рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Рабочая  программа по литературе для учащихся 8 класса  составлена на основе федерального  компонента  государственного стандарта основного общего образования по литературе (ПРИКАЗ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования»), на основе примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_8_kl.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Чернятинская основная общеобразовательная школа Октябрьского района»

2013-2014 учебный год

«Рассмотрено»                                «Согласовано»                              Утверждаю

на заседании проблемной             зам. директора по УР                     директор школы

группы      протокол №                 _______ Е.А. Гончарук                _______ Н.А. Рыбальченко

от «__» _________ 2013 г.            «__» __________ 2013 г.              «__»  __________ 2013 г.

                                           руководитель

                                           __________М.С. Шукайло

Рабочая программа по литературе

8 класс

Косынкина Татьяна Николаевна

II категория

с. Чернятино

2013 год

Пояснительная записка

            Рабочая  программа по литературе для учащихся 8 класса  составлена на основе федерального  компонента  государственного стандарта основного общего образования по литературе (ПРИКАЗ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования»), на основе примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя, развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования, в VIII классе – 68 часов  (из расчета 2 учебных часа в неделю). 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Общеучебные умения и навыки,  универсальные способы деятельности и ключевые компетенции, формируемые изучением предмета в 8 классе:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащийся 8 класса должен знать:  

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения).

уметь:

- определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображаемого, времени, когда было создано произведение, времени, когда оно прочитано;

- использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- определять авторскую позицию писателя;

- создавать творческие работы;

- пользоваться различными справочными изданиями,  связанными с исторической тематикой;

- использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.  

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Использованная литература.

Учебник:

  1. Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Москва. «Дрофа». 2010 год.

Дополнительная литература:

  1. «Читаем, думаем, спорим…» дидактические материалы по литературе 8 класс. Авторы-составители В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин. М. «Просвещение». 2004 год.
  2. О. г. Черных «Практикум по литературе». М. «Вако» 2010 год.
  3. М. А. Аристова «Анализ произведений русской литературы». М. «Издательство». 2011 год.
  4. О. М. Бушко «Школьный словарь литературоведческих терминов». М. «Материк-Альфа». 2006 год.
  5. Научно-методический журнал «Русский язык и литература. Всё для учителя»
  6. Интернет-ресурсы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ

Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ.

Тема урока

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ

КОНТРОЛЬ

Дата.

Прим.

    1   ЧЕТВЕРТЬ

1

Литература и время.

Введение в курс литературы 8 класса; актуализация знаний, повторение изученного; формирование интереса к изучению литературы в 8 классе и чтению.

Тезис, «вечные темы» литературы.

Самооценка.

2

Народная историческая песня.

Знакомство с историческими народными песнями; выразительное чтение и анализ народных исторических песен по вопросам.

Жанры древнерусского фольклора; народная историческая песня.

Письменный рассказ об исторической песне.

3

Народная историческая песня. Народный театр.

НИП как жанр; выразительное чтение и анализ по вопросам  народных исторических песен и народных драматических произведений.

Народная историческая песня; народная драма.

Экспресс-опрос «Да» - «Нет»

4

Исторические личности в древнерусской литературе. Летописи.

знакомство с жанрами древнерусской литературы и их особенностями, с "Повестью временных лет"; изучение отдельных частей летописи.

Летопись и летописец.

Монологический ответ и его оценка.

5

Повесть о разорении Рязани Батыем.

древнерусская литература и герои произведений; выразительное чтение и пересказ произведений древнерусской литературы.

Воинская повесть

самоконтроль, рассказ с изменением лица рассказчика.

6

Сказание о житии Александра Невского

Жанр жития, изучение отрывка из "Сказания о житии Александра Невского"

Житие

Беседа по вопросам

7

Б. К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.

Выразительное чтение и пересказ отрывков с соблюдением авторских интонаций и лексики; характеристика героя жития - исторической личности.

Житие.

Анализ эпизодов из жития.

8

Вн.чтение. История на

 страницах зарубежных

произведений. Мигель де

Сервантес Сааведра"Дон Кихот"

Знакомство с главами романа М. де Сервантеса "Дон Кихот"; выборочное чтение.

Понятие"рыцарский роман"

Индивидуальные задания.

9

Вольность Великого Новгорода в произведениях 18 века.    

Знакомство с историческими художественными произведениями 18 века; формулирование тезисов сообщения.

Авторская историческая повесть.

анализ текста.

10

Историческая личность в русском фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века.

контроль знания текста изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы и литературы 18 века; усвоение теоретического материала; сформированность умений применять полученные знания новой ситуации монологического повествования по теме; составлять план сообщения по заданной теме.

Тест, развёрнутый письменный ответ, план сообщения.

11

Былины и их герои в поэзии 19 века. А. К. Толстой "Илья Муромец".

Былина как жанр; знакомство с творчеством А. К. Толстого как создателя былинных произведений; чтение и изучение былины "Илья Муромец".

Авторская былина.

Развёрнутый ответ по вопросам.

12

Г.-У. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" в переводе И. Бунина.

Изучение биографических данных автора; знакомство с произведением, выразительное чтение.

Поэтическое переложение легенды.

Отбор материала по заданию.

13

Гайавата - герой произведения Г.-У. Лонгфелло.

Характеристика героя по материалам текста.

Автор и переводчик.

Тест на знание текста.

14-15

Вн. чтение. В. Скотт "Айвенго"

Изучение биографических данных автора, знакомство с произведением.

Исторический роман.

Анализ эпизодов текста.

16

События 1812 года в баснях И. А. Крылова.

Знакомство с басней "Волк на псарне". Характеристика героя басни - реальной исторической личности.

Словесное рисование.

Развёрнутый письменный ответ.

17

Историческая тема  в творчестве А. С. Пушкина

Обобщение и расширение знания биографических данных творчества А. С. Пушкина.

Жанры исторических произведений.

Обобщающая таблица.

18

Историческая личность в балладе А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге".

Выразительное чтение наизусть; характеристика героя произведения - исторической личности.

Баллада, рифма, ритм, строфика.

Блиц опрос.

           2 ЧЕТВЕРТЬ

   1(19)

Личность Петра1 в произведениях А. С. Пушкина.

Знакомство с поэмой А. С. Пушкина, историей создания, основной мыслью.

Историческая поэма.

Вопросы на знание содержания.

2 (20)

Изображение Петра 1 в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

Цитатный план поэтического произведения; характеристика героя - исторической личности.

Семинар.

3-4 (21-22)

Р/Р Сочинение "Изображение Петра 1 в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

Контроль усвоения изученного; сформированности  составлять цитатный план, характеризовать героя литературного произведения - историческую личность; редактирование

Тема, основная мысль произведения.

5 (23)

Историческая личность в драме А. С. Пушкина "Борис Годунов".

Знакомство с историей создания и основным конфликтом драмы; отрывки из драмы.

Драма, монолог.

Тест по теории литературы.

6(24)

Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История жизни Петруши Гринёва.

Знакомство с историей создания произведения; усвоение содержания повести(главы 1-2); подбор материала для сообщения по вопросу.

Архивные материалы.

Экспресс-опрос, тест на знание содержания.

7 (25)

Жизнь в Белогорской крепости. (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Контроль усвоения содержания повести (главы 3-5); подбор материала по заданному вопросу.

Эпиграф, пейзажная зарисовка.

Пересказ, беседа по вопросам.

8 (26)

Герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и пугачёвщина.

Сжатый пересказ, выборочный пересказ с элементами анализа.

Сюжет, эпизод.

Тесты на знание и понимание содержания.

9 (27)

Пугачёв и Пётр Гринёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Обобщение текстового материала; выборочный пересказ с элементами анализа.

Виды характеристики героя.

Экспресс-опрос, тест на знание содержания.

10 (28)

Судьба Маши Мироновой – капитанской  дочки. (По повести А. С. Пушкина)

Обобщение текстового материала, выборочный пересказ с элементами анализа.

Тема, основная мысль произведения, эпизод.

Основные эпизоды повести..

11 (29)

Тема чести  в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Контроль усвоения содержания повести, выборочный пересказ с элементами анализа,  способы раскрытия основной мысли.

Тема, эпиграф, эпизод.

Тесты на знание и понимание содержания.

12-13 (30-31)

Р/р Изложение с элементами сочинения. (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Контроль усвоения содержания повести, умения обобщать текстовый материал, письменного изложения текста литературного произведения с сохранением авторских особенностей лексики и стиля

Изложение, ответ на вопрос.

14 (32)

Обобщающий урок по повести  А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Обобщение знаний по истории создания и об особенностях повести.

Тесты, беседа, кроссворд.

         3 ЧЕТВЕРТЬ

1 (33)

Лирические произведения М. Ю. Лермонтова о родине.

Актуализация знаний о творчестве поэта; знакомство со стихотворением «Родина»; определение основной мысли и художественных особенностей лирического произведения.

Средства художественной выразительности.

Тест на знание произведений поэта.

2 (34)

Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Знакомство с поэмой и её героями, усвоение содержания поэмы.

Историческая поэма.

Задания на знание биографии и основных произведений поэта.

3 (35)

Быт и нравы 16 века в поэме М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя…».

Усвоение содержания поэмы, контроль сформированности умения определять жанр литературного произведения

Способы характеристики героя.

Тест на знание жанров произведений М. Ю. Лермонтова.

4 (36)

Трагическое столкновение героев в поэме М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя …»

Контроль усвоения содержания  и понимания основной мысли произведения, умения характеризовать героев поэтического текста.

Семинар.

5 (37)

Романтическое изображение природы в произведениях М. Ю. Лермонтова.

Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли текста поэмы «Песнь про царя…», умения характеризовать изображение природы в лирическом произведении.

Средства выразительности в пейзажных зарисовках.

Творческая работа.

6 (38)

Исторические личности в лироэпических произведениях М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли поэм А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Тест.

7 (39)

Эпоха Ивана Грозного в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»

Знакомство с творчеством А. К. Толстого как создателя былинных и исторических произведений.

Исторический роман, портретные зарисовки.

Беседа.

8 (40)

Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А. К. Толстого «Князь Серебряный».

Усвоение содержания романа А. К. толстого , пересказ отрывка из исторического романа, характеристика литературного героя – реального исторического лица.

Вымысел в романе.

Тест по истории литературы.

9 (41)

Баллада А. К. Толстого «Василий Шибанов».

Содержание баллады А. К. толстого «Василий Шибанов», понятие о нравственном идеале автора.

Баллада.

Тест по теории литературы.

10 (42)

Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Знакомство  с историей создания и  героями повести, усвоение содержания.

Историческая основа художественного произведения.

Тезисы, пересказ.

11 (43)

Н. В. Гоголь – мастер батальных сцен и героических характеров.

Усвоение содержания повести; отбор материалов для характеристики героев.

Художественные особенности батальных сцен.

Тест на знание текста.

12 (44)

Образы Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Умение отбора материала для характеристики героя, умение сопоставлять героев.

Виды характеристики героя.

Семинар.

13 (45)

Образ Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя.

Контроль усвоения содержания повести, умения отбора материала для характеристики героя.

Виды характеристики героя.

Семинар.

14 (46)

Мастерство Гоголя в изображении природы.

Контроль умения характеризовать роль и способы изображения природы.

Лексические и синтаксические средства выразительности.

Самостоятельная работа по анализу изображения природы.

15-16 (47-48)

р/р Творческая письменная работа по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Контроль усвоения содержания произведения и понимания его основной мысли, развитие умения письменного изложения, сопоставление героев.

Развёрнутый письменный ответ (сочинение)

17(49)

Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.

Повторение изученного по истории и теории литературы, знакомство с поэзией 19 века разных авторов.

Тема, основная мысль, лирический герой, мотив.

Заполнение таблицы.

18(50)

Тема исторического прошлого в лирике поэтов 19 века.

Повторение изученного по истории и теории литературы; знакомство с лирическими произведениями на историческую тему А.  Пушкина, Ф. Глинки, А. Апухтина.

Лирические, синтаксические и интонационные особенности.

Анализ произведения по вопросам.

19(51)

Мотивы воспоминаний в лирике поэтов 19 века.

Знакомство с элегиями А. Пушкина, Д. Давыдова; лирическими произведениями И. И. Козлова, В. А. Жуковского; определение темы, основной мысли, мотива лирического произведения.

Стихотворные размеры.

Самоконтроль.

20(52)

Резервный урок.

       4 ЧЕТВЕРТЬ

1(53)

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала»

Знакомство с историей создания рассказа. Усвоение содержания рассказа.

Автор, рассказчик.

Тест по истории литературы.

2(54)

Смысл названия рассказа Л. Н. толстого «После бала».

Усвоение содержания рассказа, сопоставление состояния героя, описание внешности, цветовой гаммы.

Композиция рассказа, контраст.

Сравнительная таблица.

3(55)

Сочинение-миниатюра по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».

Контроль  усвоения содержания и понимания основной мысли рассказа; умения письменно сформулировать свои мысли.

Сочинение- миниатюра.

4(56)

Былины и их герои в поэзии И. Бунина.

Знакомство с былинами И. Бунина; контроль умения выразительного чтения былин; актуализация знаний о былине как  жанре.

Синтаксические средства выразительности.

Конкурс чтецов былин.

5(57)

Былинные герои поэзии 20 века.

Усвоение содержания былин; контроль умения выразительного чтения былин.

Былинные герои.

Письменный развёрнутый ответ на вопрос.

6(58)

Вн. чтение. Рассказ Ю. Тынянова «Подпоручик Киже».

Знакомство с творчеством Ю. Тынянова; усвоение содержания рассказа; развитие умения характеризовать историческую личность и время.

Исторический рассказ.

Анализ эпизода; киносценарий.

7(59)

Образ Петра 1 в повести Ю. Тынянова «Восковая фигура».

Усвоение содержания повести и её основной мысли; контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности.

Историческая повесть

Письменный ответ на вопрос.

8(60)

Вн. чтение. С. Цвейг «Невозвратимое мгновение».

Усвоение содержания новеллы и её основной мысли; контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности.

Историческая новелла.

Ответ на проблемный вопрос.

9(61)

Изображение ходынской трагедии в романе Б. Васильева «Утоли моя печали».

Знакомство с писателем и его творчеством; контроль умения анализировать эпизод по вопросам.

Исторический роман.

Фронтальный опрос.

10-11(62-63)

Великая Отечественная война в лирике 20 века на примере творчества А. Ахматовой, А. Прокофьева, Ю. Друниной, Б. Окуджавы и др.

Создание эмоционального фона для восприятия лирических произведений о Великой Отечественной войне; знакомство с произведениями разных авторов о Вов и обмен впечатлениями о них.

Библиографический словарь.

Групповая работа по анализу лирических произведений.

12-13(64-65)

Творческая работа. Сочинение «Вов в произведениях поэтов 20 века»

Развитие умения отбора материала по теме; контроль умения рассказывать о лирическом произведении и его особенностях.

14-15(66-67)

Мотивы былого в лирике поэтов 20 века.

Знакомство с лирическими произведениями поэтов 20 века о прошлом и исторических событиях; контроль умения отбора биографического материала для рассказа о стихотворении; контроль умения рассказа  о лирическом произведении и его особенностях.

16(68)

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....