Урок по литературе Восточной Сибири. В.Г. Распутин "На реке Ангаре"
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_vostochnoy_sibiri.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: На реке Ангаре
Цели:
- Ввести учащихся в поэтический мир произведений об Ангаре, знакомство с рассказом В.Распутина «На реке Ангаре».
- Развивать творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творческое взаимодействие учителя и учащихся. Развивать эмоциональную увлеченность жизнью.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к культуре родного края, этнографический интерес к малой Родине.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте. Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, как наша родная Ангара нашла отражение в литературе. Задача урока: выяснить какой видится Ангара поэтам, музыкантам и другим творческим людям, в том числе и вам. (Слайд 1)
2. Словарная работа.
- Интересно, а что обозначает слово Ангара. Как вы думаете, это наше русское слово?
- А кто коренные жители, живущие на Ангаре? (Буряты, эвенки)
Так вот, Ангара – это бурятское слово. (Слайд 2). На этом языке от корня «анга» образованы слова: ангай, ангара, ангархай – одинаково обозначают «разинутый», «открытый», «раскрытый», также «расселина», «ущелье», «промоина».
Происхождение Ангары связано с характером образования долины реки у ее истока, напоминающем ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала. Впервые название Ангара упоминается в 13 веке.
3.Легенда об Ангаре. (Слайд 3).
Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках.
Была у старика Байкала единственная дочь – Ангара. Первой красавицей она слыла во всем свете. Очень любил ее отец – старик. Но строг был к ней и держал взаперти, в недоступных глубинах, не давал ей старик даже наверх показаться. Часто – часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…
Прилетела раз на берег Байкала чайка с Енисея, села на один из утесов и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейских степях. Рассказывала она и о самом красавце Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушала этот разговор Ангара и загрустила…
Решила наконец Ангара сама повидаться с Енисеем, но как вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца. Взмолилась Ангара:
Ой, вы тэнгеринские боги,
Сжальтесь над пленной душой,
Не будьте суровы и строги
Ко мне окруженной скалой.
Помните, что юность в могилу
Толкает запретом Байкал…
О, дайте мне смелость и силу
Раскрыть эти стены из скал.
Узнал о ее мыслях Байкал, запер ее еще крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь далеко. Выбор старика остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал за Иркутом. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала, умоляла старика не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже запрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами.
Пуще прежнего взвыла Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали подмывать они прибрежные скалы. Близилась свадебная ночь. Крепко спал старик Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. А ручейки и речки все рыли и рыли. И вот проход готов. Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.
Вдруг проснулся Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил – и испугался. Кругом шум, треск. Понял он, что сбежала невеста. Рассверипел. Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и с проклятием бросил его в беглянку-дочь.
Но поздно… Ангара была уже далеко.
А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утесы Ангара. Это и есть Шаман-камень. Старик Байкал мечтает до сих пор догнать беглянку, и если Шаман-камень сдвинуть с места, то Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив на пути все своими водами.
4.Работа над образом Ангары.
1). Фотографии и чтение стихотворений учащимися:
(Слайд 4) + «Ангара» Карл Эйсмонт
(Слайд 5) + «Передний край» Валентин Уруков
(Слайд 6) + «Утро на Ангаре» Карл Эйсмонт
(Слайд 7) + «Пороги» Карл Эйсмонт
(Слайд 8) + «Бакены на Ангаре» Иван Молчанов-Сибирский
(Слайд 9) + «Ангара» Карл Эйсмонт
(Слайд 10) + «Ангара» Геннадий Михасенко
2). Песня «На Ангаре».
В 70-е годы идут великие стройки, на Ангаре возводятся Усть- Илимская, Братская и Иркутская ГЭС. (Слайд 11). В этот период Сибирь посещают известный поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова. Рождается песня «На Ангаре». (Слайд 12). Звучит песня.
3). Работа с рисунками учащихся. (Слайд 13-1 ).
Вопрос: Какой Ангару мы с вами увидели? (Молодой, красивой, могучей, любимой (те, кто хоть раз побывал на Ангаре, влюблялся в нее),спокойной и в тоже время непредсказуемой.)
5.Знакомство с В.Г.Распутиным.
1).Близкой и родной была Ангара и нашему земляку, известному писателю В.Г.Распутину.
(Слайд 1 ). Рассказ о писателе. (Сообщение ученика).
2).Чтение «На реке Ангаре» учителем.
Родился Валентин Григорьевич в селе Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области в 1937 году. У В.Г.Распутина есть произведение «На реке Ангаре», где герой вспоминает себя мальчиком и реку Ангару такой, какой она осталась в его душе и памяти.
- Почему мальчик так взволнован?
(«День рождения столь удачно совпал с праздником, ему еще хотелось, чтобы к этому дню обязательно пошла Ангара. » )
- А какая Ангара в данном рассказе?
(Она живая!!! «Река беспокойно возилась, покачивалась, вздыхала…»)
6.Итог урока
-Какая Ангара? Что мы о ней узнали сегодня на уроке?
(Она живая, своенравная, непредсказуемая.)
7.Домашнее задание
Кроссворд «На реке Ангаре» (все, что связано с рекой: населенные пункты, писатели и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок - литература Восточной Сибири и география.
Тема: «На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина). Цель: Формирование единого представления о реке Ангаре на основе литературного текста и географических сведений. Задачи: 1. Обучающие:- п...
урок по курсу "Литература Восточной Сибири" тема "Тофаларские сказки"
Данный урок проводится в разделе « Устное народное творчество». Учащиеся познакомились с русскими и бурятскими сказками Восточной Сибири. Теперь им предстоит познакомиться с т...
Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме: Анатолий Шастин. «Пример для подражания»
Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме Анатолий Шастин. Рассказ "Пример для подражания". Тип урока: урок усвоения знаний через работу с художественным текстом....
Технологическая карта урока по литературе Восточной Сибири. Тема. Анатолий Шастин. Рассказ "Пример для подражания"
Технологическая карта урока по литературе Восточной Сибири....
презентация к изучению литературы Восточной Сибири; тренинг к ЕГЭ по русскому языку(грамматика, лексика); выступление на педсовете по теме "Нестандартные уроки"
всё для творческого учителя...
Урок литературы Восточной Сибири. 6 класс. «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдов
Тема урока: «Думы беглеца на Байкале» Д. ДавыдовСтихотворение, ставшее народной песней. Герой лирического стихотворения. Цель:- Воспитывать чувство сопереживания человеку, преодолеваю...
Учимся работать с информацией.Тофаларская сказка "Три мальчика" (материал к уроку литературы Восточной Сибири).
В 5 классе столкнулась с проблемой: ребята не умеют работать с текстом, не умеют выбирать необходимую информацию из него. Данный рабочий материал привлекает внимание учащихся к слову....