Рабочая программа по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Филипцова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_6_klass.docx58.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

 «Согласовано»                                             «Согласовано»                                                                «Утверждено»                                                      

Руководитель МО                                          Заместитель директора по УВР МОУ                            Директор

 ______________/________/                        «СОШ № 1»                                                                       МОУ «СОШ № 1»

                                                                        ____________________/ ________/                                  __________/ _______/

Протокол  ____  от                                                                                                                                    

«_____»______20__г.                                  «_______» ________20__г.                                            «____»_______20__г.

             Рабочая программа

по предмету «Литература» для 6 класса

Рассмотрено на заседании

                                                                                                                              педагогического совета

                                                                                                                             протокол №______ от

                                                                                                                                «__»___________20__г.

2013/2014 учебный год

ІІ. Пояснительная записка.

    Настоящая программа по литературе для 6 а, б классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе. // Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007., с учетом программы  по литературе  5-11 классы. Базовый уровень. Авторы программы:  В.Я.Коровина, В.П. Журавлев  и др. // Программы общеобразовательных учреждений. Литература, 5 – 11 классы. (Базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной  – М.: Просвещение,  2011.

  Данный учебный предмет имеет своей целью приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Изучение предмета «Литература» способствует решению следующих задач:

  1. расширение круга чтения учащихся;
  2. повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;
  3. развитие литературного вкуса учащихся, подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения;
  4. воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русской литературе.

  Данная программа содержит все темы, включённые в Федеральный компонент содержания образования.

  Программа реализуется через учебник «Литература.6 класс учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 частях под  редакцией В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2006.

  Срок реализации программы – 1 год.

  Программа 6 класса рассчитана на 68 часов.

  Содержание программы носит концентрический  характер: оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 класса). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8, 9). Первая возрастная группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет техникой чтения, поэтому на уроках литературы в шестом классе по-прежнему уделяется большое внимание чтению вслух, развитию и укреплению стремления к чтению художественной литературы.

Главной идеей данной программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVІІІ, XІX и XX веков.

  В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом и т.д. (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь).

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы. В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем. В  6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев.

  Художественные тексты в учебнике-хрестоматии данной программы сопровождаются рисунками лучших художников-иллюстраторов, на уроках ведётся работа с иллюстративным материалом. Очень важно, чтобы у школьников накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских художниках, об их творчестве.

  Программа ориентирована на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников: «встраивать» новые знания в систему старых; опираться на знания из других предметов; систематизировать учебный материал; пользоваться любым справочным материалом, в первую очередь, — учебником.

  Основными видами деятельности  учителя и учащихся на уроках литературы по данной программе являются работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа, составление ассоциативных рядов, презентация книг, заполнение рефлексивных таблиц, создание слайдовых презентаций, заочные экскурсии по местам жизни и творчества писателей, художественный пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям и чтение наизусть, составление цитатных и тезисных планов, конструирование диалогов на основе материалов учебника, создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное восприятие текста учащимися, работа с портретами писателей, иллюстрациями, устное словесное рисование, викторины по творчеству писателя.

  Данные направления работы содействуют формированию духовно развитой личности, развитию эстетических и творческих способностей учащихся, воспитанию интереса к научной деятельности, повышению уровня учебной мотивации.

Программа учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе; опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление постижения литературных произведений, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.

  В программу также включены такие  виды работы по развитию речи, как  словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, рассказов).

  В соответствии с требованиями Стандарта, программа основана на применении системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

  Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебнике-хрестоматии, в линии книг под общим заголовком «Читаем, думаем, спорим...».

  Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения выстраивается по  продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе).

  В учебнике даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т. п.).

  Уроки внеклассного чтения имеют целью расширение круга читательских интересов учащихся, формирование у шестиклассников читательской самостоятельности.

  В процессе реализации программы предусмотрены следующие виды контроля: предварительный, периодический, текущий, итоговый.

  Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, с этой целью предполагается проведение теста с целью выявления уровня литературного развития обучающихся.

  Текущий контроль проводится в процессе усвоения нового учебного материала.

  Периодический контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает проверку овладения учащимися достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть. Предполагается осуществление периодического контроля в виде контрольных, творческих работ, обобщающих уроков, тестов. Предметом контроля становятся знания теории литературы, текстов прочитанных произведений, фактов биографии писателей, значимые даты и другое.

  Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков. Формы итогового контроля – творческие работы и тесты.

  Оценка деятельности учащихся осуществляется по пятибалльной системе. Тест, контрольная работа, устный ответ и другие виды деятельности учащегося оцениваются одной отметкой; творческое задание (сочинение, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос) – двумя: одна отметка выставляется за содержание, вторая – за грамотность.

ІV. Содержание тем учебного курса.

Введение. 1 час

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество. 3 часа, в том числе 1 час на развитие речи

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы. 1 час

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из литературы ХVШ века. 1 час

Русские басни. 1 час

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха», Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Из русской литературы XIX века. 30 часов

Иван Андреевич Крылов. 2 часа

 Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин.  10 часов

Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей при-роды. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям,

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. 3 часа

Краткий рассказ о поэте, Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком,..»э «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий. анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. 2 часа

Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям, Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. 2 часа

Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта, Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. 3 часа

Рассказ о поэте. Стихотворения:   «Ель  рукавом  мне   тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали» Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства, Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия),

Николай Алексеевич Некрасов. 3 часа

Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. 3 часа

Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления),

Антон Павлович Чехов. 2 часа

Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. 1 час

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»

 Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...».

А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Из русской литературы XX века. 20 часов

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальное представление).

Андрей Платонович Платонов. 1 час

Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок», Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои

А. Платонова.

Александр Степанович Грин.  1 час

Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. 4 часа

Краткий рассказ о писателе,

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца», Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне. 2 часа

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»;

Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. 2 часа

Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. 3 часа

Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

  Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. 1 час

Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. 1 час

Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века. 2 часа

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном,,.»,

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация Родной природы.

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. 1 час

Слово о писателе, Рассказы: «Срезал» и «Критики», Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников, Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России. 1 час

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения:  «Родная деревня»,   «Книга».  Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад»,«путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте,

«Когда на меня навалилась беда,..»; «Каким бы малым ни был мой народ»..»,

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы, Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы.10 часов

Мифы народов мира.

Мифы Древней Греции. 2 часа

Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот.  «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. 1 час

 Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного, Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Произведения зарубежных писателей

Мигель Сервантес Сааведра. 1 час

Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения).

Фридрих Шиллер. 1 час

Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах, Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. 1 час

Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе», Изображение дикой природы, Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Твен. 2 часа

«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека8 их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. (Для внеклассного чтения).

Антуан де Сент-Экзюпери. 2часа

Рассказ о писателе, «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для вне-классного чтения,)

Теория литературы.  Притча (начальные представления).

Внеклассное чтение – 12 часов

Развитие речи – 10 часов

Уроков контроля знаний учащихся – 4 часов.

V. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

  •  Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
  •  Работа со справочной литературой (энциклопедией,  словарём литературоведческих терминов и др.)
  •  Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 6 классе.
  •  Анализ лирического стихотворения (тема, идея, выразительные средства, ведущий художественный приём и др.)
  •  Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
  •  Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
  •  Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  •  Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
  •  Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 6 классе.
  •  Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, иллюстрацию.
  •  Подготовка сообщений, доклада на литературную тему.
  •  Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотворений и прозаических текстов.
  •  Выразительное чтение по ролям, диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

VІ. Перечень учебно-методического обеспечения.

Методические и учебные пособия

  1. Литература.6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях под ред. В.Я.Коровиной.: Просвещение, 2006.
  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы и задания по литературе: 6 класс. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Фадеева Т.М. Дидактический материал по литературе: 6-й класс. – М.: Экзамен, 2006.
  4. Липина Е.Ю. Литература: Тесты к учебникам-хрестоматиям. 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2004.

Словари: словарь литературоведческих терминов, энциклопедический словарь, толковый словарь.

Комплект таблиц:

  • Изобразительно-выразительные средства
  • Фольклор и литература
  • Хронологическая лента
  • Стихотворные размеры
  • Рифма
  • Роды литературы
  • Портреты писателей
  • Третьяковская галерея (репродукции картин)
  • Герой литературного произведения
  • Роль пейзажа в литературном произведении
  • Басня как жанр литературы
  • Баллада как жанр литературы
  • Особенности древнерусской литературы X-XVІІ вв.
  • Как подготовиться к пересказу текста
  • Как подготовиться к выразительному чтении. Стихотворения
  • Требования к устному развёрнутому ответу
  • Былина как произведение УНТ
  • Способы раскрытия характера героя литературного произведения
  • Жанры древнерусской литературы X-XVІІ вв.

Оборудование и приборы: компьютер, интерактивная доска, медиапроектор.

VІІ. Список литературы

Основная литература

  • Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (образовательный стандарт основного общего образования);
  •  Программа по литературе общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной, 5- 9 классы. – М., 2008.
  • Литература.6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях под ред. В.Я.Коровиной.- М: Просвещение, 2006.

Вспомогательная литература

  •  Примерное тематическое планирование к программе по литературе под ред. В.Я.Коровиной. – М.Просвещение, 2006.
  • Уртминцева М.Г. Словарь русской литературы/Нижний Новгород: Три богатыря, 1999
  •  Советский энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1998.
  • Словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 2000.
  • Литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся/ С.В.Тураев и др.  – М.: Просвещение, 2001.

ІІ. Учебно-тематический план.

№ п/п

Дата

Тип урока

Тема

Основное содержание

ЗУН учащихся

Формы и методы контроля

Домашнее задание

Введение (1 час)

1

05.09

Беседа. Тестирование

Введение. Художественное произведение.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции.

Содержание и форма, умение выявлять авторскую позицию.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Тест.

Познакомиться с материалами учебника

Устное народное творчество (3часа)

2

08.09

Урок внеклассного чтения

Обрядовый фольклор.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Жанры обрядовой поэзии.

Жанры обрядовой поэзии, углубление понятия о УНТ

Чтение наизусть произведений обрядовой поэзии.

Подобрать пословицы и поговорки на разные темы, загадки

3

12.09

Рассказ учителя.

Беседа

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Жанры УНТ, определение пословиц и поговорок,

Практическая работа по теме «Пословицы и поговорки»

Выполнить практическую работу по пословицам и поговоркам

4

15.09

Урок развития речи

Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

Развитие речи учащихся.

Сочинение

Написать сочинение на тему: «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

Из древнерусской литературы (1 час)

5

19.09

Рассказ учителя Обучение чтению

Русские летописи.

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

Своеобразие летописей. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Устный ответ на вопрос о том, как в русских летописях отразились идеалы русского народа.

Вспомнить, что такое басня, прочитать басни, помещённые в учебнике

Из литературы ХVШ века (1 час)

6

22.09

Рассказ учителя Беседа

И. И. Дмитриев. «Муха».

Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства.

Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.

Познакомиться с баснями Крылова, запомнить значение терминов.

Вспомнить басни И.А.Крылова, прочитанные ранее, подготовиться к викторине по басням

Из литературы ХΙX века (30 часов)

7

26.09

Рассказ учителя Беседа

И. А. Крылов.  «Листы и корни».

И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни».

Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Викторина по басням И.А.Крылова

Прочитать басни И.А.Крылова «Осёл и Соловей». Подумать, в чём мораль басни.

8

29.09

Беседа. Обучение чтению

И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Развитие понятия об аллегории, инсценировка басен. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

Конкурс инсценированной басни.

Написать сочинение на тему: «Что осуждается в русских баснях?»

9

03.10

Рассказ учителя. Обучение чтению

А. С. Пушкин. «Узник».

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Обучение выразительному чтению.

Выразительное чтение стихотворения

Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Узник»

10

06.10

Урок развития речи

А. С. Пушкин. «Зимнее утро».

Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.

Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

Сочинение

Домашнее сочинение по анализу стихотворения «Зимнее утро».

11

10.10

Обучение чтению. Практикум

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина.

Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина.

Анализ стихотворения.

Выполнить письменный анализ стихотворения «Пущину»

12

13.10

Беседа

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

Анализ сцен прозаического стихотворения.

Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский», подобрать цитаты к образу Дубровского.

13

17.10

Обучение чтению. Беседа

А. С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства.

А. С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова

Анализ сцен прозаического стихотворения, отработка приёмов цитирования.

Выразительное чтение текста.

Подготовить художественный пересказ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

14

20.10

Беседа. Практикум

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

Художественный пересказ эпизода «Пожар в Кистенёвке», роль эпизода в повести.

Художественный пересказ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

Особенности композиции произведения.

15

24.10

Обучение устному рассказу. Беседа

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения

Обучение устному рассказу, развитие понятия о композиции художественного произведения.

Устный рассказ

Подготовить материалы к сочинению по роману «Дубровский»: цитаты, план и т.д.

16

27.10

Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Развитие речи учащихся, обучение написанию сочинения

Сочинение

Написать сочинение.

17

31.10

Урок контроля

Контрольная работа или тестирование по творчеству А. С. Пушкина.

Контрольная работа или тестирование по творчеству А. С. Пушкина.

Контроль знаний учащихся

Тест

Вспомнить  произведения М.Ю.Лермонтова, прочитанные ранее.

18

03.11

Рассказ учителя. Обучение чтению

М. Ю. Лермонтов. «Тучи».

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Краткие сведения о жизни поэта; основное настроение и композиция стихотворения «Тучи», особенности поэтических интонаций.

Выразительное чтение поэтического произведения

Выучить наизусть стихотворение «Тучи».

19

14.11

Практикум

Тема одиночества в стихотворениях

М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком...».

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком...». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

Анализ лирического стихотворения (тема, идея, ведущие художественные приёмы).

Чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова

Письменный анализ лирического стихотворения.

20

17.11

Беседа. Практикум

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы».

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова.

Анализ лирического стихотворения (тема, идея, ведущие художественные приёмы).

Сочинение-анализ одного из стихотворений М.Ю.Лермонтова.

Сочинение-анализ одного из стихотворений М.Ю.Лермонтова.

21

21.11

Урок внеклассного чтения

Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики».

Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики».

сюжетная линия произведения; сжатый пересказ содержания; цитирование.

Биографическая справка о писателе, сюжетная линия произведения; сжатый пересказ содержания; цитирование

Пересказы (сжатый, подробный одного из фрагментов произведения)

Прочитать рассказ «Бежин луг» из «Записок охотника» И.С.Тургенева.

22

24.11

Рассказ учителя.

Беседа

И. С. Тургенев. «Бежин луг».

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

Гуманистический пафос цикла рассказов «Бежин луг»

Сопоставительный анализ фрагментов художественного текста и произведений изобразительного искусства

Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Бежин луг», подобрать цитаты из текста.

23

28.11

Практикум

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И. С. Тургенев — мастер портрета и пейзажа.

Портрет и пейзаж как элементы композиции и их роль в произведении.

Анализ портрета, пейзажа

Ответить на вопрос: «В чём особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева?» Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

24

01.12

Рассказ учителя

Ф. И. Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева.

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело...». «С поляны коршун поднялся.,.». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

Биографическая справка о поэте; особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева.

Выразительное чтение наизусть стихотворений Ф.И.Тютчева

Письменный ответ на вопрос: «Какова  роль антитезы в стихотворениях Ф.И.Тютчева?»

25

05.12

Практикум

Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

Анализ лирического стихотворения (тема, идея, ведущие художественные приёмы).

Анализ лирического стихотворения

Природа в поэзии А.А.Фета; выучить наизусть одно из стихотворений А.А.Фета.

26

08.12

Рассказ учителя. Обучение чтению

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Выразительное чтение наизусть стихотворений, элементы анализа стихотворения.

Выразительное чтение наизусть стихотворений Ф.И.Тютчева

Природа в поэзии А.А.Фета; выучить наизусть одно из стихотворений А.А.Фета.

27

12.12

Беседа. Практикум

А. А. Фет. «Еще майская ночь». «Учись у них — у дуба, у березы...».

А. А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них — у дуба, у березы...». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Выразительное чтение наизусть стихотворений, элементы анализа стихотворения.

Анализ лирического стихотворения; сопоставительный анализ поэтического произведения и произведений изобразительного искусства

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению А.Фета или Ф.Тютчева, подобрать цитату, описать иллюстрацию.

28

15.12

Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Выразительное чтение наизусть стихотворений, элементы анализа стихотворения.

Анализ лирического стихотворения

Написать сочинение.

29

19.12

Рассказ учителя. Обучение чтению

Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

Биографическая справка о поэте, комментированное чтение текста стихотворения.

Комментированное чтение текста стихотворения.

Разбить стихотворение на  картины (части) и озаглавить их.

30

22.12

Беседа. Практикум

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Композиция стихотворения, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Анализ композиции стихотворения.

Прочитать поэму «Дедушка», ответить на вопрос: «Что мне известно о восстании декабристов?»

31

26.12

Урок внеклассного чтения

Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка».

Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова.

Декабристская тема в творчестве поэме и творчестве поэта, комментированное чтение.

Комментированное чтение текста стихотворения.

Повторить изученный материал, термины, подготовиться к итоговой контрольной работе.

32

Рассказ учителя. Беседа

Н. С. Лесков. «Левша».

Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н. С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

Авторское отношение к героям повести. Понятие о сказе.

Тест

В чём проявились лучшие качества Левши?

33

Урок развития речи

Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению.

Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша».

Подготовка к сочинению, развитие речи учащихся.

Сочинение

Сочинение

34

Урок внеклассного чтения

А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

Юмор ранних произведений писателя.

Пересказ и краткий анализ рассказа

Читать рассказы Чехова

35

Практикум

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий».

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Анализ речи героев и художественная деталь как источник юмора.

Учить наизусть стихотворения русских поэтов о природе.

36

Урок-концерт

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...». А.  К. Тол стой. «Где гнутся над омутом лозы...». Развитие понятия о лирике.

Развитие понятия о лирике, приёмы анализа лирического стихотворения.

Чтение наизусть стихотворения

Прочитать рассказ

А. П.Платонова «Неизвестный цветок».

Из русской литературы XX века (20 часов)

37

Рассказ учителя. Беседа

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальное представление).

Пересказ, понятие о рождественском рассказе.

Ответы на вопросы

Пересказ.

38

Рассказ учителя. Обучение чтению

А. П.Платонов «Неизвестный цветок».

А. П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное — вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы

Читать  «Алые паруса».

39

Урок

внеклассного чтения

А. С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

Анализ образов, отработка приёмов цитирования.

Тест

Читать сказку-быль «Кладовая солнца».

40

Рассказ учителя, Обучение чтению

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Характеристика литературного героя.

Викторина

Сравнительная характеристика Митраши и Насти.

41

Беседа. Практикум

Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

Анализ образа природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода.

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

«В чём смысл названия сказки?»

42

Урок развития речи

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

Подготовка к сочинению.

Композиция (определение)

Подготовиться к сочинению.

43

Урок контроля

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Развитие связной речи учащихся.

Сочинение

Учить наизусть стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

44

Урок развития речи

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь,  Алеша, дороги Смоленщины...». Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

Выразительное чтение наизусть стихотворений, элементы анализа стихотворения.

Чтение наизусть стихотворения

Прочитать рассказ А.А. Лиханова «Последние холода».

45

Урок внеклассного чтения

А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

Анализ нравственных проблем рассказа.

Развёрнутый ответ на вопрос

Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

46

Рассказ учителя. Обучение чтению

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

Анализ нравственных проблем рассказа.

Составление вопросов к прочитанному произведению

Составить вопросы к прочитанному рассказу.

47

Урок развития речи

В, П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

В, П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Особенности использования народной речи в художественном произведении; подготовка к домашнему сочинению.

Сочинение

Написать сочинение.

48

Рассказ учителя. Обучение чтению

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

Анализ образа литературного героя.

Проблема повести

Как в повести нашли отражение трудности военного времени?

49

Беседа

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

Развитие связной речи учащихся.

Сочинение-рассуждение

Какова ваша позиция в отношении поступка учительницы?

50

Урок развития речи

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина».

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина».

Развитие связной речи учащихся.

Сочинение-рассуждение

Учить наизусть одно из стихотворений Н.Рубцова.

51

Рассказ учителя. Беседа

Н. М. Рубцов. Тема Родины в поэзии Рубцова.

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Выразительное чтение наизусть стихотворений, элементы анализа стихотворения.

Чтение наизусть стихотворения

Прочитать рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

52

Рассказ учителя. Беседа

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Роль юмора в рассказе (ответ на вопрос)

Подготовиться к итоговому тестированию.

53

Урок контроля

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

Контроль знаний учащихся.

Тест

54

Рассказ учителя. Обучение чтению, анализу

Родная природа в русской поэзии XX века. Обучение выразительному чтению.

Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина. А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие...». Обучение анализу одного стихотворения.

 Обучение выразительному чтению.

Выразительное чтение наизусть стихотворений, элементы анализа стихотворения.

Чтение наизусть стихотворения

Выучить стихотворение А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...».

55

Рассказ учителя. Беседа

В. М. Шукшин. Особенности героев Шукшина.

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Анализ рассказа

Анализ прочитанного рассказа Шукшина.

Из литературы народов России (2 часа)

56

Урок внеклассного чтения

Габдулла Тукай. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю в стихотворениях поэта.

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения:  «Родная деревня»,   «Книга».  Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад»,«путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Великая роль книги в жизни человека.

Выразительное чтение стихотворений поэта.

Выразительное чтение стихотворений поэта.

57

Урок внеклассного чтения

К. Кулиев. Тема Родины и народа в стихотворениях поэта.

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Великая роль книги в жизни человека.

Составление проблемных вопросов к прочитанным стихотворениям

Читать мифы Древней Греции.

Из зарубежной литературы (10 часов)

58

Рассказ учителя. Беседа

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

Понятие о мифе, пересказ мифов.

Тест

Читать мифы Древней Греции.

59

Рассказ учителя. Беседа

Геродот.  «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Понятие о мифе, пересказ мифов.

Тест

Читать главы «Илиады» и «Одиссеи».

60

Урок внеклассного чтения

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

Понятие о мифе, пересказ эпизодов.

Анализ эпизода

Читать главы рома М.Сервантеса «Дон Кихот».

61

Урок внеклассного чтения

М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Образ «странного» героя в творчестве Сервантеса.

Анализ эпизода

Прочитать балладу  Ф. Шиллера «Перчатка».

62

Рассказ учителя. Беседа

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Комментированное чтение текста баллады.

Проблемные вопросы

Прочитать новеллу П. Мериме «Маттео Фальконе».

63

Урок внеклассного чтения

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении.

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Романтизм и реализм в произведении.

определение романтизма и реализма

Читать главы романа  М. Твена «Приключения Гекльберри Финна».

64, 65

Уроки внеклассного чтения

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека, Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

Средства создания комического. Юмор в произведении.

Выборочный пересказ

Отвечать на вопрос : «В чём философский смысл притчи «Маленький принц»?»

66

Урок внеклассного чтения

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

Понятие о притче, пересказ притчи.

Что значит философская сказка?

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?».

67

 

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?».

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?».

Подготовиться к итоговому тестированию.

68

Итоговый урок

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии  6 класса». Задания для летнего чтения.

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии  6 класса». Задания для летнего чтения.

Контроль знаний учащихся.

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...