методическая система
учебно-методический материал по литературе по теме
Описание методической системы личностно-ориентированного воспитания в условиях гимназического образования, целью которого является расширение общекультурного кругозора, развитие культуры личности, эмоционального отношения к языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая система | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание в современной школе должно учитывать современные тенденции в развитии общества. К сожалению, сегодня отмечается значительное отчуждение детей от культуры, которое проявляется в снижении интереса к чтению книг, посещению музеев и театров, росте их социального поведения, снижении учебной мотивации. Эти явления, отражающиеся на духовном развитии школьников, учителя гимназии пытаются преодолеть, реализуя экспериментальный проект по созданию культуроориентированной модели интегрированного образования. Его цель – сформировать у учащихся представление о целостности мира и органичной взаимосвязи всех предметов и явлений, составляющих картину мира, путем создания комплексной системы, позволяющей осуществить интеграцию образовательного пространства гимназии и культурного пространства Санкт-Петербурга. В основе модели культурологической интеграции лежит проектная деятельность.
В эффективности метода учебных проектов я, как литератор и классный руководитель, убедилась на практике. Первой попыткой организации проектной деятельности стало участие моих учеников в городском проекте-расследовании, который был предложен организаторами культурно-образовательной программы « Петербургская мистерия». И вот уже четвертый год я сотрудничаю с кафедрой прикладной культурологии СПБ АППО во главе с д.п.н. Л.М. Ванюшкиной. За этот период мною было успешно реализовано несколько интересных литературных проектов, активными участниками которых стали мои ученики. На сегодняшний день это уже система проектов под названием «Литературный Петербург», в процессе работы над которыми составляется обобщенный образ Петербурга в русской литературе 19 века. Все мы знаем, что Петербург -- особый город, очень важная часть «петербургского текста». Началу петербургского текста положил Пушкин, поэтому первый проект был посвящен Петербургу Пушкина. Он назывался «Пушкин -- наше все» (2011-2012 г). В него вошли мини-проекты «Дома заговорили», «Дело о трех картах. Суд над Германом» и игра по станциям, которую подготовили восьмиклассники для пятиклассников «В гости к Самсону Вырину». В 2012-2013 году учащиеся работали над проектом «Место действия». В него вошли мини-проекты «Лицей и лицейские друзья Пушкина» (5 класс), «Петербург-энциклопедия русской жизни», «Михайловское и его обитатели», «Петербург Гоголя» (9 класс). Уникальность этих проектов состоит в том, что в них удается соединить технологии образовательных путешествий с игровыми элементами и театрализацией.
Реализация проекта сводится к трем этапам. Во время подготовительного этапа определяются проблемы, которые будут затронуты в ходе исследования, намечается стратегия выполнения, определяются группы (в каждом проекте группы образуются разные, по желанию ребят), намечается маршрут образовательного путешествия.
Во время основного этапа происходит сбор материала с использованием разных текстов. Специфика этого этапа состоит в том, что учащиеся основной материал «набирают», осваивая богатое городское и музейное пространство Санкт-Петербурга. Основной педагогической технологией при этом являются образовательные путешествия, кардинально отличающиеся от традиционных экскурсий. Образовательное путешествие начинается с постановки личностно значимой для учеников проблемы и строится на основе маршрутных заданий, в соответствии с которыми ученики самостоятельно исследуют как музейный экспонат, так и городское пространство, обсуждая увиденное в группах, обобщая результаты своих наблюдений. Педагог при этом выступает в роли организатора познавательной деятельности учащихся: составляет задания, распределяет их, оценивает их выполнение. В образовательных путешествиях помимо воспитания и обучения на первое место выходит задача развития коммуникативной личности, освоения ею способов познания мира.
Результаты своей работы в музее, на улицах города (так называемый продукт проекта) ученики представляют на заключительном этапе проекта в разной форме (презентации, коллажи, буклеты, настольные игры).
Любимой формой презентации продукта для моих учеников является ролевая игра с элементами театрализации. Это самый ожидаемый, волнующий для них этап. И это не случайно. В течение многих лет гимназия поддерживает дружбу с театрами Санкт-Петербурга. Нашими верными старшими друзьями мы считаем театр «Пушкинская школа», театр «За Черной речкой», «Театр Дождей», театр «Суббота», БДТ. Благодаря этой дружбе серебряная нить культуры не рвется. Во время спектаклей дети глубже познают не только литературу, но и саму жизнь во всей ее сложности, что дает им неоценимый опыт познания мира. Именно в театре дети переживают такие эмоции, которые затрагивают самые сокровенные струнки их души. Театр рождает в них желание самим попробовать себя в роли любимого героя и передать чувства, которые они испытывают. В результате нашей работы стали такие ролевые игры, как «Суд над Германом» (по произведению А.С. Пушкина «Пиковая дама», «Михайловское и его обитатели (сцены из романа «Евгений Онегин», «Петербург-герой, соучастник или «убивца»?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Мой интерес к методу проектов не ослабевает, и это объясняется тем, что он включает основные принципы компетентностного подхода:
- повышается мотивация к изучению предмета;
- воспитывается положительное отношение к учению;
- имеет воспитательную и образовательную ценность;
- удовлетворяется потребность школьников в самореализации;
- обучение происходит через деятельность;
- возрастает ценность полученных результатов для учащихся;
- у школьников происходит осознание процесса обучения;
- воспитывается умение интегрировать все полученные ранее знания, умения и навыки;
-проект затрагивает реальные и важные для учащихся проблемы и темы.
Результативность опыта определилась в ходе систематического мониторинга.
Количество учащихся, вовлеченных в проектную деятельность; | рост объема проектных работ; | повышение качества знаний обучающихся; | |
2011-2012 | 5,8 класс-63% | 5, 8 класс- 4 | 5,8класс-57% |
2012-2013 | 6,9 класс-98% | 6,9 класс-7 | 6,9 класс-62% |
Мониторинг результатов проектной деятельности показал, что метод способствует усвоению учебного материала, формирует основы исследовательской деятельности. Так, на вопрос: « В какой мере усвоен материал в ходе выполнения проекта?» были получены следующие данные
- полностью-95%
- в значительной-5%
- частично-0%
- не усвоен-0%
В личностном плане в наибольшей степени проектная деятельность способствует формированию:
- целеустремлённости (65%);
- творческих способностей- 85%;
- трудолюбию (60%);
- интересу к предмету (77%);
- ответственности-60%;
Системная работа с использованием таких инновационных педагогических технологий, как образовательное путешествие, ИКТ, проект с элементами театрализации, ролевые игры позволила моим учащимся значительно повысить учебную мотивацию, раскрыть способности, приобрести опыт существования в культурно-образовательном пространстве, повысить уровень коммуникативности, самостоятельности, раскрыть свой творческий потенциал, углубить знания по гуманитарным предметам, вследствие этого многим помогла успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку и литературе в формате ГИА и ЕГЭ, поступить в ВУЗы различного социально-гуманитарного профиля.
Для меня опыт проектной деятельности – это условие профессионально-личностного роста, обогащение своего портфолио для аттестации.
Помимо этого, моя система работы над проектами получила отклик в гимназии. Мой педагогический опыт работы был представлен на открытых уроках, на педсоветах, на районном семинаре «Культурно-образовательный проект и его роль в формировании общекультурной компетенции обучающихся начальной школы», городских семинарах городских семинарах «Актуализация культурного потенциала Санкт-Петербурга в образовательном процессе: модели учебной и воспитательной работы» (январь 2012 г.), «Образовательный кластер как модель культуроориентированного образования: результаты внедрения» (ноябрь 2012г.)
(Помимо этого, становится очевидным, что в современных условиях жизни на смену приобретения нового знания должно прийти формирование умений находить знания, делать это целенаправленно, уметь применять имеющиеся знания в любой ситуации.
Строить процесс формирования коммуникативной компетенции у школьников возможно только на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения.
Все это актуально для преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе литературы и русского языка, влияющих на мировоззрение учащихся, их будущей социальной активности как членов гражданского общества.
Ведущее место в реализации основных целей и задач модернизации общего образования принадлежит методу учебного проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая система
Описание собственной методической системы....
Модель методической системы школы
Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели....
Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...