Рабочая программа по литературе 8 класс (ФГОС-2004)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Тронина Марина Владимировна

Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по литературе, 2004 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8_klass_2013.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 3»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ СО «СОШ № 3»:

 ___________Подкорытова Ю.В.

Приказ № _______

от  «____» ______2013 г.

Рабочая программа

по литературе

8 класс

2013-2014 учебный год

Разработчик:

Тронина Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СО «СОШ № 3»

г. Верхотурье, 2013 год


Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г., Примерной программы основного общего образования.

Рабочая программа по литературе для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела:

  1. пояснительную записку;
  2. собственно рабочую программу, которая состоит из следующих колонок:
  • учебно-тематическое планирование;
  • количество часов;

4. Перечень литературы для учителя, для учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
данная программа составлена
на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

— формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

— осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

— осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

— овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

— используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.

В основе рабочей программы – Примерная программа основного общего образования по литературе и программа по литературе  под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведения искусства слова, и как следствие воспроизведение исторических событий в литературе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Такие произведения не только рассказывают о конкретных событиях, но и способствуют возникновению интереса к сопоставлению судьбы человека с судьбой своего времени. Внимание к тому, что М. М. Бахтин назвал хронотопом, т. е. к пространству и времени на страницах художественного произведения в их взаимной соотнесенности (сам термин в программу не включен), уже своеобразная подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится необходимым. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами ХХ века. Нужно особо отметить, как широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора.

Программа последовательно обращает внимание на вопросы теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к важному именно для изучения этой темы литературоведческому понятию. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории, а указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить особое внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно понять, когда и зачем нужна теория, и суметь ею воспользоваться, чтобы сделать анализ конкретного произведения более содержательным.
Основные, теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.

В 8 классе жизнь истории на страницах литературы. При этом очень важно рассмотрение позиции автора. При изучении художественных произведений становится очевидным разнообразие подходов к проблеме времени. Читатель встречается с временем изображенным, временем создания и временем чтения произведения.

Структура курса литературы

Ведущие аспекты
курса литературы

Теоретическое оснащение

Литературный процесс от древности до наших дней

История в произведениях искусства слова. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных времен и народов. В центре анализа авторская позиция

 

Определение специфики использования знакомых теоретических понятий (тема, идея, проблематика) при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения по истории литературы

Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. Логика этого взаимодействия схематично изображена в таблице:

Средние классы

Русская литература

Литература народов России

Литература народов мира

Элементы сопоставления различных искусств на уроках литературы, истории музыки, изобразительного искусства

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • Анализ и интерпретация произведений.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Написание изложений с элементами сочинения.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
  • Основные теоретико-литературные понятия:

  • Литературные роды и жанры.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

При реализации НРК ГОСа в программе заложена содержательная линия образования «Художественная культура». В связи с этим предполагается:

  • сформировать личностное отношение к тем произведениям мировой, отечественной и региональной художественной культуры, которые изучаются в школе, а также самостоятельно;
  • выработать представления о взаимосвязи процессов развития художественной культуры в регионе, стране, мире;
  • совершенствовать навыки, приобретенные в процессе освоения художественной культуры в эстетически организованной деятельности.

Минимум содержательной линии образования:

Основные жанры местного фольклора, развитие видов литературного творчества народов Урала во взаимосвязи с процессами, происходящими в стране, мире. Специфика становления и развития художественной литературы Урала.

  • нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса, обоснование внесенных изменений и дополнений:
  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.
  2. Государственный образовательный стандарт (региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области)
  3. Примерная программа основного общего образования по литературе. В кн.: Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М., 2007.
  4. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под ред. Курдюмовой Т.Ф. В кн.: Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М., 2004

  • контингент и уровень подготовки учащихся на начало обучения по данной программе:

8  класс – общеобразовательный, обучается по литературена базовом уровне. Неуспевающих по предмету нет, качество обучения –65 %. Большинство учащихся способны обучаться на продуктивном уровне.

  • условия реализации программы: 

Для реализации данной программы  есть необходимые учебники, в библиотеке имеется  художественная литература в достаточном количестве, у учителя - все нужные методические пособия.  Уроки проходят в кабинете, оборудованном интерактивной доской, медиапроектором, компьютерной техникой, что позволяет  в образовательном процессе использовать мультимедийные уроки Кирилла и Мефодия, имеющиеся в кабинете с 5 по 11 класс.


Календарно-тематическое планирование уроков в 8 классе

Всего – 70 часов.

Из них – на изучение произведений – 58 часов;

- на развитие речи – 7 часов;

- на обсуждение результатов самостоятельного чтения – 5 часа.

В связи с изменениями в учебном календарном графике возможна корректировка тематического планирования.

№ п/п

Тема

Количест-во часов

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Лекции

Проекты

Беседа

Сочинения

Урок-концерт

Игра

Введение

1

1

Древнерусская литература

4

4

Литература 18 века

5

1

3

1

Литература 19 века

29

3

19

3

4

1

Литература 20 века

22

4

1

14

2

1

Зарубежная литература

4

2

2

Количе-ство часов

         

п/п

Учебно-тематическое

планирование

Формы деятельности  учителя и учащихся

Методы обучения

Домашнее задание

1

Введение

1

Вводный урок. Литература и время. История на страницах произведений различных жанров. Историческое время. Позиция автора.

Беседа, чтение статьи

Устная миниатюра «Страницы, потрясшие меня»

или стр.12 зад.4

4

Древнерусская литература

2

История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись. «Смерть Олега от своего коня» («Повесть временных лет»).

Чтение текста и беседа

Стр.34, зад. 5

3

Основы христианской морали в «Поучении Владимира Мономаха»

Чтение текста и беседа составление своего «Поучения»

Написать «Поучение брату»

4

Жанр жития. Отражение представления о нравственном эталоне. «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»

Чтение текста и беседа, пересказ

Стр. 40-47, стр. 48, зад. 2

5

Способы создания характера в житии. «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева

Чтение текста и беседа, пересказ

Стр. 48-53, зад. 2

5

Литература 18 века

6

История на страницах произведений 18 века. Общий обзор драматургии века. Характеристика «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина как исторического труда. Влияние труда на манеру научного повествования и на русский литературный язык.

Лекция с сообщениями учащихся

Стр. 56-58, пересказ, проч. Стр. 59-73

7

Н.М. Карамзин «Марфа-посадница…».  Отличие героини повести и исторического персонажа

Чтение текста и беседа, пересказ

Стр. 74, зад. 4, проч. «Бедная Лиза», пересказ сюжета

8

Сентиментальный сюжет повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, её обращенность к душевному миру героев

Чтение текста и беседа, пересказ

Отв. на вопросы по группам по тексту:

  1. Образ Лизы (происхождение, род занятий, портрет, характер и т.д.)
  2. Образ Эраста (происхождение, род занятий, портрет, характер и т.д.)
  3. Роль природы в повести

9-10

Образ природы и психологические характеристики героев в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза»

Чтение текста и беседа

Написать сочинение «Какие мысли и чквства вызывает повесть Н.Карамзина «Бедная Лиза»?

29

Литература 19 века

11

Историческое прошлое в литературе 19 века. Автор и его позиция при изображении времени минувшего. Чувство времени как одно из важнейших свойств культурного человека. Настоящее, прошедшее и будущее в их взаимной связи.

Лекция с сообщениями учащихся

Стр. 76-77, пересказ, стр. 104-105, пересказ

12

Жизнь и творчество А.С. Пушкина Темы природы и любви в лирике

Чтение текста и беседа

Стр. 35, 107-110, сравнить два текста. Найти сходство и отличие

13

Поэтическая интерпретация эпизода из «Повестим временных лет» («Песнь о Вещем Олеге»)

Сравнительный анализ

Выучить 7 строф

14

А.С. Пушкин. Интерес к истории как одно из важнейших подтверждений широты взгляда на мир великого поэта. Произведения на историческую тему в творчестве Пушкина.

Сравнительный анализ

Стр. 125-126, пересказ

15

Замысел и история создания романа А. Пушкина «Капитанская дочка». Соотношение исторического факта и вымысла

Изучение архивных документов, путешествие по местам восстания Пугачёва.

Читать 1-2, с.  Вопр.  

16

Истоки формирования личности П. Гринёва (анализ 1-2 глав)

Беседа

Читать гл. 3-5, подготовить рассказ о жизни Гр. До начала осады крепости Пугачёвым

17

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин (анализ 3-5 глав)

Беседа

Читать 6-7 главы, пересказ о падении Белогорской крепости

18

Роль Пугачёва в развитии сюжета. Образ Пугачева в повести. Убедительность изображения противоречивого характера героя. Историческая обоснованность и психологическая точность характеристики. Пугачёв и его сподвижники.

Беседа

Читать 8-12 главы, задание по группам – развёрнутые ответы на вопросы по главам

19

Средства характеристики героев повести «Капитанская дочка на примере 8-12 глав Вымышленные герои и роль реальных исторических деятелей в их судьбе.

Беседа

Перечитать 13-14 главы, краткий пересказ. Характеристика Маши Мироновой

20

Герой повести и рассказчик Пётр Гринёв и Маша Миронова. Смысл названия повести

Стр. 129, ответить на вопросы

21

Художественное своеобразие и приёмы изобразительности в исторической повести. Пейзаж, интерьер, манера повествования. Роль эпиграфов в произведении. Историческая повесть и исторический труд.

Практическая работа

Подготовиться к творческой работе, прочитать стр.193-200

22

Урок развития речи. Сочинение на одну из тем: «История жизни и подвига Петра Гринёва», «История жизни Маши Мироновой»

Написать сочинение, прочитать повесть «Станционный смотритель», ответитина вопрос

23-24

Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в повести А.Пушкина «Станционный смотритель»

Чтение и комментирование

сообщение о Лермонтове (индивидуально)

25

Жизнь и творчество  М.Ю Лермонтова Произведения на тему родной истории в творчестве Лермонтова. Сюжет поэмы «Песнь … про купца Калашникова»

Лекция с элементами беседы

Стр. 200-202, пересказ, дочитать до стр. 220, задание 4

26

Герои поэмы «Песнь … про купца Калашникова» и их судьбы.  Пафос романтической поэмы о былом. Поэтическое мастерство Лермонтова.

Чтение и комментирование

Стр.221, зад. 3, отрывок наизусть

27

Н.В. Гоголь. Слово о творчестве Гоголя. Историческая и фольклорная основа повести  «Тарас Бульба».Проблема национального мамосознания, веры и гуманизма.

Чтение и комментирование

Стр.222-225, чтение и пересказ, 1-2 главы читать

Выборочно читать 3,5-7 главы, вопросы на стр. 238, 249 , 254 (по группам)

28

Тарас и его сыновья – Остап и Андрий. Участие Тараса и его сыновей в героических событиях повести

Сопоставительный анализ образов и судеб двух братьев.

Выборочно читать 8-12 главы, вопросы на стр. 267

29

Пафос произведений о защите Родины. Приёмы создания героического характера Художественное мастерство Гоголя.

Чтение и комментирование

Подготовить характеристику Тараса Бульбы. Анализ одного из эпизодов повести (по группам): 1-я группа  - речь Тараса о тавариществе; 2-я группа – второй бой под Дубно; 3-я группа – гибель Тараса.

30

Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести

Чтение и комментирование

Найти в тексте примеры, связанные с интерьером и пейзажем, отв. На вопрос  стр….

31

Урок развития речи. Мастерство описания на страницах исторических произведений. Как автор исторического произведения рисует портрет эпохи?

Устное сочинение

Выучить наизусть одно из описанийстепи (степь днём, вечером, ночью), подготовка к сочинению

32

Подготовка к сочинению по повести Н.Гоголя «Тарас Бульба»

Практическая работа

Написать сочинение

33-34

Повесть Н.Гоголя «Шинель» как одна из «петербургских повестей»

Чтение и комментирование

Дочитать повесть ответить на вопросы

35

А.К. Толстой Слово о писателе. Увлечение писателя родной историей и судьбами исторических героев. Роман «Князь Серебряный». Образ жестокого и коварного властителя Ивана Грозного. Исторические лица на страницах романа.

Лекция с элементами беседы

Краткий пересказ сюжета

Стр.23, 30- 68, вопросы и задания

36

Вымышленные герои: князь Серебряный, Иван Кольцо, Митька и др. Мастерство воссоздания атмосферы эпохи. Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой.

Чтение и комментирование

Стр.68, зад.4, 1, 2

37

Тема любви в лирике А.Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя

Урок-концерт

Выучить ст-е наизусть

38

Поэзия родной природа в творчестве  Ф. И. Тютчева. Образная яркость и философская глубина

Урок-концерт

Выучить ст-е наизусть

39

Радость слияния человеческой души с миром природы в лирике А.Фета

Урок-концерт

Выучить ст-е наизусть

22

Литература XX века

40

Обращение писателей XX века к истории. Художественные искания русских писателей. Своеобразие поэзии

Лекция с сообщениями учащихся

Индивид. сообщ.

41

Историческая тема в поэзии А.Блока Тама любви и «страшного мира» в лирике

Чтение и комментирование

Выучить стихотворение  на выбор

42

Картина природы, преображенная поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

Чтение и комментирование

Индивидивидуальные  сообщения по биографии М. Булгакова

43

Жизнь и творчество М.А.Булгакова. Особенности булгаковской сатиры

Чтение и комментирование

Выборочное чтение повести М. Булгакова «Собачье сердце»

44-45

Сюжет и система образова повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Чтение и комментирование

Выборочное чтение повести М. Булгакова «Собачье сердце», устно ответить на вопросы по группам

46-47

Филосовская проблематика повести М.Булгкова «Собачье сердце». «Шариковщина» как социальное и моральное явление

Чтение и комментирование

Подготовиться к творческой работе

48

Урок развития речи. Работа над планом сочинения или рецензией на самостоятельно прочитанное произведение на темы истории.

Практическая работа

Написать сочинение

49

Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история в рассказах М. Зощенко

Чтение и комментирование

Пересказ одного рассказа М. Зощенко

50-51

Нравственная проблематика рассказа А.Платонова «Возвращение»

Чтение и комментирование

Пересказ сюжета рассказа А.Платонова «Возвращение», выучить стихотворение о Вов по выбору

52-53

Стихи и песни о Великой отечественной войне

Урок-концерт

Прочитать рассказ В. Шукшина

54-55

Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников (рассказы В.Шукшина)

Чтение и комментирование

Выразит. Чтение стихотворений Б.Окуджавы

56

Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Б.Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры

Урок-концерт

Задания по группам

57

Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике В.Высоцкого

Урок-концерт

Выборочное чтение глав романа М. Сервантеса «Дон Кихот», пересказ

4

Из зарубежной литературы

58

М. Сервантес История жизни писателя. Мастерство сервантеса-романиста

Чтение и комментирование

Выборочное чтение глав романа М. Сервантеса «Дон Кихот», пересказ

59

Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала

Чтение и комментирование

Выборочное чтение глав романа А. Дюма «Три мушкетёра», пересказ

60-61

Роль романов А.Дюма в формировании представлений об исторической эпохе

Чтение и комментирование

Выборочное чтение глав романа А. Дюма «Три мушкетёра», пересказ

62

История на страницах поэзии 20 века. Интерес к темам прошлого  в лирике.

Урок-концерт

Стр.196-207, выучить стихотворение, подготовить небольшое сообщение о поэте

63-64

Развитие речи Историческое событие и исторический герой на страницах художественного произведения.

Групповая работа

Подготовиться к сочинению

64

Итоговая творческая работа

Написание сочинения

65

Обсуждение работ учащихся

Беседа

66-68

Подведение итогов и повторение

Игра

Подготовить рассуждение по  теме: «Литература и история».

«Изображение истории на страницах художественного произведения и позиция автора»

69

Рекомендация книг для летнего чтения

70

Резервный урок


. Перечень литературы:

-  для учащихся:

  • Литература 8 кл. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Курдюмова Т.Ф. - М: Дрофа,  2010

- для учителя:

  • Видеоматериалы
  • Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс: Методические рекомендации – М., 2001
  • Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. Издание 2. – Волгоград, 2002
  • СD Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы: 7-8 классы
  • Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. М., 2001
  • Турьянская и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком – М., 2001
  • Фотоальбомы, презентации к урокам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....