« Произведения русских и зарубежных поэтов и писателей»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_liter.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 27» РМР РТ
Тема: « Произведения русских и зарубежных поэтов и писателей»
Нижнекамск, 2012
Цели:
- Обобщить знания детей по произведениям русских и зарубежных поэтов и писателей; по теории литературы.
- Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся, культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
- Воспитывать умение работать в группах, любовь к литературе, к чтению.
Наглядность и оборудование: компьютерная презентация.
Методы и приемы: коммуникативный, наглядный, игровой, поощрение, частично-поисковый.
Форма проведения: своя игра
Ход мероприятия
- Организационный момент
Определите свое настроение при помощи смайликов, лежащих у вас на столах.
- Постановка целей мероприятия.
Сегодня мы с вами поиграем в уже известную вам игру, которая называется «Своя игра». Правила просты. Ваша задача определиться и выбрать понравившуюся категорию и стоимость вопроса. После того, как вопрос появится на экране у вас есть 15 сек, чтобы назвать ответ, если команда не отвечает право ответа переходит к следующей команде. За ходом игры будет следить компетентное жюри. Не забывайте о дисциплине, за нее жюри может снять баллы.
- Основная часть
|
«ЕГО ЗВАЛИ»
– Продавец лечебных пиявок (Дуремар)
– Дедушка – любитель зайцев (Дед Мазай)
- «Между курами он особенно любил одну чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других…»
Назовите главного героя произведения. (Алёша)
- Малыш и Карлсон,
Элли и Тотошка,
Нильс и…(Домашний гусь Мартин)
«ГЕРОИ И АВТОРЫ»
- Назовите героя произведения.
«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его работе» (Герасим, герой произведения И.С. Тургенева «Муму»)
- Вот смеркалось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б …….! МОСКВЫ
Доскажите стихотворение, назовите автора и название произведения.
(Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»)
- Он был приёмным сыном Сионийской стаи волков (Маугли)
- Этот писатель прославился тем, что воспел не очень-то приятных для нас насекомых. (Корней Чуковский, написавший «Муху-Цокотуху», «Тараканище»)
- Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с Богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».
Назовите произведение и одного из главных героев рассказа Л. Н. Толстого
(Жилин, герой рассказа «Кавказский пленник»)
«СКАЗКА – ЛОЖЬ…»
- Герой арабских сказок, совершивший семь путешествий (Синдбад – мореход)
- Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть кислых яблок. (Гуси – лебеди)
30 - «Некоторым читателям конец гаршинской сказки показался чересчур мрачным: он словно напоминает про обреченность борьбы. Но если героиню сказки, изведавшую гибельный холод, снег, ветер, снова засадят за решётку оранжереи – смирится ли она? Утешится ли тем, что в обмен на свободу обрела тепло и пищу? Или не может жить за решёткой, не может не тянуться вверх, сокрушая железо?...» Так писал о героине сказки Гаршина писатель Владимир Порудоминский. Назовите героиню. (Пальма Attalea princeps)
– Этот обычный с виду предмет заменял героям русских сказок и карту и компас. (Клубок)
- Какую пословицу повторяют герои русских народных сказок перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее)
«ЗАГАДКИ»
- В брюхе – баня,
В носу – решето,
Всего одна рука,
И та на спине. (Чайник)
- Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мёд;
От рогатого берут
И живулькам дают. (Молоко)
- Выпуча глаза сидит,
по-турецки говорит,
по- блошьи прыгает,
по-человечьи плавает (Лягушка)
- К вечеру прилетает,
Ночь на земле пребывает,
А к утру на небо улетает. (Роса)
- Шли две матери с дочерью, да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. По многу ли досталось? (По половинке)
«БАСНЯ»
- Эзоп, Лафонтен, Крылов, Михалков. Что объединяет этих писателей? (Они баснописцы)
- Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят.
Как называется процитированная часть басни? (Мораль)
- Героями басен часто бывают животные, растения, предметы, а подразумеваются люди с их недостатками. Как называется такое свойство басни? (аллегория)
- Эта басня ещё раз доказала миру, что «лесть гнусна, вредна» (Ворона и лисица)
- Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки
Назовите героя и басню (Слон и Моська)
«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»
- Назовите художественное средство языка.
Сжатая антитеза: сочетание несовместимых по значению слов, например,
убогая роскошь (Оксюморон)
- Назовите художественное средство языка.
Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в произведение для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Гипербола)
- Назовите двусложные размеры стиха (ямб, хорей)
- Литературно – прозаический жанр, описание автором собственной жизни (Автобиография)
- Заключительная часть. Подведение итогов игры. Слово жюри.
Определите свое настроение с помощью смайликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы
Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы...
Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."
Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени и показать...
Межрегиональный конкурс «Сибирь, земля моя бескрайняя..» Природа моей малой родины «Образ берёзы в произведениях русских поэтов и писателей»
"Образ берёзы в произведениях русских писателей и поэтов"...
Социальный проект в рамках предмета литературы "Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей"
Проект «Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей» ориентирован на школьную программу и имеет место в 6-9 классах при изучении темы «Поэзия 19 века». Цель - вызвать у уч...
Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина ( интегрированный урок для 7 класса в рамках предметов ИЗО и литературы)
Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру в широком плане, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, разду...
Возможности сопоставительного анализа при изучении произведений русской и зарубежной литературы в школе
Путь анализа – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения литературного произведения. Особое место в школьной практике отводится сопоставительному анализу. ...
урок кубановедения в 6 классе "Кубань в произведениях русских и зарубежных литераторов в 15-16 веках"
Презентация к уроку кубановедения в 6 классе "Кубань в произведениях русских и зарубежных литераторов в 15-16 веках"...