Урок литературы в 10 классе «Он обнажал порок от павлиньих перьев» (Д.Николаев) (по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина)
учебно-методический материал (литература, 10 класс) по теме
«Было что-то страшное в этом смехе, потому что публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет её самоё». (И.С.Тургенев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_on_obnazhal_porok_ot_pavlinikh_perev_obrabotannyy.doc | 290 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы (10 класс)
Ольга Хасанбековна Саламатова, учитель русского
языка и литературы МОШИ с. Самбург
Тема урока: «Он обнажал порок от павлиньих перьев» (Д.Николаев)
Цель урока: раскрыть идейную направленность и художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина; познакомить учащихся с понятием «эзопов язык»; развивать умение строить монологическую речь, пользоваться литературоведческими терминами, развивать навыки пересказа.
Методические приёмы: беседа по сказкам, работа в группах, сообщения учащихся, пересказ.
Оформление:
- Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина.
- Эпиграф: «Я люблю Россию до боли сердечной…» (М.Е.Салтыков-Щедрин)
- Высказывания на доске:
«Было что-то страшное в этом смехе, потому что публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет её самоё». (И.С.Тургенев)
«И смешно, и тяжело – человек смеётся, а его душит злоба». (А.В.Луначарский)
Словарная работа:
Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, с мещанскими взглядами, живущий только личными интересами.
Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти (приходить) к вырождению.
Оборудование: тексты сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, портрет писателя, толковый словарь С.И.Ожегова, словарь литературоведческих терминов.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Вступительное слово учителя:
- Помните ли вы знаменитые слова А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»? - Итак, сказка. Что же такое сказка? Что это за жанр? Где лежат её истоки? Какими признаками должно обладать произведение, чтобы его можно было отнести к этому жанру? (Вымысел, фантастическое – главный признак жанра)
- Для чего создавались сказки? (Сказки учат добру, справедливости)
- Каков всегда финал сказок народных? (Добро побеждает зло)
III. Изучение нового материала
Объявление темы и цели урока.
Сегодняшний урок посвящён сказкам Салтыкова-Щедрина, писателя, которого с полным правом можно отнести к «фаланге великих насмешников». Для начала вспомним некоторые факты из биографии писателя, историю возникновения псевдонима Щедрин. (Можно зачитать отрывок из книги Ольги Кучкиной «Любимые лица России»)
- С какой целью Михаил Евграфович Салтыков придумывает себе псевдоним? В 80-е годы XIX века Салтыков-Щедрин за короткий срок создал целую книгу сказок, в которых описывал реальную ситуацию, царящую в стране. А мог ли писатель в такое сложное время творить, подписывая произведения своим, невымышленным именем?
«Салтыкову-Щедрину необходимо было создать такую картину, которая с наибольшей полнотой обнажала бы сущность изображаемого явления, показать социальный конфликт классов, типы угнетаемых и угнетённых, подвести читателей к мысли о необходимости революционных преобразований в обществе» (Мещерякова Н.Я.).
А теперь обратимся к сказкам Салтыкова-Щедрина.
- Кому предназначались сказки, написанные этим писателем? (Сказки писатель создавал для широких читательских кругов). Обратите внимание на подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70 лет». Их цель – открыть глаза на реалии жизни «детям изрядного возраста».
- Почему же именно к жанру сказки обращается писатель для решения этой проблемы? Вообще многие писатели использовали в своём творчестве форму литературной сказки (вспомните фамилии этих писателей). Форма сказки была избрана писателем потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок. Но сказки Салтыкова-Щедрина – это своеобразная сатирическая энциклопедия, именно в них он отразил итоги своих многолетних наблюдений. Это своеобразное увеличительное стекло, позволяющее читателю в подробностях разглядеть то, что ему мешают увидеть. За маской сказочника скрывается сарказм человека, прожившего сложную жизнь.
- Каковы концовки сказок Салтыкова-Щедрина? В его сказках, в отличие от сказок народных, зло является активной силой и побеждает добро. Тем самым автор стремится открыть глаза на реальный мир, показать читателю, как бывает в жизни. Приведите примеры из прочитанных вами сказок.
В.В.Прозоров: «Правда жизни в щедринской сказке - горькая правда, с особой силой и остротой открывается в картинах сказочных и фантастических, потому что сама жизнь подчас оказывается сказочнее и фантастичнее самого вымысла».
Прежде чем мы продолжим разговор о сказках, нам необходимо повторить некоторые термины, понятия (творческий словарный диктант: по определению узнать термин).
1. Нравоучение, поучение. 2. Вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. .3. Вымышленное имя, под которым автор публикует своё произведение. 4. Круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведении. 5. Событие или ряд событий, изображённых в произведении. 6. Краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Может быть в прозаической и стихотворной форме.
(Мораль, сатира, псевдоним, тема, сюжет, басня).
Познакомимся ещё с одним литературоведческим понятием – эзопов язык.
Подготовленный ученик делает сообщение о термине эзопов язык (Эзопов язык – это вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Можно рассказать об истории происхождения термина).
Сам Салтыков-Щедрин так определял это понятие: «С одной стороны, появились аллегории, с другой – искусство понимать эти аллегории, искусство читать между строками. Создалась особенная, рабская манера писать, которая может быть названа эзоповскою, - манера, обнаруживавшая замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств».
- С каким другим жанром литературы роднит сказку использование этого приёма? (С басней).
IV. Работа с текстами сказок
Словарная работа:
Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, с мещанскими взглядами, живущий только личными интересами.
Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти (приходить) к вырождению.
В «художественной мастерской» Щедрина сложилась целая иносказательная система, все художественные средства выполняли функцию осмеяния социального зла.
Рассмотрите предложенную таблицу, соотнесите определения с терминами, на каждый приём по ходу работы подберите пример из сказок Щедрина.
Работа над сказками в группах по плану:
а) краткий пересказ произведения;
б) какие пороки обличает автор в произведении?
в) сформулировать главную идею сказки.
1 группа – сказка «Дикий помещик». Сатира на социальные и нравственные пороки общества, обличение паразитического образа жизни, глупости и жадности господствующего класса. Положительные идеалы в произведении, безропотность, терпеливость, трудолюбие народа. Народ – создатель и материальных, и духовных ценностей. Соединение в сказке реального и фантастического.
2 группа – сказка «Премудрый пескарь». Обличение обывателей в бездеятельности; малодушие и трусость лишают всякого смысла человеческую жизнь. Задача произведения – показать, в чём смысл жизни и назначения человека. Глупость, трусость, беспомощность пескаря. Цель его существования – беречь «распостылую» жизнь. Сказка учит гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни. Приметы конкретного исторического времени в сказке.
3 группа – «Коняга». Изображение угнетённого положения простого народа и паразитизма господствующего класса. «Мучительная агония» и «тёмная бездна» жизни мужика. Бесконечность и безнадёжность его положения, долготерпение.
V. Подведение итогов урока
Назовём общие черты сказок Салтыкова-Щедрина:
- Связь с фольклором.
- Сказки Щедрина всегда аллегоричны, независимо от того, кто является их героями.
- Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются политической остротой, сочетают в себе реальное и фантастическое.
- В основе сказок Салтыкова-Щедрина – антитеза: сталкиваются представители противостоящих классов, сказки раскрывают классовую борьбу в России.
Вывод: сказки Салтыкова-Щедрина отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов. Их цель – пробудить народ ото сна.
Обсуждение высказывания Д.Николаева: «Смех Щедрина имел огромное познавательное значение, ибо раскрывал обществу глаза на истинное положение дел. Он обнажал порок от «павлиньих перьев», в которые тот любил рядиться... имел громадное воспитательное значение, ибо приучал людей не мириться со злом. Он пробуждал в читателе чувство собственного достоинства и презрения к сильным мира сего... Он формировал в нём тягу к высоким гуманистическим и демократическим идеалам. Смех Щедрина играл выдающуюся революционную роль, ибо способствовал пробуждению гражданского самосознания русского общества».
И последнее. Щедрин, сказал А.В.Луначарский, «мастер такого смеха, смеясь которым человек становится мудрым». Я надеюсь, что теперь, прочитав сказки этого писателя, каждый из вас станет немного мудрее. Возможно, вам удалось научиться у Салтыкова-Щедрина некоторым секретам его мастерства.
VI. Домашнее задание
Следуя традициям Салтыкова-Щедрина, попробуйте написать свою сказку
Приложение
Отрывок из книги Ольги Кучкиной «Любимые лица России»
«Жили-были в России XIX века двое: титулярный советник Михаил Евграфович Салтыков и сатирик Николай Иванович Щедрин. Титулярный советник служил страдая, но всё же дослужившись до вице-губернатора (в Рязани и Твери), председателя казённой палаты (в Пензе, Туле и снова в Рязани), действительного статского советника, полагая, что какую-то пользу людям и Отечеству он может принести своей честной, поперёк всему остальному, службой. Сатирик изливал желчь и досаду насчёт всего остального сперва в статьях и фельетонах, после в прозе, благо, что оказался наделён недюжинным даром слова, да ещё слова особенного, смехового…
Легка ли внутренняя ноша такого человека? Недаром Миша Салтыков подарил эпиграфом Коле Щедрину к одной из глав первой повести лермонтовское: «И дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью…»
Конечно, вы поняли – или знали, - что Салтыков – та же самая личность, что и Щедрин. Двойственность личности – штука нередкая. Но в данном случае подтверждённая и двойной фамилией. Всегда ли догадываемся мы, как трудна жизнь того, кто несёт на себе печать резко выраженной противоречивости?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на Воеводстве" и "Орел - меценат"
Урок литературы в 10 классе с применением компьютера и интерактивной доски по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Ор...
Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"
Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...
Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...