Устный журнал "Пословица - всем углам помощница"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Журик Ирина Ивановна

Цель данного урока: расширить и углубить знания по устному народному творчеству, а именно его жанру – пословицы.

Задачи:

Продолжить формирование знаний о виде устного народного творчества – пословицы. Обогатить знания учащихся пословицами казахского устного народного творчества. Формирование вдумчивого бережного отношения к прочитанному, любви к книге, формирование гражданских чувств любви к Родине – Казахстану. Формирование элементов литературоведческих представлений. Расширить кругозор учащихся.

Развивать устную речь учащихся, совершенствование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения, развивать артистичность, дикцию.

Воспитание гражданских чувств любви к Родине – Казахстану, любовь и интерес к чтению, самостоятельности, дисциплинированность.

Оборудование: плакаты с пословицами.

Методы: беседа, рассказ, наглядно-образный, иллюстративный.

Формы: устный журнал.

Урок начинается с вступления учителя. Учитель сообщает тему урока, говорит, что

Пословица – это жанр устного народного творчества, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение,

пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого и речь становится яркой, образной.

Устный журнал делится на 4 страницы.
Итак, страница 1 "Чтение - лучшее учение". На этой странице учитель объясняет детям, какую роль книга играет в  жизни человека

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Отгадывают загадки, показывают сценки, читают стихи.
Следующая страница "Птица сильна крыльями, а человек дружбой". На этой странице дети вспоминают пословицы о дружбе, читают шуточное стихотворения "Суровая дружба" и " О человечестве" А. Барто, исполняют песню "Настоящий друг".
Следующая страница "Одна у человека мать - одна и родина".Здесь ребята называют пословицы о родине, читают стихи и поют песню "Это для нас", играют в игры: 1. По двум словам узнать всю пословицу; 2. "Семь и один".
Далее ученики получают творческое задание: сочинить стихотворение о Родине.
В конце урока учитель подводит итог говоря, что
благодаря пословицам наша речь становится образной, более богатой и мы более точно высказываем наши мысли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslovitsa.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пословица – всем углам помощница.

Цель: расширить и углубить знания по устному народному творчеству, а именно его жанру – пословицы.

Задачи:

Продолжить формирование знаний о виде устного народного творчества – пословицы. Обогатить знания учащихся пословицами казахского устного народного творчества. Формирование вдумчивого бережного отношения к прочитанному, любви к книге, формирование гражданских чувств любви к Родине – Казахстану. Формирование элементов литературоведческих представлений. Расширить кругозор учащихся.

Развивать устную речь учащихся, совершенствование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения, развивать артистичность, дикцию.

Воспитание гражданских чувств любви к Родине – Казахстану, любовь и интерес к чтению, самостоятельности, дисциплинированность.

Оборудование: плакаты с пословицами.

Методы: беседа, рассказ, наглядно-образный, иллюстративный.

Формы: устный журнал.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Сообщение темы и цели занятия.
  • Здравствуйте, уважаемые гости и участники наше праздника. Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. И вот тема нашего праздника: «Пословица – всем углам помощница». А пройдёт наш праздник в виде устного журнала. Пословица – это жанр устного народного творчества, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Давайте прочитаем пословицы, написанные на доске:

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживёшь.

Пословица недаром молвится.

Старая пословица век не сломится.

И, действительно, пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого и речь становится яркой, образной.

  • Итак, давайте заглянем в наш устный журнал и перелистнём первую страницу.
  • Кто прочитает, на какую тему здесь подобраны пословицы?

1 страница: «Чтение –лучшее учение»

  • Книга – зеркало души.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Хорошая книга – лучший друг.
  • Кітап - алтын казына (Книга – кладовая золота).

Учитель: Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать её надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. А также мы должны бережно относиться к книге.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Входит Незнайка. В руках у него письмо.

  • Помогите мне ответить на вопросы. Что означает слово БИБЛИОТЕКА? Что такое ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРМУЛЯР?

Ответы ребят:

БИБЛИОТЕКА-  учреждение, которое собирает и хранит произведения для общественного пользования.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРМУЛЯР – это лист, книга, куда записываются сведения об авторе и название произведения, которое вы берёте.

Учитель: Так вот, Незнайка,  придя в библиотеку и заполнив свой читательский формуляр, ты сможешь пользоваться книгами из библиотеки и узнавать много нового.

Незнайка: А на чём была написана первая книга?

Ответы ребят:

  1. В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт, знания. Первая в истории человечества книга – это каменная книга наскальных изображений
  2. Люди, жившие много тысячелетий назад, применяли для письма глиняные плитки. Американские индейцы покрывали изображениями шкуру бизона.
  3. Передавать сообщения можно узелковым письмом. Наши далёкие предки, жители Великого Новгорода и других северных городов писали на бересте – верхнем слое коры.

Учитель: - А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – это учёба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учёбы, вы должны уметь помогать маме, сестре, брату. А сейчас предлагаю всем отгадать загадки о профессиях:

  1. Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его нелёгок и не прост

Как космонавт плывёт он среди звёзд.  (ВОДОЛАЗ)

2. Мастер, мастер, помоги-

 Прохудились сапоги

Забивай покрепче гвозди-

Мы пойдём сегодня в гости.

(САПОЖНИК)

3.Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней.  (ВРАЧ)

  1. Он не лётчик, не пилот

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету,

Дети, кто скажете это?

(КОСМОНАВТ)

Слово учителя.

Молодцы! А теперь мы с вами снова обращаемся к нашему журналу и перелистываем страницу.

  • На какую тему здесь подобраны пословицы? Прочитать.

3 страница: «Птица сильна крыльями, а человек - дружбой».

  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Друзья познаются в беде.
  • Жолдасын адастырған жолда қалар (Бросивший друга, без друзей останется.)
  • Друга ищи, а найдёшь – береги.

Хором: Будь сам другом, и тебе помогут в беде.

Учитель: Далее у нас пойдёт разговор о дружбе. Какие вы знаете пословицы о дружбе?

Ответы детей

Учитель: Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными

словами. Не давай прозвищ. Не причиняй им боли. Если ты за что-

нибудь обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть и простить ему обиду, не злись!

Инсценирование стихотворения (учитель, 2 ученика)

  • Кто кого обидел первым?
  • Он меня!
  • Нет, он меня!
  • Кто кого ударил первым?
  • Он меня!
  • Нет, он меня!
  • Вы же раньше так дружили?
  • Я дружил!
  • И я дружил!
  • Что же вы не поделили?
  • Я забыл! И я забыл!

Учитель: Иногда мальчики выражают дружеские чувства необычным способом. Послушайте шуточное стихотворение «Суровая дружба».

Ученик читает стихотворение:

Я стукнул Мишку по плечу,

Что мне с ним – интересно.

А он меня: «привет, молчун!»

Слегка портфелем треснул.

А я ему щелчок по лбу,

Что мол сегодня я приду.

Он сдачи дал поспешно

Мол приходи конечно.

У Мишки видели синяк?

Так это дружбы верный знак!

А у меня – две шишки,

Подарочек от Мишки,

Мы не девчонки «сю-сю-сю»,

Не ходим парой чинно.

Уж если дружит, так вовсю!

Сурово! Как мужчины!

Читают мальчики девочкам.

  1. Честно говоря, на вежливую, аккуратную девочку и посмотреть приятно. Такие девочки всегда немножко похожи на маленьких принцесс.

2.Вежливые девочки очень деликатно разговаривают со всеми знакомыми и незнакомыми людьми. Они никогда не кричат, не спорят и ссорятся, не произносят грубых некрасивых слов.

3.А какие они ловкие и умелые, эти девочки! Не хуже Золушек! Если девочка заметит, что на куртке у её друга оторвалась пуговица, она аккуратно пришьёт её.

4.Хорошая девочка никогда не капризничает. Она приветлива, весела, добра со всеми и заботливо относится к своим близким.

Девочки - мальчикам

  1. Каждому мальчику хочется быть похожим на сказочного принца или рыцаря. А сказочные принцы или рыцари очень-очень вежливы со всеми девочками и женщинами.

  1. Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе место женщине или девочке.

  1. Он никогда не усядется за стол, пока не займут свои места девочки.

  1. Конечно, же, рыцарь никогда не станет обижать девочек!

Учитель: Настоящий друг никогда не бросит в беде товарища. Будьте внимательны друг к другу, к своим родным и близким. Чуткий и отзывчивый человек никогда не окажется на месте героя  стихотворения Агния Барто «О человечестве».

Ученик читает:

А.Барто «О человечестве»

Готов для человечества

Он многое свершить.

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь)

Нет подходящих дел.

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляй с ней с утра)

она не человечество

а младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестрёнку младшую

На скверике пасти?

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел

А дома (что поделаешь)

Нет подходящих дел.

В углу ревёт сестра:

  • Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как поле с плугом,

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Учитель: А сейчас, ребята, давайте закончим наш разговор о дружбе песней «Настоящий друг».

Исполнение песни «Настоящий друг»

Учитель: И вот мы с вами подошли к последней странице нашего журнала. Давайте прочитаем, на какую тему данные пословицы.

4 страничка: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Родина мать, умей за неё постоять.
  • Отан  оттан да ыстык ( Родины тепло жарче огня).
  • Жить – Родине служить.

Учитель: Давайте прослушаем стихотворение о Родине, которое подготовил (а)_______________и исполним песню «Это для нас»

Чтение учеником стих-е о Родине (см. «Литературное чтение.               4 класс» стр. 218).

Исполнение песни о Родине «Это для нас».

Учитель: А сейчас я хотела бы проверить много ли вы знаете пословиц и как хорошо.

  1. Игра. По двум словам угадать всю пословицу:

Коса – камень (нашла коса на камень)

Лес – дрова (чем дальше в лес, тем больше дров).

Шило – мешок. (Шила в мешке не утаишь)

Дело - мастер (Дело мастера боится)

Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит).

  1. Игра. «Семь и один». Назвать пословицы, в которых есть числа 7 и 1.
  • Семеро одного не ждут
  • Семь раз отмерь, один отрежь
  • Семь бед, один ответ.
  • Семеро с ложкой один с сошкой.

Творческое задание: сочинить мини-стихотворение, посвящённое Родине

ИТОГ УРОКА.

Учитель: Теперь ребята подводим итог нашего урока. О чём мы сегодня говорили на нашем празднике? Действительно, благодаря пословицам наша речь становится образной, более богатой и мы более точно высказываем наши мысли.

На этом наш праздник закончился. Спасибо за внимание.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ Смежные и вертикальные углы

Задания по теме "Смежные и вертикальные углы" предназначены, прежде всего, для обучения школьников решению задач по только что изученному материалу, а также при повторении  курса геометрии 7 класс, пр...

Устный журнал по теме "Хлеб - всему голова".

«Устный журнал по теме «Хлеб – всему голова» для учащихся 5-7 классов»....

Подбор устных заданий по теме "Углы" при подготовке к ГИА

Задания отобраны из открытой базы данных ФИПИ для отработки навыков....

Пословица - всем делам помощница

Развитие речи, как отмечала Н.Д.Молдавская, понимается как формирование способности мыслить словесно-художественными образами. Овладение поэтической речью – основное условие успешности развития этой с...

Устный журнал: «Хлеб – всему голова»

О труде хлебороба все колосья поют-Значит, это особый, замечательный труд.И живут не случайно среди наших друзейКапитаны комбайнов, адмиралы полей!...

Детско-родительский досуг для детей старшего возраста «Пословица - всем делам помощница».

Реализация творческих способностей детей и родителей;Повышение  уровня компетентности родителей в развитии связной речи детей....