Три правды и смысл названия пьесы «На дне» М.Горького.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.gorkiy.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
- Аналитическая беседа.
Обратимся к внесобытийному ряду драмы и посмотрим, как здесь развивается конфликт.
-Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?
(В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют… до смерти…» «А ты – болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю… почему – нельзя?». Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.)
-В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?
(Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется … все сотрется, да!»).
-Кто из персонажей противопоставлен остальным?
(Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота … люди! Я – рабочий человек … мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю … Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу … кожу сдеру, а вылезу … Вот, погоди … умрет жена …» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.)
-Какая сцена является завязкой конфликта?
(Завязкой конфликта является появление Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают … так-то». И еще: «Старику – где тепло, там и родина…» Лука оказывается в центре внимания постояльцев: «Какого занятного старичишку-то привели вы Наташа…» - и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.)
-Каким образом Лука действует на ночлежников?
(Лука быстро находит подход к ночлежникам: «Погляжу я на вас, братцы, - житье ваше – о-ой!...». Он жалеет Алешку: «Эх, парень, запутался ты…». Он не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников. Лука становится необходим Анне, жалеет ее: «Разве можно человека эдак бросать?». Лука умело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут же ловится на эту удочку.)
-Что мы знаем о Луке?
(О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок…».)
-Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки?
(В каждом из них Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев. Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; спившийся Актер получает надежду на излечение от алкоголизма; вор Васька Пепел задумывает уехать в Сибирь и начать там новую жизнь с Натальей, стать крепким хозяином. Анне Лука дает утешение: «Ничего, ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, покой – лежи себе!». Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.)
-Врал ли ночлежникам Лука?
(На этот счет могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь – золотая сторона, а не только место ссылки и каторги. Насчет загробной жизни, которой он манит Анну, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. В чем же он врал? Когда Лука убеждает Настю, что он верит в ее чувства, в ее любовь: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь … значит – была она! Была!» - он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.)
-Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?
(Ночлежники сперва недоверчиво относятся к его словам: «Зачем ты все врешь?». Лука же и не отрицает этого, он отвечает вопросом на вопрос: «И … чего тебе правда больно нужна … подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя …». Даже на прямой вопрос о Боге Лука отвечает уклончиво: «Коли веришь – есть; не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…».)
-На какие группы можно разделить героев пьесы?
«верующие» «неверующие»
Анна верит в Бога. Клещ уже ни во что не верит.
Татарин – в Аллаха. Бубнов не верил никогда и ничему.
Настя – в роковую любовь.
Барон – в свое прошлое, возможно, придуманное.
-В чем сакральный смысл имени «Лука»?
(У имени «Лука» двойственный смысл: это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (черт).)
-Какова авторская позиция по отношению к Луке?
(Авторская позиция выражается в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои. Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец. Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.)
Сам Горький писал о своем замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».
-Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправдано такое противопоставление?
(Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет.)
-В чем причина быстрого угасания веры?
(Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность.)
-Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?
(Лука объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.)
Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и неоднозначен.
- Обсуждение вопросов Д.З.
Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше – истина или сострадание? Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, имея все-таки в виду некую окончательную, высшую правду. Посмотрим, как соотносятся правда и ложь в драме «На дне».
-Что понимают под правдой герои пьесы?
(Это слово многозначное. См. словарь.
Можно выделить два уровня «правды».
1 уровень «правды» | 2 уровень «правды» |
Частная «правда», которую отстаивают герои для себя. | «Правда» мировоззренческая. |
Настя уверяет всех, и прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви. | «Правда» Луки и его ложь выражаются формулой: «Во что веришь – то и есть». |
Барон – в существовании своего благополучного прошлого. | |
Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены. | |
Для Василисы «правда» то, что она надоела Ваське Пеплу, то, что она издевается над сестрой. |
-А нужна ли вообще правда?
(Позиции Луки, многокомпромисной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие пьесы. Первый акт, сцена у постели умирающей Анны…)
-Какова роль Сатина в пьесе?
(Циничная «правда» Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но эта проповедь дала импульс для определения еще одной жизненной позиции. Ее выразителем стал Сатин. Еще в начале пьесы он заявляет: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать…! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!». После ухода Луки Сатин осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он, старая дрожа, проквасил нам сожителей… Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда!... Старик? Он – умница! … Он … подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…».)
Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека: «Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо!» - утверждает иную жизненную позицию.
-Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?
(Ложь Луки не устраивает Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!» «Правда» Сатина – в человеке: «Человек – свободен… Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!... Человек – вот правда!» Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.)
Горький выделяет две правды: «правду – истину» и «правду – мечту». Эти «правды» не совпадают, даже враждебны друг другу. Миф Сатина о Человек: «Что такое человек?... Это не ты, не я, не они…. – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет … в одном! … Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!»
Обратим внимание на ремарку.
(Абстрактный человек вообще возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими проблемами, все в разладе с собой и с миром. Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему, к абстрактному Человеку, человеку – мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.)
- Слово учителя.
(Герои Горького отражают действительность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастает в эстетику нового творческого момента, который позже, в середине 30-х годов, был назван «социалистическим реализмом».)
Д.З.
Подготовиться к сочинению по творчеству М.Горького.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».
Урок входит в серию занятий по творчеству писателей 20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...
Место вишнёвого сада в системе образов пьесы А. Чехова "Вишнёвый сад". Символический смысл названия.
В данной презентации содержится материал по пьесе "Вишнёвый сад", Рассматривается сад - главный персонаж пьесы....
Из опыта работы. Урок. Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”. Своеобразие конфликта.
Урок литературы в 10 классе. Смысл названия пьесы Островского "Гроза"...
Презентация "Идейное содержание пьесы «Вишневый сад». Смысл названия произведения."
Идейное содержание пьесы «Вишневый сад». Смысл названия произведения....
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...
Символический смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза». Типология образов.
Конспект урока по пьесе А.Н. Островского "Гроза"...
«О правде и совести» в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». К 200-летию со дня рождения драматурга
Внеклассное занятие содержит учебный материал о театральном искусстве, дает представление об особенностях драматургии А.Н. Островского, знакомит с любимой пьесой-сказкой драматурга "Снегурочка&qu...