рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (ПРИКАЗ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования»), на основе примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_8_kl.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Чернятинская основная общеобразовательная школа Октябрьского района»
2013-2014 учебный год
«Рассмотрено» «Согласовано» Утверждаю
на заседании проблемной зам. директора по УР директор школы
группы протокол № _______ Е.А. Гончарук _______ Н.А. Рыбальченко
от «__» _________ 2013 г. «__» __________ 2013 г. «__» __________ 2013 г.
руководитель
__________М.С. Шукайло
Рабочая программа по литературе
8 класс
Косынкина Татьяна Николаевна
II категория
с. Чернятино
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (ПРИКАЗ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования»), на основе примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя, развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования, в VIII классе – 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции, формируемые изучением предмета в 8 классе:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащийся 8 класса должен знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения).
уметь:
- определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображаемого, времени, когда было создано произведение, времени, когда оно прочитано;
- использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- определять авторскую позицию писателя;
- создавать творческие работы;
- пользоваться различными справочными изданиями, связанными с исторической тематикой;
- использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Использованная литература.
Учебник:
- Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Москва. «Дрофа». 2010 год.
Дополнительная литература:
- «Читаем, думаем, спорим…» дидактические материалы по литературе 8 класс. Авторы-составители В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин. М. «Просвещение». 2004 год.
- О. г. Черных «Практикум по литературе». М. «Вако» 2010 год.
- М. А. Аристова «Анализ произведений русской литературы». М. «Издательство». 2011 год.
- О. М. Бушко «Школьный словарь литературоведческих терминов». М. «Материк-Альфа». 2006 год.
- Научно-методический журнал «Русский язык и литература. Всё для учителя»
- Интернет-ресурсы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ
Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ.
№ | Тема урока | СОДЕРЖАНИЕ | ТЕОРИЯ | КОНТРОЛЬ | Дата. | Прим. |
1 ЧЕТВЕРТЬ | ||||||
1 | Литература и время. | Введение в курс литературы 8 класса; актуализация знаний, повторение изученного; формирование интереса к изучению литературы в 8 классе и чтению. | Тезис, «вечные темы» литературы. | Самооценка. | ||
2 | Народная историческая песня. | Знакомство с историческими народными песнями; выразительное чтение и анализ народных исторических песен по вопросам. | Жанры древнерусского фольклора; народная историческая песня. | Письменный рассказ об исторической песне. | ||
3 | Народная историческая песня. Народный театр. | НИП как жанр; выразительное чтение и анализ по вопросам народных исторических песен и народных драматических произведений. | Народная историческая песня; народная драма. | Экспресс-опрос «Да» - «Нет» | ||
4 | Исторические личности в древнерусской литературе. Летописи. | знакомство с жанрами древнерусской литературы и их особенностями, с "Повестью временных лет"; изучение отдельных частей летописи. | Летопись и летописец. | Монологический ответ и его оценка. | ||
5 | Повесть о разорении Рязани Батыем. | древнерусская литература и герои произведений; выразительное чтение и пересказ произведений древнерусской литературы. | Воинская повесть | самоконтроль, рассказ с изменением лица рассказчика. | ||
6 | Сказание о житии Александра Невского | Жанр жития, изучение отрывка из "Сказания о житии Александра Невского" | Житие | Беседа по вопросам | ||
7 | Б. К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский. | Выразительное чтение и пересказ отрывков с соблюдением авторских интонаций и лексики; характеристика героя жития - исторической личности. | Житие. | Анализ эпизодов из жития. | ||
8 | Вн.чтение. История на страницах зарубежных произведений. Мигель де Сервантес Сааведра"Дон Кихот" | Знакомство с главами романа М. де Сервантеса "Дон Кихот"; выборочное чтение. | Понятие"рыцарский роман" | Индивидуальные задания. | ||
9 | Вольность Великого Новгорода в произведениях 18 века. | Знакомство с историческими художественными произведениями 18 века; формулирование тезисов сообщения. | Авторская историческая повесть. | анализ текста. | ||
10 | Историческая личность в русском фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века. | контроль знания текста изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы и литературы 18 века; усвоение теоретического материала; сформированность умений применять полученные знания новой ситуации монологического повествования по теме; составлять план сообщения по заданной теме. | Тест, развёрнутый письменный ответ, план сообщения. | |||
11 | Былины и их герои в поэзии 19 века. А. К. Толстой "Илья Муромец". | Былина как жанр; знакомство с творчеством А. К. Толстого как создателя былинных произведений; чтение и изучение былины "Илья Муромец". | Авторская былина. | Развёрнутый ответ по вопросам. | ||
12 | Г.-У. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" в переводе И. Бунина. | Изучение биографических данных автора; знакомство с произведением, выразительное чтение. | Поэтическое переложение легенды. | Отбор материала по заданию. | ||
13 | Гайавата - герой произведения Г.-У. Лонгфелло. | Характеристика героя по материалам текста. | Автор и переводчик. | Тест на знание текста. | ||
14-15 | Вн. чтение. В. Скотт "Айвенго" | Изучение биографических данных автора, знакомство с произведением. | Исторический роман. | Анализ эпизодов текста. | ||
16 | События 1812 года в баснях И. А. Крылова. | Знакомство с басней "Волк на псарне". Характеристика героя басни - реальной исторической личности. | Словесное рисование. | Развёрнутый письменный ответ. | ||
17 | Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина | Обобщение и расширение знания биографических данных творчества А. С. Пушкина. | Жанры исторических произведений. | Обобщающая таблица. | ||
18 | Историческая личность в балладе А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". | Выразительное чтение наизусть; характеристика героя произведения - исторической личности. | Баллада, рифма, ритм, строфика. | Блиц опрос. | ||
2 ЧЕТВЕРТЬ | ||||||
1(19) | Личность Петра1 в произведениях А. С. Пушкина. | Знакомство с поэмой А. С. Пушкина, историей создания, основной мыслью. | Историческая поэма. | Вопросы на знание содержания. | ||
2 (20) | Изображение Петра 1 в поэме А. С. Пушкина "Полтава". | Цитатный план поэтического произведения; характеристика героя - исторической личности. | Семинар. | |||
3-4 (21-22) | Р/Р Сочинение "Изображение Петра 1 в поэме А. С. Пушкина "Полтава". | Контроль усвоения изученного; сформированности составлять цитатный план, характеризовать героя литературного произведения - историческую личность; редактирование | Тема, основная мысль произведения. | |||
5 (23) | Историческая личность в драме А. С. Пушкина "Борис Годунов". | Знакомство с историей создания и основным конфликтом драмы; отрывки из драмы. | Драма, монолог. | Тест по теории литературы. | ||
6(24) | Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История жизни Петруши Гринёва. | Знакомство с историей создания произведения; усвоение содержания повести(главы 1-2); подбор материала для сообщения по вопросу. | Архивные материалы. | Экспресс-опрос, тест на знание содержания. | ||
7 (25) | Жизнь в Белогорской крепости. (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») | Контроль усвоения содержания повести (главы 3-5); подбор материала по заданному вопросу. | Эпиграф, пейзажная зарисовка. | Пересказ, беседа по вопросам. | ||
8 (26) | Герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и пугачёвщина. | Сжатый пересказ, выборочный пересказ с элементами анализа. | Сюжет, эпизод. | Тесты на знание и понимание содержания. | ||
9 (27) | Пугачёв и Пётр Гринёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Обобщение текстового материала; выборочный пересказ с элементами анализа. | Виды характеристики героя. | Экспресс-опрос, тест на знание содержания. | ||
10 (28) | Судьба Маши Мироновой – капитанской дочки. (По повести А. С. Пушкина) | Обобщение текстового материала, выборочный пересказ с элементами анализа. | Тема, основная мысль произведения, эпизод. | Основные эпизоды повести.. | ||
11 (29) | Тема чести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». | Контроль усвоения содержания повести, выборочный пересказ с элементами анализа, способы раскрытия основной мысли. | Тема, эпиграф, эпизод. | Тесты на знание и понимание содержания. | ||
12-13 (30-31) | Р/р Изложение с элементами сочинения. (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») | Контроль усвоения содержания повести, умения обобщать текстовый материал, письменного изложения текста литературного произведения с сохранением авторских особенностей лексики и стиля | Изложение, ответ на вопрос. | |||
14 (32) | Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Обобщение знаний по истории создания и об особенностях повести. | Тесты, беседа, кроссворд. | |||
3 ЧЕТВЕРТЬ | ||||||
1 (33) | Лирические произведения М. Ю. Лермонтова о родине. | Актуализация знаний о творчестве поэта; знакомство со стихотворением «Родина»; определение основной мысли и художественных особенностей лирического произведения. | Средства художественной выразительности. | Тест на знание произведений поэта. | ||
2 (34) | Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Знакомство с поэмой и её героями, усвоение содержания поэмы. | Историческая поэма. | Задания на знание биографии и основных произведений поэта. | ||
3 (35) | Быт и нравы 16 века в поэме М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя…». | Усвоение содержания поэмы, контроль сформированности умения определять жанр литературного произведения | Способы характеристики героя. | Тест на знание жанров произведений М. Ю. Лермонтова. | ||
4 (36) | Трагическое столкновение героев в поэме М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя …» | Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли произведения, умения характеризовать героев поэтического текста. | Семинар. | |||
5 (37) | Романтическое изображение природы в произведениях М. Ю. Лермонтова. | Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли текста поэмы «Песнь про царя…», умения характеризовать изображение природы в лирическом произведении. | Средства выразительности в пейзажных зарисовках. | Творческая работа. | ||
6 (38) | Исторические личности в лироэпических произведениях М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина. | Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли поэм А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. | Тест. | |||
7 (39) | Эпоха Ивана Грозного в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» | Знакомство с творчеством А. К. Толстого как создателя былинных и исторических произведений. | Исторический роман, портретные зарисовки. | Беседа. | ||
8 (40) | Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А. К. Толстого «Князь Серебряный». | Усвоение содержания романа А. К. толстого , пересказ отрывка из исторического романа, характеристика литературного героя – реального исторического лица. | Вымысел в романе. | Тест по истории литературы. | ||
9 (41) | Баллада А. К. Толстого «Василий Шибанов». | Содержание баллады А. К. толстого «Василий Шибанов», понятие о нравственном идеале автора. | Баллада. | Тест по теории литературы. | ||
10 (42) | Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | Знакомство с историей создания и героями повести, усвоение содержания. | Историческая основа художественного произведения. | Тезисы, пересказ. | ||
11 (43) | Н. В. Гоголь – мастер батальных сцен и героических характеров. | Усвоение содержания повести; отбор материалов для характеристики героев. | Художественные особенности батальных сцен. | Тест на знание текста. | ||
12 (44) | Образы Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | Умение отбора материала для характеристики героя, умение сопоставлять героев. | Виды характеристики героя. | Семинар. | ||
13 (45) | Образ Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя. | Контроль усвоения содержания повести, умения отбора материала для характеристики героя. | Виды характеристики героя. | Семинар. | ||
14 (46) | Мастерство Гоголя в изображении природы. | Контроль умения характеризовать роль и способы изображения природы. | Лексические и синтаксические средства выразительности. | Самостоятельная работа по анализу изображения природы. | ||
15-16 (47-48) | р/р Творческая письменная работа по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | Контроль усвоения содержания произведения и понимания его основной мысли, развитие умения письменного изложения, сопоставление героев. | Развёрнутый письменный ответ (сочинение) | |||
17(49) | Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. | Повторение изученного по истории и теории литературы, знакомство с поэзией 19 века разных авторов. | Тема, основная мысль, лирический герой, мотив. | Заполнение таблицы. | ||
18(50) | Тема исторического прошлого в лирике поэтов 19 века. | Повторение изученного по истории и теории литературы; знакомство с лирическими произведениями на историческую тему А. Пушкина, Ф. Глинки, А. Апухтина. | Лирические, синтаксические и интонационные особенности. | Анализ произведения по вопросам. | ||
19(51) | Мотивы воспоминаний в лирике поэтов 19 века. | Знакомство с элегиями А. Пушкина, Д. Давыдова; лирическими произведениями И. И. Козлова, В. А. Жуковского; определение темы, основной мысли, мотива лирического произведения. | Стихотворные размеры. | Самоконтроль. | ||
20(52) | Резервный урок. | |||||
4 ЧЕТВЕРТЬ | ||||||
1(53) | Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» | Знакомство с историей создания рассказа. Усвоение содержания рассказа. | Автор, рассказчик. | Тест по истории литературы. | ||
2(54) | Смысл названия рассказа Л. Н. толстого «После бала». | Усвоение содержания рассказа, сопоставление состояния героя, описание внешности, цветовой гаммы. | Композиция рассказа, контраст. | Сравнительная таблица. | ||
3(55) | Сочинение-миниатюра по рассказу Л. Н. Толстого «После бала». | Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли рассказа; умения письменно сформулировать свои мысли. | Сочинение- миниатюра. | |||
4(56) | Былины и их герои в поэзии И. Бунина. | Знакомство с былинами И. Бунина; контроль умения выразительного чтения былин; актуализация знаний о былине как жанре. | Синтаксические средства выразительности. | Конкурс чтецов былин. | ||
5(57) | Былинные герои поэзии 20 века. | Усвоение содержания былин; контроль умения выразительного чтения былин. | Былинные герои. | Письменный развёрнутый ответ на вопрос. | ||
6(58) | Вн. чтение. Рассказ Ю. Тынянова «Подпоручик Киже». | Знакомство с творчеством Ю. Тынянова; усвоение содержания рассказа; развитие умения характеризовать историческую личность и время. | Исторический рассказ. | Анализ эпизода; киносценарий. | ||
7(59) | Образ Петра 1 в повести Ю. Тынянова «Восковая фигура». | Усвоение содержания повести и её основной мысли; контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности. | Историческая повесть | Письменный ответ на вопрос. | ||
8(60) | Вн. чтение. С. Цвейг «Невозвратимое мгновение». | Усвоение содержания новеллы и её основной мысли; контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности. | Историческая новелла. | Ответ на проблемный вопрос. | ||
9(61) | Изображение ходынской трагедии в романе Б. Васильева «Утоли моя печали». | Знакомство с писателем и его творчеством; контроль умения анализировать эпизод по вопросам. | Исторический роман. | Фронтальный опрос. | ||
10-11(62-63) | Великая Отечественная война в лирике 20 века на примере творчества А. Ахматовой, А. Прокофьева, Ю. Друниной, Б. Окуджавы и др. | Создание эмоционального фона для восприятия лирических произведений о Великой Отечественной войне; знакомство с произведениями разных авторов о Вов и обмен впечатлениями о них. | Библиографический словарь. | Групповая работа по анализу лирических произведений. | ||
12-13(64-65) | Творческая работа. Сочинение «Вов в произведениях поэтов 20 века» | Развитие умения отбора материала по теме; контроль умения рассказывать о лирическом произведении и его особенностях. | ||||
14-15(66-67) | Мотивы былого в лирике поэтов 20 века. | Знакомство с лирическими произведениями поэтов 20 века о прошлом и исторических событиях; контроль умения отбора биографического материала для рассказа о стихотворении; контроль умения рассказа о лирическом произведении и его особенностях. | ||||
16(68) | Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....