Образ матери в произведениях русской литературы.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Малькова Зумара Сагитовна

Цели

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_materi_v_russkoy_literature.doc78 КБ

Предварительный просмотр:


Образ матери в произведениях русской литературы.

Малькова Зумара Сагитовна.

МБОУ «Большетарханская СОШ» Тетюшского муниципального района РТ.

Цели урока:

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПРИТЧА О МАМЕ»

    Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

   Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

    С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку.

II. Определение цели занятия.

СЛАЙД № 4    Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины - матери.

III. Образ матери в устном народном творчестве

     Слово учителя. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

ПЕСНЯ БУЛАНОВОЙ « МАМА»

IV. Образ матери в печатной литературе

     Слово учителя. В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

   Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

   Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

  По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)

Вопрос классу:

Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).

Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская»

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую -

Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям...

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?..

(Начало 1863)

     Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская...” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра...

« Орина, мать солдатская»

Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»


Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

      Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно.. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
    Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к “лицемерному” миру.
    Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

   Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.

    Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

  Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина

(По ходу лекции учителя звучат стихи Есенина о матери в исполнении учащихся (наизусть))

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПИСЬМО МАТЕРИ» Есенин  (читает М. Трошин)

    Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

    «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

   Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

    Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

    Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

Поэма имеет реальную основу: 17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

. Поэма «Реквием» - это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

 (Звучат отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова. Фонохрестоматия. 11 класс)

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Аудиозапись, читает Ахматова:

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

Тема заступничества за миллионы матерей зазвучала из уст Ахматовой. Личное переживание автора тонет в общенародном страдании:

Аудиозапись, читает Ахматова:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…

     Через всю поэму проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. И так же она будет плакать по нему, как когда-то плакали стрелецкие «женки» под стенами Кремля. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой, которая не верит, что все происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской грешницей». Свой долг Поэта Ахматова выполнила с честью – воспела и возвеличила страдания тысяч матерей, которые стали жертвами кровавого произвола.

 «Реквием» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

Слово учителя

  Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский). 

     Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Вопрос классу

Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?

(Ответы-выступления, размышления учащихся)

Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто. ЧИТАЮ ПИСЬМО МАТЕРИ

"Витя, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я за линией фронта и за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу, меня не будет. Я хочу, чтобы ты знал о моих последних днях, с этой мыслью мне легче уйти из жизни.

Витенька, я заканчиваю свое письмо и отнесу его к ограде гетто и передам своему другу. Это письмо нелегко оборвать, оно — мой последний разговор с тобой, и, переправив письмо, я окончательно ухожу от тебя, ты уж никогда не узнаешь о последних моих часах. Это наше самое последнее расставание. Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой? В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. По ночам я вспоминала тебя, твою детскую одежду, твои первые книжки, вспоминала твое первое письмо, первый школьный день, все, все вспоминала от первых дней твоей жизни до последней весточки от тебя, телеграммы, полученной 30 июня. Я закрывала глаза, и мне казалось — ты заслонил меня от надвигающегося ужаса, мой друг. А когда я вспоминала, что происходит вокруг, я радовалась, что ты не возле меня — пусть ужасная судьба минет тебя.

Витя, я всегда была одинока. В бессонные ночи я плакала от тоски. Ведь никто не знал этого. Моим утешением была мысль о том, что я расскажу тебе о своей жизни. Расскажу, почему мы разошлись с твоим папой, почему такие долгие годы я жила одна. И я часто думала, — как Витя удивится, узнав, что мама его делала ошибки, безумствовала, ревновала, что ее ревновали, была такой, как все молодые. Но моя судьба закончить жизнь одиноко, не поделившись с тобой. Иногда мне казалось, что я не должна жить вдали от тебя, слишком я тебя любила, думала, что любовь дает мне право быть с тобой на старости. Иногда мне казалось, что я не должна жить вместе с тобой, слишком я тебя любила.

Ну, enfin… Будь всегда счастлив с теми, кого ты любишь, кто окружает тебя, кто стал для тебя ближе матери. Прости меня.

С улицы слышен плач женщин, ругань полицейских, а я смотрю на эти страницы, и мне кажется, что я защищена от страшного мира, полного страдания.

Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, ее никто не в силах убить.

Витенька… Вот и последняя строка последнего маминого письма к тебе. Живи, живи, живи вечно… Мама".

Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)

Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!

Слово учителя

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

ЧИТАЮ ПИСЬМО СЫНА  

Дорогая мамочка, я узнал о твоей смерти зимой 1944 года. Приехал в Бердичев, вошёл в дом, в котором ты жила, и понял. Что тебя нет в живых. Но ещё 8 сентября 1941 года я чувствовал сердцем, что тебя нет.

Ночью на фронте я увидел сон – вошёл в комнату, ясно зная, что это твоя комната, и увидел пустое кресло, ясно зная, что ты в нём спала: свешивался с кресла платок, которым ты прикрывала ноги. Смотрел на это пустое кресло долго, а когда проснулся, знал, что тебя нет уже на земле.

Но я не знал, какой ужасной смертью умерла ты. Об этом я узнал, расспросив людей, знавших о массовой казни, произошедшей 15 сентября 1941 годы. Я десятки раз, а может сотни, пытался представить себе, как ты умерла. Как шла на смерть, старался представить человека, который тебя убил. Он был последним, который тебя видел. Я знаю, что ты думала обо мне очень много всё это время.

Теперь уже больше девяти лет, как я не пишу тебе писем, не рассказываю о своей жизни, делах. И за эти девять лет накопилось столько в душе. Что я решил написать тебе, рассказать и, конечно, пожаловаться, так как никому, по существу, нет дела до моих печалей, только тебе одной было до них дело. Я буду с тобой откровенен… Прежде всего, я хочу сказать тебе, что за эти 9 лет я смог по- настоящему поверить, что люблю тебя – так как ни на иоту не уменьшилось моё чувство к тебе, я не забываю тебя, не успокаиваюсь, не утешаюсь, время не лечит меня.

Дорогая моя, прошло уже 20 лет со дня твоей смерти. Я люблю тебя, я помню тебя каждый день своей жизни, и горе моё все эти 20 лет неотступно. Ты для меня человеческое. И твоя страшная судьба – это судьба человека в нечеловеческое время. Я всю жизнь храню веру, что всё моё хорошее, честное, доброе – всё это от тебя. Сегодня я перечитывал несколько твоих писем ко мне. И сегодня я снова плакал, читая твои письма. Я плачу над письмами – потому что ты – твоя доброта, чистота, твоя горькая, горькая жизнь, твоя справедливость, благородство, твоя любовь ко мне, твоя забота о людях, твой чудный ум. Я ничего не боюсь, потому что твоя любовь со мной, и потому что моя любовь вечно со мной.

И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

V. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Ваша Мама – всегда с вами: она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она – запах ваших недавно выстиранных носков или отбеленных простыней; она – прохладная рука на лбу, когда вам нехорошо. Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И она – кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она – то место, куда вы прибываете с Небес – ваш первый дом; и она – карта, по которой вы следуете каждым своим шагом.

Она – ваша первая любовь и ваше первое горе, и ничто на земле не может разделить вас. Ни время, ни место … ни даже смерть!

Просмотр отрывка из фильма «Мамы», 2012 года.

VI. Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
  3. сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»
  4. монолог «Мать»
  5. киносценарий «Баллада о матери»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект в рамках предмета литературы "Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей"

Проект  «Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей» ориентирован на школьную программу и имеет место в 6-9 классах при изучении темы «Поэзия 19 века».  Цель -  вызвать у уч...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Образ актрисы в произведениях русской литературы.

В работе раскрываются образы театральных актрис в произведениях русских писателей и поэтов, которые передают неповторимый театральных дух разных эпох, оставляют в нашей памяти имена талантливых русски...

Образ няни в произведениях русской литературы.

.Эта тема проходит через произведения Пушкина, Тургенева, Гончарова, Толстого, Чехова , хотя образу няни читатели часто не уделяют должного внимания, , он оставляет яркий след в памяти читателей и игр...

Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...

Образ Петра Первого в произведениях русской литературы(исследовательский проект)

Тема  исследовательской работы: Образ Петра Великого в произведениях литературы. В фокусе внимания ученицы стали предания, а также творчество М.В.Ломоносова иА.С. Пушкина....

образ матери в произведениях художественной литературы

сценарий мероприятия ко Дню Матери "Образ матери в произведениях литературы"...