Степан Писахов-я родился на Севере
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме

Ярагина Светлана Владимировна

Биография и творчество Писахова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisakhov-ya_ves_otdalsya_severu.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СтепанПисахов В фонде архангельской духовной консистории в метрической книге Рождественской церкви Архангельска на 1879 год написано: «13 окт. 1879 г. у мещанина Григория МихайловичаПейсаховаи законной его жены Ирины Ивановны родился сын Стефан». ОтецПисаховабыл , как он сам определил свое призвание «Золотыхи серебряных делмастер»,а побочное — «торговля разными хозяйственными принадлежностями». Это означало, что Григорий Михайлович имел ювелирную мастерскую и небольшой магазин. В семье купца работали три человека прислуги: экономка, кучер и кухарка. Кроме того, ГригорийПисаховсодержал подмастерье и одного ученика.

Слайд 2

Душа художника и сказочника СтепанаПисаховаформировалась под влиянием двух противоположных стихий: материнской старообрядческой веры и отцовской жаждой практического устроения на земле. Отец пытался приучить мальчика к ювелирным и гравёрным делам. Когда вслед за старшим братом Павлом, художником-самоучкой, Степан потянулся к живописи, это не понравилось отцу, который внушал сыну: «Будь сапожником, доктором, учителем, будь человеком нужным, а без художника люди проживут»[3]. «Чтение преследовалось», — вспоминалПисахов. Тайком забирался под кровать с любимой книгой и там читал. Огромное впечатление произвела книга Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Она подогревала желаниеПисаховаубежать из-под опеки отца.

Слайд 3

ВгимназиюПисаховне попал (по возрасту), окончил всего лишь городское училище и то с запозданием. Бегство и странничество виделось ему единственным выходом из тисков домашней жизни, и после окончания городского училища в 1899 году он устремляется вначале на Соловки, потом поступил на лесозавод рубщиком («заработал за лето 50 руб.»). Потом — Казань, попытка поступить в художественную школу. Попытка оказалась неудачной, в 1902 г. он уезжает в Петербург и поступает в художественное училище баронаШтиглица(училище технического рисования и прикладного искусства). Наиболее способные ученики могли получить дополнительную подготовку по станковой живописи и ваянию. Преподаватели высоко оценили дарованиеПисахова, и он несколько лет занимался живописью под руководством академика АлександраНовоскольцева.

Слайд 4

Революция Революционные события 1905 года не миновали иПисахова. Заречь, произнесенную им против самодержавия,Писахов, не закончивший курс обучения, из училища был исключён. Ему было запрещено учиться в России, а на учёбу за границей были нужны деньги. Не имея на руках диплома о праве занятия учительской должности (аттестат был выдан в 1936 году), лишённый всяческих источников существования,Писаховготов признать ошибочным свой выбор пути художника.

Слайд 5

НОВАЯ ЗЕМЛЯ-АРКТИКА-ИЕРУСАЛИМ-ТУРЦИЯ-СИРИЯ-ЕГИПЕТ Он обращается к поиску «Божией правды», сначала у святынь Новгорода, а позднее, летом 1905 года — на арктическом Севере. С сочувствием отнёсся к ненцам — добрым, наивным и бесхитростным обитателям Новой Земли. Писателя поразили их сказки про людей, «которые только любят и не знают ни вражды и ни злобы… Если они перестают любить, сейчас же умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса». Только на Новую ЗемлюПисаховплавал не менее 10 раз, последний в 1946 году. Поиск божественной «солнечной теплоты», которая могла бы возродить в человеке духовную природу,Писаховначинает в Арктике и продолжает осенью того же 1905 года в странах средиземноморья, куда попадает с толпой паломников. «Там, думал, увижу самое прекрасное на земле!» Осенью 1905 года попал в Иерусалим, остался без гроша. Был писарем у архиерея в Вифлееме. Получил разрешение у турецких властей — на право рисовать во всех городах Турции и Сирии. Потом Египет .

Слайд 6

«Вернулсядомой вАрхангельск-какбудто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берёз? …» Писаховбыл аскетически неприхотлив и верил в людей. В трудную минуту — выручали. На пароходе от ледяного ветра его укрыл буркой старый болгарин, в Александрии ограбили — русский эмигрант накормил, дал в долг. Почти целую зиму (1909—1910) занимался в Свободной академии художеств в Париже. Однако,проповедовавшеесяв ней пренебрежение к реалистичному изображению жизни противоречило егомировоззрению.В Риме выставил свои работы, они потрясли зрителей серебряным сиянием («север даёт»). Вернулся домой в Архангельск. «Как будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берёз? … А летние ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…»

Слайд 7

КАРТИНЫ ПИСАХОВА … в его картинах природа раскрывается перед человеком… Самыми памятными поездкамиПисаховсчитал плавание в 1906 года по Карскому морю на корабле «Св. Фока», участие в 1914 года в поисках Георгия Седова, исследование земли саамов, присутствие при основании первых станций радиотелеграфа на Югорском Шаре, Маре-Сале и острове Вайгач. Всё увиденное запечатлел в пейзажах, которые выставлялись в Архангельске, Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Очень любил бывать на Кий-острове. В его картинах природа раскрывается перед человеком, сливается с его существом. Картины просты по сюжету: камни, берег моря, сосны. Особый свет: серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом. Удивляет умение показать бесчисленное множество оттенков белого.

Слайд 8

Первая мировая война… Выставка «Русский Север» В 1910 году в Архангельске проходила выставка «Русский Север».Писаховпринял самое активное участие в организации еёхудожественного отдела и выставил более двухсот своих картин. 60 работПисаховабылипредставлены наЦарскосельскойюбилейной выставке 1911 года, посвященной 200-летию Царского Села. Первая мировая война прервала художественную деятельностьПисахова. В 1915 году он был призван в армию, служил ратником ополчения в Финляндии, а в 1916 году был переведен в Кронштадт. Здесь его застала февральская революция. После демобилизации в 1918 году вернулся в Архангельск.Писаховберётся за перо.Писаховрешил попробовать свои силы вжанре очерков,где воссоздаёт портреты современников. Оба эти очерка были опубликованы в архангельской газете «Северное утро».

Слайд 9

… не в силах покинуть родной дом… 2 августа в Архангельск вошли интервенты. В числе народа, стоявшего на парадной пристани Архангельского порта, был и СтепанПисахов. В ночь на 19 февраля 1920 года в Архангельск вступили части Красной Армии. Леонид Леонов сразу же покинул Архангельск, перебрался на юг России; Бориса Шергина пригласили в Москву в Институт детского чтения;Писаховже не в силах был покинуть родной дом и любимый Север.

Слайд 10

ДомПисахова Муниципализация домов… Начиная с весны 1920 года, сразу после изгнания белых, в Архангельске приступили к муниципализации домов, владельцами которых были лица, сотрудничавшие с прежним режимом или просто считавшиеся богатыми. Домовладельцам разрешалось оставить в личном пользовании лишь один дом из числа ранее имевшихся. Во владенииПисаховыхпосле смерти главы семейства, купца Григория Михайловича, находилось два дома: первый — на Троицком проспекте, второй — на Поморской улице. Первый дом сразу же перешёл в собственность города, а владельцами второго оставались Степан Григорьевич и Серафима Григорьевна. В 1921 году к ним без согласия хозяев подселили квартирантов, к тому жеПисаховыхне устраивал установленный горсоветом крайне низкий размер платы за наём

Слайд 11

Выставки В 1920-м, после окончательного установления в Архангельске советской власти,Писаховначинает активно работать. В 1920—1921 годах он подготовил 5 своих выставок.Губисполкомпоручает ему приведение в порядок музеев Архангельска. По заданию московского Музея Революции делает зарисовки мест боёв с интервентами на Севере, а для Русского музея — зарисовки памятников архитектуры на Мезени и Пинеге. Осенью 1920 года участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру. В 1923 годуПисаховведёт сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве. «Памятник жертвам интервенции на о.Иоканьга» В 1927 году его картина «Памятник жертвам интервенции на о.Иоканьга» занимала центральное место на всесоюзной выставке «10 лет Октября», за неё он был премирован персональной выставкой, состоявшейся через год в Москве. Две его картины были приобретены ВЦИКом и помещены в кабинете Михаила Калинина. Но повседневная жизньПисаховапо-прежнему остаётся неустроенной. Денег не хватало.Писаховберётся за преподавание живописи, которое многие годы было для него основным источником дохода.

Слайд 12

Годы войныПисаховпровёл в Архангельске, разделяя со своими земляками все невзгоды тыловой жизни. Часто вместе с другими литераторами был желанным гостем в госпиталях.

Слайд 14

ГодывойныПисаховпровёл в Архангельске, разделяя со своими земляками все невзгоды тыловой жизни.Частовместе с другими литераторами был желанным гостем в госпиталях. Впервые записывать свои рассказыПисаховстал ещё до революции. Известность СтепанПисаховснискал как автор изумительных, оригинальных сказок. «Рассказывать свои сказки я начал давно. Часто импровизировал и очень редко записывал. Первая сказка „Ночь в библиотеке“ мной была написана, когда мне было 14 лет». Первая его опубликованная сказка «Не любо — не слушай…» появилась в 1924 году в сборнике «На Северной Двине», издаваемом архангельским обществом краеведения. По своему характеру она так отличалась от традиционного фольклора, что составители сборника пустили её в печать без подзаголовка. Писаховрешился дать сказку в сборник по совету Бориса Шергина и Анны Покровской, сотрудников московского Института детского чтения. Их поддержка помоглаПисаховунайти свой путь в литературе. Сказка «Не любо — не слушай» стала тем материнским ложем, из которого вышли ставшие знаменитыми «Морожены песни», «Северносияние», «Звездный дождь».Писаховсразу нашел удачный образ рассказчика (Сеня Малина из деревни Уймы), от лица которого и повёл повествование во всех своих сказках. Сказки также публиковались в губернской газете «Волна» и краевой газете «Правда Севера». Но пробиться на страницы столичных журналовПисаховудолгое время не удавалось. Лишь в 1935 году он сумел опубликовать несколько своих сказок в журнале «30 дней». ТеперьПисаховуже не терзался сомнениями по поводу «писать или бросить». За короткое время (1935—1938 годы) этот популярный журнал Союза писателей опубликовал более 30-ти сказокПисахова. Публикации в «30 дней» ускорили издание первой книгиПисахова, которая вышла в Архангельске в 1938 году. Литература…

Слайд 15

Сказки…

Слайд 16

Союз советских писателей… В 1939 году, когда Степану Григорьевичу уже было 60 лет, его приняли в Союзсоветских писателей Принятие в союз писателей происходило необычно:писаховскиетексты оказались в руках у Фадеева и Караваевой. И вместо того чтобы обсуждать,онипринялись, перебивая друг друга, читать сказки одну за другой. А слушатели помирали со смеху, чуть ли не сползая напол.Авскоре появилась и вторая книга (1940). В эти книги вошло 86 сказок. СказкиПисахова— это продукт индивидуального писательского творчества. У чудес в сказкахПисаховаиная природа, чем у чудес народных сказок. Они порождены писательской фантазией и вполне мотивированы, хотя мотивировка эта не реалистична, а фантастична. «В сказках не надо сдерживать себя — врать надо вовсю», — утверждал писатель, понимая, что никаких строгих канонов у литературной сказки нет и быть не может. Один из излюбленных приёмовПисахова— материализация природных явлений (слова застывают льдинками на морозе, северное сияние дергают с неба и сушат т.д.) становится толчком для развития авторской фантазии во многих сказках. Это во многом определяет тот особый юмор, который так характерен для сказокПисахова: все, о чём говорится в них, вполне может быть, если в самом начале допустить существование такиховещественныхявлений.

Слайд 17

После войныПисаховприносит в Архангельское издательство рукопись, состоящую из ста написанных им сказок. Её «два года перечитывали…» и наконец отобрали девять сказок. Эту маленькую книжечку, опубликованную в 1949 году,Писаховотослал Илье Эренбургу с просьбой «помочь подтолкнуть в издании мои сказки». Лишь в 1957 году в издательстве «Советский писатель» появилась первая «московская» книгаПисахова. К писателю приходит всесоюзная известность. Перу Степана Григорьевича принадлежат также интересные путевые очерки, рассказывающие об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники, опубликованные в большинстве своём после смерти писателя. Рукопись…

Слайд 18

В конце 2007 года был открыт архангельский музей СтепанаПисахова. Он расположен в бывшем доме-магазине купцаБуторова, поскольку дом № 27 на ул. Поморской, в котором жилПисахов, был снесён в 1984 году. Однако, несомненно, СтепанПисаховбывал в лавкеБуторова. В музее восемь залов, в которых представлено более 150 картин, документы и личные вещи художника, а также музейные объекты, воссоздающие атмосферу того времени. Главная идея музея — показать жизнь и творчество СтепанаПисахована фоне времени, в котором он жил Музей…

Слайд 19

Памятник… 2008 год Всентябре 2008 года в Архангельске, на пересечении улицы Поморской и проспектаЧумбарова-Лучинского, состоялось торжественное открытие памятника СтепануПисахову(автор СергейСюхин). Бронзовая скульптураПисаховакак бы протягивает руку прохожим, в авоське уПисахова— рыба, а на шляпе сказочника чайка, прилетевшая на запах рыбы[11]. Чайка трижды подвергалась актам вандализма - её отламывали со шляпыПисахова. Дважды она возвращалась на место, но после третьей кражи было принято решение чайку не восстанавливать.

Слайд 20

Вечная память.. За несколько дней до 70-летнего юбилеяПисаховполучил предложение от музея Арктического института продать записи, черновики, зарисовки, а также все картины, которые он хранил у себя дома 80-летие со дня рождения широко отмечают в Архангельске. Центральные и местные издания публикуют статьи о «северном волшебнике слова». Полушутя-полусерьёзно Степан Григорьевич не раз говорил, что собирается отметить не только вековой юбилей, но и непременно дожить до 2000 года. Об этом он написал последнюю свою сказку. Майским днём 1960 года его не стало. Похоронен на Ильинском кладбище Архангельска.

Слайд 21

Сеня Малина… Позже в Архангельске в дань памятиПисаховубыл установлен памятник самому знаменитому герою сказки –Сене Малине, который радует глазархангелогородцами не дает забыть великого писателя, который прославил Север!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Степан Разин- герой или разбойник?"

урок  истории в 7 классе...

Исследовательская работа "Я шлю тебе письмо из 41..."Автор Степанов Евгений

В работе исследуются письма с фронта Завгороднева Вениамина Фёдоровича, уроженца п. Новоорск, Оренбургской области, погибшего от ран в 1944 году....

степан сарыг-оол

степан сарыг-оол...

Шинчилел ажылы: "К.К.Кудажынын "Степан Сарыг-оолдун плантациязы" деп чогаалында бойдус-экология темазы"

Бойдус-экология темазынга бижиттинген бо чогаалдын онзагайын чер-чуртувус девискээринге домейлеп сайгарарга дыка солун болгаш ажыктыг ажыл болду....

Презентация Перымса Степан

Презентация «Перымса Степан да комиясӧс кристос эскӧмӧ пыртӧм» составлена для обучающихся 9 – го класса по теме «Важ коми гижӧдъяс». Слайды презентации сопровождаются рассказом учителя.   Ва...

Урок в 6 классе на тему "Степан Злобин «Салауат Юлаев» ".

Урок в 6 классе на тему "Степан Злобин  «Салауат Юлаев» ...

Илеткел "Степан Сарыг-оолдун бойдус лириказы"

Допчузу Киирилде ……………………………………………………………………… 1. Кол кезээ: а) Бойдус лириказындан куску чурумалды чуруп коргускен шулуктернин идейлиг утказын сайгарары…………………………… б) Бойдус л...