Урок по литературе Восточной Сибири. В.Г. Распутин "На реке Ангаре"
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме

Цели:
1. Ввести учащихся в поэтический мир произведений об Ангаре, знакомство с рассказом В.Распутина «На реке Ангаре».
2. Развивать творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творческое взаимодействие учителя и учащихся. Развивать эмоциональную увлеченность жизнью.
3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к культуре родного края, этнографический интерес к малой Родине.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_vostochnoy_sibiri.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: На реке Ангаре

Цели:

  1. Ввести учащихся в поэтический мир произведений об Ангаре, знакомство с рассказом В.Распутина «На реке Ангаре».
  2. Развивать творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творческое взаимодействие учителя и учащихся. Развивать эмоциональную увлеченность жизнью.
  3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к культуре родного края, этнографический интерес к малой Родине.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте. Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, как наша родная Ангара нашла отражение в литературе. Задача урока: выяснить какой видится Ангара поэтам, музыкантам и другим творческим людям, в том числе и вам. (Слайд 1)

2. Словарная работа.

- Интересно, а что обозначает слово Ангара. Как вы думаете, это наше русское слово?

- А кто коренные жители, живущие на Ангаре? (Буряты, эвенки)

Так вот, Ангара – это бурятское слово. (Слайд 2). На этом языке  от корня «анга» образованы слова: ангай, ангара, ангархай – одинаково обозначают «разинутый», «открытый», «раскрытый», также «расселина», «ущелье»,  «промоина».

Происхождение  Ангары  связано с характером образования долины реки у ее истока, напоминающем ущелье,  по которому Ангара вырывается из Байкала. Впервые название Ангара упоминается в 13 веке.

3.Легенда об Ангаре. (Слайд 3).

Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках.

Была у старика Байкала единственная дочь – Ангара. Первой красавицей она слыла во всем свете. Очень любил ее отец – старик. Но строг был к ней и держал взаперти, в недоступных глубинах, не давал ей старик даже наверх показаться. Часто – часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…

Прилетела раз на берег Байкала чайка с Енисея, села на один из утесов и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейских степях. Рассказывала она и о самом красавце Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушала этот разговор Ангара и загрустила…

Решила наконец Ангара сама повидаться с Енисеем, но как вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца. Взмолилась Ангара:

Ой, вы тэнгеринские боги,

Сжальтесь над пленной душой,

Не будьте  суровы и строги

Ко мне окруженной скалой.

Помните, что юность в могилу

Толкает запретом Байкал…

О, дайте мне смелость и силу

Раскрыть эти стены из скал.

Узнал о ее мыслях Байкал, запер ее еще крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь далеко. Выбор старика остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал за Иркутом. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала, умоляла старика не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже запрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами.

Пуще  прежнего взвыла Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали подмывать они прибрежные скалы. Близилась свадебная ночь. Крепко спал старик Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. А ручейки и речки все рыли и рыли. И вот проход готов. Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.

Вдруг проснулся Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил – и испугался. Кругом шум, треск. Понял он, что сбежала невеста. Рассверипел. Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и  с проклятием бросил его в беглянку-дочь.

Но поздно… Ангара была уже далеко.

А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утесы Ангара. Это и есть Шаман-камень. Старик Байкал мечтает до сих пор догнать беглянку, и если Шаман-камень сдвинуть с места, то Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив на пути все своими водами.

4.Работа над образом Ангары.

1). Фотографии и чтение стихотворений учащимися:

(Слайд 4) + «Ангара» Карл Эйсмонт

(Слайд 5) + «Передний край» Валентин Уруков

(Слайд 6) + «Утро на Ангаре» Карл Эйсмонт

(Слайд 7) + «Пороги» Карл Эйсмонт

(Слайд 8) + «Бакены на Ангаре» Иван Молчанов-Сибирский

(Слайд 9) + «Ангара» Карл Эйсмонт

(Слайд 10) + «Ангара» Геннадий Михасенко

2). Песня «На Ангаре».

В 70-е годы идут великие стройки, на Ангаре возводятся Усть- Илимская, Братская и Иркутская ГЭС.  (Слайд 11). В этот период Сибирь посещают известный поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова. Рождается песня «На Ангаре». (Слайд 12). Звучит песня.

3). Работа с рисунками учащихся. (Слайд 13-1  ).

Вопрос: Какой Ангару мы с вами увидели? (Молодой, красивой, могучей, любимой (те, кто хоть раз побывал на Ангаре, влюблялся в нее),спокойной и в тоже время непредсказуемой.)

5.Знакомство с В.Г.Распутиным.

1).Близкой и родной была Ангара и нашему земляку, известному писателю В.Г.Распутину.

(Слайд 1 ). Рассказ о писателе. (Сообщение ученика).

2).Чтение «На реке Ангаре» учителем.

Родился Валентин Григорьевич в селе Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области в 1937 году.  У В.Г.Распутина есть произведение «На реке Ангаре», где герой вспоминает себя мальчиком и реку Ангару такой, какой она осталась в его душе и памяти.

- Почему мальчик так взволнован?

(«День рождения столь удачно совпал с праздником, ему еще хотелось, чтобы к этому дню обязательно пошла Ангара. » )

- А какая Ангара в данном рассказе?

(Она живая!!! «Река беспокойно возилась, покачивалась, вздыхала…»)

6.Итог  урока

-Какая Ангара? Что мы о ней узнали сегодня на уроке?

(Она живая, своенравная, непредсказуемая.)

7.Домашнее задание

Кроссворд «На реке Ангаре» (все, что связано с рекой: населенные пункты, писатели и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок - литература Восточной Сибири и география.

Тема: «На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина). Цель: Формирование единого представления о реке Ангаре на основе литературного текста и географических сведений. Задачи: 1. Обучающие:- п...

урок по курсу "Литература Восточной Сибири" тема "Тофаларские сказки"

  Данный урок проводится в разделе « Устное народное творчество». Учащиеся познакомились с русскими и бурятскими сказками Восточной Сибири. Теперь им предстоит познакомиться с т...

Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме: Анатолий Шастин. «Пример для подражания»

Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме Анатолий Шастин. Рассказ "Пример для подражания". Тип урока: урок усвоения знаний через работу с художественным текстом....

Урок литературы Восточной Сибири. 6 класс. «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдов

Тема урока:  «Думы беглеца на Байкале» Д. ДавыдовСтихотворение, ставшее народной песней. Герой лирического стихотворения. Цель:-  Воспитывать чувство сопереживания человеку, преодолеваю...

Учимся работать с информацией.Тофаларская сказка "Три мальчика" (материал к уроку литературы Восточной Сибири).

В 5 классе столкнулась с проблемой: ребята не умеют работать с текстом,  не умеют выбирать необходимую информацию из него. Данный рабочий материал привлекает внимание учащихся  к слову....