« Произведения русских и зарубежных поэтов и писателей»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Цели: 
1. Обобщить знания детей по произведениям русских и зарубежных поэтов и писателей; по теории литературы.
2. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся,  культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
3. Воспитывать умение работать в группах,  любовь к литературе, к чтению.
Наглядность и оборудование:  компьютерная презентация.
Методы и приемы: коммуникативный, наглядный, игровой, поощрение, частично-поисковый.
Форма проведения: своя игра
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_liter.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение «СОШ № 27» РМР РТ

Тема: « Произведения русских и зарубежных поэтов и писателей»

Нижнекамск, 2012

Цели:

  1. Обобщить знания детей по произведениям русских и зарубежных поэтов и писателей; по теории литературы.
  2. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся,  культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
  3. Воспитывать умение работать в группах,  любовь к литературе, к чтению.

Наглядность и оборудование:  компьютерная презентация.

Методы и приемы: коммуникативный, наглядный, игровой, поощрение, частично-поисковый.

Форма проведения: своя игра

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Определите свое настроение при помощи смайликов, лежащих у вас на столах.

  1. Постановка целей мероприятия.

Сегодня мы с вами поиграем в уже известную вам игру, которая называется «Своя игра». Правила просты. Ваша задача определиться и выбрать понравившуюся категорию и стоимость вопроса. После того, как вопрос появится на экране у вас есть  15 сек, чтобы назвать ответ, если команда не отвечает право ответа переходит к следующей команде. За ходом игры будет следить компетентное жюри. Не забывайте о дисциплине, за нее жюри может снять баллы.

  1. Основная часть

«Его звали»

10

20

30

40

«Герои и авторы»

10

20

30

40

50

«Сказка – ложь…»

10

20

30

40

50

«Загадки»

10

20

30

40

50

«Басня»

10

20

30

40

50

Теория литературы

10

20

30

40

«ЕГО ЗВАЛИ»

 – Продавец лечебных пиявок (Дуремар)

 – Дедушка – любитель зайцев (Дед Мазай)

 - «Между курами он особенно любил одну чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других…»

Назовите главного героя произведения. (Алёша)

 - Малыш и Карлсон,

Элли и Тотошка,

Нильс и…(Домашний гусь Мартин)

«ГЕРОИ И АВТОРЫ»

 - Назовите героя произведения.

«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность  его работе» (Герасим, герой произведения И.С. Тургенева «Муму»)

- Вот смеркалось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны –

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б  …….! МОСКВЫ

Доскажите стихотворение, назовите автора и название произведения.

(Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»)

 - Он был приёмным сыном Сионийской стаи волков (Маугли)

 - Этот писатель прославился тем, что воспел не очень-то приятных для нас насекомых. (Корней Чуковский, написавший «Муху-Цокотуху», «Тараканище»)

 - Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старуха  мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с Богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».

Назовите произведение и  одного из главных героев рассказа Л. Н. Толстого

(Жилин, герой рассказа «Кавказский пленник»)

«СКАЗКА – ЛОЖЬ…»

 - Герой арабских сказок, совершивший семь путешествий (Синдбад – мореход)

 - Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть кислых яблок. (Гуси – лебеди)

30 - «Некоторым читателям конец гаршинской сказки показался чересчур мрачным: он словно напоминает про обреченность борьбы. Но если героиню сказки, изведавшую гибельный холод, снег, ветер, снова засадят за решётку оранжереи – смирится ли она? Утешится ли тем, что в обмен на свободу обрела тепло и пищу? Или не может жить за решёткой, не может не тянуться вверх, сокрушая железо?...»  Так писал о героине сказки Гаршина писатель Владимир Порудоминский. Назовите героиню. (Пальма Attalea princeps)

 – Этот обычный с виду предмет заменял героям русских сказок и карту и компас. (Клубок)

- Какую пословицу повторяют герои русских народных сказок перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее)

«ЗАГАДКИ»

 - В брюхе – баня,

В носу – решето,

Всего одна рука,

И та на спине. (Чайник)

 - Чиста, да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мёд;

От рогатого берут

И живулькам дают. (Молоко)

 - Выпуча глаза сидит,

по-турецки говорит,

 по- блошьи прыгает,

по-человечьи плавает (Лягушка)

 - К вечеру прилетает,

Ночь на земле пребывает,

А к утру на небо улетает. (Роса)

 - Шли две матери с дочерью, да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. По многу ли досталось? (По половинке)

«БАСНЯ»

 - Эзоп, Лафонтен, Крылов, Михалков. Что объединяет этих писателей? (Они баснописцы)

 - Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят.

Как называется процитированная часть басни? (Мораль)

 - Героями басен часто бывают животные, растения, предметы, а подразумеваются люди с их недостатками. Как называется такое свойство басни? (аллегория)

 - Эта басня ещё раз доказала миру, что «лесть гнусна, вредна» (Ворона и лисица)

 - Вот то-то мне и духу придает,

Что я совсем без драки

Могу попасть в большие забияки

Назовите героя и басню (Слон и Моська)

«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

 - Назовите художественное средство языка.

Сжатая антитеза: сочетание несовместимых по значению слов, например,

убогая роскошь (Оксюморон)

 - Назовите художественное средство языка.

Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в произведение для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Гипербола)

 - Назовите двусложные размеры стиха (ямб, хорей)

 - Литературно – прозаический жанр, описание автором собственной жизни (Автобиография)

  1. Заключительная часть. Подведение итогов игры. Слово жюри.

Определите свое настроение с помощью смайликов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы

Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы...

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Социальный проект в рамках предмета литературы "Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей"

Проект  «Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей» ориентирован на школьную программу и имеет место в 6-9 классах при изучении темы «Поэзия 19 века».  Цель -  вызвать у уч...

Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина ( интегрированный урок для 7 класса в рамках предметов ИЗО и литературы)

Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру в широком плане, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, разду...

Возможности сопоставительного анализа при изучении произведений русской и зарубежной литературы в школе

Путь анализа – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения литературного произведения. Особое место в школьной практике отводится сопоставительному анализу. ...

урок кубановедения в 6 классе "Кубань в произведениях русских и зарубежных литераторов в 15-16 веках"

Презентация к уроку кубановедения в 6 классе "Кубань в произведениях русских и зарубежных литераторов в 15-16 веках"...