Природа и человек в стихотворениях Ф.И. Тютчева
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Маркова Наталия Петровна

Урок проводится с использованием ИКТ. В ход урока внедряются элементы новых технологий, соответствующих требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatura.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                           Урок  литературы в 6классе

                          Природа и человек в стихотворениях Ф.И. Тютчева

                                                 

        Учебные  материалы  урока: Учебник:  Полухина  В.П.,  Коровина  В.Я.,  Журавлев  

В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений:  

В 2-х частях./ Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2009.

        Тип урока: урок-практикум с элементами исследования

        Цели урока:

             введение  учащихся  в  художественный  мир  стихотворений  Ф.И.  Тютчева  о  

    природе;

             обучение анализу стихотворения.

             

 Задачи урока:

            расширить полученные учащимися в 5 классе представления о лирике Ф.И.  

    Тютчева;

             раскрыть   тему   взаимоотношений   природы   и   человека   в   лирике   Ф.И.  

    Тютчева  на  примере  стихотворений  «С  поляны  коршун  поднялся…»,  «Неохотно  и  

    несмело…», «Листья»;

            расширить   и   систематизировать   навыки   работы   с   литературоведческой  

    терминологией, отрабатывать ее практическое использование;

            нацелить учащихся на формы анализа в формате ГИА/ЕГЭ, востребованные  

    в  современных  условиях.  

            развивать  речь  учащихся;  формировать  умение  грамотно  строить  устное  и  

    письменное высказывание; развивать эстетический вкус учащихся.

       Метапредметные задачи урока:

            формировать      регулятивные      универсальные     учебные    действия    (УУД):  

    формулировать   учебную   задачу,    

  осуществлять рефлексию по результатам  

    работы;

            формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне,  

    интерпретировать     текст   в  результате   работы    по   его   осмыслению;     создавать  

    собственный     текст   на   основании    имеющихся      знаний;    формировать     приемы  

    исследовательской   деятельности;   осуществлять   поиск   информации   для        решения  

    учебной задачи.  

            развивать     личностные      УУД:     воспитывать     у  учащихся     осознанное  

    понимание  принадлежности  к  русской  культуре;  углублять  представление  о  месте  

    человека и его отношениях с окружающим миром.

            развивать     коммуникативные         УУД:    осуществлять     взаимодействие     в  

    группе,  вести  конструктивный  диалог,  

     брать  на  себя  

    ответственность за деятельность группы.

     В    процессе     урока     планируется       достижение        следующих       предметных  

результатов :

             расширяются представления учащихся о лирике Ф.И. Тютчева, происходит  

    осознание  того  факта,  что,  изображая  гармоничную  и  динамичную  природу,  Тютчев  

    показывает жизнь человеческой души, говорит о месте человека в мире;

             учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые  

    на  современном  этапе  в  литературном  образовании  школьников  и  востребованные  

    формами итоговой аттестации;

             учащиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного  

    текста    

             в    процессе    урока    развиваются     речевые    умения    и   навыки.

     

        В   процессе   урока   происходит   формирование   следующих    

 УУД:

             умение планировать и реализовывать  учебную деятельность  

   

             целеполагание,  умение  формулировать  и  ставить  себе  учебную  задачу  и  

    реализовывать ее;

             умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной  

    деятельности (работа в паре, в группе, ведение конструктивного диалога, презентация  

    результатов деятельности);

             умение работать с текстом;

             развитие гармоничной личности ученика.

        Методы  обучения:  элементы  метода  критического  мышления  ,  метод  

творческого  чтения,  репродуктивный,  частично-поисковый  и  исследовательский  в  их  

сочетании.  

        Формы  работы  учащихся:  работа  в  парах ,  работа  в  малых  

группах ,  

презентация     результатов     заданий,    выполненных      группой,     обсуждение     результатов,  

интерпретация      (художественное      чтение)    текстов    стихотворений     Ф.И.    Тютчева    как  

результат   выполненного   группой   задания,   индивидуальная   работа  ,  рефлексия.

        Оборудование:        компьютер       и   проектор      (презентация,      фонохрестоматия),  

раздаточный   материал   (индивидуальная   карта,   карта   рефлексии, листы с заданиями для групп).

                                                               Ход урока

     

   Этап 1.

Учитель:  Откройте  индивидуальную  карту.               Перед  вами     два  слова.  Что  они  

означают?  Запишите  свои  ответы  в  таблице.  Используйте    существительные,   глаголы   и   прилагательные-эпитеты,   характеризующие   как  

природу, так и человека.

        А теперь в графе ниже запишите, как связаны и как взаимодействуют  

человек и природа.

                    ПРИРОДА                                              ЧЕЛОВЕК

Из ответов учащихся: все, что нас окружает;           Из ответов учащихся: каждый из нас;  живое  

бывает  живая  и  неживая;  весь  мир;           существо; тот, кто всегда думает о хорошем  и

     

природа - это огромный мир, он нас принимает                                      поступает   разумно

и не принимает, если мы живем неправильно.            

Из  ответов  учащихся:  Добрый,  чуткий  человек  любит  природу;  человек  живет  в  природе;  

природа  красива;  человеку  обязательно  надо  охранять  природу;  природа  может             помогать  

человеку,  а  может  ему  препятствовать  в  чем-то,  например,  человек  может  заблудиться  в  

дремучем лесу; человек часто не замечает прекрасную природу вокруг, потому что ему некогда.

        Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с такими формами взаимоотношений  

ЧЕЛОВЕКА  и  ПРИРОДЫ,  которых  вы  в  своих  ответах  не  назвали.  Стало  любопытно?  

Задумались? Мы начинаем…

        Этап 2. Введение в тему урока.

                                                       Слайд № 1

                                                        Учитель:       Знаком      ли    вам    человек,  

                           Фёдор                  изображенный  на  фотографии?  (Ответы  

                         Иванович               учащихся)  (Часть слайда с текстом «Федор  

                         ТЮТЧЕВ              Иванович Тютчев. 1803 - 1873» появляется  

                        (1803 – 1873)         после ответов учащихся)

                                                       Давайте     проверим,     а   хорошо      ли   вы  

                                                       помните стихи Ф.И. Тютчева, которые мы  

                                                       читали   в   прошлом   году?   Выполните   в  

                                                       парах     задания     №     1    и    №     2    в  

                                                       индивидуальной карте.

        №  1.  Узнайте  стихотворение  и  восстановите  текст  первой  (и  по  желанию  -

второй) строфы, вспомните его название:

        I строфа: а) Любить, резвиться, играть, грохотать. б) Гроза, гром, небо.

        II строфа: а) Гремят, брызнул, летит, повисли, золотит. б) Раскаты, дождик, пыль,  

перлы, солнце (ответы учащихся).

       

     Слайд №2

                                                               Учитель:      Кто  может  прочитать  это  

                        Весенняя гроза                          стихотворение наизусть? (ответ)

             Люблю грозу вначале мая,

             Когда весенний, первый гром,

             Как бы резвяся и играя,                              

             Грохочет в небе голубом.

                                                                     

             Гремят раскаты молодые!                            

             Вот дождик брызнул , пыль летит...

             Повисли перлы дождевые,

             И солнце нити золотит...

             

        № 2.     Восстановите текст стихотворения «Весенние воды» (расставьте цифры в  

порядке  расположения  строк  в  индивидуальной  карте).  Объясните,  что  помогло  вам  

восстановить стихотворный текст (Повторы в тесте, рифмы строк, последовательность  

весенних событий). Выразительно прочитайте стихотворение.

                                     

                                  Слайд  №  3

 

                              1 - Еще в полях белеет снег,

                    Весенние воды                                      7 - Мы молодой весны гонцы,

               Еще в полях белеет снег,

               А воды уж весной шумят—                     10 - И тихих, теплых майских дней

               Бегут и будят сонный брег,                     3 - Бегут и будят сонный брег,

               Бегут и блещут и гласят—

                                                          11 - Румяный, светлый хоровод

               Они гласят во все концы:                         5 - Они гласят во все концы:

               «Весна идет, весна идет!

               Мы молодой весны гонцы,                       2 - А воды уж весной шумят  

               Она нас выслала вперед».                         6 - «Весна идет, весна идет!

               Весна идет, весна идет!                             8 - Она нас выслала вперед».  

               И тихих, теплых майских дней                 4 - Бегут и блещут и гласят -

               Румяный, светлый хоровод                       9 - Весна идет, весна идет!

               Толпится весело за ней!

                                                                                     12 - Толпится весело за ней.

                                                             

                                                       

        Учитель:       Какая    тема    объединяет      стихотворения,       которые      мы    вспомнили?  

   (Оба   стихотворения   о   природе,   о   весне,   их  

объединяет  общая  тема;  стихотворения  о  том,  что  все  вокруг  живое:  «весна  идет,  

выслала вперед»).

        Этап 3. Работа с новым материалом.

         1.  Восприятие,  осмысление  и  интерпретация  стихотворения «С  поляны  коршун  

поднялся…»  происходит  в  процессе  работы  малых  групп.  Группы  формируются  по  

желанию на основе выбранного вида работы.  

        Учитель:        Внимательно         прочитайте        стихотворение,         выберите       задание,  

сформулируйте задачу своей группы и примерный ход ее решения. Итоги работы группы  

кратко  сформулируйте  на  листе заданий.  Воспользуйтесь  картой-памяткой  для  работы  в  группе.

        Листы с заданиями для групп:

Литературоведы                              Комментаторы:                    Литературоведы:

      лексика (словарь)                          роль глаголов                     роль существительных

                Задачи:                                       Задачи:                                       Задачи:

- прокомментируем                          - восстановим    события          - найдём     в     тексте  

некоторые    слова,   которые    

трудно сразу понять;                        найдем   в   тексте   глаголы   и  расскажем об их роли;

- попробуем объяснить их.               раскроем их значение;          -   определим,     о     чем  

                                                      - расскажем    о  настроении

                                                              лирического героя.

 

Итоги:                                              Итоги:                                             Итоги:

Слово___________________         Природа________________         Тема_________________

Толкование_______________        Человек________________         Образы ______________

      Литературоведы:               Чтецы: интерпретация          

     

   Художники-иллюстраторы: художественные средства   иллюстрация

                                                   

       Группы   обсуждают   и   озвучивают   свои   пожелания,   на   основе   которых   они  

формулируют   учебную   задачу.   Учитель   помогает   скорректировать   задачи,   а   в  

процессе их решения консультирует, направляет и корректирует работу групп. Каждый из  

полученных группами результатов раскрывает грани смысла стихотворения и становится  

одним из элементов целостного анализа текста. В качестве презентации работы группы  

один учащийся дает связный ответ о деятельности группы и подводит итоги.

                                                          Слайд № 4

   

 С поляны коршун поднялся,                         Работа в малых группах.    

    Высоко к небу он взвился;                        

    Все выше, далее вьётся  он—

    И вот ушел за небосклон.            

                                                       

    Природа-мать ему дала                        

    Два мощных, два живых крыла—

    А я здесь в поте и в пыли,

    Я, царь земли, прирос к земли!..

       Группа № 1. Комментаторы. Ответ группы: Вызвало трудности слово взвился,

но  мы  решили,  что  это  из-за  необычного  ударения,  такая  форма  получается  более  

торжественной  и  подчеркивает  силу  и  красоту  коршуна.  Еще  слово  дале,  значение  

понятно, а вот форма такая, как говорили раньше, а устаревшие слова используются в  

высоком стиле, для торжественных случаев, то есть еще более подчеркивается красота  

и мощь коршуна, даже его величие. Форма к земли тоже устаревшая. Получается, что  

человек,  когда  прирос  к  земли,  как  бы  устарел,  потому  что  не  движется.  Итоги:  

устаревшие слова и формы слов.

         Комментарий            учителя:        Действительно,          это     формы,       пришедшие          из  старославянского   языка,   а   старославянизмы   указывают   на   принадлежность   текста   к  высокому стилю.

         Группа  №  2.  Литературоведы.  Ответ  группы:  В  1  четверостишии  4  глагола  

(поднялся, взвился, вьется, ушел)  – все они обозначают движение, а взвился и вьется –

очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева  

природа  вся  в  движении.  А  во  2  четверостишии  всего  2  глагола  (дала  –  относится  к  коршуну,   а   прирос   –    к   человеку),   и   обозначает   второй   глагол   скорее   какую-то  устойчивость, а не движение. Читать эти строки надо медленно и размеренно.  

 Итоги:

     Природа  в  стихотворениях  Тютчева  -  живая,  динамичная,  находится  в  движении,                              а  человек  -    в  статичном  состоянии,  в  покое,  сама  возможность  движения  для  него  

исключается (прирос).

         Группа № 3. Литературоведы. Ответ группы:  В стихотворении важны образы  

неба,  земли,  сильного,  мощного,  свободного  коршуна  и  человека,  привязанного  к  земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли.  

         Итоги: Образы: человек, коршун. Природа – сильная, свободная (небо, небосклон),  

огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.

                                                              Слайд № 5  

                                                                                   

       Выберите термины, необходимые для понимания стихотворения                    

                       «С поляны коршун поднялся…»

                                                                                       

     Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет. Хорей. Ямб.

       

    Группа  №  4.  Литературоведы.  Ответ  группы:  Стихотворение  построено  на  

противопоставлении     земли    и   неба,    коршуна       и   человека,     движения       (взвился)     и  неподвижности (прирос). И еще  – коршун взлетает с поляны в небо – это в начале, а в  последней      строке      человек     как   бы    возвращает        действие      на    землю.    Повторы в  стихотворении  очень  важны,  хоть  они  не  всегда  полные.                    Коршун  взвился       и  вьется, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него  два мощных, два живых крыла  (эпитеты),  и  то,  что  даже  крылья  у  него  живые,  усиливает  впечатление  красоты  и  гармонии  коршуна  с  природой.  А  человек  царь  земли,  но  прирос  к  земли.  Повторы усиливают  противопоставление образов    коршуна      и   человека,  а   также  делают стихотворение   чуточку   мрачным.   Итоги:   повторы,   эпитеты,   противопоставление  (антитеза). Природа – величественная; человек думает, что велик (царь земли), но мал и  ничтожен перед природой.

        Комментарий   учителя:      В   стихотворении   противопоставлены   небо   -     символ  

высокого,  идеального,  красоты  и  гармонии  и  земля,  от  которой  не  может  оторваться  

человек,  -  символ  повседневности,  приземленности.  Небо  -  идеал,  который недостижим  для лирического героя Тютчева.

        Группа № 5. Чтецы. Ответ группы: Стихотворение написано четырёхстопным  

ямбом,  читать  его  следует  медленно,  торжественно,  это  подчёркивает  и  парная  

рифмовка,  Тютчев  здесь  говорит  о  величии  природы,  а  в  последних  двух  строках,  где  появляется человек, надо перейти на более лирический лад, на медленный темп. Читать  надо  торжественно  и  печально.  Ещё  в  конце  обоих  четверостиший  нужно  повышать  голос, как бы сравнивая коршуна и человека.  Также надо слегка повышать голос, когда  читаешь  о  небе,  и  понижать,  когда  о  земле.  Итоги:  читать  стихотворение  медленно,  торжественно и печально (вторую строфу). Читают.

        Группа  №  6.  Иллюстраторы.       Ответ  группы:  Мы  разделили  пространство  в  

рисунке  на  две  части:  в  небе  кружится  медленно  сильный,  спокойный  и  свободный  

коршун, а с земли на него с завистью смотрит человек. Коршун на переднем плане, и он  

больше, чем на самом деле: он хорошо виден с земли, а человек как бы отодвинут внутрь  

картины, и он меньше и неподвижен, застыл, но у него глаза умные и грустные. А разные  

цвета  здесь  не  нужны.  Итоги:      Это  как  бы  нарисованные  мысли,  поэтому  рисуем  

карандашом -разные оттенки серого  (демонстрируют рисунок-набросок).

                         Слайд № 6  (Пейзажная лирика. Философская лирика)

                                                   

     

                   Учитель:         Мы        прочитали  стихотворение     Ф.И.   Тютчева.    Сейчас

    вспомните, в начале урока я обещала, что  сегодня   вы   на  примере  стихотворений       Ф.И.   Тютчева      познакомитесь   с   такой  формой  взаимоотношений  ЧЕЛОВЕКА  и   ПРИРОДЫ,  о  которой  вы  не задумывались.

        Перед   вами    характеристика   двух  типов  лирических  стихотворений.  К  

        какому   из   них   относится   «С   поляны  коршун поднялся…»? Докажите.

        Ответы  учащихся :  Это  философская  лирика,  потому  что  стихотворение  не  

только о природе, сильной, прекрасной и гармоничной, но и о месте человека в мире и в  

природе.

        Учитель:     Давайте     теперь     послушаем      интерпретацию        стихотворения  

профессиональным  актером  и  ответим  на  вопрос  №  1  из  раздела  «Подумай  и  ответь»  индивидуальной  карты:  О  чем  стихотворение   «С   поляны   коршун   поднялся…»?.   Прослушивание   художественной  интерпретации, запись ответа.

       Из  ответов  учащихся:  Стихотворение  повествует  о  неравенстве  сил  между  

человеком  и  другим  существом,  превосходящем  его  в  природе.  О  том,  что  у  каждого  есть  свое  место  в  жизни.  Человек  не  может  быть  таким  же  свободным,  как  коршун.  

        Это стихотворение о том, что человек считает себя царем земли. Но на самом  

деле это не так. Он лишь часть природы, которая его окружает. Тютчев пишет, что  

люди  приросли  к  земле  и  стоят  «в  поте  и  в  пыли».  Также  в  этом  стихотворении  

рассказывается о мощи коршуна, в которой отразилась природа.

  2. «Неохотно и несмело…» Использование сформированных предметных УУД  

в процессе анализа нового текста. Освоение роли теоретико-литературных понятий в  стихотворном тексте.

       Прослушивание  интерпретации  стихотворения  в  исполнении  актёра.

           Учитель:    Расскажите,  что  вы  почувствовали  и  что  открыли  для  себя,  когда  слушали   стихотворение.   Не   забудьте,   что   вы   можете   использовать   знакомые   вам  литературоведческие термины.

           Из  ответов  учащихся:      В  стихотворении  Тютчев  вновь  одушевляет  природу,  

используя   олицетворение     («солнце   смотрит»,     «принахмурилась     земля»),  поэтому  картины  природы  как  будто  оживают…  -  Природа  постоянно  в  движении,  картины  сменяют  одна  другую,  но  в  завершении,  как  и  в  начале,  появляется  солнце,  которое  заливает светом землю. Понять это мне помогает повтор.  Стихотворение написано  четырехстопным       хореем,   что   придает    легкость   его   звучанию   и   подчёркивает  постоянное движение.

          Учитель:    А  теперь  в  своей  индивидуальной  карте  ответьте  на  вопрос  №2  из  

раздела  «Проверь  себя»:  Какой  ты  видишь  природу  в  стихотворении  «Неохотно  и  несмело…»? Запись ответов.

         Из ответов учащихся:  

         Природа  изменчивая  –     то  сердитая  и  холодная,  грозная    и  суровая, добрая  и  красивая,  она  живая,  поэтому  много  олицетворений  (солнце  «смотрит»,     земля  «принахмурилась»).  В  ней  все  в  движении.  Тютчев  показывает,  как  солнце согревает  землю,  как  гроза  с  дождем  смывают  пыль  с  полей,  как  зеленеет  нива.  

       Я  вижу  погоду  в  этом  стихотворении  меняющейся.  Сначала  было  солнце,  после пошел дождь, и после дождя опять выглянуло солнышко. Тютчев показывает, что смена погоды означает жизнь: «Зеленеющие нивы зеленее под грозой».

     Учитель: Ребята, а мы можем определить «место действия» стихотворений  

     Ф.И.  Тютчева? Из  ответов  учащихся:  Это  наш  русский  пейзаж.  Россия.  В  своих  стихотворениях  Ф.И.  Тютчев  изображает  русскую  природу,  перед  нами  прекрасные, такие родные, такие близкие и понятные нам картины.

 

 Этап  4.  Домашнее  задание.  Использование  формируемых  предметных  и  

метапредметных УУД в процессе (1) ответа на аналитический проблемный вопрос в  формате ГИА\ЕГЭ или (2) для написания небольшого этюда.  

       Учитель: Подумайте, каким может  быть ваше домашнее задание.

        В нашем учебнике три стихотворения Ф.И. Тютчева.  

Мы из них не прочитали стихотворение «Листья». Задание связано с ним .

       Домашнее  задание.  Выберите  из  двух  вариантов  письменной  работы  тот,  

который вам ближе:

       1.  Как  в  стихотворении  «Листья»  Ф.И.  Тютчев  рассказывает  о  законах  природы?  

       2Существуют ли подобные законы в человеческой жизни?

      .  

                                                     Слайд № 7

                                      Этап № 5.   Итоги      урока.  

                                                   Рефлексия.

       Подведем итоги

       1.  Учитель:  В  своей  индивидуальной  карте  восстановите  текст:  Сегодня  мы  

говорили  об  образах  _______________  в  лирике  Ф.И.  Тютчева.  Мы  узнали,  что  лирика,  

для которой характерно размышление о месте человека в мире, о его взаимоотношениях с  

природой,      называется      _____________________.        Мы      вспомнили       тексты  

стихотворений____________________________          и   __________________________.      Мы  

повторили      теоретические       понятия     (продолжи       ряд):     повтор,     эпитет,  

__________________________________________.

2. Учитель: Подумайте, что нового вы открыли в отношениях человека и природы  

сегодня  на  уроке.  А  когда  мы  открываем  для  себя  что-то  новое,  у  нас  обязательно  

появляются и новые вопросы. Ответьте на вопрос № 2 в разделе 3 («Подумай и ответь»)  

индивидуальной  карты.       Продолжите  предложение:   «Сегодня  на   уроке  литературы  я  

научился(лась)…», а затем попробуйте сформулировать свой(и) вопрос( ы).

        Из ответов учащихся:

              …узнала  о  том,  что  когда  человек  задумывается  о  своем  месте  в  мире  и  

     рассказывает      об   этом    в  стихах,    такие    размышления      и   стихи    называются  

      философскими,  научилась  отличать  философскую  лирику  от  пейзажной.  И  у  меня  

      такой вопрос: много ли вообще философских стихотворений у разных авторов или  

      не очень?

              …научилась       видеть,    какими     красивыми      и   яркими     могут    быть     в  воображении картины после прочтения  стихов. Стихотворения обычно короткие.  

     И в них Тютчев совмещает описание (про природу) и рассуждение (о человеке). А в  

      прозе это можно сделать коротко?

        3. Заполнение карты рефлексии .

                                                                                                                          Приложение 1

                                                     Индивидуальная карта

        Фамилия, имя, класс________________________________________

        1. Индуктор

 

                   ПРИРОДА                                                              ЧЕЛОВЕК

        2. №  1.  Узнай  стихотворение  и  восстанови  текст  первой  (и  по  желанию  -

второй) строфы, вспомни его название:

        I строфа: а) Любить, резвиться, играть, грохотать. б) Гроза, гром, небо.  

        II строфа: а) Гремят, брызнул, летит, повисли, золотит. б)  Раскаты,  дождик, пыль,  

перлы, солнце.      

        №  2.  Восстанови  текст  стихотворения  «Весенние  воды»  (расставь  цифры  в  порядке расположения строк).

        Еще в полях белеет снег,

        Мы молодой весны гонцы,

        И тихих, теплых майских дней

        Бегут и будят сонный брег,

        Румяный, светлый хоровод

        Они гласят во все концы:

        А воды уж весной шумят  

        «Весна идет, весна идет!

        Она нас выслала вперед».  

        Бегут и блещут и гласят -

        Весна идет, весна идет!

        Толпится весело за ней!

        3.  №  1.  Заполни  пробелы:  Сегодня  мы  говорили  об  образах  _______________  в  

лирике  Ф.И.  Тютчева.  Мы  узнали,  что  лирика,  для  которой  характерно  размышление  о  

месте     человека     в   мире,     о   его    взаимоотношениях         с   природой,      называется  

______________________.                        Мы                  вспомнили                     тексты  

стихотворений___________________________                 и   __________________________.            Мы  

повторили        теоретические         понятия        (продолжи        ряд):      повтор,       эпитет,  

_____________________________________________________________

        №    2.  Подумай      и   ответь,   продолжив       предложение:       «Сегодня     на   уроке  

литературы       я   научился(лась)…»,        а   затем    попробуй      сформулировать         свой(и)  

вопрос(ы).

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________

                                                                                   

                                                                                                           Приложение 2

        Перед вами литературоведческие термины. Используйте их для ответа.

       

       Антитеза     –  противопоставление,      создающее     эффект    резкого   контраста    образов,  композиционных или сюжетных элементов произведения.

        Метафора  - переносное  знание  слова,  основанное  на  уподоблении  одного  предмета  или  явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором  слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

        Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются  свойствами   живых   существ   (даром   речи,   способностью   мыслить,   чувствовать,   переживать,  действовать), уподобляются живому существу.

        Повтор – родовое название средств художественной выразительности.  

        Сравнение - уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при  помощи  слов  точно,  будто,  словно,  как,  что,  как  будто  и  др.,  при  этом  свойства  или  качества  одного  явления  (предмета,  состояния)  переносятся  на  другое  с  целью  его  художественного  описания.

        Эпитет    - образное  определение,  подчеркивающее  какое-либо  свойство  предмета  или  явления, обладающее особой художественной выразительностью.

        Хорей - двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.

        Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.

                                                                                                                              Приложение 3                            

Карта  рефлексии  и  самооценки  ученика  на    

уроке:

Отметьте      «+»   или  «-»  то   выражение,  

которое соответствует вашему состоянию.

1.Своей работой на уроке в целом я доволен                  

2.Своей работой в группе я доволен                        

3. Для меня не было подходящего задания            

4.Урок для меня показался коротким                  

5.За урок я устал                                            

6.Мое настроение улучшилось                              

7.Материал урока мне был интересен                  

8.Материал урока мне был полезен                              

           

                                                                                                                           Приложение 4

     

  Карта-памятка для работы в малой группе

             выбери вместе со всеми руководителя группы;

              работай активно, серьезно относись к порученному заданию;

              взаимодействуй  в  группе  с  любым  партнером  или  партнерами,  уважай  

    других;

              вежливо и доброжелательно общайся с партнерами;

              не прерывай других, не говори одновременно с другими;

              выслушай мнение других, старайся понять другого человека, даже если ты с  

    ним не согласен;

              почувствуй  ответственность  не  только  за  собственные  успехи,  но  и  за  

    успехи твоей группы, всего класса.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа и человек в творчестве Ф.И.Тютчева

Урок-погружение в поэтический мир Ф.И.Тютчева...

Презентация "Человек и природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева". 6 класс

Человек и природа в стихотворенияхФёдора Ивановича Тютчева . 6 классСтихотворения «Неохотно и несмело…»,«С поляны коршун поднялся…», «Листья»...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»...

Урок по литературе в 5 классе "Природа и человек в стихотворениях Пушкина"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе Предмет литература ,5 классТема урока: Природа и человек в стихотворениях  А. С. ПушкинаТип урока: урок изучения нового материала....