Внеклассное мероприятие по литературе "Знатоки сказок"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Материал используется во внеклассной работе.Конкурс - игра по литературе для учащихся 5-х классов в рамках декадника русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_literature.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе
Знатоки сказок
Учитель русского языка и литературы
Солодухина
Светлана Васильевна
МБОУ гимназия №3
г. Грязи
Подготовка к мероприятию
Конкурс - игра по литературе для учащихся 5-х классов в рамках декадника русского языка и литературы.
Кабинет литературы украшен детскими рисунками-иллюстрациями к любимым сказкам, портретами писателей-сказочников, организована выставка книг.
К соревнованию команды из двух параллельных 5-х классов получают задание: придумать название, подготовить эмблему и приветствие. Оценивать команды приглашено компетентное жюри во главе с Василисой Премудрой. Ведут программу старшеклассники в костюмах Ученого Кота и Петрушки.
Цели:
- проверить знания учащихся о русских народных и литературных сказках через викторину
- воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей – сказочников
- развивать память
Ход мероприятия
Звучит музыка «В гостях у сказки». Под музыку с противоположных сторон выходят ведущие.
Ученый Кот:
Вот мы встретились. Не в царстве,
Не в далеком государстве,
Петрушка:
В лучшем месте на земле,
В Красной Сопке, на селе!
Ученый Кот:
В 5-м классе нынче конкурс,
Сказка в гости к нам придет!
Всех друзей мы встретить рады,
Лучших здесь награда ждет.
Петрушка:
Две команды перед нами будут состязаться,
Две отличные команды,
Вот они, встречайте!
Под музыку выходят команды, занимают места в центре зала.
Петрушка:
Только в сказках, говорят,
Дело быстро спорится!
Для начала нужно нам
С вами познакомиться.
Команды представляются, приветствуют соперников, членов жюри, зрителей.
Варианты названия команд:
1) команда «Несмеяны»
Мы милы, мы румяны,
Все царевны – Несмеяны,
У нас всегда серьёзный вид.
Нас никто не рассмешит!
2) команда «Веснушки»
Конопатым и курносым
Никогда не вешать носа!
1-й конкурс «Сказочная разминка»
Ученый Кот:
Сказки есть волшебные,
Волшебство творится в них
Предметами чудесными,
Прошу вас, назовите их!
(команды поочерёдно называют предметы, используемые в волшебных сказках: скатерть-самобранка, шапка-невидимка, ковёр-самолёт и т.д.).
2-й конкурс «Сказочная мозаика»
Петрушка:
Да, палочкой волшебною
Легко желанья исполнять.
А мы попробуем смекалкою,
Сообразительностью побеждать!
Сложите правильно все части,
И верно сказку назовите,
А коль первыми исполните,
То в конкурсе моём и победите!
Петрушка предлагает выбрать командам конверт с мозаикой – иллюстрацией к русской народной сказке, разрезанной на небольшие фрагменты (приложение 1, приложение 2).
Пока команды выполняют задание, проводится конкурс с болельщиками «Отгадай-ка»
Петрушка:
Я весёлый, озорной,
Не соскучишься со мной!
Отгадай мою загадку,
За это приз получишь сладкий!
- Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото)
- Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (гриб)
- Отворили ворота – всему миру красота. (радуга)
- Лежит на земле: её не соскоблить, не закрыть, не зарыть. (тень)
- Два брюшка – четыре ушка (подушка)
- Зимой в поле лежал, летом в реку убежал. (снег)
- Сам в море – хвост на заборе (ковш)
- Бежала – шумела, заснула – заблестела. (река)
- Без досок, без топоров через реку мост готов. (лёд)
- В шубе летом, зимой раздетый. (лес)
3 конкурс «Назовите сказку»
Ведущий Итак , начинает сказка сказываться.
1. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.(Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»)
2. Жили – были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна – красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по – старому. (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)
3. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело. (А.С. Пушкин. «Сказка о зоотом петушке)
4..За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в своём селе ( П. П. Ершов «Конёк – горбунок»)
5. Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
(А.С.Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
6. Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб (А. Я. Гайдар «Горячий камень»)
4-й конкурс «Сказочная галерея»
Ученый Кот:
Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев наших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.
Итак, для настоящих знатоков
Назвать героя сказки просто:
По описанию скажите
Откуда он и кто таков.
Командам предстоит по словесному портрету отгадать: кто же это? Если команда затрудняется, то право ответа переходит к соперникам.
- Княгиня просто диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава
(Царевна Лебедь – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
- Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато года, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица – А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Эта вовсе некрасива:
И бледна- то , и тонка,
Чай, в обхват – то три вершка;
А ножонка – то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыплёнка. (Царь – девица- П. П. Ершов. «Конёк – горбунок».)
- Руки кривые, на ногах когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. (Зверь лесной, чудо морское – С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)
- Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубахе с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок.Он поклонился почтеннейшей публике и сказал:»Здравствуйте, меня зовут…» (Пьеро – А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино)
- Он носил яркую голубую шляпу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. (Незнайка – Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
- Все бока его изрыты, частоколы в ребра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит… (Рыба-кит – П.П.Ершов «Конек-горбунок»)
ВЕДУЩИЙ Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот , например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
5-й конкурс «Сказочная корреспонденция»
- Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и всё, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою. (Зверь лесной, чудо морское – девице, купеческой дочери – С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»).
- Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!( Телеграмма от Гиппопотама – доктору Айболиту. – К. И. Чуковский. «Айболит».)
- Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. (Королевский указ. Который пишет Профессор под диктовку Королевы. – С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».)
- В нашем городе строится замечательный дом. Высота его = десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников. (Корреспондент в газете. – Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)
«Конкурс капитанов»
Петрушка:
В команде главный капитан,
Шагай смелей вперед!
Идет команда за тобой,
А капитанов конкурс ждет!
Капитаны команд получают листочки с отрывком из сказки А.С.Пушкина. Прочитав отрывок, они должны сами правильно определить, какая это сказка и нарисовать на бумаге иллюстрацию к сказке таким образом, чтобы команда тоже верно смогла назвать произведение. Какая команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает в конкурсе.
Отрывок №1.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке…
(А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Отрывок №2.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
6 Конкурс вокалистов
Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами – письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! В сказках много певцов, кто только в них не поёт: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика – братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай , лиса, с печи. Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак , первый номер нашей концертной программы:
- Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
И от тебя , лиса,
Нехитро уйти!
(Русская народная сказка «Колобок»)
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студёную.
(Коза. – Русская народная сказка «Волк и коза»)
- Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос паправо-
Это полька Карабас.
(Куклы театра Карабаса – А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
- Хоть полсвета обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(поросята – С. В. Михалков «Три поросёнка»)
- Кто и в какой сказке «при честном привсём народе» поёт песню «Во саду ли , в огороде»? (Белка – А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Ведущий : Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед – то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир – обед сказочный?
- Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. (василиса Премудрая для царя – Русская народная сказка «Царевна – Лягушка2)
- Наварила манной каши и размазала по тарелке:
– Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем! (Лиса – журавлю. – Русская народная сказка «Лиса и журавль»)
- – Съешь моего ржаного пирожка.
- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся! ( Печка – девочке. – Русская народная сказка «Гуси – лебеди»
- Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила. ( Семь богатырей – царевну – А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Ведущий: Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но всё равно никто, наверное, не скажет, что он ушёл с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы ещё больше подружились со сказкой. И она вновь зовёт и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству – государству, зайдём в гости к сказочным героям. Догадайтесь , кто и в какой сказке живёт по этому адресу. Кто из писателей – сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живёт?
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи – А. С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке»)
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей – А. С. Пушкин . Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона. – А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»).
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр – бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут…
(Село на спине Рыбы – кита, Кита Китовича. – П. П. Ершов. «Конёк – Горбунок»).
Конкурс «Веселый сказочник»
Петрушка:
Ну молодцы, мои друзья,
Доволен вами очень я!
Хочу теперь вам предложить
Для сказки продолженье сочинить.
1-й команде – что бы случилось, если бы в сказке «Курочка Ряба» мышка не разбила яичко?
2-й команде – что случилось бы с Колобком, если бы ему на пути не встретилась Лиса?
Жюри оценивает оригинальность и находчивость команд. Объявляют результаты всех конкурсов, победители награждаются дипломами участников игры «Знатоки сказок» 1 и 2 степени. В качестве памятных призов участникам команд вручаются книги.
Ведущие (хором):
Игра игрой сменяется, кончается игра,
Но сказка не кончается! Ура! Ура! Ура!
Давайте же со сказками, со сказками дружить,
Тогда нам будет весело и интересно жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "В мире сказок"
Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-6 классов, на котором в театрализованной форме дети вспоминаю сказки....
Разработка внеклассного мероприятия "Немецкая улица Сказок" для учащихся 5-8 классов
Актуальность ресурса: данное мероприятие полезно для проведения обобщающего занятия в 8 классах по окончании изучения темы учебника, а также возможно использование данного материала для проведения пра...
Внеклассное мероприятие "По дорогам сказок"
Цель: обобщить знания детей по теме «Сказки», научить любить сказки, вызвать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение. Задачи:Образовательные: учить учащихся показывать сказк...
Внеклассное мероприятие "По страницам сказок"
Эта разработка предназначена для внеклассного мероприятия. Ребята с удовольствием любят сказки и особенно учавствовать в сказочных эстафетах. Сказки учат нас добрате, взаимопомощи и поддержке. У...
Внеклассное мероприятие по мотивам сказок А.С.Пушкина
Цель: развитие интеллектуальной деятельности учащихся, через использование заданий занимательного характера.Задачи:- пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс матема...
Внеклассное мероприятие "В мире сказок"
Сценарий мероприятия предлагается в качестве примерного варианта проведения внеклассного мероприятия....
Внеклассное мероприятие "В мире сказок"
Внеклассное мероприятие для начальной школы и среднего звена...