"Степан Разин- герой или разбойник?"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок истории по теме:
«Степан Разин- герой или разбойник?»
Цели урока:
- Обучающая: охарактеризовать личность Степана Разина, закрепить и углубить знания, полученные при изучении темы «Народные выступления в XVII веке».
- Развивающая: содействовать формированию навыков работы с фрагментами источников (исторических документов, литературных произведений), развивать способность к аналитическому мышлению.
- Воспитывающая: формировать мыслящую и нравственную личность.
- Методическая: создать условия на уроке для проявления аналитико-познавательной активности учащихся.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Форма урока: урок-исследование.
Основные понятия: крепостничество, крестьянская война, «соляной» бунт, «медный» бунт, старообрядцы, «прелестные письма».
Важнейшие даты: 1648- «соляной» бунт, 1662- «медный» бунт, 1667-1669- первый этап выступления отрядов Разина («поход за зипунами»), 1670-1671- второй этап выступления (крестьянская война под предводительством Степан Разина).
Выдающиеся личности: царь Алексей Михайлович, Степан Разин
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал.
Методические приёмы: учебный диалог с элементами анализа исторических источников через обсуждение в группах постоянного состава; сообщения учащихся, беседа с учащимися, рассказ учителя.
План урока:
- Причины народных выступлений в XVII веке. Крестьянская война под предводительством Степан Разина.
- Личность Степана Разина в литературе и истории.
- Степан Разин. герой или разбойник. Собственная оценка личности.
Ход урока
- Организационный момент:
Итак, ребята, мы с вами изучили тему «Народные выступления в XVII веке».
- Как назвали историки XVII век?
- Почему этот период так называется?
- Наш урок сегодня будет посвящен, наверное, самой известной личности «бунташного» века- атаману донских казаков.
Вступительное слово учителя на фоне слайда № 2 (№ 1-пустой):
Вот уже три с лишним века не ослабевает интерес к противоречивой личности Степана Разина. О жизни атамана были сложены многочисленные легенды, сказания, песни. Историки посвятили не один том исследованиям «бунта Стеньки Разина», а писатели, поэты, художники в своих произведениях пытались отразить мысли и чувства этого человека.
Сегодня мы совершим еще одно путешествие в прошлое нашей страны, попытаемся проникнуть в «загадочную русскую душу», понять, кто же он-
Степан Разин. Народный герой или разбойник?
и дать собственную оценку этому человеку.
- Актуализация изученного материала:
- Но прежде мы окунёмся в историю XVII века- века массовых выступлений против власти.
- С именем какого царя связаны главные события «бунташного» века?
(слайд № 3)
- Что же представляла из себя личность царя, каков был его характер?
Индивидуальное сообщение учащегося.
Царь вступил на престол «по приказу» своего отца и «по крестному целованию» людей Русского государства. Во главе России встал любознательный, приятный, благородный, однако неопытный правитель. Ему было 16 лет.
Современники искренне любили этого царя. Сама наружность Алексея говорила в его пользу и привлекала к нему. В его живых глазах светилась редкая доброта. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было приветливым, но в то же время важным.
Несмотря на внешнее добродушие, Алексей Михайлович порой гневался и бранился. Но всё-таки в глазах современников он был «тишайшим». Алексей Михайлович был очень религиозным человеком.
Были у него и недостатки. Он был безвольным и малодушным человеком, не знал радости в труде, зачастую за него правили приближенные. При таких качествах царь не мог быть борцом и реформатором.
- Итак, царя прозвали «тишайшим». Почему же при таком мягком и добром царе происходили народные волнения? Давайте вспомним причины этих волнений с помощью теста.
Слайд № 4 –тест
КРЕПОСТНИЧЕСТВО- определение
- Какие причины народных волнений не прозвучали?
Слайды 5-6(иллюстрации- в качестве подсказки)
- Итак, по названным причинам начинаются выступления против власти, в которых участвовало не только крестьянство, но и горожане, низшие слои духовенства и казаки. Давайте вспомним наиболее серьезные выступления.
Слайды № 7-9 (по датам и иллюстрациям учащиеся определяют события)
СТАРООБРЯДЦЫ- определение
Слайд № 10
- Несомненно, самым крупным народным выступлением XVII века стало восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Тимофеевича Разина. Что нам известно о Степане?
Краткая характеристика С.Разина дается одним из учащихся (в соответствии с учебником, стр.64), слайд № 18
Степан Тимофеевич Разин (1630—1671) родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовейской на Дону.
Современники отмечали, что Степан обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом. Незаурядные качества военного руководителя Степан проявил в походах против крымских татар и турок в 1661—1663 годах. Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с персами. Будучи сторонником казачьей вольницы, Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, которую ввел Алексей Михайлович.
Мы видим, что Разин был умным, сильным, хорошим дипломатом. Прежде чем дать собственную оценку атаману, давайте обратимся к ходу восстания и его итогам.
- Отношения казачества и власти еще со времён смуты были напряженными. На Дон издавна стекались недовольные из центральных областей (у казаков существовало негласное правило: «с Дона выдачи нет», т.е. беглые крестьяне не выдавались своим хозяевам). К тому же казаки жили за счет военной добычи и часто занимались грабежами. (Слайд № 11) Один из таких походов 1667 году совершил и Степан Разин. Я предлагаю вам вспомнить географию похода и его итоги.
Работа с анимированной картой, рассказ учащегося (Слайд № 12)
Первый этап выступления отрядов Разина (1667—1669) обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших за добычей. Отряд Разина блокировал главную хозяйственную артерию юга России – Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке.
- «Поход за зипунами» можно назвать выступлением против власти? (нет- потому что это был поход за добычей, да- потому что это была форма социального протеста)
- «Поход за зипунами» сделал атамана очень популярной фигурой в народе. Почувствовав силу, Степан заявил о походе на Москву, где обещал «всех князей и бояр… побить». С этого времени выступление Разина называют крестьянской войной.
Слайд № 13
- Что такое крестьянская война? Чем она отличается от городского бунта? (масштабы)
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА – определение
- Как удалось Разину повести за собой такие массы народа?
- Слово учителя (добавляя выступления): Казаки повсюду рассылали «прелестные письма», призывая в свои ряды народ. Давайте прочитаем отрывок из «Прелестных писем».
Слайд № 14 (учащиеся читают, отвечают на вопросы):
- Почему документ так называется?
- К кому он был обращен?
Давайте рассмотрим ход войны и её итоги.
Работа с анимированной картой, рассказ учащегося о втором этапе восстания. Слайд № 15
Весной 1670 восставшие захватили Царицын и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. На сторону Разина перешло население многих городов: Саратова, Самары и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком (т. е. свободным человеком).
В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю. Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших 6 июня 1671 года был четвертован на Красной площади в Москве.
Восстание было жестоко подавлено. Всего было казнено около 100 тысяч человек
Итак, восстание потерпело поражение.
Слайд № 16
- Почему казачья верхушка выдала Степана властям?
- Почему восстание было обречено на неудачу? (отметить разногласия в планах и интересах разных групп казачества- более зажиточного и бедного).
Слайд № 17,18 (с музыкой)
Казачий атаман после зверских пыток по приказу Алексея Михайловича был казнён, но на долгие годы оставил о себе споры в обществе.
Слайд № 19
- Личность Степана Разина.
- Кто же он? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к этому человеку. Споры о нём не утихают до сих пор. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, защитник обездоленных, пострадавший за народ. В глазах других- бандит, разбойник, безнравственный и жестокий человек. Где же истина? Кто прав в своей оценке? Свой ответ на эти вопросы вы и должны сформулировать сегодня на уроке. Интерес к личности Разина нашел отражение в литературе. О нем писали романы Василий Шукшин «Я пришёл дать вам волю», Алексей Чапыгин «Разин Степан», Степан Злобин «Степан Разин» и др. А.С. Пушкин раскрывает образ атамана в «Песнях о Стеньке Разине»
Ученик читает наизусть отрывок:
Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синему:
«Молодец удалой, ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».
- Как характеризует Стеньку Пушкин?
- ?
- Во время похода на Каспий Степан Разин похитил княжну, имени которой история не сохранила. Судьбу прекрасной персиянки описал прибывший в это время в Астрахань искатель приключений голландец Ян Стрюйс в своей книге “Три путешествия”: “Мы нашли его на реке в раскрашенной и вызолоченной лодке, пьющим и веселящимся с некоторыми из его офицеров. Возле него была персидская принцесса… Будучи сильно пьян, он облокотился на край лодки и, смотря задумчиво на Волгу, вскричал: “Я обязан тебе всем, что имею, и даже тем, чем я стал. Ты отец и мать моей чести и славы. Я до сих пор не принес ничего в жертву тебе”. Он схватил княжну, разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, и бросил в воду”.
Этот эпизод нашел отражение в народных песнях, в стихах А.С.Пушкина, в кинофильмах об атамане. Один из кинофильмов был снят ещё в 1908 году. Кадр из этого фильма мы сейчас увидим.
Слайд № 20
- Какие чувства вызвал у вас поступок атамана?
- Почему он так поступил?
- Это поступок героя или разбойника?
- Много песен сложил о Разине народ . (На фоне слайда № 21)- Слова одной из самых известных «Из-за острова на стрежень» были написаны в XIX веке самарским поэтом Дмитрием Садовниковым. Давайте сейчас закроем глаза, и, слушая отрывок из песни, попробуем представить образ атамана.
Слайд № 21 (песня)
- Каким представился вам Степан Разин?
Давайте послушаем отрывок из народной песни, который подготовила Агеева К.
Ученик читает наизусть отрывок:
Ты взойди, взойди, солнце красное,
Над горой взойди, над высокою.
Обогрей ты нас, людей бедных,
Людей бедных — солдат беглых...
Да не воры мы, не разбойнички.
Добры молодцы все охотнички,
Стеньки Разина мы работнички...
- Как относится к Степану народ?
- Как вы думаете, почему Степан Разин стал любимым народным героем?
- Слово учителя:
Литературные произведения более судят Степана не с исторической, а с этической стороны. Пушкин увлеченно назвал Разина «Единственным поэтическим лицом русской истории». В народных сказаниях он- почти былинный герой, в которых зачастую даже Илья Муромец представляется лишь есаулом Разина. А сейчас мы обратимся к трактовке образа Разина, данной профессиональными историками.
Проблемное задание:
Вам предстоит работа в группах. Знакомясь с фрагментами исторических трудов Сергея Михайловича Соловьёва, Сергея Фёдоровича Платонова, Николая Ивановича Костомарова, вы должны выделить основные подходы историка в оценке личности Разина и предложить собственную оценку, аргументируя её фактами.
Информация для учителя. В условиях групповой работы учитель выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы и отдельных учащихся. При групповой форме обучения возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащегося в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес.
Слово учителя.
Для подготовки к выступлению у вас имеется несколько минут. В это время будет звучать песня «Есть на Волге утёс», посвящённая Степану Разину. Вслушайтесь в музыку, возможно и она поможет вам выразить своё отношение к атаману.
(включается запись) Слайд № 22
- Выступление представителей групп, высказывание и аргументирование собственных оценок, выполнение проблемного задания (внимательно выслушав рассказчика, ребята добавляют незамеченные детали и делают вывод, отвечая на итоговый вопрос).
- Комментарий учителя.
- Вывод по уроку. Заключительное слово учителя. Слайд № 23
Итак, каждый из вас сегодня составил свой портрет Степана Разина, в чём –то согласившись с мнением историков, в чём-то нет. Мы увидели, что сделать это совсем не просто.
Кто же он, Степан Разин? Герой или разбойник? Личность атамана неоднозначная, противоречивая, его цветовая палитра необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. Вряд ли можно дать Степану исчерпывающую характеристику. Следует учитывать и положительные качества (мужество, смелость) и благородные цели, которые он преследовал (дать волю народу, избавить его от крепостного гнёта), и отрицательные (жестокость, буйство характера, кощунство).
Одно несомненно- этот человек оставил глубокий след в русской истории и в душе народа. А восстание казачества и крестьян вскрыло тяжелейшее положение простых людей в государстве.
- В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать письмо Степану Разину, в котором каждый из вас выразит свое отношение к нему.
- На этом наш урок окончен. Оценивание подготовительной работы учащихся и их деятельности во время урока. Комментирование оценок!
Всем спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – исследование "Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?»
УМК А. Данилов, Г. Косулина. «История России. Конец XVI - XVIII век». 7 класс. ...
Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?
Презентация к уроку для учащихся 7 класса с пояснительной запиской, анимированной картой и флэш-презентацией.ссылка http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,91443/...
журнал "Восстание Степана Разина"
Журнал в FlippingBook Publisherссылка для просмотра http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,93210/Itemid,6/...
Крестьянская война под предводительством Степана Разина
В данной разработке учащимся даётся представление о положении крепостных крестьян о крестьянской войне....
Крестянская война под предводительством Степана Разина
Даный материал предназначен для изучения в 7 классе, на уроках истории....
Урок по литературе "Песни о Степане Разине" 8 класс
В процессе анализа песен выявляются их историческая основа и особенности поэтики....