Интегрированный урок - литература Восточной Сибири и география.
план-конспект урока по географии по теме
Тема: «На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина).
Цель: Формирование единого представления о реке Ангаре на основе литературного текста и географических сведений.
Задачи:
1. Обучающие:
- подвести итоги изучения литературного произведения;
- учить работать с различными источниками информации (литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).
2. Развивающие:
- развивать связную устную монологическую речь и умение вести диалог.
3. Воспитывающие:
- воспитывать патриотические чувства, потребность к изучению географии и литературы своей малой родины;
- экологическое воспитание гражданина, умеющего сознательно относиться к природе;
- эстетическое воспитание человека, умеющего замечать прекрасное в литературе, природе, красоте родного языка.
Формируемые компетенции:
1. Информационная (дети работают с различными источниками: литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).
2. Лингвистическая (дети учатся использовать средства родного языка при монологах и диалогах в различных стилях).
3. Коммуникативная (дети общаются в группах).
4. Кооперативная (дети учатся организовывать работу в группах).
Форма работы – групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
на реке Ангаре | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок - литература Восточной Сибири и география.
(Мащиц О.В. и Артемьева Е.В.)
Тема: «На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина).
Цель: Формирование единого представления о реке Ангаре на основе литературного текста и географических сведений.
Задачи:
1. Обучающие:
- подвести итоги изучения литературного произведения;
- учить работать с различными источниками информации (литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).
2. Развивающие:
- развивать связную устную монологическую речь и умение вести диалог.
3. Воспитывающие:
- воспитывать патриотические чувства, потребность к изучению географии и литературы своей малой родины;
- экологическое воспитание гражданина, умеющего сознательно относиться к природе;
- эстетическое воспитание человека, умеющего замечать прекрасное в литературе, природе, красоте родного языка.
Формируемые компетенции:
1. Информационная (дети работают с различными источниками: литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).
2. Лингвистическая (дети учатся использовать средства родного языка при монологах и диалогах в различных стилях).
3. Коммуникативная (дети общаются в группах).
4. Кооперативная (дети учатся организовывать работу в группах).
Форма работы – групповая.
Оборудование к уроку:
1. Картонки пяти различных цветов (для формирования групп).
2. Распечатки заданий для работы в группах.
3. Ватман, карандаши, фломастеры.
4.Учебники ЛВС.
5. Компьютер, интерактивная доска, проектор.
Ход урока:
- Орг. момент. Дети садятся в группы в соответствии с цветом картонки.
- Вступительное слово учителей. Актуализация знаний.
- Сегодня у вас пройдет необычный урок, который проведут сразу два учителя: ЛВС и географии. Сегодня мы отправимся с вами в литературно-географическую экспедицию. А куда мы с вами отправимся, вы сейчас догадаетесь. (Учитель литературы читает отрывок из рассказа В.Г.Распутина «На реке Ангаре»).
- Куда мы отправимся в экспедицию? (По реке Ангаре).
-Откуда был прочитан отрывок?
- Кто автор этого рассказа?
-Что вы помните о Распутине?
Вопрос учителя географии:
- Где родился этот писатель?
- Можно ли на карте показать это место?
Вопрос: Мы отправляемся по реке Ангаре, а какая она - Ангара? (Дети отвечают, все ответы записываются) Перед началом работы в группах звучит песня «По Ангаре». Демонстрируются виды Ангары.
- Работа в группах. Мы отправляемся в экспедицию, каждая группа получит свое путевое задание и в конце представит отчет о проделанной работе на ватманах.
1-я группа «Литераторы-исследователи». Задание - исследовать образ главного героя и повествователя в рассказе В.Г.Распутина «На реке Ангаре» и ответить на вопросы:
- Кто является главным героем?
- Какую роль играла река в его жизни? (А в жизни его односельчан?)
- Какие моменты в жизни главного героя связаны с рекой?
- Повествователь – это мальчик или взрослый человек, когда-то бывший мальчиком? Почему вы так решили?
2-я группа «Литературоведы». Задание – исследовать художественные средства, с помощью которых Распутин создает образ реки.
- Найти в тексте описание реки в различные времена года и времена суток.
- Выписать прилагательные, характеризующие реку, и глаголы, рисующие ее действия.
- Какие это художественные средства?
3-я группа «Чтецы». Задание – подготовить выразительное чтение отрывков из рассказа Распутина «На реке Ангаре».
- Найти наиболее интересные, яркие моменты в рассказе, описания Ангары.
- Выразительно прочитать.
- Сделать иллюстрации.
4-я группа «Экологи». Задание. Как вы думаете, почему рассказ заканчивается словами: «Он был еще мальчик и других опасностей для реки не знал»? А какие опасности для реки знаете вы?
- Перечислите экологические проблемы реки Ангары.
- Предложите пути их преодоления.
5-я группа «Гидрологи». Задание – представить географическое описание реки Ангары.
- Откуда река вытекает? Какие имеет названия?
- Каковы ее гидрологические характеристики?
- Какие водохранилища расположены на Ангаре?
- Покажите на контурной карте Ангару и подпишите водохранилища.
Работают в группах 10 минут. Учителя помогают, дают советы, направляют работу.
- Афиширование результатов работы в группах. Каждая группа представляет отчет о проделанной в экспедиции работе, защищает его. Учителя литературы и географии комментируют выступления.
- Итоги работы. Итак, мы увидели с вами разную Ангару: какой ее видел Распутин до того, как на ней построили водохранилище, Ангару глазами шестилетнего мальчика, глазами ученого-гидролога, поговорили об экологических проблемах реки. Изменилось ли ваше представление об Ангаре? Если да, то какими словами вы бы охарактеризовали Ангару в конце урока? (Что будут говорить дети, записать на доске, сравнить изменились ли представления о реке.)
- Домашнее задание. Написать сочинение «Моя Ангара». Звучит песня «По Ангаре».
СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ :))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по курсу "Литература Восточной Сибири" тема "Тофаларские сказки"
Данный урок проводится в разделе « Устное народное творчество». Учащиеся познакомились с русскими и бурятскими сказками Восточной Сибири. Теперь им предстоит познакомиться с т...
Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме: Анатолий Шастин. «Пример для подражания»
Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме Анатолий Шастин. Рассказ "Пример для подражания". Тип урока: урок усвоения знаний через работу с художественным текстом....
Технологическая карта урока по литературе Восточной Сибири. Тема. Анатолий Шастин. Рассказ "Пример для подражания"
Технологическая карта урока по литературе Восточной Сибири....
презентация к изучению литературы Восточной Сибири; тренинг к ЕГЭ по русскому языку(грамматика, лексика); выступление на педсовете по теме "Нестандартные уроки"
всё для творческого учителя...
Урок по литературе Восточной Сибири. В.Г. Распутин "На реке Ангаре"
Цели:1. Ввести учащихся в поэтический мир произведений об Ангаре, знакомство с рассказом В.Распутина «На реке Ангаре».2. Развивать творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творч...
Урок литературы Восточной Сибири. 6 класс. «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдов
Тема урока: «Думы беглеца на Байкале» Д. ДавыдовСтихотворение, ставшее народной песней. Герой лирического стихотворения. Цель:- Воспитывать чувство сопереживания человеку, преодолеваю...
Учимся работать с информацией.Тофаларская сказка "Три мальчика" (материал к уроку литературы Восточной Сибири).
В 5 классе столкнулась с проблемой: ребята не умеют работать с текстом, не умеют выбирать необходимую информацию из него. Данный рабочий материал привлекает внимание учащихся к слову....