Устный журнал "Пословица - всем углам помощница"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Цель данного урока: расширить и углубить знания по устному народному творчеству, а именно его жанру – пословицы.
Задачи:
Продолжить формирование знаний о виде устного народного творчества – пословицы. Обогатить знания учащихся пословицами казахского устного народного творчества. Формирование вдумчивого бережного отношения к прочитанному, любви к книге, формирование гражданских чувств любви к Родине – Казахстану. Формирование элементов литературоведческих представлений. Расширить кругозор учащихся.
Развивать устную речь учащихся, совершенствование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения, развивать артистичность, дикцию.
Воспитание гражданских чувств любви к Родине – Казахстану, любовь и интерес к чтению, самостоятельности, дисциплинированность.
Оборудование: плакаты с пословицами.
Методы: беседа, рассказ, наглядно-образный, иллюстративный.
Формы: устный журнал.
Урок начинается с вступления учителя. Учитель сообщает тему урока, говорит, что
Пословица – это жанр устного народного творчества, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение,
пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого и речь становится яркой, образной.
Устный журнал делится на 4 страницы.
Итак, страница 1 "Чтение - лучшее учение". На этой странице учитель объясняет детям, какую роль книга играет в жизни человека
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Отгадывают загадки, показывают сценки, читают стихи.
Следующая страница "Птица сильна крыльями, а человек дружбой". На этой странице дети вспоминают пословицы о дружбе, читают шуточное стихотворения "Суровая дружба" и " О человечестве" А. Барто, исполняют песню "Настоящий друг".
Следующая страница "Одна у человека мать - одна и родина".Здесь ребята называют пословицы о родине, читают стихи и поют песню "Это для нас", играют в игры: 1. По двум словам узнать всю пословицу; 2. "Семь и один".
Далее ученики получают творческое задание: сочинить стихотворение о Родине.
В конце урока учитель подводит итог говоря, что благодаря пословицам наша речь становится образной, более богатой и мы более точно высказываем наши мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsa.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пословица – всем углам помощница.
Цель: расширить и углубить знания по устному народному творчеству, а именно его жанру – пословицы.
Задачи:
Продолжить формирование знаний о виде устного народного творчества – пословицы. Обогатить знания учащихся пословицами казахского устного народного творчества. Формирование вдумчивого бережного отношения к прочитанному, любви к книге, формирование гражданских чувств любви к Родине – Казахстану. Формирование элементов литературоведческих представлений. Расширить кругозор учащихся.
Развивать устную речь учащихся, совершенствование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения, развивать артистичность, дикцию.
Воспитание гражданских чувств любви к Родине – Казахстану, любовь и интерес к чтению, самостоятельности, дисциплинированность.
Оборудование: плакаты с пословицами.
Методы: беседа, рассказ, наглядно-образный, иллюстративный.
Формы: устный журнал.
Ход урока:
- Оргмомент. Сообщение темы и цели занятия.
- Здравствуйте, уважаемые гости и участники наше праздника. Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. И вот тема нашего праздника: «Пословица – всем углам помощница». А пройдёт наш праздник в виде устного журнала. Пословица – это жанр устного народного творчества, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Давайте прочитаем пословицы, написанные на доске:
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица недаром молвится.
Старая пословица век не сломится.
И, действительно, пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого и речь становится яркой, образной.
- Итак, давайте заглянем в наш устный журнал и перелистнём первую страницу.
- Кто прочитает, на какую тему здесь подобраны пословицы?
1 страница: «Чтение –лучшее учение»
- Книга – зеркало души.
- Кто много читает, тот много знает.
- Хорошая книга – лучший друг.
- Кітап - алтын казына (Книга – кладовая золота).
Учитель: Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать её надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. А также мы должны бережно относиться к книге.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Входит Незнайка. В руках у него письмо.
- Помогите мне ответить на вопросы. Что означает слово БИБЛИОТЕКА? Что такое ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРМУЛЯР?
Ответы ребят:
БИБЛИОТЕКА- учреждение, которое собирает и хранит произведения для общественного пользования.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРМУЛЯР – это лист, книга, куда записываются сведения об авторе и название произведения, которое вы берёте.
Учитель: Так вот, Незнайка, придя в библиотеку и заполнив свой читательский формуляр, ты сможешь пользоваться книгами из библиотеки и узнавать много нового.
Незнайка: А на чём была написана первая книга?
Ответы ребят:
- В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт, знания. Первая в истории человечества книга – это каменная книга наскальных изображений
- Люди, жившие много тысячелетий назад, применяли для письма глиняные плитки. Американские индейцы покрывали изображениями шкуру бизона.
- Передавать сообщения можно узелковым письмом. Наши далёкие предки, жители Великого Новгорода и других северных городов писали на бересте – верхнем слое коры.
Учитель: - А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – это учёба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учёбы, вы должны уметь помогать маме, сестре, брату. А сейчас предлагаю всем отгадать загадки о профессиях:
- Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелёгок и не прост
Как космонавт плывёт он среди звёзд. (ВОДОЛАЗ)
2. Мастер, мастер, помоги-
Прохудились сапоги
Забивай покрепче гвозди-
Мы пойдём сегодня в гости.
(САПОЖНИК)
3.Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней. (ВРАЧ)
- Он не лётчик, не пилот
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто скажете это?
(КОСМОНАВТ)
Слово учителя.
Молодцы! А теперь мы с вами снова обращаемся к нашему журналу и перелистываем страницу.
- На какую тему здесь подобраны пословицы? Прочитать.
3 страница: «Птица сильна крыльями, а человек - дружбой».
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Друзья познаются в беде.
- Жолдасын адастырған жолда қалар (Бросивший друга, без друзей останется.)
- Друга ищи, а найдёшь – береги.
Хором: Будь сам другом, и тебе помогут в беде.
Учитель: Далее у нас пойдёт разговор о дружбе. Какие вы знаете пословицы о дружбе?
Ответы детей
Учитель: Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными
словами. Не давай прозвищ. Не причиняй им боли. Если ты за что-
нибудь обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть и простить ему обиду, не злись!
Инсценирование стихотворения (учитель, 2 ученика)
- Кто кого обидел первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл! И я забыл!
Учитель: Иногда мальчики выражают дружеские чувства необычным способом. Послушайте шуточное стихотворение «Суровая дружба».
Ученик читает стихотворение:
Я стукнул Мишку по плечу,
Что мне с ним – интересно.
А он меня: «привет, молчун!»
Слегка портфелем треснул.
А я ему щелчок по лбу,
Что мол сегодня я приду.
Он сдачи дал поспешно
Мол приходи конечно.
У Мишки видели синяк?
Так это дружбы верный знак!
А у меня – две шишки,
Подарочек от Мишки,
Мы не девчонки «сю-сю-сю»,
Не ходим парой чинно.
Уж если дружит, так вовсю!
Сурово! Как мужчины!
Читают мальчики девочкам.
- Честно говоря, на вежливую, аккуратную девочку и посмотреть приятно. Такие девочки всегда немножко похожи на маленьких принцесс.
2.Вежливые девочки очень деликатно разговаривают со всеми знакомыми и незнакомыми людьми. Они никогда не кричат, не спорят и ссорятся, не произносят грубых некрасивых слов.
3.А какие они ловкие и умелые, эти девочки! Не хуже Золушек! Если девочка заметит, что на куртке у её друга оторвалась пуговица, она аккуратно пришьёт её.
4.Хорошая девочка никогда не капризничает. Она приветлива, весела, добра со всеми и заботливо относится к своим близким.
Девочки - мальчикам
- Каждому мальчику хочется быть похожим на сказочного принца или рыцаря. А сказочные принцы или рыцари очень-очень вежливы со всеми девочками и женщинами.
- Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе место женщине или девочке.
- Он никогда не усядется за стол, пока не займут свои места девочки.
- Конечно, же, рыцарь никогда не станет обижать девочек!
Учитель: Настоящий друг никогда не бросит в беде товарища. Будьте внимательны друг к другу, к своим родным и близким. Чуткий и отзывчивый человек никогда не окажется на месте героя стихотворения Агния Барто «О человечестве».
Ученик читает:
А.Барто «О человечестве»
Готов для человечества
Он многое свершить.
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел.
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляй с ней с утра)
она не человечество
а младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую
На скверике пасти?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел.
В углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с плугом,
Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Учитель: А сейчас, ребята, давайте закончим наш разговор о дружбе песней «Настоящий друг».
Исполнение песни «Настоящий друг»
Учитель: И вот мы с вами подошли к последней странице нашего журнала. Давайте прочитаем, на какую тему данные пословицы.
4 страничка: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Родина мать, умей за неё постоять.
- Отан оттан да ыстык ( Родины тепло жарче огня).
- Жить – Родине служить.
Учитель: Давайте прослушаем стихотворение о Родине, которое подготовил (а)_______________и исполним песню «Это для нас»
Чтение учеником стих-е о Родине (см. «Литературное чтение. 4 класс» стр. 218).
Исполнение песни о Родине «Это для нас».
Учитель: А сейчас я хотела бы проверить много ли вы знаете пословиц и как хорошо.
- Игра. По двум словам угадать всю пословицу:
Коса – камень (нашла коса на камень)
Лес – дрова (чем дальше в лес, тем больше дров).
Шило – мешок. (Шила в мешке не утаишь)
Дело - мастер (Дело мастера боится)
Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит).
- Игра. «Семь и один». Назвать пословицы, в которых есть числа 7 и 1.
- Семеро одного не ждут
- Семь раз отмерь, один отрежь
- Семь бед, один ответ.
- Семеро с ложкой один с сошкой.
Творческое задание: сочинить мини-стихотворение, посвящённое Родине
ИТОГ УРОКА.
Учитель: Теперь ребята подводим итог нашего урока. О чём мы сегодня говорили на нашем празднике? Действительно, благодаря пословицам наша речь становится образной, более богатой и мы более точно высказываем наши мысли.
На этом наш праздник закончился. Спасибо за внимание.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ Смежные и вертикальные углы
Задания по теме "Смежные и вертикальные углы" предназначены, прежде всего, для обучения школьников решению задач по только что изученному материалу, а также при повторении курса геометрии 7 класс, пр...
Устный журнал по теме "Хлеб - всему голова".
«Устный журнал по теме «Хлеб – всему голова» для учащихся 5-7 классов»....
Подбор устных заданий по теме "Углы" при подготовке к ГИА
Задания отобраны из открытой базы данных ФИПИ для отработки навыков....
Пословица - всем делам помощница
Развитие речи, как отмечала Н.Д.Молдавская, понимается как формирование способности мыслить словесно-художественными образами. Овладение поэтической речью – основное условие успешности развития этой с...
Устный журнал: «Хлеб – всему голова»
О труде хлебороба все колосья поют-Значит, это особый, замечательный труд.И живут не случайно среди наших друзейКапитаны комбайнов, адмиралы полей!...
Детско-родительский досуг для детей старшего возраста «Пословица - всем делам помощница».
Реализация творческих способностей детей и родителей;Повышение уровня компетентности родителей в развитии связной речи детей....
Тест для 6 класса "Пословица - всем делам помощница"
Тест для 6 класса...