Памятки учащимся
учебно-методическое пособие по литературе (5 класс) по теме

Копанцева Татьяна Александровна

Материал для обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Законы диспута, нормы и правила ведения спора:

  1. Здесь нет наблюдающих! Каждый – активный участник разговора.
  2. Перешептывания, неуместные шутки запрещаются.
  3. Острое, меткое слово приветствуется.
  4. Говори, что думаешь, думай, что говоришь!
  5. Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.
  6. Идея стоит спора! Спорь, да не вздорь!
  7. Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
  8. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа – ты испытаешь удовольствие от борьбы.
  9. Спорь даже с глупцом! Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, четче определишь свою позицию.
  10. Помни: тактичность, искренность, откровенность, доверие, взаимная вежливость, самокритичность, принципиальность – лучшие качества участника диспута!


Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ (ПО НАПРАВЛЕННОСТИ)

  1. Вопросы на выявление полноты восприятия.
  2. Вопросы на выяснение понимания фактического содержания.
  3. Вопросы на выяснение представлений человека о данном факте.
  4. Вопросы на выяснение причинно – следственных связей.
  5. Вопросы на обоснование, аргументацию, доказательство.
  6. Оценочные вопросы.
  7. Вопрос, формирующие внимание на художественных особенностях текста.
  8. Обобщающие вопросы.
  9. Вопросы на установление ассоциативных связей с жизненным опытом.

10 .Вопросы на уточнение авторской позиции.



Предварительный просмотр:

Памятки для учащихся.

Памятка №1

Организация индивидуальной работы на этапе самоконструкции.

Посмотри внимательно на название темы.

Вчитайтесь в её формулировку, вдумайтесь в смысл каждого  слова, сформулирую проблему, которую ты должен решить.

Определи, какие предметные знания тебе понадобятся для  решения проблемы.

Определи, какие знания из  смежных наук , а  также  жизненных ситуаций тебе помогут решить проблему?

Построй схему логического решения проблемы.

Используя схему (рисунок), подготовь сообщение  о своем видении проблемы.

Памятка №2

Организации  групповой работы на этапе социоконструкции.

Определите роли каждого участника группы.

Организатор- руководит беседой,  следит за временем, действиями всех участников группы.

Писарь – записывает идеи, мысли, решения.

Оформитель - составляет логическую схему.

Спикер – отвечает от имени группы  и защищает решение.

Сообщите (каждый ученик) группе свои мысли и идеи по заданной проблеме.

Выделите  веские идеи, мысли, обеспечивающие эффективное решение проблемы.

Подготовьте ответ и постройте  логическую схему ответа.

Памятка №3

Обсуждение результатов в групповой работе. (Социализация)

Излагай свой ответ  последовательно, доступным языком, использую терминологию  по теме.

Иллюстрируй свой ответ (схемой, рисунком, таблицей и т.д.)

Обобщи и сделай  итоговый вывод.

Соблюдай регламент выступления.

 

Памятка №4

Рефлексия деятельности.

Достаточно ли глубоко  вы изучили  и поняли смысл задуманной темы?

Правильно ли вы определили  проблему?

Правильно ли были  отобраны знания, необходимые для решения проблемы?

Насколько четко вы работали в группе? Были ли вы общительны, доброжелательны, терпимы по отношению  друг к другу?

Добросовестно ли вы выполняли свою роль?

На сколько хорошо вы спланировали  и использовали  время?

Что могло бы быть  по-другому, если  бы  снова  начали работать над проблемой?



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

ПАМЯТКА для учащегося

 «КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ».

  1. Прочитать текст.
  2. Определить тему текста (о чем).
  3. Выделить (выписать)   ключевые слова  (т. е. составить тематическую цепочку слов).
  4. Определить предмет речи (о чем именно говорится в тексте).
  5. Сформулировать основную мысль текста (что нового и кому сказал автор).
  6. Сформулировать вопросы по тексту (к себе, к автору текста, к героям текста).
  7. Исходя из вопросов, сформулировать проблемы (или проблему), затронутые автором текста.
  8. Сформулировать позицию автора по заявленным проблемам (или проблеме) -  (это основная мысль текста, но на новом уровне).
  9. Сформулировать свою точку зрения.
  10. Привести примеры, аргументы, доказательства.
  11. Сделать вывод (это своя точка зрения, но на новом уровне).


Предварительный просмотр:

Приложение №1.

Памятка «Умей слушать»!

  1. Выбирай вид слушания, соответствующий установке говорящего или ситуации общения (информативное, инструктивное, эмоциональное; глобальное или детальное; критическое или некритическое; рефлексивное или нерефлексивное.)

  1. Выясни цель слушания:
  • понять (при необходимости задать вопросы),
  • понять и запомнить (например, пересказать),
  • понять и оценить,
  • понять и сделать (например, проанализировать).

  1. Помни о функциях слушания:
  • прием и осмысливание новой информации,
  • контроль за изложением известного,
  • самоконтроль (коррекция, способность оценивать собственную реакцию на услышанное, собственное устное высказывание).

  1. Оптимально используй возможности внимания, памяти и мышления в процессе слушания:

- слушай внимательно – дай установку, настройся на восприятие говорящего и  текста,

- осмысливай – думай вместе с говорящим,

- умей видеть говорящего как личность,

- Помни, что задача слушающего заключается в полной переработке информации и рождении собственной мысли на основе воспринятой информации.

5. Умей личностно реагировать на услышанное:

-умей отражать, сопереживать (эмпатийное слушание)  

- научись слышать чувства человека

- соотноси проявленные чувства с ситуацией общения, с традициями и обычаями.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1.

Памятка для учащегося:

«ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВОПРОСОВ

  • Вопрос должен быть ясным, четким по формулировке, понятным для учащихся по смыслу;
  • правильно поставленный вопрос должен быть ориентирован либо на тему текста, либо на предмет речи, либо на основную мысль;
  • вопрос должен быть полным и недвусмысленным;
  • вопрос не должен быть риторическим или провоцирующим;
  • не подразумевать однословного ответа "да", "нет" и т. п.
  • не подсказывать своей формулировкой ответа;
  • вопрос может члениться на подвопросы;
  • вопрос должен пробуждать в учащихся инициативу, творческую самостоятельность мысли.

Классификация вопросов:

1.Вопрос на понимание (если прослушанный текст не понятен),

2.Вопрос на уточнение деталей (должен быть союз "или"),

3.Вопрос - дополнение,

4.Вопрос - сомнение,

5.Вопрос - возражение,

6.Вопрос, уточняющий понимание (для полного понимания сообщаемого) - уже заложен ответ, или содержатся слова, подсказывающие ответ (адресат с его помощью сам приходит к ответу).

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ

(ПО НАПРАВЛЕННОСТИ)

*Вопросы на выявление полноты восприятия.

*Вопросы на выяснение понимания фактического содержания.

*Вопросы на выяснение представлений человека о данном факте.

*Вопросы на выяснение причинно – следственных связей.

*Вопросы на обоснование, аргументацию, доказательство.

*Оценочные вопросы.

*Вопрос, формирующие внимание на художественных особенностях текста.

*Обобщающие вопросы.

*Вопросы на установление ассоциативных связей с жизненным опытом.

*Вопросы на уточнение авторской позиции.



Предварительный просмотр:

Приложение № 7

ШАБЛОНЫ ТЕКСТА – РАССУЖДЕНИЯ

1.Прочитанный текст из фантастической повести мне показался….

Эта повесть о…

При чтении текста у меня возникли вопросы:…

Они помогли осознать проблематику данного текста. Объектом раздумий авторов становится проблема (чего?)…

Вдумчивый читатель поймет, что основная мысль звучит уже в названии повести «Понедельник начинается в субботу», которое можно понять так:……

Через весь текст автор проводит мысль о том, что….

Вместе с автором я пришел к мысли, что …

2.С интересом прочитал текст Стругацких «Понедельник начинается в субботу.»

Название произведения отражает тему данного текста. Эта повесть о…

Авторы заставляют задуматься над важным для каждого человека вопросом:…

Анализ текста помогает понять, что…

- вот итог авторских раздумий.

Нельзя не согласиться с авторами в том, что...

3.Нельзя остаться равнодушным к фантастической повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Автор заставляет задуматься о (чем? – это тема данного текста)….

Основной проблемой, которую решают авторы, становится вопрос:…

Размышляя над этим вопросом, понимаешь, что идея авторов такова:…

Я согласен с авторами, …(своя позиция)…

4.Предложенный текст меня…..

Тема повести Стругацких заявлена в названии, эта повесть о…

Вступая в диалог с авторами, ищешь ответы на следующий(-ие) вопрос(-ы):….

Размышление приводит к выводу, что…

С одной стороны я согласен с авторами повести в том, что (своя позиция)…., но с другой стороны….



Предварительный просмотр:

Приложение № 8

Тест  аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с  данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Люблю ходить в сауну.
5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
9. Мне нравится принимать массаж.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16. У меня есть склонность к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После плохого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия – это интересно.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту  аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
• 13 и более – высокий;
• 8-12 – средний;
• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте,  количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. Дигитал (он же дискрет) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы
Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: "где тут логика?", 'надо проанализировать ситуацию', 'итак, методом исключения мы выясняем…" Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

Отличительные признаки

Визуальный тип

Способ получения информации

Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира

Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На что обращают внимание при общении с людьми

На лицо человека, его одежду и внешность

Речь

Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Движения глаз

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Память

Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде

Отличительные признаки

Аудиальный тип

Способ получения информации

Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми

На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова

Речь

Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди

Движения глаз

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Память

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Отличительные признаки

Кинестетический тип

Способ получения информации

Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Речь

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику

Движения глаз

Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону

Память

Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятки учащимся

памятки для учащихся при выполнении различных видов заданий...

Памятка учащимся.

Памятка учащимся при выполнении проекта....

Памятка учащимся при выполнении заданий ГИА по английскому языку

Памятка учащимся при выполнении заданий ГИА : лексика и грамматика, чтение, говорение и письмо ,по английскому языку...

Памятка учащимся по подготовке к ЕГЭ

Советы, которые могут быть полезны не только детям, но и их родителям...

Памятка учащимся по подготовке к итоговой аттестации.

Памятка учащимся по подготовке к итоговой аттестации....

памятки учащимся

для работы за компьютером...