МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
В материале даются рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, которые могут узнато, как правильно составить кластер, написать сочинение, проанализировать стихотворение, как правильно составить конспект, таблицу по изучаемому материалу и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_samostoyatelnoy_raboty_studentov.docx | 55.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Поволжский колледж технологий и менеджмента»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Одобрено на заседании ПЦК
«____» ________________ 201_ года
Председатель ПЦК _______________Баженова С.А.
Составила: преподаватель русского языка и литературы
Барсукова О.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО | 4 |
Методические рекомендации по выполнению проекта | 7 |
Анализ лирического стихотворения | 11 |
Как составлять конспект | 12 |
Как подготовить доклад | 13 |
Как работать над рефератом | 14 |
Сочинение - эссе | 17 |
Как составить кластер | 18 |
Алгоритм составления таблиц | 18 |
Памятка по написанию отзыва-рецензии на историко-художественную книгу | 18 |
Рекомендации по планированию и организации самостоятельной
работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО
1. Общие положения
1.1.Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением правительства РФ от 14 октября 1994года № 1168, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.
1.2. Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
1.3. В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяются два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
1.4. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
1.5. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
1.6. Государственный образовательный стандарт СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин. Образовательное учреждение должно самостоятельно планировать объем внеаудиторной самостоятельной работы в целом по теоретическому обучению, по каждому циклу дисциплин и по каждой дисциплине, исходя из объемов максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки.
1.7. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:
-в рабочем учебном плане – в целом по теоретическому обучению, каждому циклу дисциплин и по каждой дисциплине;
- в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам.
2. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы
2.1.При разработке рабочих учебных планов образовательным учреждением определяются:
- общий объем времени, отводимый на внеаудиторную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом, и объемами времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку, факультативные дисциплины, консультации по теоретическому обучению);
- объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящих в цикл;
- объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, владеть умениями).
2.2. Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем. Преподавателем учебной дисциплины эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса студентов, о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний и умений студентов. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, как правило, он находится в пределах 29-32% от объема времени, отведенную на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине.
2.3. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программами учебной дисциплины.
2.4. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
2.5. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
- для овладения знаниями: чтение текста; составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование); подготовка к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов).
2.6. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
3. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работы студентов
3.1. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
3.2. Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
3.3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
3.4. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
3.5. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
3.6. Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
-уровень освоения студентом учебного материала;
-умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
-сформированность общеучебных умений;
-обоснованность и четкость изложения ответа;
-оформление материала в соответствии с требованиями.
Методические рекомендации по выполнению проекта
I Общие положения
Проект (с латинского «бросаю вперед») – план, предложения, предварительный текст какого-либо документа, комплект технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.).
Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях.
Метод проектов – это система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Проектный метод направлен на:
- Развитие критического мышления.
- Развитие творческого мышления.
- Умения работать с информацией.
II Классификация (виды учебных) проектов
1. Исследовательские–подразумевается деятельность студентов, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
2. Творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняется жанру конечного результата, но результаты оформляются в продуманной завершенной форме: сценарий видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбом, web-сайта и т.д.
3. Прикладные–отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участниками. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо явления.
Прикладной проект требует: тщательно продуманной структуры; определения функций каждого из участников; оформления результатов проектной деятельности; «конечного продукта», презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта (рецензирования).
4. Информационные – этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, её анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Структура проекта:
5. Ролевые, игровые – в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
Число участников проекта:
- индивидуальные
- парные
- групповые
Продолжительность проведения проекта:
- краткосрочный (разработан на нескольких уроках)
- среднесрочный (от недели до месяца)
- долгосрочный (от 1 месяца до нескольких месяцев)
III Этапы работы над учебным проектом.
- Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально-значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
- Планирование действий по разрешению проблемы – выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
- Исследовательская деятельность студентов как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы – поиск информации.
- Результатом работы над проектом является продукт.
- Представление продукта – презентация и защита самого проекта.
IV Структура учебного проекта
Этапы | Задачи | Деятельность студентов | Деятельность педагога |
1.Начинание | Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы | Уточняют информацию. Обсуждают задание | Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта, Наблюдает |
2.Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде | Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает |
3.Исследование | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование | Наблюдает. Консультирует |
4.Выполнение | Выполнение проекта | Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект | Наблюдает. Советует (по просьбе) |
5.Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо) |
6.Защита проекта | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
V Примерная структура проекта
Проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой:
- титульный лист (название учебного заведения, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год);
- оглавление (перечень основных частей проекта);
- эпиграф;
- введение
- основная часть (главы, разделы, параграфы);
- заключение;
- список используемых источников и литературы;
- приложение (фотографии, рисунки, иллюстрации, карты, таблицы, графики).
VI Критерии оценки проекта:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем,
-корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов,
-активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями,
- коллективный характер принимаемых решений,
- творческая самостоятельность авторов проекта,
- четкость соблюдения формы избранного жанра,
-использование дополнительной информации по отношению к базовому учебному курсу,
-доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы,
-эстетика оформления результатов проекта,
-форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.
VII Виды презентаций проектов
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде: деловой игры; демонстрации видеофильма/продукта, выполненного на основе информационных технологий; диалога исторических или литературных персонажей; защиты на Ученом Совете; игры с залом; иллюстративного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; инсценировки реального или вымышленного исторического события; научной конференции; отчета исследовательской экспедиции; пресс-конференции; путешествия; рекламы; ролевой игры; соревнования, спектакля; спортивной игры; театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или, неодушевленного существа); телепередачи; экскурсии и т.д.
VIII Словарь начинающего исследователя
Актуальность исследования определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых методах: потребностью практики.
Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.
Цель исследования – это его желаемый конечный результат. Наиболее типичны следующие цели:
- Определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных
- Выявление взаимосвязи явлений
- Изучение динамики явлений
- Описание нового эффекта, явления
- Открытие новой природы явлений
- Обобщение, выявление общих закономерностей
- Создание классификаций, типологий
- Создание методики
- Адаптация методик
Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.
Методы – основные способы, с помощью которых проводится исследование.
Этапы исследования – основные периоды работы исследователя.
Структура исследования – количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений.
Научная новизна – впервые полученные результаты, материал, не исследованный другими.
Теоретическая значимость – на какую область науки могут оказать влияние
полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.
Практическая значимость – определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.
X. Оформление списка используемой литературы
Список используемой литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии авторов).
В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они были опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором.
В списке применяется общая нумерация литературных источников.
При оформлении исходных данных источника указывают: фамилию и инициалы его автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Например:
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.,2001. – 596с.
Если это коллективный сборник, то оформлять его нужно следующим образом:
Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988. – 239с.
Статья оформляется так:
Трофимова Н.М., Еремина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика. – 2003. - № 2. – С.42 – 47.
Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания. Например:
Куликова С.В. Интеллигенция как образовательный феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – Волгоград, 2003. - № 1. – С. 38 – 41.
При оформлении газетной статьи, после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:
Царегородцева С. Уроки доброты для всей России // Учительская газета. – 2003. – 1 дек. - № 49. – С. 6.
Анализ лирического стихотворения
Как анализировать стихотворения? (на примере стихотворения А.С.Пушкина "Зимний вечер").
На уроках литературы вы часто получаете от учителя задание: "Напишите анализ лирического стихотворения". А как писать анализ лирического стихотворения?
1. Расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
2. Раскройте тему произведения. (Тема - это то, о чём рассказывается в произведении).
3. Укажите, какова идея произведения. (Идея - это то, что хотел сказать нам автор, основная мысль).
4. Излагая каждую строфу по отдельности, приводя цитаты, покажите мысли, душевное состояние, настроение лирического героя
5. Объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли. (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д.)
6. Расскажите о своих собственных чувствах и впечатлениях от стихотворения.
7. Поделитесь мыслями о том, как, по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения.
Например:
Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимний вечер", сделанный поэтом В.С.Рождественским.
"Замело дороги, нанесло высокие сугробы вокруг неприютного старого дома. Родители давно уехали, дом опустел. Пушкин остался в нём с няней Ариной Родионовной. Няня была ему верным и единственным другом в эту трудную пору его жизни. С ней вёл он бесконечные беседы, расспрашивал её о старине, читал её только что написанные стихи и жадно слушал её рассказы, сказки, песни. Вся мудрость и поэтичность простого народного языка воскресала для Пушкина в её бесхитростных повествованиях, и Пушкин жадно впитывал каждое её слово...
Дни Пушкина заняты были усердной работой и чтением. Но всё же ему было грустно, очень грустно. Он был одинок, вдали от друзей и от людей, разделявших его мысли и чувства. Не часто доходили до него книжные и журнальные новинки. К тому же поэт всё время ощущал тягость подневольного, ссыльного состояния. Он не мог покинуть занесённого снегом Михайловского, - каждый шаг его был известен губернскому начальству; и сколько времени продлится такое тягостное положение, никто, конечно, не знал. Было от чего прийти в сумрачное настроение.
Особенно трудно давалась ему долгая студёная зима, когда слушал Пушкин надрывное гудение вьюги за окном и размышлял о своей, казалось бы, безнадёжной горестной судьбе.
Глухой, зимний вечер. На дворе воет метель - ни зги не видно. В комнатушке тепло, - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня сидит на скамейке и прядёт свою пряжу. Пушкин тут же, у стола, в тёплом халате... Он смотрит в окно... и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
Посмотрите, с какой художественной чуткостью описывает Пушкин эту привычную для него вьюгу.
Он не довольствуется прямым замечанием: выла вьюга. Его глаза, его ухо отмечают в ней различные оттенки, обычно скрытые от поверхностного наблюдателя. Сначала идёт чисто зрительное, общее впечатление: небо покрыто мглою, неистовый ветер кружит в поле снежные вихри. Это всем видно и всем понятно с первого же взгляда. Но дальше поэт переходит к самому голосу вьюги. Для него это не просто какой-то смутный вой ветра; его слух ясно различает всевозможные оттенки и переходы: то завывание зверя, то плач ребёнка, то просто шорох соломенной крыши под порывами холодного ветра, то стук в окошко кого-то, кто заблудился в пути.
Обратим внимание на то, что весь отрывок полон движения, жизни. А это достигнуто тем, что Пушкин здесь щедро пользуется глаголами... Что делает вьюга? Она "кроет небо", "крутит вихри", "воет", "плачет", "шуршит соломой", "стучит в окошко".
Разнообразны производимые ею звуки, но все они сливаются в общем музыкальном строе строфы. Ударения в словах падают преимущественно на звуки а, о, что само по себе прекрасно передаёт завывание ветра.
Так заканчивается первая часть стихотворения".
Разумеется, ребята, что никто не ждёт от вас такого глубоко анализа, как сделал писатель. Но образец того, как анализировать стихотворение, вы получили. Не бойтесь говорить своими словами, смело выражайте свою точку зрения.
Как составлять конспект
Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Конспект:
- Подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;
- Показывает внутреннюю логику изложения;
- Содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;
- Отражает отношение составителя к материалу;
- Может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
При составлении конспекта следует избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.
Общий алгоритм конспектирования состоит в следующем:
- Прочитать текст, отметить в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составить простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения;
- Выяснить в словаре значение новых непонятных слов, выписать их в тетрадь или словарь в конце тетради;
- Вторично прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведется своими словами, не переписывая текст. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;
- Прочитать конспект еще раз, доработать его.
Виды конспекта:
- План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного (краток, прост, быстро составляется и заполняется, однако через некоторое время работать с ним трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
- Цитатный конспект – это конспект, созданный из цитат (строится из высказываний автора, из изложенных им фактов).
- Опорный конспект – это отражение изложения информации, заложенной в тексте в виде опорных сигналов – слов, условных знаков рисунков (краток, учит выбирать главное. Наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию).
- Свободный конспект – это сочетание выписок, цитат, тезисов.
- Тематический конспект – это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.
Как подготовить доклад
Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.
Письменный доклад – это запись устного сообщения по какой-либо форме от пяти до пятнадцати страниц. В таком докладе необязательно:
- Выделять структурные элементы работы в виде плана;
- Выделять заголовки внутри текста;
- Ссылаться на использованную литературу по ходу текста. Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы.
При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:
- Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с ее содержанием.
- Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
- Составить план доклада.
- Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, написать доклад, в заключение которого обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.
- Прочитать текст и редактировать его.
- Оформить в соответствии с требованиями к оформлению докладов.
- Если студент готовит устное выступление, то в этом случае следует соблюдать требования, предъявляемые к устной речи: сообщить новую информацию: объяснить причину явлений, описать последствия, показать взаимосвязь фактов; формирование основных мыслей, положений, написание текста; говорение.
Как работать над рефератом
Реферат- это самостоятельно произведение, свидетельствующее о знании литературы по данной теме, ее основной проблематике. Он отражает точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.
Структура реферата:
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Содержание (главы и параграфы)
- Заключение
- Приложения
- Список литературы и источников
- Подготовка введения
«Введение» - одна из составных и важных частей реферата. В объеме реферата «Введение» составляет 1-2 машинописные страницы. Рационально построить работу над этой частью реферата следующим образом:
1.Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, проблемным. Можно начать с изложения какого-то определения: «политические отношения – это…»
2.обоснование актуальности выбранной темы – это ответ на вопрос: «Почему я выбрал эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?»
3.Формулировка цели и задач реферата
4.Краткий обзор литературы и источников по проблеме – здесь необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой работает автор, оценить ее полезность, доступность, высказать свое отношение к этим книгам.
5.История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по исследуемой проблеме и стали известны студенту. Например, тема реферат «происхождение человека». Существует множество версий и теорий происхождения человека: религиозная, трудовая, аномальная, космическая и т.д.
6.Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.
4.1. Требования к содержанию реферата
Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать, изложение должно быть ясным, простым, точным, выразительным. Необходимо соблюдать общепринятые правила:
- Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа, лучше в безличной форме;
- При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилий;
- Каждая глава (параграф) начинается с новой страницы;
- Правильно оформлять цитаты;
5.1. Заключение
Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно должно быть переложением содержания работы, должно содержать основные выводы в сжатой форме, оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения, объем заключения – 1-2 машинописных листа формата А-4.
- Приложение
Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферат. Это могут быть: таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.
Примеры оформления:
Приложение 1. Современные политические термины. Словарь.
Приложение 2. Структура деятельности учителя. Схема.
Требования к оформлению реферата
- Текст пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А-40 с широкими полями слева, страницы пронумеровываются.
- Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение вышеуказанных):
- -набор текста – стандартный 12 шрифт;
- -заголовки – 14 шрифт, полужирный;
- -междустрочный интервал – полуторный;
- -разрешается интервал между абзацами;
- -отступ в абзацах 1-2 см;
- -поле левое – 2,5 см, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее – 20 мм;
- Нумерация страницы – снизу справа;
- -объем реферата – до 25 страниц.
3.Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фото, карты) располагаются после текста, где они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается над ней. Иллюстрация обозначается словом «Рис.» после поясняющих данных, нумеруются арабскими цифрами, если в работе одна иллюстрация, ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.
4.Цифровой материал оформляют в виде таблиц, которые располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер размещают в правом верхнем углу над ее заголовком после слова «Таблица». Если в работе одна таблица. Ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Заголовок таблицы помещается над таблицей. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных.
5.Образец титульного листа:
Министерство образования Саратовской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Поволжский колледж технологий и менеджмента»
Сталин и Черчиль: противостояние и сотрудничество
Реферат
Дисциплина: история
Выполнил: студент II курса
Группы № 031 А.И.Иванов
Проверил: преподаватель
С.И.Петрова
Балаково, 2014
Сочинение - эссе
Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.
Жанр эссе предполагает свободу творчеству. Вся его прелесть в том, что автор может написать любые свои размышления на абсолютно любую тему. Эссе — это размышление над какой-нибудь проблемой. Поэтому в эссе допускается полемика с другими авторами (их точкой зрения). Цитировать других авторов можно, но умеренно и к случаю. Эссе — это абсолютно самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком, поэтому, чем меньше цитат, тем лучше.
На первом плане эссе — личность автора. Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения. При написании эссе могут возникнуть трудности. Это и подборка темы, и стиль написания, и нестандартный взгляд на какую-нибудь проблему.
Кроме этого, чтобы написать эссе, надо знать отличия в стиле эссе:
* образность;
* афористичность;
* парадоксальность.
Для передачи личности восприятия, освоения мира автор эссе:
* привлекает многочисленные примеры;
* проводит параллели;
* подбирает аналогии;
* использует всевозможные ассоциации.
Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:
* метафоры;
* аллегорические и притчевые образы;
* символы;
* сравнения.
Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:
* непредсказуемые выводы;
* неожиданные повороты;
* интересные сцепления.
По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.
Специфика жанра эссе:
* заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого;
свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон;
* если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция;
* Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.
Как составить кластер
1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске. 2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме. 3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете. 4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум. |
Алгоритм составления таблиц
1. Прочти текст. 2. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал (по цвету, запаху, географическому положению, характеру и т.д.). 3. Начерти таблицу с определенным количеством граф. 4. Впиши название признаков в графу. 5. Запиши в соответствующие графы материал из текста в сокращенном виде. 6. Сделай вывод. Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу. |
Памятка по написанию отзыва-рецензии на историко-художественную книгу
1. Внимательно подумайте, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха и события описываются в книге? Правильно ли, с исторической точки зрения, изображаются события и исторические деятели? 2. Постарайтесь самостоятельно ответить на эти вопросы, используя свои знания, учебник по истории и научно-популярную литературу. 3. Если не можете этого сделать, внимательно прочитайте предисловие к книге или рецензию на нее и найдите ответ. 4. Подумайте, как автор относится к описываемым событиям и героям, на чьей стороне его симпатии? 5. Каково ваше личное мнение о книге? Понравилась ли она? Чем особенно? Каковы ее художественные достоинства? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине электротехника
Методическое пособие по выполнению лабораторно-практических работ...
Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по теме "Анатомия и физиология имунной системы"
Эта работа предназначена для студентов медучилища. Даются рекомендации к выполнению самостоятельной работы по данной теме....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.Вопросы и задания на самостоятельную работу определяют...
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров п/о , СПО по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» .Состоят из восьми разделов: методические рекомендации по организац...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риск...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...