный план характеристики персонажей | Эвристический метод ИКТ | |||
14 | Р/Р. Классное сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Написание сочинения | Исследовательский метод | |||
Русская литература XIX века 31ч. | ||||||
15 | А.С.Пушкин. Лицейские годы поэта. После лицея. | Составление подробного плана статьи учебника | З н а т ь: историческую основу изучаемых произведений А.С. Пушкина, понятие жанров: поэмы, баллады, драмы У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | ||
16 | А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» Свободолюбивые мотивы | Эвристическая беседа | Метод проблемного изложения. ИКТ | |||
17 | Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча» | Эвристическая беседа | Эвристический метод ИКТ | |||
18 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина | Эвристическая беседа | Метод проблемного изложения. ИКТ | |||
19 | Образ Петра и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | Выразительное чтение, эвристическая беседа, определение стихотворных размеров | Исследовательский метод | |||
20 | Р/Р. Классное сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава». | Написание сочинения | Исследовательский метод | |||
21 | М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина». | Выразительное чтение, эвристическая беседа | З н а т ь: понятие "лирический герой" У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Эвристический метод ИКТ | ||
22 | Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича…» | Выразительное чтение, эвристическая беседа | З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. У м е т ь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством. | Исследовательский метод | ||
23 | Идейно-художественное своеобразие «Песни…». Речевые элементы в создании характеристики героя. | Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей | Метод проблемного изложения. ИКТ | |||
24 | Р/Р. Классное сочинение. Анализ эпизода из «Песни…» | Анализ эпизода художественного текста по тезисному плану | Исследовательский метод | |||
25 | Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». | Подбор цитат для характеристики персонажа | З н а т ь: содержание повести; содержание понятия “деталь” произведения, нравственную проблематику повести; владеть: различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
26 | Повесть «Шинель»: трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. | Эвристическая беседа | ||||
27 | Авторское отношение к героям и событиям в повести «Шинель». | Эвристическая беседа | Метод проблемного изложения. ИКТ | |||
28 | И.С.Тургенев. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч». | Эвристическая беседа | З н а т ь: содержание понятия пейзаж, персонаж У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию. | Эвристический метод ИКТ | ||
29 | Авторская позиция в рассказе «Певцы» | Эвристическая беседа, подбор цитат для характеристики персонажа | Метод проблемного изложения. ИКТ | |||
30 | Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий». | Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей | З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе. У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия стихотворений в прозе | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
31 | Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Железная дорога». | Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов, художественного своеобразия произведения. | З н а т ь: понятия "сатира", "антитеза" У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок | Эвристический метод ИКТ | ||
32 | Идейно-художественное своеобразие произведения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». | Метод творческого чтения | ||||
33 | Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины». | Характеристика персонажей | З н а т ь: особую роль жен декабристов, их высокий нравственный подвиг У м е т ь: говорить о героях, их словах поступках, убеждениях, давать характеристику героям поэмы | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
34 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Рассказ о писателе, эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы | З н а т ь: содержание сказок, определение понятий “аллегория”, “фантастика”. У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
35 | Р/Р. Подготовка к написанию сочинения «Нужна ли сатира сегодня?» | Беседа по вопросам учителя, составление плана. | Исследовательский метод | |||
36 | В художественном мире сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы. | Метод проблемного изложения. ИКТ | |||
37 | Тематика произведения Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце». | Рассказ о писателе, беседа по вопросам учебника. | З н а т ь: содержание рассказа; нравственную проблематику рассказов У м е т ь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Эвристический метод ИКТ | ||
38 | Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | Эвристическая беседа, характеристика персонажей | Метод проблемного изложения. ИКТ | |||
39 | Н.С.Лесков. Особенности тематики и центральная идея сказа «Левша». | Подробный пересказ, анализ текста, участие в дискуссии, определение жанра произведения. | З н а т ь: содержание сказа; особенности жанра сказа, нравственную проблематику сказа; У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
40 | «Левша». Образный мир произведения. | Эвристический метод ИКТ | ||||
41 | Р/Р. Классное сочинение по произведению Н.С.Лескова «Левша». | Исследовательский метод | ||||
42 | Русская природа в стихотворения А.А.Фета. | Творческое чтение лирических произведений. | З н а т ь: понятие "лирический герой" У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Исследовательский метод | ||
43 | Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». | Выборочный пересказ, анализ текста. | З н а т ь: сюжет и образную систему рассказов, содержание понятия “деталь произведения”. У м е т ь: давать оценку действиям героев | Метод творческого чтения | ||
44 | Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». | Участие в дискуссии, определение жанра, выявление авторской позиции | Эвристический метод ИКТ | |||
45 | Своеобразие раскрытия темы России в стихах разных поэтов 19-20 веков. | Творческое чтение лирических произведений | З н а т ь: понятие "лирический герой" У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
Русская литература XX века 21ч. | ||||||
46 | М.Горький.. Идейно-художественное своеобразие повести «Детство». | Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, подготовка докладов | З н а т ь: содержание повести, рассказа; приемы сопоставительного анализа У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в произведениях, выявлять авторскую позицию; сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики; участвовать в дискуссии | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | ||
47 | «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической прозе. | Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, подготовка докладов | Метод проблемного изложения. ИКТ | |||
48 | Проблематика «Легенды о Данко» М.Горького. | Участие в дискуссии, анализ текста. | Метод проблемного изложения. ИКТ | |||
49 | Темы и мотивы в стихотворении И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…». | Творческое чтение лирических произведений | З н а т ь: стихотворения о родной природе - состояние души поэта, переданное через описание природы У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Исследовательский метод | ||
50 | Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка». | Эвристическая беседа | З н а т ь: содержание понятия “деталь произведения”. У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста. | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
51 | Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени». | Эвристическая беседа, анализ текста | Эвристический метод ИКТ | |||
52 | Проблематика и своеобразие стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов, художественного своеобразия произведения. | З н а т ь: содержание понятия сатира. У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведения, о роли рифмы в творчестве Маяковского. | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
53 | Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» | Творческое чтение лирических произведений | З н а т ь: стихотворения о родной природе -состояние души поэта, переданное через описание природы У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Исследовательский метод | ||
54 | Проблематика и художественная идея рассказа И.С.Шмелёва «Русская песня». | Определение основных сюжетных линий рассказа, выявление проблематики и художественной идеи произведения, литературная беседа о национальном характере | З н а т ь: основные сведения о жизни Шмелёва И.С. У м е т ь: видеть красоту рассказа, воспринимать чувства, передаваемые автором | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
55 | Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва – река». | Эвристическая беседа о Родине, человек и природа в рассказе | З н а т ь: основные сведения о жизни писателей, познакомиться в произведениях художественной литературы с проблемой экологической защиты человека. У м е т ь: составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный пересказы | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
56 | Человек и природа в произведении К.Паустовского «Мещерская сторона». | Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы, эвристическая беседа по вопросам учителя и учащихся | Эвристический метод ИКТ | |||
57 | Внеклассное чтение. К.Паустовский «Телеграмма». | Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов, художественного своеобразия произведения. | З н а т ь: сюжет и образную систему рассказа, содержание понятия “деталь произведения”. У м е т ь: давать оценку действиям героев | Исследовательский метод | ||
58 | В художественном мире стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». | Творческое чтение лирических произведений | З н а т ь: основные средства художественной выразительности У м е т ь: выразительно читать наизусть стихотворение. | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
59 | Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского. поэма «Василий Тёркин». | Эвристическая беседа, сбор материала об историческом контексте произведения | З н а т ь: как война отразилась в поэзии и прозе. У м е т ь: выразительно читать стихотворения о войне, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
60 | Р/Р. Анализ главы поэмы «Василий Тёркин». | Составление плана письменной работы, сбор материала | Исследовательский метод | |||
61 | Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны. | Творческое чтение лирических произведений | Эвристический метод ИКТ | |||
62 | Внеклассное чтение. Произведения о Великой Отечественной войне. | Выступление учащихся с докладами, обсуждение докладов, дискуссия | Исследовательский метод | |||
63 | Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…» | Выявление смысла названия рассказа и его роли для понимания художественной идеи произведения, беседа о нравственной проблематике рассказа | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе. | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
64 | Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум». | Комментированное чтение. Составление вопросов к произведениям, эвристическая беседа | Эвристический метод ИКТ | |||
65 | Р/Р. В художественном мире стихотворений поэтов XX века о России | Творческое чтение лирических произведений | З н а т ь: основные средства художественной выразительности У м е т ь: выразительно читать наизусть стихотворение. | Исследовательский метод | ||
66 | Внеклассное чтение. К.Булычёв «Белое платье Золушки». | Выступление учащихся с докладами, обсуждение докладов, дискуссия | У м е т ь: анализировать и интерпретировать художественное произведение | Исследовательский метод | ||
Зарубежная литература 2ч. | ||||||
67 | Читательская конференция «В художественном мире зарубежной литературы» | Выступление учащихся с докладами, обсуждение докладов, дискуссия | З н а т ь: содержание прочитанных произведений зарубежной литературы, основные теоретико-литературные понятия У м е т ь: воспроизводить содержание литературного произведения, самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | Исследовательский метод | ||
68 | Нравственно-философская проблематика произведений А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Планета людей» | Выявление нравственной и философской проблематики произведений, комментированное чтение | Исследовательский метод |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....