«В дурном обществе» (по повести В.Г.Короленко). Смысл названия повести.
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме
Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью (использование элементов технологии проблемного обучения).
Обучающиеся осознают смысл названия повести, научатся понимать содержание текста, давать оценку поступкам героя
Обучающиеся получат возможность научиться понимать авторскую позицию, оценивать авторское отношение к героям
Обучающиеся убедятся, что главный порок дурного общества, о котором пишет Короленко, в его разобщенности; получат представление о жизни как борьбе добра и зла, страдания и счастья; научатся формулировать свое отношение к прочитанному
Обучающиеся получат возможность осознать, по каким законам должно жить общество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_korolenko_5_klass.docx | 29.71 КБ |
k_uroku_po_povesti_korolenko.notebook | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка урока.
«В дурном обществе» (по повести В.Г.Короленко)
Смысл названия повести.
Образовательное учреждение: МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковой
Класс: 5 «А», состояние перехода от учебного типа ситуации развития к учебно-проектному типу. Смыслы действий ученика: ученик ориентирован на построение отношений в разных позиционных общностях. Действия ученика: готов к созданию условий для становления ученического авторства и для освоения (конструирования и моделирования) культурных форм построения отношений. Смыслы педагогических действий: содействие самореализации подростков; организация пространства социального позиционирования; совместное освоение проектирования как способа познания.
Главные линии развития | Учебная ситуация развития (5-6 класс) |
Субъектность в деятельности | Способность определить границы своего незнания и обратиться ко взрослому с конкретным вопросом, включение в учебное сотрудничество группы детей с идеальным взрослым как носителем норм мышления и деятельности |
Субъектность в общности | Способность определить себя как субъекта совместно-распределенной коллективной учебной деятельности |
Субъектность в сознании | Принятие позиции учащегося и появление позиции субъекта учебной деятельности |
Предмет: литература, программа В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, система традиционного обучения
Учитель: Сафронова Елена Николаевна, учитель высшей квалификационной категории
Тип урока: урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью (использование элементов технологии проблемного обучения)
Целеполагание урока:
Цель-предмет:
Обучающиеся осознают смысл названия повести, научатся понимать содержание текста, давать оценку поступкам героя
Обучающиеся получат возможность научиться понимать авторскую позицию, оценивать авторское отношение к героям
Цель-способ:
Обучающиеся научатся анализировать повесть с точки зрения смысла ее названия
Обучающиеся получат возможность научиться применять способ сопоставления для определения авторской позиции
Цель-ценность:
Обучающиеся убедятся, что главный порок дурного общества, о котором пишет Короленко, в его разобщенности; получат представление о жизни как борьбе добра и зла, страдания и счастья; научатся формулировать свое отношение к прочитанному
Обучающиеся получат возможность осознать, по каким законам должно жить общество
Учебная задача урока: научиться вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения, строить монологическое высказывание.
Исходное состояние обучающихся:
знают содержание изучаемого произведения; теоретические сведения: сюжет, портрет.
умеют определять жанр прочитанного произведения; составлять план,
владеют навыками анализа художественного произведения (умеют рассказывать о сюжете, определять тему, основную мысль произведения, находить средства художественной выразительности, понимать их роль).
«В дурном обществе» (по повести В.Г.Короленко).
Смысл названия повести.
«Он понимал, что они несчастны,
но не преступны».
Ход урока.
Название урока: «В дурном обществе»
Слайд №1 Первичная мотивация обучающихся:
повесть Короленко имеет два названия: «Дети подземелья» и «В дурном обществе». Впервые напечатан в журнале «Русская мысль» в № 10 за 1885 год. В 1886 году в февральском номере детского журнала «Родник» был опубликован сокращенный вариант повести под названием «Дети подземелья». В этом виде она многократно переиздавалась на протяжении XX века.
Слайд №2
- Оба названия подходят?
Но сам автор отрицательно относился к такого рода сокращениям и настаивал на первоначальном названии.
Предположите, о чем пойдет речь на уроке. В чем нам предстоит разобраться?
Слайд №3 Тема нашего урока «Смысл названия повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
I этап. Постановка учебной задачи.
- Создание ситуации успеха.
- С чего можно начать работу?
Слайд№4 Словарная работа:
Общество – круг людей, объединенных общностью чего-либо (происхождения, положения, интересов и т.д.)
Дурной – плохой, скверный в моральном отношении, предосудительный, безнравственный.
- А как вы понимаете это словосочетание?
(“Дурное общество” — общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.)
- Как бы отнеслись ваши родители, если бы вы попали в дурную компанию?
- Создание ситуации разрыва знаний.
- Что в повести называют дурным обществом?
- Почему?
- А вы так считаете? Докажите.
- Чего нам не хватает, чтобы понять, дурное это общество или нет? (Доказательств)
- Какие доказательства нам нужны? ( Кто так называет? Почему?)
- Кто в повести считает, что Вася попал в дурное общество?
- Формулировка учебной задачи.
Задание: обратимся к тексту и найдем, как разные герои употребляют это выражение.
Учащиеся работают с текстом по рядам:
1 ряд, - стр. (в карточке из 3 главы)
2 ряд – стр. 38 (конец гл.6)
3 ряд - стр. (в карточке из 9 главы)
Слайд №5 Находят и зачитывают цитаты. Обратим внимание на саму запись этого выражения. Чем они отличаются? (кавычки)
Януш: в начале третьей главы: «Плохо, молодой человек, - вы в дурном обществе!..»
Вася: в конце 6 главы: «Я дрожал при мысли, что он узнает когда-либо о моем знакомстве с «дурным обществом», но изменить Валеку и Марусе я был не в состоянии».
Тыбурций: слова, обращенные к судье: «Малый был в «дурном обществе», но, видит Бог, он не сделал дурного дела...».
Ученикам предлагается задуматься над вопросом, почему словосочетание «дурное общество» в реплике Тыбурция и Васи употреблено с кавычками. (Они так действительно думают? Почему? )
Почему отсутствуют кавычки в реплике Януша? (Януш действительно считает то общество, о котором говорит, дурным. В то время как рассказчик и Тыбурций так не считают).
- А где еще мы встречаем это выражение без кавычек? (Кто дал название повести?) Автор (с. 12)
II этап. Преобразование условий задачи.
- Постановка проблемного вопроса.
Но почему нет кавычек в названии? Неужели Короленко, как старый Януш, тоже считает Валека, Марусю, Тыбурция членами дурного общества?
Дискуссия: аргументы «за» и «против».
- Аргументация.
Надо доказать? Как будем доказывать?
Обратимся к тексту. Мы знаем: как автор относится к героям, так и считает.
Автор напрямую говорит о своем отношении?
А как? (через отношение Васи, рассказчика)
- Как это отношение в тексте можно увидеть?
- какие использует слова
- эпитеты
- уменьшительно-ласкательные суффиксы
- как называет
- Где мы это будем смотреть? В каких эпизодах наиболее ярко проявляется отношение автора к семье Тыбурция? Посмотрите сюжетный план повести.
Возможные варианты работы:
Выбираем эпизод для чтения и анализа: (учитель читает, дети подчеркивают в тексте)
Эпизод №1 «Маруся в подземелье» (с. 32):
Девочка: Подземелье:
- «белокурая голова» «жесткие холодные камни»
- «слабо выделялась на фоне «смыкаясь крепкими объятьями»
серого камня»
- «маленьким туманным
пятнышком, который вот-вот
расплывется и исчезнет»
- «крохотной фигуркой девочки»
(автор подчеркивает хрупкость и слабость) Контраст
Эпизод №2 «Кукла» (с. 40-41):
Сравнение: «увядала, как цветок осенью»
«Смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами» (эпитеты)
Кукла сделала чудо: глаголы: ожила, крепко обнимала, звонко смеялась, стала ходить, даже бегала.
Но: слегла, стало хуже, лицо горело странным румянцем.
- Может ли автор считать это общество дурным?
Вывод: автор с симпатией и сочувствием относится к ним, значит не может так их назвать.
- Тогда какое же общество автор называет дурным? И почему он считает это общество дурным?
Предположите, какое еще общество есть в городе. (жители городка)
III этап. Моделирование.
- Представление решения в виде схемы.
Найдите в тетради схему, которую мы построили на первом уроке, говоря о городке.
Слайд №7
Богачи (нет дела до бедняков)
Судья ( «у него есть глаза и сердце только до тех пор…»)
Будочник (молчаливо наблюдает)
Януш (выгоняет нищих из замка)
нищие (вынуждены жить в подземелье, воровать)
- Можно предположить, что это общество он называет дурным?
- Почему он считает это общество дурным? (В чем Короленко обвиняет дурное общество?)
- здесь нет места семье Тыбурция
- здесь нет любви
- здесь унылая, плохая жизнь
- здесь каждый сам за себя (вражда)
- Как автор выражает это отношение? Прямо говорит? (нет, через отношение к семье Тыбурция)
- Можно ли предположить, какое общество, по мнению автора не будет дурным?
- Вдумайтесь в смысл слова «общество». Какую фигуру вы бы использовали для создания модели такого общества? (круг)
- Почему?
Вывод: главный порок дурного общества, о котором пишет Короленко, в его разобщенности, в том, что оно построено по «закону лестницы», а хорошее общество должно строиться по «закону круга», ведь слово «общество» предполагает что-то общее (корень слова).
IV этап. Преобразование модели.
- Задание на интерактивной доске: распределите слова: как можно охарактеризовать то и другое общество. Что утверждает автор?
Разобщенность
Равнодушие
Дружба
Добро
Сострадание и милосердие
- По каким законам должно жить общество? (рассуждения)
V этап. Действие контроля.
- Рефлексия.
- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. Как мы теперь можем ответить на вопрос? ( Чем точнее это название?)
Название точнее отражает мысль автора.
- Что вы смогли сегодня понять? (для себя)
- Что показалось трудным? Интересным?
Слайд № 8
- Домашнее задание.
- Написать мини-сочинение на тему «Какое общество Короленко называет дурным? Почему?» («В чем Короленко обвиняет дурное общество?»)
- Составить 5-6 вопросов к главам: 7-8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"
Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...
Урок литературы в 8 классе на тему "А.С.Пушкин "Капитанская дочка"Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести"
Данная публикация представляет собой конспект итогового урока литературы по изучению повести Пушкина "Капитанская дочка"в 8 классе школы VII вида для детей с задержкой психического развития....
Смысл названия повести "Без дороги" Вересаева
смысл названия повести Вересаева "Без дороги"...
Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока: «...
Урок в 5 кл. Роль дружбы в жизни Васи и других героев повести (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
На уроке мы рассуждаем о роли дружбы в жизни Васи, Валека, Маруси. Мы обобщаем, систематизируем знания о главном герое повести В.Г. Короленко, обучаем частичному анализу художественного про...
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...
Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя.
Тема урока: Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя. Тип урока: Усво...